Олимпиадные задания с решениями

Астрономия 5 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1 (викторина)

Задания  а,  б  и  в  –  это  игра «Четвёртый –  лишний».  Что  в  каждом  случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?  

а) Малая Медведица, Большая Медведица, Орион, Кассиопея.

Ответ: Орион, т. к. он восходит и заходит, остальные созвездия незаходящие. Или:  Орион  виден  зимой,  остальные  созвездия  видны  в  любую  ясную  ночь. Вариант  ответа «остальные  расположены  близко  к  Полярной  звезде» оценивается как правильный.

б) 23 февраля, 21 марта, 22 июня, 23 сентября.

Ответ: 23  февраля –  календарный  праздник  среди  равноденствий  и солнцестояний.

 в) Луноход, марсоход, вездеход, юпитероход.

Ответ:  юпитероход.  Планетоходом  называют  колёсное  или  гусеничное средство передвижения по поверхности планеты. Поскольку у газового гиганта Юпитера твёрдой поверхности нет, юпитероходов не бывает.

 г)  В  названии  какой  планеты  спряталась  нота?  Укажите  номер  этой  ноты  на рисунке.

Ноты

Ответ: Земля. 6.

д) День Космических войск России отмечается ежегодно 4 октября. В честь
какого события была выбрана эта дата?

Ответ: 4 октября 1957 года был запущен в космос первый искусственный
спутник Земли.

Критерии оценивания: в пунктах а, б, в за каждый правильный ответ – 1 балл, каждое правильное обоснование – 1 балл; в пунктах г, д за полный ответ – 2 балла, частичный – 1 балл.

Максимум за задание – 10 баллов.

Задание 2 (словарик)

Что означают слова:

  • а) астероид;
  • б) галактика;
  • в) кратер?

Ответы:

  • а) астероид – небольшое (размером менее 500 км) космическое тело неправильной формы, обращающееся вокруг Солнца;
  • б) галактика – звёздная система, объединяющая миллиарды звёзд;
  • в)  кратер –  кольцеобразный  след от удара метеорита на поверхности планеты или спутника. Описание не ударного, а вулканического кратера засчитывается как правильный ответ.

Критерии  оценивания:  по  1  баллу  за  правильное (хотя  бы  своими  словами) объяснение значения каждого слова.

Максимум за задание – 3 балла.

 Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Ответы:

  1. Марс;
  2. комета;
  3. Земля.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимум за задание – 3 балла.

Задание 4

Когда световой день в Москве длиннее: 1 ноября или 1 февраля? Ответ поясните.

Ответ:  самый  короткий  день  в  Северном  полушарии –  день  зимнего солнцестояния, 22  декабря.  От 1  ноября  до 22  декабря  проходит 30 + 22 = 52 дня.  От 22  декабря  до 1  февраля  проходит 9 + 31 = 40  дней.

Поскольку 1 февраля ближе к зимнему солнцестоянию, 1 ноября световой день длиннее.

Вариант  решения: 21  марта  и 23  сентября,  в  дни  равноденствий, продолжительность  светового  дня  одинакова.  От 23  сентября  до 1  ноября проходит 7 + 30 = 37 дней. От 1 февраля до 21 марта проходит 28 + 21 = 49 дней.

Поскольку 1 ноября ближе к равноденствию, чем 1 февраля, 1 ноября световой день длиннее.

Критерии  оценивания:  за  правильный  ответ  с  полным  обоснованием – 4 балла;  за  правильный  ответ  без  использования  термина «зимнее солнцестояние»  – 3 балла; за правильный ответ с использованием дат весеннего и осеннего равноденствий – 3 балла; за правильный ответ с обоснованием без количественного  расчёта –  2 балла;  за  правильный  ответ  без  обоснования – 1 балл.

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 5

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька.

Какое  небесное  тело  описано  в  загадке?  Объясните  происходящие  с  ним перемены. Сделайте поясняющий рисунок.

Ответ: описана Луна, меняющая фазы. «Серебристый апельсин» – это полная Луна. Через неделю после полнолуния Луна будет в фазе последней четверти и будет  выглядеть  как  левая  половина  диска.  Причина  смены  фаз  Луны – изменение относительного расположения Солнца, Земли и Луны.

Критерии  оценивания:  за  полный  ответ  с  правильным  рисунком, показывающим  взаимное  расположение Солнца,  Земли  и Луны –  4  балла;  за полный  ответ  без  рисунка –  3 балла;  если  упомянута  смена  фаз  Луны  или нарисована форма её диска – 2 балла; за ответ типа «описана Луна» – 1 балл.

Максимум за задание – 4 балла.

Всего за работу – 24 балла.

Карта звёздного неба

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: