Олимпиадные задания с решениями

Биология 6 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Часть 3
  4. Часть 4
  5. Ответы
  6. Система оценивания

Часть 1

Содержание ↑

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1).

  1. Объектом изучения энтомологии является:

а) корова;

б) коровяк;

в) божья коровка;

г) бычий цепень.

  1. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать:

а) лупу;

б) бинокль;

в) микроскоп;

г) телескоп.

  1. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента с живым объектом;

г) наблюдения.

  1. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента;

г) наблюдения.

  1. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся:

а) сахар;

б) минеральные соли;

в) крахмал;

г) жиры.

  1. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков?

а) конфеты;

б) яблоко;

в) картофель;

г) творог.

  1. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ.

а) клетка состоит из тканей;

б) тело состоит из органов;

в) ткань состоит из органов;

г) ядро состоит из клеток.

  1. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы:

а) клеток потовых желёз;

б) нервных клеток;

в) клеток кровеносных сосудов;

г) клеток сальных желёз.

  1. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко – один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств:

а) проводящей ткани;

б) покровной ткани;

в) механической ткани;

г) ткани первичной коры корня.

  1. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству:

а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) бактерий.

Часть 2

Содержание ↑

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а–д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).

  1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним).

 

Ответы:

а) 3, 4, 2, 1, 5

б) 2, 3, 1, 4, 5

в) 3, 2, 4, 1, 5

г) 3, 4, 1, 5, 2

д) 1, 3, 4, 5, 2

 

  1. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии.

 

Ответы:

а) 1, 3, 5

б) 2, 4

в) 1, 2, 4

г) 3, 4, 5

д) 3, 4

  1. К биологическим наукам могут относиться:

1) ботаника;

4) астрономия;

2) биохимия;

5) генетика.

3) этнография;

Ответы:

а) 1, 2, 4

б) 1, 2, 3

в) 1, 2, 5

г) 2, 3, 5

д) 2, 4, 5

 

  1. Какие из растений могут образовать цветки?

1) кочанная капуста;

2) роза майская;

3) папоротник-орляк;

4) морковь посевная;

5) мох кукушкин лён.

Ответы:

а) 2, 3, 4

б) 2, 3, 5

в) 1, 2, 3

г) 1, 2, 5

д) 1, 2, 4

  1. К признакам живых организмов относятся:

1) испарение воды;

2) питание;

3) в химический состав входит кобальт;

4) рост;

5) раздражимость.

Ответы:

а) 1, 3, 4

б) 2, 3, 5

в) 2, 4, 5

г) 3, 4, 5

д) 1, 4, 5

Часть 3

Содержание ↑

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

  1. В организме человека молекул воды больше, чем молекул других веществ.
  2. Вирус – это самый маленький организм, состоящий из клеток.
  3. Подосиновики можно найти под осинами прежде всего потому, что под землёй грибы обрастают своими гифами корни осины и питаются за счёт дерева. Дерево получает от этих грибов минеральные вещества, которые корни осины не могут добыть самостоятельно (симбиоз). 
  4. Свет растениям нужен для процесса фотосинтеза, в ходе которого углекислый газ и вода превращаются в сахара.
  5. Лишайники, растущие на коре дерева, являются паразитами, которые высасывают соки из стволов и веток, что приводит к ослаблению растения.

Часть 4

Содержание ↑

На карте цифрами указаны географические точки.

Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1–5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру.

Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву.

А – ковыль; Б – баобаб; В – агава; Г – какао (шоколадное дерево); Д – брусника.

Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву.

Е – игрунковые обезьяны; Ж – жираф; З – большой тушканчик; И – гремучая змея; К – северный олень.

 

Ответы

Содержание ↑

Часть 1

1 2 3 4 5
в а б г в
6 7 8 9 10
г б б б в


Часть 2

1 2 3 4 5
а б в д в

 

Часть 3

Правильные суждения: 1; 3; 4.

Неправильные суждения: 2; 5.

Часть 4

Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Дождевой тропический лес
Географическая точка 3 4 2 5 1
Растения Д А В Б Г
Животные К З И Ж Е

 

Система оценивания

За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 10 баллов.

За каждый правильный ответ части II – 2 балла, всего за часть II – 10 баллов.

За каждый правильный ответ (верно/неверно) части III – 2 балла, всего за часть III – 10 баллов.

За каждый правильный ответ части IV – 2 балла, всего за часть IV – 30 баллов.

Содержание ↑

Максимальная оценка – 60 баллов.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: