Олимпиадные задания с решениями

Экология 10-11 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1. «Основы экологии. (9 баллов)»
  2. Задание 2. «Охрана окружающей среды» (7 баллов)
  3. Задание 3. «Численность популяций. (5 баллов)»
  4. Задание 4. « Охрана окружающей среды» (10 баллов)
  5. Задание 5. «Экология популяций» (4 балла)
  6. Задание 6. «Взаимодействие видов в экосистемах» (4 балла)
  7. Задание 7. «Экология популяций» (6 баллов)

Задания, ответы и критерии оценивания

В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий. Максимальноеколичество баллов – 45.

Задание 1. «Основы экологии. (9 баллов)»

Содержание ↑

Коротко ответьте на следующие вопросы.

  1. Как по-научному называют «санитаров планеты», разрушающих отмершиеостатки организмов и превращая их в неорганические и простейшиеорганические соединения?
  2. Какой важнейший фактор среды для аэробных организмов сосредоточен ватмосфере?
  3. Как называется замкнутый цикл процессов и явлений?
  4. Как называются виды живых организмов, которые имеют ограниченныйареал, представленный в пределах одной небольшой географической области?
  5. Как называется фактор среды, воздействие которого может выйти за пределывыносливости организма?
  6. Назовите группу абиотических факторов, связанных с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
  7. Как называют фактор среды, подразумевающий непосредственноевоздействие человека на какой-то организм или среду его обитания?
  8. Как называется наилучшее сочетание условий жизни?
  9. Что такое регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменениевремени года?

Правильный ответ: 1 – редуценты, 2 – кислород, 3 – круговорот, 4 – эндемики, 5 – ограничивающий (лимитирующий), 6 – климатические (метеорологические, погодные), 7 –антропогенный фактор, 8 – биологический оптимум, 9 – сезонный ритм(сезонный биоритм, циркадный ритм или суточный).

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.

Всего – 9 баллов.

Задание 2. «Охрана окружающей среды» (7 баллов)

Содержание ↑

Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующиеуменьшению скорости эрозионных процессов:

  1. переход на малоотходные технологии;
  2. организация заказников и заповедников;
  3. безотвальная и плоскорезная вспашка;
  4. вспашка поперёк склонов;
  5. регулирование снеготаяния;
  6. борьба с загрязнением воды, воздуха;
  7. создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных лесополос;
  8. обработка почвы с оборотом пласта;
  9. применение тяжёлой техники при обработке почвы;
  10. строительство прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;
  11. строительство земляных валов в местах активного водяного стока;
  12. строительство водоотводящих каналов в местообитаниях с повышенной влажностью.

Правильные утверждения – 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ. Если указаны неправильные мероприятия, как правильные, то 1 балл вычитается за каждый такой неправильно выбранный пункт. В итоге, если неправильно выбранных будет больше чем правильно выбранных, то результирующий балл будет равен нулю.

Всего – 7 баллов.

Задание 3. «Численность популяций. (5 баллов)»

Содержание ↑

Проанализируйте данные 2000 года о возрастном составе населения России (150 млн жителей) и Индонезии (190 млн жителей), приведённые в таблице ниже.

Возрастная группа Россия Индонезия
от 0 до 10 лет 21 млн 48 млн
от 11 до 20 лет 23 млн 37 млн
от 21 до 30 лет 22 млн 32 млн
от 31 до 40 лет 22 млн 25 млн
от 41 до 50 лет 22 млн 19 млн
от 51 до 60 лет 14 млн 13 млн
от 61 до 70 лет 16 млн 8 млн
от 71 до 80 лет 8 млн 6 млн
от 81 и старше 2 млн 2 млн

Используя материалы таблицы, ответьте на следующие вопросы.

  1. Рассчитайте долю (в %) молодёжи (возраст от 0 до 30 лет) в России и в Индонезии.
  2. Численность населения какой страны будет заметно расти в будущем и почему?
  3. Численность населения какой страны скорее всего стабильна и не имеет выраженной тенденции к росту? Объясните почему.
  4. Почему в возрастной пирамиде населения России группа от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем в предыдущей и последующей группах?
  5. В какой стране возрастные группы людей наиболее сильно отличаются между собой по численности населения? С чем на Ваш взгляд это может быть связано?

Правильный ответ:

  1. В России 44 %, в Индонезии 62 %.
  2. Индонезии. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)заметно выше, чем в последующих категориях.
  3. России. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)чуть меньше, чем в последующих категориях.
  4. Люди этой группы родились в 40–50-х годах. В это время из-за Второймировой войны, голода и разрухи в стране была высокая смертностьрепродуктивной части населения, поэтому доля родившихся была значительноменьше, чем в соседние десятилетия (30–40-е и 50–60-е годы).
  5. В Индонезии. В этой стране больше рождается детей и меньше выживаетлюдей старших возрастов. Поэтому по сравнению с Россией сильнее почисленности отличаются разные возрастные группы. Это характерно для странс быстро растущим населением.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.

Всего – 5 баллов.

Задание 4. « Охрана окружающей среды» (10 баллов)

Содержание ↑

Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие наприроду и человека». В центральную колонку впишите основные источники,выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонкеопишите опасность, которую представляют эти вещества для природы издоровья человека. При заполнении таблицы имейте в виду, что некоторыеисточники загрязнения могут относиться к нескольким видам веществ,загрязняющих атмосферу.

Источники, загрязняющие атмосферу:

  1. транспорт;
  2. предприятия, обрабатывающей промышленности;
  3. цементные заводы;
  4. аварии на атомных реакторах;
  5. производство, на котором сжигается уголь, сланцы, нефтепродукты;
  6. сжигание торфа и древесины;
  7. производство и транспортировка атомного оружия;
  8. производство железа, меди;
  9. производство серной кислоты;
  10. производство азотной кислоты;
  11. теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле, торфе и мазуте;
  12. испытания атомных и водородных бомб.

 

Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Воздействие загрязнителей на природу и человека
Оксиды углерода (СО, СО2)
Оксиды серы (SO3, SO2)
Оксиды азота (NO, NO2)
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.)
Радиоактивные вещества

 

Правильный ответ:

Вещества, загрязняющие атмосферу Основные источники загрязнений Воздействие загрязнителей на природу и человека
Оксиды углерода (СО, СО2) 1) транспорт;

2) сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов;

3) сжигание торфа и древесины

Вызывают парниковый эффект
Оксиды серы (SO3, SO2) 1) Сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов;

2) производство железа, меди;

3) производство серной кислоты.

4) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте

Вызывают кислотные дож ди, смог Лондонского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы
Оксиды азота (NO, NO2) 1) транспорт;

2) производство азотной кислоты.

3) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте;

Вызывают кислотные дожди, смог Лос Анджелесского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы.
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.) 1) промышленные пред приятия;

2) транспорт;

3) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте;

4) цементные заводы

Вызывают отражение сол нечных лучей от Земли, уменьшают нагрев поверх ности.Затрудняют фотосинтез у растений. Увеличивают вероятность заболеваний дыхательной системы человека и живот ных
Радиоактивные вещества 1) испытания атомных и водородных бомб;

2) изготовление и транс портировка атомного ору жия;

3) аварии на атомных реакторах

Вызывают мутационные процессы, угрожают жизни и здоровью живых существ

Оценивание: по 1 баллу за каждую верно заполненную ячейку таблицы.

В столбике «Основные источники загрязнения» верно заполненной ячейкойсчитается та, в которой правильно указано два и более источника загрязнения.

В столбике «Воздействие загрязнителей на природу и человека» вернозаполненной ячейкой считается та, в которой правильно указана одна или болееиз опасностей, которую представляют эти вещества.

Всего – 10 баллов.

Задание 5. «Экология популяций» (4 балла)

Содержание ↑

Приведите по несколько примеров организмов в каждом пункте, которыеимеют островной тип распределения популяций:

  • а) среди водных организмов (от 2 до 4 примеров);
  • б) среди сухопутных организмов (от 2 до 4 примеров).

Примеры правильных ответов:

а) озёрные обитатели: карась, щука, дафнии, циклопы и т. д. Можно привестипримеры и морских организмов – например рыбы и беспозвоночныеАральского, Каспийского морей.

б) обитатели настоящих островов: командорский песец, сахалинский медведь.Здесь же можно указать обитателей оазисов в пустыне: финиковая пальма,влаголюбивые растения, влаголюбивые грызуны, ящерицы, черепахи и т. д.

Также можно упомянуть животных, которые фрагментировали свой ареал из-задеятельности человека (зубр, бизон, дальневосточный леопард, киви и другие).

Оценивание: по 1 баллу за 1–2 примера и 2 балла за 3–4 примера отдельно длякаждого подпункта вопроса.

Всего – 4 балла.

Задание 6. «Взаимодействие видов в экосистемах» (4 балла)

Содержание ↑

Компонентами экосистемы пресноводного водоёма могут быть:

  • рыбы;
  • бактерии;
  • дафнии, моллюски;
  • водоросли и высшие водные растения;
  • простейшие – инфузории;
  • грибы.

Изобразите схему потоков вещества и энергии в экосистеме водоёма. Блоками выделите её компоненты, а стрелочками (направленными как в одну сторону, так и в обе) потоки вещества и энергии. Объясните, почему исключение некоторых элементов, например, мелких беспозвоночных животных, из этой схемы приведёт к резкому нарушению равновесия данной экосистемы.

Правильный ответ:

Итоговая схема:

Исключение дафний, моллюсков и инфузорий из этой экосистемы приведёт с одной стороны к исчезновению кормовой базы для рыб и, соответственно, их гибели, а с другой к сильному разрастанию водорослей и высших водных растений (вода зацветёт).

Оценивание: 1 балл за 1–4 правильно расставленные стрелки (в том числе и с правильным их направлением), 2 балла за 5–8 правильно расставленных стрелок, 3 балла за 9–12 правильно расставленных стрелок. Обоюдоострые стрелки считаются за две!

Плюс 1 балл за правильное объяснение про исключение дафний, моллюсков и инфузорий.

Всего – 4 балла.

Задание 7. «Экология популяций» (6 баллов)

Содержание ↑

В природе биоценозы с течением времени изменяются и преобразуются.

Опишите общие закономерности саморазвития экосистем, не испытывающих негативного влияния антропогенных факторов.

Правильный ответ:

Правильный ответ должен включать следующие пункты:

  1. постепенное увеличение видового разнообразия;
  2. смена доминирующих видов;
  3. усложнение цепей питания;
  4. усиление взаимовыгодных связей;
  5. увеличение общей биомассы и продукции сообщества;
  6. увеличение расхода продукции в цепях питания.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильно указанный пункт.

Содержание ↑

Всего – 6 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: