Олимпиадные задания с решениями

Экология 10-11 классы, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

В  итоговую  оценку  суммируются  все  баллы  за шесть  заданий. Максимальное количество баллов – 30.

 Задание1. «Основы экологии» (5 баллов)

Решите,  правильны  ли  предложенные  утверждения.  Перечислите  отдельно номера правильных суждений и отдельно – неправильных.

  1. Организм хозяина является для паразита средой обитания.
  2. Воздух относится к биотическим факторам среды.
  3. Рельеф относится к абиотическим факторам среды.
  4. Росянка – это влаголюбивое растение.
  5. Длина пищевой  цепи  лимитируется  потерей  энергии  на  каждом  пищевом уровне.
  6. Взаимоотношения человека и бычьего цепня есть пример симбиоза.
  7. Организмы в экосистеме, потребляющие готовые органические вещества, называют продуцентами.
  8. К биогенным макроэлементам относится углерод.
  9. Устойчивость биосферы  обеспечивается  хозяйственной  деятельностью человека.
  10. Сукцессия – это постоянное функционирование экосистемы.

Верные высказывания: 1, 3, 4, 5, 8; неверные высказывания: 2, 6, 7, 9, 10.

Оценивание: 5  баллов  за 10  правильных  ответов 4  балла  за 8  правильных ответов. 3  балла  за 6  правильных  ответов. 2  балла  за 4  правильных  ответа. 1 балл за 2 правильных ответа.

Всего – 5 баллов.

Задание 2. «Организм и среда» (6 баллов)

Опишите,  какие  экологические  особенности  имеют  гомойотермные (теплокровные) организмы по сравнению с пойкилотермными (холоднокровными)?

Правильный ответ:

  • постоянная внутренняя  температура  тела  позволяет  гомойтермным  животным  оставаться  активными  вне  зависимости  от  колебаний  температуры окружающей среды;
  • постоянная внутренняя  температура  тела  позволяет  заселять  пространства с холодным климатом;
  • гомойотермным животным требуется большее количество пищи, так как их биохимические реакции  протекают  с высокой  скоростью,  что  увеличивает скорость обмена веществ.
  • Гомойотермным животным сложнее адаптироваться к водной среде, так как она обладает высокой теплоемкостью и  теплопроводностью и быстро отводит много теплоты от организма.

Оценивание: 5–6  баллов (в  зависимости  от  полноты  ответа)  за  четыре описанных особенности, 3–4 балла за две описанных особенности. 1–2 балла за одну  из перечисленных особенностей.

Всего – 6 баллов.

Задание 3. «Взаимоотношения организмов» (5 баллов)

Составьте  пары  организмов  из  списка,  указанного  ниже,  которые  в  природе могут  находиться  в  мутуалистических  отношениях  между  собой.  Названия организмов можно использовать только один раз.

Пчела, гриб подберёзовик, актиния, берёза, рак-отшельник, дуб, клевер, сойка, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Правильные ответы:

  1. Пчела – липа;
  2. гриб подберёзовик – берёза;
  3. актиния – рак-отшельник;
  4. дуб – сойка;
  5. клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Оценивание: по 1 баллу за каждую правильную пару.

Всего – 5 баллов.

Задание 4. «Правила экологической пирамиды» (4 балла)

Зная  правило  десяти  процентов,  рассчитайте,  сколько  понадобится  фитопланктона,  чтобы  выросла  одна  щука  весом 10  кг (пищевая  цепь:  фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что  на  каждом  трофическом  уровне  всегда  поедаются  только  представители предыдущего уровня. Напишите, как Вы это рассчитали.

Правильные ответы:

100 000 кг (100 тонн).

Расчёт: 10  кг  щуки  требует  наличия 100  кг  окуней (на  каждый  следующий уровень переходит только 10 %), 1000 кг мелкой рыбы, 10 000 кг зоопланктона, 100 000 кг фитопланктона.

Оценивание: 4  балла  за  правильный  ответ  с  полным  описанием  расчётов. 2 балла за правильный ответ, но нечёткие или неправильные расчёты.

Всего – 4 балла.

Задание 5. «Численность популяций» (7 баллов)

Посмотрите  на  график,  составленный  по  результатам  переписи  населения России  на 2014  год.  Там  указана  численность  мужчин  и  женщин (горизонтальная шкала) разных возрастов (вертикальная шкала). С чем связаны возможные  причины  резкого  снижения  численности  мужчин  и  женщин  возрастных периодов, указанных стрелками 1 и 2? Почему численность женщин от 70 и старше лет в целом выше по сравнению с мужчинами?

Диаграма Численность и состав населения

Правильные ответы:

Стрелка  №1  указывает  на  поколение  людей,  родившихся  во  время  Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Расчёт: 2014 – 70 = 1944. Соответственно численность  этой  возрастной  группы  сильно  ниже  вследствие  войны.  Более высокая  численность  женщин  в  России  старше 70  лет  связана  с  их  большей продолжительностью жизни по сравнению с мужчинами, а также с тем, что те мужчины,  которые  в  войну  были  уже  подростками  или  юношами,  чаще погибали в боевых действиях.

Стрелка №2  указывает  на  поколение  людей,  родившихся  в 90-е  годы 20  века сразу после распада СССР. Расчёт: 2014 – 20 = 1994. Рождаемость в этот период была  в  целом  крайне  низкая.  Соответственно  соотношение  числа  мужчин  и женщин примерно одинаковое.

Оценивание: 7  баллов  за  полностью  правильный  ответ.  Из  них 1  балл  за правильное понимание графика, т.е. определение года рождения в 1 и 2 случае (1944 и 1994 гг.), 2 балла за объяснение первого провала численности, 2 балла за объяснение  второго провала численности и 2 балла  за  объяснение разницы в численности мужчин и женщин старше 70 лет.

Всего – 7 баллов.

Задание 6. «Воздействие человека на экосистемы» (3 балла)

Вставьте пропущенные слова.

Агроценоз  представляет  собой  искусственный _____________,  возникший  в результате __________________. Агроценозы могут существовать только при постоянных затратах _____________ со стороны человека.

Правильные ответы:

Биоценоз, деятельности человека, энергии

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Всего – 3 балла.

 

Класс: , / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: