Олимпиадные задания с решениями

Экология 5-6 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1 «Человек и окружающая среда» (5 баллов)
  2. Задание 2  «Живые организмы и человек» (6 баллов)
  3. Задание 3 «Влияние внешних факторов на организмы» (9 баллов)
  4. Задание 4 «Экология в городской среде» (3 балла)
  5. Задание 5 «Охрана природы» (3 балла)
  6. Задание 6 «Человек и окружающая среда» (3 балла)
  7. Задание 7 «Пищевые связи в экосистемах» (6 баллов)

Задания, ответы и критерии оценивания

В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий.

Максимальное количество баллов – 35.

Задание 1 «Человек и окружающая среда» (5 баллов)

Содержание ↑

Человек активно использует природные ресурсы для своей жизни. Выберите изпредложенного списка 5 исчерпаемых быстро невозобновляемых ресурсов нанашей планете:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферныйвоздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды,почва, солнечная энергия, природный газ, поваренная соль, леса, солнечныйсвет, млекопитающие, торф, жемчуг.

Правильный ответ: Уголь, нефть, железосодержащие руды, природный газ, торф.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Всего – 5 баллов.

Задание 2 «Живые организмы и человек» (6 баллов)

Содержание ↑

Назовите минимум 2 вида птиц, живущих в центре и на севере России, которыенесколько десятилетий тому назад улетали на зиму на юг, а сейчас могут житьв течение всего года в крупных городах, например, в Москве. Объясните,почему такое стало возможно?

Правильный ответ: Обыкновенный грач, утка-кряква, огарь. Ещё можно назвать единичнозимующие виды: хохлатая чернеть, гоголь, сизая чайка, серая цапля, чомга(большая поганка). Это связано с тем, что:

  1. в городских условиях зимой много доступной пищи – увеличилось числопомоек и свалок;
  2. существуют места, где можно относительно безопасно дневать и ночевать –парки и скверы, незамерзающие водоёмы;
  3. более тёплый климат, особенно в крупных городах, по сравнению с окрестными территориями;
  4. некоторые виды стали более терпимо относиться к соседству человека ифактору беспокойства с его стороны.

Оценивание: 1 балл за 1–2 правильно названных вида или 2 балла за 3 и болееправильно названных вида. Плюс к этому: по 1 баллу за каждый правильныйпункт объяснения указанного явления.

Всего – 6 баллов.

Задание 3 «Влияние внешних факторов на организмы» (9 баллов)

Содержание ↑

В негативных условиях окружающей среды живые организмы используют разные способы выживания: избегание, подчинение и сопротивление.

Распределите ниже приведённые примеры по этим способам выживания:

а) осенние перелёты птиц с северных мест гнездования в южные регионызимовок;

б) переход в состояние спор у бактерий при понижении температуры среды;

в) активная жизнь белых сов полярной зимой при температуре – 40° С;

г) зимняя спячка бурых медведей;

д) нагревание тела верблюда днём на жаре с 37° С до 41° С, и остывание егоночью до 37° С;

е) нахождение человека в бане при температуре в 100° С, при этом его внутренняя температура остаётся прежней – около 36,6° С;

ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80° С;

з) пережидание или ночевка рябчиков во время сильных морозов в толще снега.

и) прекращение гнездования птицами из-за постоянного присутствия человека

Правильный ответ:

Избегание – а, з, и.

Подчинение – б, г, д.

Сопротивление – в, е, ж.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Всего – 9 баллов.

Задание 4 «Экология в городской среде» (3 балла)

Содержание ↑

Собранный зимой на территории Москвы снег дорожные службы вывозят. Кудаего можно вывозить и выгружать? Выберите правильный ответ и обоснуйтеего:

а) на поле;

б) в реку или озеро;

в) на снегоплавильную установку;

г) в любое место.

Правильный ответ:

в) на снегоплавильную установку.

Обоснование: это позволит уменьшить площадь загрязнения вредными веществами, накопленными в городском снеге(1) или во втором случае очистить растаявший снег от вредных примесей (2).

Оценивание: 1 балл за правильно выбранный ответ. По 1 баллу за каждый изпунктов обоснования, отмеченных в скобках.

Всего – 3 балла.

Задание 5 «Охрана природы» (3 балла)

Содержание ↑

Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – этоважное для охраны природы мероприятие.

Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

  1. Повторное использование металлолома и макулатуры позволяет значительноуменьшить изъятие руды и деревьев из природы, это особенно важно дляневозобновляемых (металлы) и ограниченных природных ресурсов (леса).
  2. Экономится само сырьё, энергия для его обработки и человеческий труд.
  3. Уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т. д.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа.

Всего – 3 балла.

Задание 6 «Человек и окружающая среда» (3 балла)

Содержание ↑

Почему в национальных парках и на заповедных территориях посетителямможно ходить только по специальным тропинкам или дорожкам? Почему этотребование особенно строго должно соблюдаться в горах или приморскихрайонах с дюнами?

Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:

  1. На заповедных территориях тропинки специально прокладывают по темместам, где посетители не могут потревожить охраняемых животных илислучайно затоптать редкие растения.
  2. Хождение по тропинкам уменьшает вытаптывание подстилки и нарушениепочвенных горизонтов, что также влияет на различные виды растений иживотных.
  3. В горах тропинки формируют таким образом, чтобы уменьшить смыв почвысо склонов, который наблюдается при хождении посетителей и нарушениитравяного покрова. В дюнах тропинки позволяют предотвратить ветровуюэрозию и нарушение растительного покрова, который эту эрозию сдерживает.

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа.

Всего – 3 балла.

Задание 7 «Пищевые связи в экосистемах» (6 баллов)

Содержание ↑

Заполните пропуски в предложенных пищевых цепочках:

а) ? – обыкновенная полёвка – обыкновенная неясыть

б) луговые растения – ? – землеройка – полевой лунь

в) хвоя сосны – сосновый шелкопряд – ? – ястреб

г) нектар – муха – ? – землеройка – сова

д) коровий помёт – личинка мухи – ? – ястреб-перепелятник

е) листовая подстилка – ? – землеройка – горностай

Правильные комбинации (в скобках дополнительные правильные варианты):

а) трава (осока, злаки и т. п. – вид не важен, но желательно относящийсяк луговому сообществу) – обыкновенная полёвка – обыкновенная неясыть

б) луговые растения – кузнечики (кобылки, листоеды, клопы, цикады и др.) –землеройка – полевой лунь

в) хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица (пищуха, дрозд и т. п.– любые насекомоядные виды воробьинообразных, живущие в хвойных илисмешанных лесах) – ястреб

г) нектар – муха – паук (жужелица) – землеройка – сова

д) коровий помет – личинка мухи – скворец (дрозд и т. п. – любые мелкие исредние по размеру насекомоядные виды воробьинообразных, обитающие наоткрытых пространствах) – ястреб-перепелятник

е) листовая подстилка – дождевой червь (кивсяк, личинка жука-хруща) –землеройка – горностай

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Содержание ↑

Всего – 6 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: