Олимпиадные задания с решениями

Экология 9 классы, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

В  итоговую  оценку  суммируются  все  баллы  за  семь  заданий. Максимальное количество баллов – 25.

Задание 1. «Взаимодействие организмов» (5 баллов)

Животные, поедая растения, могут приносить им не только вред, но и пользу. Опишите такие примеры.

Правильный ответ:

Насекомые-опылители (бабочки,  осы, шмели  и  т. д.)  способствуют  перекрёстному  опылению  цветковых (покрытосеменных)  растений;  питаясь  плодами, птицы (дрозды,  голуби,  снегири,  свиристели  и  т.д.)  и  млекопитающие (орангутанг,  гиббоны,  лори,  лемуры,  крыланы,  некоторые  летучие  мыши  и грызуны) способствуют распространению семян; продукты жизнедеятельности животных  служат  удобрением  для  почвы,  в  которой живут  растения (органическое питание).

Оценивание:  по 1  баллу  за  каждый  из  трёх  правильных  пунктов  в  ответе. 2 балла за правильные приведённые примеры (хотя бы по одному для каждого примера).

Всего – 5 баллов.

Задание 2. Влияние факторов на организм. (3 балла)

На графике изображено влияние солёности воды на биологическую активность (выживаемость)  трёх  различных  видов  рыб.  Проанализируйте  график  и опишите,  как  реагирует  каждый  из  трёх  видов  на  различные  показатели солёности воды.

График влияния солёности воды на биологическую активность Карася, Калюшки, Камбалы

Правильный ответ:

Карась  и  камбала  могут  обитать  в  узком  диапазоне  солёности (являются стенобионтами).  При  этом  карась  предпочитает  пресные  или  очень  слабо солёные  воды,  а камбала, наоборот, их избегает и  встречается исключительно в солёной воде. В отличие от них колюшка обитает в очень широком диапазоне (эврибионт) солёности, который перекрывает диапазоны карася и камбалы.

Оценивание: по 1 баллу за описание каждого из трёх видов.

Всего – 3 балла.

Задание 3. «Сообщества организмов» (2 балла)

Степь – это обширное безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью в полосе сухого климата. Что начнёт происходить с этой экосистемой, если истребить всех обитающих там копытных?

Правильный ответ:

Степь  постепенно  будет  зарастать  и  превращаться  в  лесостепные,  а  потом, возможно,  в  лесные  сообщества (это  краткий  ответ).  Это  связано  с  тем,  что в результате  накопления  подстилки  и  образования мощного  слоя  дёрна,  сразу начнут активно расти более влаголюбивые виды злаков, молодые кустарники и деревья,  которые  до  этого  постоянно  выедались  копытными.  Первая  плюс вторая часть – это полный ответ.

Оценивание: 2 балла за полный правильный ответ. 1 балл за краткий ответ.

Всего – 2 балла. 

Задание 4. «Взаимодействие видов» (5 баллов)

Известно,  что  многие  цветки  растений  опыляются  насекомыми.  Какие  ещё животные  могут  это  делать?  Что  помогает  им  доставать  нектар  и  пыльцу  из цветка?

Правильный ответ:

В опылении также могут участвовать:

  1. птицы (колибри, нектарницы и медососы);
  2. летучие мыши;
  3. грызуны;
  4. некоторые сумчатые в Австралии (кускусы или поссумы);
  5. лемуры на Мадагаскаре.

Доставать  нектар  и  пыльцу  из  цветка  им  помогает  способность  подлетать к цветку (птицы,  летучие  мыши),  длинная  мордочка  или  клюв (грызуны, сумчатые и птицы), длинный язык (летучие мыши) и цепкие пальцы на лапах (грызуны, лемуры, сумчатые).

Оценивание: 5  баллов  за  правильный  ответ,  где  указаны  минимум 4  группы животных и описаны их приспособления. 4 балла за неполный ответ – минимум 3 примера или не  все приспособления. 2  балла  за 2 примера. 1  балл –  только один пример и описание (например, только о колибри).

Всего – 5 баллов.

Задание 5. «Приспособления организмов к среде обитания» (2 балла)

Очень низкие и очень высокие температуры часто являются губительными для микроорганизмов.  Объясните,  почему  в  больницах  и  поликлиниках  инструменты  стерилизуют  кипячением  или  нагреванием  в  автоклавах  при  высоком давлении, а не путём промораживания?

Правильный ответ:

В  природе,  естественные  низкие  температуры  воздействуют  на  организмы регулярно. Покоящиеся стадии (споры, цисты) сформировались как приспособление  к  перенесению  глубокое  промораживание.  При  нагревании  до температуры кипения погибают как  активные микроорганизмы и простейшие, так и их покоящиеся стадии.

Оценивание: 2  балла  за  полный  правильный  ответ. 1  балл  за  недостаточно точный ответ или за 1 правильный пункт (промораживание или нагревание).

Всего – 2 балла.

Задание 6. «Приспособления организмов к среде обитания» (3 балла)

Мелкие планктонные растения и животные имеют очень разнообразную и часто причудливую форму тела. Рассмотрите рисунок и решите, какая есть у них всех общая черта, связанная с внешним строением и помогающая им обитать в воде.

Рисунок Мелкие планктонные растения и животные

Правильный ответ:

У  всех  планктонных  животных  увеличена  площадь  поверхности  за  счёт разнообразных  выростов  на  поверхности  тела  или  большой  длины,  что позволяет  им  парить   в  толще  воды.  Кроме  этого,  у  них  часто  есть  газовые пузырьки  и  капли  масла  в  цитоплазме,  которые  позволяют  уменьшить плотность тела.

Оценивание: 2  балла  за  полный  правильный  ответ. 1  балл  за  недостаточно точный или правильный ответ. Один дополнительный балл дается за указание на то, как именно они увеличивают площадь тела (ракообразные – ветвящимися антеннами, водоросли – сильно разветвлённым талломом).

Всего – 3 балла.

 Задание 7. «Природа и человек» (5 баллов)

Объясните,  почему  в  черте  города  заболеваемость  деревьев  выше,  а  продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности?

Правильный ответ:

Это  связано  с  повышенным  содержанием  вредных  соединений  в  атмосфере  и почве города; сильной запыленностью, которая ухудшает фотосинтез; нарушением  воздухо-  и  водообмена  в  почве  при  строительстве  дорог  и  укладке асфальта;  засолённостью  почвы;  с  отсутствием  в  почве  нужного  количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов.

Оценивание:  по 1  баллу  за  формулировку  каждого  из 5  правильных  пунктов (выделены чертой) в ответе.

Всего – 5 баллов.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: