Олимпиадные задания с решениями

География 11 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Практическая часть

Часть 1

  1. Выберите правильное соответствие: наука – объект её изучения.
    • а)  демография – народы
    • б)  геоморфология – внутреннее строение Земли
    • в)  ландшафтоведение – формы рельефа
    • г)  лимнология – озёра
  1. Выберите правильное утверждение.
    • а)  Сила Кориолиса в Южном и Северном полушариях направлена в одну сторону.
    • б) Продолжительность дня и ночи в течение года  одинаковы  только на экваторе.
    • в)  Наклон земной оси к плоскости орбиты составляет 23,5°.
    • г)  Сила тяжести на Земле уменьшается от экватора к полюсам.
  1. Назовите географический объект, который был открыт в XX веке.
    • а)  остров Врангеля
    • б) Новосибирские острова
    • в)  острова Северная Земля
    • г)  острова Шпицберген
  1. Какую длину на карте масштаба 1:30 000 будет иметь путь в 3 км?
    • а) 1 см    
    • б) 10 см
    • в) 100 см
    • г) 0,1 см
  1. Особый тип охраняемых территорий, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории, называется
    • а)  заповедником
    • б)  заказником
    • в)  национальным природным парком
    • г)  биосферным заповедником
  1. Выберите верное утверждение.
    • а)  Примером рационального природопользования является осушение болот в верховьях рек.
    • б) Природный газ – возобновимый вид природных ресурсов.
    • в)  Образование кислотных дождей связано с загрязнением воздуха выбросами предприятий цветной металлургии.
    • г)  Распашка склонов способствует их защите от эрозии.
  1. Выберите верное утверждение о Москве.
    • а)  Московская агломерация может служить примером конурбации.
    • б) Для Москвы характерна ложная урбанизация.
    • в)  Рост Москвы осуществляется в Юго-Восточном направлении.
    • г)  Москва граничит с двумя субъектами Российской Федерации.
  1. Выберите верное соответствие: субъект Российской Федерации – угольный бассейн, расположенный на его территории.
    • а)  Архангельская область – Печорский бассейн
    • б) Краснодарский край – Донецкий бассейн
    • в)  Краснодарский край – Кузнецкий бассейн
    • г)  Республика Хакасия – Минусинский бассейн
  1. Выберите верное соответствие: центр цветной металлургии –  металл, производимый на расположенном в нём предприятии.
    • а)  Норильск – цинк
    • б) Волгоград – медь
    • в)  Челябинск – алюминий
    • г)  Мончегорск – никель
  1. Производство какого вида химической продукции объединяет следующие центры промышленности: Ярославль, Киров, Всеволожск, Нижнекамск?
    • а)  шины
    • б)  химические волокна
    • в)  азотные удобрения
    • г)  калийные удобрения
  1. Выберите вариант, где правильно указаны столицы монархий.
    • а)  Оттава, Нью-Дели, Абуджа, Эр-Рияд
    • б)  Рабат, Стокгольм, Пномпень, Тхимпху
    • в)  Нукуалофа, Масеру, Джакарта, Тегеран
    • г)  Богота, Виндхук, Сеул, Тегусигальпа
  1. Выберите правильное соответствие: новое название страны –  старое название страны.
    • а)  Бангладеш – Западный Пакистан
    • б)  Бенин – Золотой берег
    • в)  Камбоджа – Кампучия
    • г)  Малави – Северная Родезия
  1. Назовите архипелаг, являющийся суверенным государством.
    • а)  Бермудские острова
    • б) Андаманские острова
    • в)  Сейшельские острова
    • г)  Марианские острова
  1. Выберите вариант, где указаны страны, имеющие наибольшую долю городского населения среди названных государств.
    • а)  Бельгия, Бразилия, Саудовская Аравия
    • б)  Россия, США, Индия
    • в)  Китай, Австралия, Япония
    • г)  Эфиопия, ЮАР, Непал
  1. Выберите верное соответствие: страна – народ – религия.
    • а)  Филиппины – висайя – католицизм
    • б) Иран – кхмеры – ислам
    • в) Шри-Ланка – сингалы – индуизм
    • г)  Индонезия – яванцы – буддизм
  1. Выберите верную характеристику миграции населения из Сирии и Ирака в Европу.
    • а)  принудительная, организационная, религиозная
    • б)  добровольная, стихийная, этническая
    • в)  вынужденная, стихийная, социально-экономическая
    • г)  вынужденная, организационная, экологическая
  1. Определите техническую культуру по доле её валового сбора в странах-лидерах в 2014 г: Россия – 17%, Франция – 13%, США – 12%, Германия – 10%, Украина – 7%.
    • а)  Подсолнечник     
    • б) картофель
    • в) сахарная свёкла
    • г) лён
  1. Определите верное соответствие: продукция – страна-лидер по её производству.
    • а)  железная руда – Бразилия    
    • б) алюминий – Австралия
    • в) автомобили – Япония
    • г) электроэнергия – Китай
  1. Назовите национальный парк, где можно увидеть обитателей африканских саванн.
    • а)  Какаду    
    • б) Серенгети
    • в) Лос-Гласьярес
    • г) Тикаль
  1. Выберите верное соответствие: объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО – страна, в которой он расположен.
    • а)  доиспанский город Чичен-Ица – Гватемала
    • б)  монастыри Метеоры – Болгария
    • в)  храмовый комплекс Боробудур – Индонезия
    • г)  город Куско – Боливия

Ответы

Содержание ↑

 12345
гбвбв
678910
вгггА
1112131415
бвваа
1617181920
ввгбв

За каждый правильный ответ – 2 балл. Максимум –  40 баллов.

Часть 2

Задание 1

(максимум 30 баллов)

Содержание ↑

В логических цепочках собраны географические объекты, понятия и названия, связанные с темой «Природные ресурсы». Определите, к каким видам природных ресурсов по происхождению (генетическая классификация)  будет относиться каждая цепочка. Укажите, какой из объектов в цепочке «лишний»,  объясните почему и предложите свой вариант для его замены.

  1. нефть – природный газ – бурый уголь – торф – урановые руды
  2. Конго – Енисей – Янцзы – Меконг – Брахмапутра
  3. Менделеевская –  Мутновская  –  Океанская  –  Рейкьянес  –  Верхне-Мутновская
  4. Россия – Бразилия – Мьянма – ДР Конго – Эквадор
  5. ветровая эрозия –  вторичное засоление  –  мелиорация  –  иссушение  – подкисление

Ответы и критерии оценивания

Таблица (30 баллов)

Содержание ↑

ВНИМАНИЕ!  Если ученик предлагает своё решение задачи, и оно не противоречит условиям задания, баллы следует выставлять. Если объяснение «белой вороны» (четвёртая колонка) неполное, выставляется 1 балл.

 

Название группы природных ресурсов,  к которым относятся логические цепочки (2 балла)«Белая ворона» (1 балл)Объяснение «белой вороны» (2 балла)Продолжение логического ряда без «белой вороны» (1 балл)
1Минеральные/ полезные ископаемыеурановые рудыУрановые руды относятся к рудным полезным ископаемым,  все остальные – неметаллыгорючие сланцы, каменный уголь
2Водные/гидроэнергетическиеКонгоВсе перечисленные полноводные реки, входящие в первую десятку, расположены  в Евразии, Конго –  в АфрикеЛена, Ганг
3Геотермальные/ гидротермальные/паротермальные/петротермальныеРейкьянесВсе ГеоЭС находятся в России, Рейкьянес – в ИсландииПаужетская
4 Лесные/ биологические/ ресурсы растительного мираРоссия Российские леса расположены  в северном лесном поясе, все остальные –  в южномлюбая страна, входящая  в южный лесной пояс
5Почвенные/ земельныемелиорация Мелиорация не является процессом, приводящим  к дегумификации и деградации почвлюбой процесс, приводящий  к снижению плодородия и деградации почв, например водная эрозия, осолонение

Задание 2

(максимум 30 баллов)

Содержание ↑

Определите полуостров по описанию в тексте и ответьте на вопросы.  Третий по площади полуостров части света крупнейшего по площади материка планеты. Его название с языка одного народа тюркской группы, относящегося к крупной языковой семье, можно перевести на русский язык как «лесистые горы». На полуострове расположено 12 суверенных государств и одно не признанное нашей страной государство. До 1991 года здесь существовало федеративное государство, которое включало шесть современных суверенных государств, распад этой  страны продолжался до 2003 г. Полуостров вдаётся в межматериковое море и отделяет от него одно из «цветных» морей мира. На востоке полуостров омывается водами самого маленького по площади моря мира. Частично северная граница полуострова проходит вдоль второй по длине реки  части света. Полуостров занят в основном низкими и средневысотными горами. Одно из нагорий полуострова  –  классический пример района развития геолого-геоморфоло- гического процесса, который заключается в растворении горных пород. В тектоническом строении полуостров является областью складчатости, здесь часто происходит разрушительное стихийное бедствие. На полуострове выделяются два типа климата, в горах развита высотная климатическая поясность. На юге распространены плантации масличной сельскохозяйственной культуры. Крупнейшие города полуострова, как правило, столицы государств, но особо выделяется город, расположенный на границе двух частей света, которые разделяет узкий пролив. С  330 до 1930 гг. этот город был столицей империй и носил другое название. Многие страны полуострова специализируются на пляжно-курортном и познавательном туризме. Две из них в 2013–14 годах входили в первую десятку стран по прибытию иностранных туристов, хотя их основная территория не расположена на этом полуострове, они лежат на других крупных полуостровах в разных частях света.

Определите:

  1. название полуострова, о котором идёт речь в тексте;
  2. часть света, материк;
  3. название языка народа тюркской группы и его языковую семью;
  4. не признанное нашей страной государство полуострова, бывшее федеративное государство и входившие в него 6 стран;
  5. вторую по длине реку части света;
  6. геолого-геоморфологический процесс, название складчатости, стихийное бедствие;
  7. два типа климата;
  8. масличную сельскохозяйственную культуру;
  9. город на границе частей света, пролив, название города с 330 по 1930 гг.;
  10. две страны, входящие в первую десятку по прибытию иностранных туристов, и названия полуостровов, на которых расположена их основная часть.

Ответы и критерии оценивания

Содержание ↑

ВопросОтветы
1Название полуостроваБалканский – 3 балла
2Часть света, материкЕвропа –  1 балл Евразия –  1 балл
3Название языка народа тюркской группы и его языковая семьятурецкий язык –  1 балл алтайская языковая семья –  1 балл
4Не признанное нашей страной государство полуостроваКосово –  1 балл
Бывшее федеративное государство и входившие  в него 6 странЮгославия –  1 балл
Сербия –  1 балл
Босния и Герцеговина –  1 балл
Черногория –   1 балл
Словения –  1 балл
Хорватия –   1 балл
Македония –  1 балл
5Вторая по длине река части светаДунай – 2 балла
6Геолого-геоморфологический процесскарст –  1 балл
Название складчатостиальпийская/кайнозойская/новая/ новейшая –  1 балл
Стихийное бедствиеземлетрясение –  1 балл
7Два типа климатаумеренный континентальный –  1 балл
субтропический средиземноморский/ средиземноморский –  1 балл
8Масличная сельско-хозяйственная культураолива/маслина –  1 балл
9Город на границе частей светаСтамбул –  1 балл
ПроливБосфор –  1 балл
Название города с 330 по  1930 годыКонстантинополь –  1 балл
10Две страны, входящие в первую десятку по прибытию иностранных туристовИталия –  1 балл,  Турция –  1 балл
Названия полуостровов, на которых расположена их основная частьАпеннинский –   1 балл,  Малая Азия/ Анатолийский –   1 балл

Задание 3

(максимум 30 баллов)

Содержание ↑

 Плантационное хозяйство, возникшее ещё несколько веков назад, и сегодня  играет заметную роль в мировой экономике. Почти вся продукция, выращенная  на плантациях, идёт на экспорт. Довольно много  сельскохозяйственных  культур выращиваются преимущественно на плантациях, среди них чай, кофе,  какао-бобы, цитрусовые культуры и бананы 

В таблицах представлены данные о крупнейших экспортёрах и импортёрах этих  пяти сельскохозяйственных культур. Заполните таблицу в бланке ответа.  Определите, каким культурам соответствует каждая из таблиц (А–Д), напишите  крупнейшего экспортёра и крупнейшего импортёра для каждого вида  продукции. Примечательно, что среди крупнейших экспортёров представлены  пять разных государств, а среди крупнейших импортёров только три  государства.  

Некоторые из экспортёров помечены звёздочкой (Германия, Польша,  Швейцария). Почему они оказались среди крупнейших экспортёров этих  сельскохозяйственных товаров, хотя их природные условия не позволяют  выращивать эти культуры? Напишите на бланке свой ответ. Какие государства  могли бы войти в список крупнейших экспортёров товаров  А и Б, если не  учитывать страны, помеченные звёздочками? Напишите по два государства,  экспортирующих товары А и Б.   

Какие другие сельскохозяйственные культуры можно считать плантационными?  

Приведите 3 примера на бланке работы.  К каким экологическим проблемам приводит быстрый рост площадей, занятых  под плантации? Приведите три примера.   

Таблица (данные 2014 года)

Культура А

Экспорт – 28,6 млрд долларов США

15,49
2Вьетнам2,83
3Колумбия2,40
4Швейцария*2,14
5Германия*1,81
6Индонезия1,05

Импорт – 28,6 млрд долларов США

15,59
2Германия3,82
3Франция2,51
4Италия1,62
5Япония1,37
6Канада1,24

 

Культура Б

Экспорт – 6,45 млрд долларов США

11,34
2Китай1,22
3Кения0,79
4Индия0,69
5Германия*0,21
6Польша*0,19

Импорт – 6,45 млрд долларов США

10,70
2США0,42
3Великобритания0,36
4Египет0,33
5Пакистан0,31
6Иран0,26
Культура В

Экспорт – 13,3 млрд долларов США

13,59
2ЮАР1,58
3США1,06
4Турция1,05
5Китай0,88
6Египет0,60

Импорт – 13,3 млрд долларов США

11,21
2Германия1,07
3Франция1,05
4Нидерланды0,99
5Великобритания0,78
6Канада0,51

 

Культура Г

Экспорт – 13,1 млрд долларов США

13,53
2Филиппины1,87
3Коста-Рика1,55
4Колумбия1,52
5Гватемала0,92
6Кот д’Ивуар0,33

Импорт – 13,1 млрд долларов США

12,07
2Бельгия1,52
3Германия1,06
4Великобритания0,79
5Китай0,77
6Япония0,76

 

Культура Д

Экспорт – 9,4 млрд долларов США

13,51
2Гана2,25
3Нигерия0,62
4Камерун0,58
5Эквадор0,57
6Индонезия0,30

Импорт – 9,4 млрд долларов США

11,82
2США1,25
3Малайзия0,92
4Германия0,90
5Бельгия0,84
6Франция0,42

 

Ответы и критерии оценивания

Таблица (15 баллов)

Содержание ↑

За правильное определение сельскохозяйственной культуры  –  по  1 баллу, за правильное определение крупнейшего экспортёра – по 1 баллу, за правильное определение крупнейшего импортёра – по 1 баллу, итого за каждую строчку –по 3 балла.

ВНИМАНИЕ! Строчка проверяется только в том случае, если правильно определена сельскохозяйственная культура.

 

 Плантационная культураКрупнейший экспортёрКрупнейший импортёр
АкофеБразилияСША
БчайШри-ЛанкаРоссия
ВцитрусовыеИспанияРоссия
ГбананыЭквадорСША
Дкакао-бобыКот д’ИвуарНидерланды

 

Дополнительные вопросы (15 баллов)

Звёздочками отмечены государства, которые осуществляют реэкспорт данной продукции. Швейцария и Германия не могут быть экспортёрами кофе (они его перерабатывают  –  обжаривают и фасуют), а Германия и Польша  –  чая (ферментируют и фасуют) – 2 балла.

По  1 баллу  (всего  4 балла) за каждое государство, экспортирующее товары А и Б. Допустимы следующие варианты ответа (участнику необходимо указать по 2 примера).

Культура А  (кофе): Перу, Гондурас, Гватемала, Никарагуа, Мексика, Эфиопия, Коста-Рика, Уганда, Танзания, Руанда, Бурунди, Индия, Сальвадор, Папуа-Новая Гвинея.

Культура Б  (чай): Индонезия, Вьетнам, Руанда, Малави, Танзания, Зимбабве, Бурунди, Белиз, Аргентина, Азербайджан, Турция, Непал.

По  1 баллу  (всего  3 балла) за каждую плантационную культуру. Возможны следующие варианты ответа (участнику необходимо указать 3 примера): сахарный тростник, каучуконосы, кокосовая пальма (кокосы, кокосовые орехи), арахис, табак, хлопчатник, масличная пальма, хинное дерево, сизаль, ананасы, манго, киви и другие варианты сельскохозяйственных культур, которые преимущественно выращиваются на плантациях.

По  2 балла  (не более  6 баллов) за экологическую проблему. Если в ответе участника есть подробное описание проблемы или названы конкретные регионы мира, где эти проблемы наиболее остро проявляются,  тогда ученику ставятся поощрительные баллы за подробный ответ.

ВНИМАНИЕ! В любом случае максимальное количество баллов за этот блок не может превышать 6 баллов. Возможны следующие варианты ответа.

 

  1. Вырубка экваториальных и тропических лесов под плантации.
  2. Истощение и деградация почв из-за интенсивного сельскохозяйственного использования.
  3. Активизация эрозии и дефляции, появление бедлендов, опустынивание территорий.
  4. Уменьшение видового разнообразия на планете из-за трансформации или уничтожения естественных ландшафтов (экосистем).

 

Задание 4

(максимум 30 баллов)

Содержание ↑

Эта международная организация была основана в 1960 году пятью государствами. За десятилетия членство в ней несколько расширилось, и сегодня организация объединяет государства нескольких континентов, разные по социально-экономическому положению, политическому устройству и культуре. Примечательно, что штаб-квартира организации расположена в одной из европейских столиц, хотя ни одно государство Европы не является её членом. В 2016 году два государства после недолгого перерыва возобновили своё членство в организации.

В странах, входящих в организацию, сосредоточено около двух  третей мировых запасов одного из самых важных ресурсов на Земле. На их долю приходится примерно половина мирового экспорта этого ресурса.

На рисунках  1–6  представлены контуры шести  государств, входящих в организацию, а на рисунках А–Е даны их возрастно-половые пирамиды.

Заполните бланк работы. 

  1. Напишите название организации, ресурс, город, где расположена штаб–квартира организации, и два государства,  которые  возобновили своё членство в 2016 г.
  2. Определите государства по их контурам, сопоставьте их с половозрастными пирамидами и заполните таблицу. Какие демографические процессы привели к возникновению такой разной возрастно-половой структуры у государств А, Б, В и Г? Подробно опишите эти процессы для каждого государства.

 

Государство 1

Государство 2

Государство 3

Государство 4

Государство 5

Государство 6

Возрастно-половая пирамида А

Возрастно-половая пирамида Б

Возрастно-половая пирамида В

Возрастно-половая пирамида Г

Возрастно-половая пирамида Д

Возрастно-половая пирамида Е

Ответы и критерии оценивания

Ответы на вопросы (6 баллов)

Содержание ↑

Название организации Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) – 2 балла
Ресурс нефть – 1 балл
Город, где расположена штаб-квартира организации  Вена – 1 балл
Два государства, которые возобновили свое членство в 2016 г. Индонезия –  1 балл Габон –  1 балл

 

Таблица (12 баллов)

За правильное сопоставление названия государства и номера рисунка  –  по 1 баллу, половозрастной пирамиды и название государства – по 1 баллу, итого за таблицу – 12 баллов.

ВНИМАНИЕ! 

Если ученик правильно сопоставляет название государства и половозрастную пирамиду, но неправильно определяет контуры государства (ответ расположен в другой строке), ему ставится 1 балл.

Наоборот, если ученик неверно определяет название государства, но номер контура государства и буква половозрастной пирамиды совпадают, ему ставится за строку 0 баллов. Представляется невероятным правильное соотнесение половозрастной пирамиды и контура государства при ошибке в названии государства.

 

№ контура

государства

Название

государства

Половозрастная

пирамида

1ВенесуэлаБ
2АлжирД
3ИранЕ
4НигерияА
5КувейтВ
6ЛивияГ

 

Демографические процессы (12 баллов)

По  3 балла  за каждую страну. В ответе должны содержаться три элемента: указание на стадию демографического перехода, краткое описание демогра-фических процессов и аргументированное подтверждение рассуждений фактами, которые участнику необходимо «найти» в половозрастной пирамиде.

Государство А  –  Нигерия.  В государстве отмечается начальная фаза демографического перехода (1-я  фаза демографического перехода). Резкое снижение смертности при сохранении высокого уровня рождаемости привело к очень высоким значениям естественного прироста, наблюдается «демографический взрыв». Об этих  процессах говорит широкое «основание» пирамиды: большая доля детей в населении и малая доля стариков.

Государство Б  –  Венесуэла.  В государстве отмечается 2-я  фаза демографического перехода (стадия демографического перехода продолжается). Смертность постепенно снижается, но рождаемость снижается ещё  быстрее, что приводит к замедлению роста населения. Средняя продолжительность жизни увеличивается (происходит постепенное старение населения). Об этих процессах свидетельствует менее широкое «основание» пирамиды, чем в случае с Нигерией, большая доля лиц среднего и старшего возраста.

Государство В  –  Кувейт.  В государстве отмечается начальная фаза демографического перехода (1-я  фаза демографического перехода). Высока доля людей в возрасте от 20 до 50 лет, особенно в мужском населении. Это объясняется большим миграционным притоком в Кувейт рабочих из соседних стран (Ирана, Пакистана, Индии), среди которых преобладают мужчины. Массовая иммиграция в страну приводит к огромной деформации половозрастной пирамиды: примерно половина мужского населения и значительная часть женского  –  иммигранты первого поколения. Если не учитывать это население, то половозрастная пирамида Кувейта будет похожа на страну 1-й фазы демографического перехода: широкое основание, высокая доля детей и малая доля стариков.

Государство Г  –  Ливия.  Государство находится во 2-й  или 3-й фазе демографического перехода. Рождаемость превышает смертность, но население растёт медленно. Пирамида также деформирована из-за значительной доли иммигрантов в населении, хотя и не такой большой, как в Кувейте. По половозрастной пирамиде видно преобладание мужчин над женщинами в средних возрастах (20–35 лет). Сегодня Ливия переживает сложные времена, но в конце  XX  века и в начале  XXI  века поток иммигрантов из соседних арабских стран был значительным, это и сейчас хорошо видно по половозрастной пирамиде.

 

Практическая часть

(максимум 40 баллов)

Для выполнения заданий практической части используйте цветную карту.

Задания

Содержание ↑

  1. Определите численный и именованный масштаб карты. На бланке работы обязательно приведите расчёт!
  2. Определите максимальную и минимальную высоты, указанные на карте.
  3. Определите географические координаты вершины в квадрате 21/41.
  4. Определите азимут от этой вершины на вершину с максимальной высотой.
  5. Назовите две страны, территории которых изображены на карте.
  6. Назовите крупный физико-географический объект, климатический пояс и природную зону, в пределах которых располагается данная территория.
  7. Назовите процесс, который сформировал рельеф этой территории, и две формы рельефа, связанные с ним.
  8. Назовите залив, в который впадает река Ворьема.
  9. Какие специфические атмосферные явления можно наблюдать на этой территории?

Ответы и критерии оценивания

Содержание ↑

1Численный масштаб1 : 50 0002 балла
Именованный масштабВ 1 см – 500 м2 балла
Расчёт1. По километровой сетке: в 1 км – 2 см, следовательно, в 1 см – 500 м.

2. По номенклатуре листа топографической карты: R – 36 – 75 – В, Г

3. По длине 1 минуты меридиана: 1 см × 1850 м : 3,7 см, Х = 500 м

4 балла
2Максимальная высота423 м2 балла
Минимальная высота4 м2 балла
3Географические координаты вершины в квадрате 21/4169° 44´ 14˝ СШ ± 5˝ 30° 57´ 30˝ ВД ± 5˝2 балла

2 балла

4Азимут282° ± 2°2 балла
5Названия странНорвегия Россия4 балла
6Физико-географический объектКольский/Скандинавский полуостров2 балла
Климатический пояссубарктический2 балла
Природная зонатундра/лесотундра2 балла
7Рельефообразующий процессдеятельность ледника, ледниковая экзарация1 балл/2 балла
Специфические формы рельефатроговые долины, бараньи лбы, ледниковые цирки, ванны выпахивания (котловины озёр)по  2 балла, максимум

4 балла

8Название заливаВарангер-фьорд2 балла
9Атмосферные явленияполярный день/ночь, северное сияние2 балла

2 балла

Максимум за задания части 2 и практической части – 160 баллов. 

Рекомендуем ознакомиться: