Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 10 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучшеорганизовывать так:

  • внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вамисточники;
  • если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материалезаданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вылогически можете прийти к верному ответу;
  • в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать, делатьвыводы и строить связный текст рассуждения.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюриколичество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 70.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Мост – одно из важнейших сооружений цивилизации. Проектирование моста включает множество задач, требует нестандартных подходов. Каждый мост – это и сложная инженерная конструкция, и особое архитектурное эстетическое решение.

В разные эпохи художественные смыслы и символические значение моста воспринимались по-своему. В мифопоэтической традиции мост воспринимался как путь, неизведанная дорога, приобретая свойства тайного или сакрального пространства; иногда ощущался как символ зыбкости и неизвестности, визуально располагаясь между небом и водой; а подчас мыслился как переход из одного мира в другой. В наше время мост – это функциональная часть жизни города и одновременно яркое явление архитектурного ансамбля, формирующее его облик. Посмотреть, как в разные эпохи функциональные свойства моста соотносились с его эстетическими решениями, какими символическими смыслами наделяли мост инженеры и архитекторы; как мыслился мост в окружающем его пейзаже или городском пространстве; как воспринимался и осмыслялся мост в культуре – в изобразительном искусстве, в поэзии и предлагают вам задания этого тура олимпиады.


Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Пояснение к шкале оценок

Задание 1

Содержание ↑

Перед вами ряд известных мостов, расположенных в разных странах. Исходя из архитектурных особенностей, определите, в какой из стран находится каждая постройка. Впишите название страны под изображением.

Ответы

Рисунок А Италия
Рисунок Б Франция
Рисунок В Россия
Рисунок Г Чехия
Рисунок Д Великобритания
Рисунок Е Китай

По одному баллу за правильно указанное название страны.

Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Все инженерные достижения XX века подготовили революционные изменения архитектурного облика моста и в начале XXI столетия в этом жанре были созданы произведения, задуманные в совершенно ином конструктивном и художественном ключе.

Перед вами фотографии мостов, которые были созданы в разных точках мира за первое десятилетие XXI века. В этом задании мы предлагаем вам сравнить современные мосты с более традиционными.

Для этого вам необходимо вернуться к материалу первого задания и сформулировать, что было характерно для мостов прошлого? Какое свойство мостов подчеркивали архитекторы, как помогал им в этом материл строительства? Какие ассоциации вызывают у вас формы, используемые архитекторами в мостах XXI века? Как меняется характер движения самого моста, а соответственно, и участников движения, в чем новизна взаимоотношений форм и пространства? В чем по сравнению с традицией радикальные изменения образного строя современных мостов?

 

Критерии оценки рассуждения:

Наличие культурных параллелей, ассоциаций, обоснованных

и доказанных

4 балла
Логика и связность рассуждения 4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы 4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов 2 балла

 

Всего за задание 2 ‒ максимум 10 баллов.

Задание 3

Содержание ↑

Бруклинский мост (строился с 1869 по 1883 гг) – один из старейших висячих мостов в США. Он пересекает пролив Ист-Ривер, соединяя районы Бруклин и Манхэттен в Нью-Йорке. Мост вдоль разделен на три части: две боковые используются автомобилями, а средняя пешеходная. В 1925 году В. Маяковский побывал в США и написал стихотворение «Бруклинский мост».

Посмотрите на фотографии Бруклинского моста в Нью-Йорке и внимательно прочитайте стихотворение В. Маяковского.

Опираясь на следующие вопросы и свои  наблюдения, напишите небольшое рассуждение на тему «Образ Бруклинского моста в стихотворении В. Маяковского».

Как мост связан с пространством вокруг него? Какие эстетические концепции проявляются в архитектурном решении Бруклинского моста?

Что для поэта является доминантой в конструкции, композиции и структуре моста? Какими средствами выразительности пользуется поэт для их описания?

В каком ассоциативном ряду оказывается Бруклинский мост в стихотворении Маяковского? Каким образом мост формирует пространство в стихотворении?

Как впечатление от Бруклинского моста влияет на ощущение времени?

 

Владимир Маяковский

«Бруклинский мост»

Издай, Кулидж,
радостный клич!

На хорошее
и мне не жалко слов.

От похвал
красней,
как флага нашего материйка,
хоть вы
и разъюнайтед стетс
оф
Америка.

Как в церковь
идет
помешавшийся верующий,
как в скит
удаляется,
строг и прост, —
так я
в вечерней
сереющей мерещи
вхожу,
смиренный, на Бруклинский мост.

Как в город
в сломанный
прет победитель
на пушках ‒ жерлом
жирафу под рост —
так, пьяный славой,
так жить в аппетите,
влезаю,
гордый,
на Бруклинский мост.

Как глупый художник
в мадонну музея
вонзает глаз свой,
влюблен и остр,
так я,
с поднебесья,
в звезды усеян,
смотрю
на Нью-Йорк
сквозь Бруклинский мост.

Нью-Йорк
до вечера тяжек
и душен,
забыл,
что тяжко ему
и высоко,
и только одни
домовые души
встают
в прозрачном свечении окон.

Здесь
еле зудит
элевейтеров зуд.
И только
по этому
тихому зуду
поймешь ‒
поезда
с дребезжаньем ползут,
как будто
в буфет убирают посуду.

Когда ж,
казалось, с-под речки начатой
развозит
с фабрики
сахар лавочник, —
то
под мостом проходящие мачты
размером
не больше размеров булавочных.

Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали —
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек и стали.

Если
придет
окончание света ‒
планету
хаос
разделает влоск,
и только
один останется
этот
над пылью гибели вздыбленный мост,
то,
как из косточек,
тоньше иголок,
тучнеют
в музеях стоящие
ящеры,
так
с этим мостом
столетий геолог
сумел
воссоздать бы
дни настоящие.

Он скажет:

Вот эта
стальная лапа
соединяла
моря и прерии,
отсюда
Европа
рвалась на Запад,
пустив
по ветру
индейские перья.

Напомнит
машину
ребро вот это —
сообразите,
хватит рук ли,
чтоб, став
стальной ногой
на Мангетен,
к себе за губу
притягивать Бруклин?

По проводам
электрической пряди ‒
я знаю ‒
эпоха
после пара ‒
здесь
люди
уже
орали по радио,
здесь
люди
уже
взлетали по аэро.

Здесь
жизнь
была
одним ‒ беззаботная,
другим ‒
голодный
протяжный вой.

Отсюда
безработные
в Гудзон
кидались
вниз головой.

И дальше
картина моя
без загвоздки
по струнам-канатам,
аж звездам к ногам.

Я вижу ‒
здесь
стоял Маяковский,
стоял
и стихи слагал по слогам. —

Смотрю,
как в поезд глядит эскимос,
впиваюсь,
как в ухо впивается клещ.

Бруклинский мост
да…

Это вещь!

Критерии оценки рассуждения:

Логика и связность рассуждения 4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы 4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов 2 балла

Всего за задание 3 ‒ максимум 10 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Среди художников есть мастера, которые посвятили образу моста целые серии. А иногда это «переходное» пространство становилось фокусом культуры целой эпохи, как, например, на рубеже XIX – начала XX веков. Живописцы и графики этого времени активно интересовались искусством Китая и Японии, где образ моста в свою очередь имел древние сакральные корни и пережил много изменений. Одним из таких русских художников был Мстислав Добужинский (1875-1957).

Перед вами несколько гравюр художника с изображением мостов СанктПетербурга и часть серии японского мастера Хокусая (1760-1849), посвященной разнообразным мостам одной из провинций.

Проанализируйте какую роль в композиции и построении пространства играет мост, где он располагается и что связывает? Какие формы и линии в нем преобладают? В чем состоит роль ракурса, точки зрения, которую использует каждый из мастеров? Какие персонажи появляются на мосту и рядом с ним?

Какую роль в создании образа пространственной среды играет цвет?

Обратите внимание на сходство и разницу смыслов, которыми наделяется мотив моста в культурах Востока и Запада. Что из восточного понимания этой формы оказался способен воспринять и передать Добужинский?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (150-170 слов1) на тему «Образ моста в графике Хокусая и М. Добужинского».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен.

Кацусика Хокусай

Мстислав Добужинский

Критерии оценивания письменного рассуждения

Содержание ↑

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–8–16–24.

Всего по критерию А максимум 24 балла.

B. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание № 4 – 44 балла.

Максимум за работу 70 баллов.

Пояснение к шкале оценок

Содержание ↑

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Рекомендуем ознакомиться: