Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 10 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучшеорганизовывать так:

  • внимательно прочитайте задание и посмотрите на предложенные Вамисточники;
  • если Вы не уверены в правильном ответе, не волнуйтесь – в материалезаданий очень часто содержатся важные детали, опираясь на которые Вылогически можете прийти к верному ответу;
  • в аналитических заданиях оценивается умение рассуждать, наблюдать, делатьвыводы и строить связный текст рассуждения.

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюриколичество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 70.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Мост – одно из важнейших сооружений цивилизации. Проектирование моста включает множество задач, требует нестандартных подходов. Каждый мост – это и сложная инженерная конструкция, и особое архитектурное эстетическое решение.

В разные эпохи художественные смыслы и символические значение моста воспринимались по-своему. В мифопоэтической традиции мост воспринимался как путь, неизведанная дорога, приобретая свойства тайного или сакрального пространства; иногда ощущался как символ зыбкости и неизвестности, визуально располагаясь между небом и водой; а подчас мыслился как переход из одного мира в другой. В наше время мост – это функциональная часть жизни города и одновременно яркое явление архитектурного ансамбля, формирующее его облик. Посмотреть, как в разные эпохи функциональные свойства моста соотносились с его эстетическими решениями, какими символическими смыслами наделяли мост инженеры и архитекторы; как мыслился мост в окружающем его пейзаже или городском пространстве; как воспринимался и осмыслялся мост в культуре – в изобразительном искусстве, в поэзии и предлагают вам задания этого тура олимпиады.


Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Пояснение к шкале оценок

Задание 1

Содержание ↑

Перед вами ряд известных мостов, расположенных в разных странах. Исходя из архитектурных особенностей, определите, в какой из стран находится каждая постройка. Впишите название страны под изображением.

Ответы

Рисунок АИталия
Рисунок БФранция
Рисунок ВРоссия
Рисунок ГЧехия
Рисунок ДВеликобритания
Рисунок ЕКитай

По одному баллу за правильно указанное название страны.

Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Все инженерные достижения XX века подготовили революционные изменения архитектурного облика моста и в начале XXI столетия в этом жанре были созданы произведения, задуманные в совершенно ином конструктивном и художественном ключе.

Перед вами фотографии мостов, которые были созданы в разных точках мира за первое десятилетие XXI века. В этом задании мы предлагаем вам сравнить современные мосты с более традиционными.

Для этого вам необходимо вернуться к материалу первого задания и сформулировать, что было характерно для мостов прошлого? Какое свойство мостов подчеркивали архитекторы, как помогал им в этом материл строительства? Какие ассоциации вызывают у вас формы, используемые архитекторами в мостах XXI века? Как меняется характер движения самого моста, а соответственно, и участников движения, в чем новизна взаимоотношений форм и пространства? В чем по сравнению с традицией радикальные изменения образного строя современных мостов?

 

Критерии оценки рассуждения:

Наличие культурных параллелей, ассоциаций, обоснованных

и доказанных

4 балла
Логика и связность рассуждения4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

 

Всего за задание 2 ‒ максимум 10 баллов.

Задание 3

Содержание ↑

Бруклинский мост (строился с 1869 по 1883 гг) – один из старейших висячих мостов в США. Он пересекает пролив Ист-Ривер, соединяя районы Бруклин и Манхэттен в Нью-Йорке. Мост вдоль разделен на три части: две боковые используются автомобилями, а средняя пешеходная. В 1925 году В. Маяковский побывал в США и написал стихотворение «Бруклинский мост».

Посмотрите на фотографии Бруклинского моста в Нью-Йорке и внимательно прочитайте стихотворение В. Маяковского.

Опираясь на следующие вопросы и свои  наблюдения, напишите небольшое рассуждение на тему «Образ Бруклинского моста в стихотворении В. Маяковского».

Как мост связан с пространством вокруг него? Какие эстетические концепции проявляются в архитектурном решении Бруклинского моста?

Что для поэта является доминантой в конструкции, композиции и структуре моста? Какими средствами выразительности пользуется поэт для их описания?

В каком ассоциативном ряду оказывается Бруклинский мост в стихотворении Маяковского? Каким образом мост формирует пространство в стихотворении?

Как впечатление от Бруклинского моста влияет на ощущение времени?

 

Владимир Маяковский

«Бруклинский мост»

Издай, Кулидж,
радостный клич!

На хорошее
и мне не жалко слов.

От похвал
красней,
как флага нашего материйка,
хоть вы
и разъюнайтед стетс
оф
Америка.

Как в церковь
идет
помешавшийся верующий,
как в скит
удаляется,
строг и прост, —
так я
в вечерней
сереющей мерещи
вхожу,
смиренный, на Бруклинский мост.

Как в город
в сломанный
прет победитель
на пушках ‒ жерлом
жирафу под рост —
так, пьяный славой,
так жить в аппетите,
влезаю,
гордый,
на Бруклинский мост.

Как глупый художник
в мадонну музея
вонзает глаз свой,
влюблен и остр,
так я,
с поднебесья,
в звезды усеян,
смотрю
на Нью-Йорк
сквозь Бруклинский мост.

Нью-Йорк
до вечера тяжек
и душен,
забыл,
что тяжко ему
и высоко,
и только одни
домовые души
встают
в прозрачном свечении окон.

Здесь
еле зудит
элевейтеров зуд.
И только
по этому
тихому зуду
поймешь ‒
поезда
с дребезжаньем ползут,
как будто
в буфет убирают посуду.

Когда ж,
казалось, с-под речки начатой
развозит
с фабрики
сахар лавочник, —
то
под мостом проходящие мачты
размером
не больше размеров булавочных.

Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали —
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек и стали.

Если
придет
окончание света ‒
планету
хаос
разделает влоск,
и только
один останется
этот
над пылью гибели вздыбленный мост,
то,
как из косточек,
тоньше иголок,
тучнеют
в музеях стоящие
ящеры,
так
с этим мостом
столетий геолог
сумел
воссоздать бы
дни настоящие.

Он скажет:

Вот эта
стальная лапа
соединяла
моря и прерии,
отсюда
Европа
рвалась на Запад,
пустив
по ветру
индейские перья.

Напомнит
машину
ребро вот это —
сообразите,
хватит рук ли,
чтоб, став
стальной ногой
на Мангетен,
к себе за губу
притягивать Бруклин?

По проводам
электрической пряди ‒
я знаю ‒
эпоха
после пара ‒
здесь
люди
уже
орали по радио,
здесь
люди
уже
взлетали по аэро.

Здесь
жизнь
была
одним ‒ беззаботная,
другим ‒
голодный
протяжный вой.

Отсюда
безработные
в Гудзон
кидались
вниз головой.

И дальше
картина моя
без загвоздки
по струнам-канатам,
аж звездам к ногам.

Я вижу ‒
здесь
стоял Маяковский,
стоял
и стихи слагал по слогам. —

Смотрю,
как в поезд глядит эскимос,
впиваюсь,
как в ухо впивается клещ.

Бруклинский мост
да…

Это вещь!

Критерии оценки рассуждения:

Логика и связность рассуждения4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

Всего за задание 3 ‒ максимум 10 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Среди художников есть мастера, которые посвятили образу моста целые серии. А иногда это «переходное» пространство становилось фокусом культуры целой эпохи, как, например, на рубеже XIX – начала XX веков. Живописцы и графики этого времени активно интересовались искусством Китая и Японии, где образ моста в свою очередь имел древние сакральные корни и пережил много изменений. Одним из таких русских художников был Мстислав Добужинский (1875-1957).

Перед вами несколько гравюр художника с изображением мостов СанктПетербурга и часть серии японского мастера Хокусая (1760-1849), посвященной разнообразным мостам одной из провинций.

Проанализируйте какую роль в композиции и построении пространства играет мост, где он располагается и что связывает? Какие формы и линии в нем преобладают? В чем состоит роль ракурса, точки зрения, которую использует каждый из мастеров? Какие персонажи появляются на мосту и рядом с ним?

Какую роль в создании образа пространственной среды играет цвет?

Обратите внимание на сходство и разницу смыслов, которыми наделяется мотив моста в культурах Востока и Запада. Что из восточного понимания этой формы оказался способен воспринять и передать Добужинский?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (150-170 слов1) на тему «Образ моста в графике Хокусая и М. Добужинского».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен.

Кацусика Хокусай

Мстислав Добужинский

Критерии оценивания письменного рассуждения

Содержание ↑

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–8–16–24.

Всего по критерию А максимум 24 балла.

B. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание № 4 – 44 балла.

Максимум за работу 70 баллов.

Пояснение к шкале оценок

Содержание ↑

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Рекомендуем ознакомиться: