Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 10 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1 «Готика и псевдоготика»

А)  Перед  Вами 10  фотографий  архитектурных  памятников.  Часть  из  них сооружена  в  эпоху  готики,  а  остальные  построены  в  разных  странах  на протяжении XIX века – времени, когда в Европе не ослабевал интерес к эпохе Средних веков. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (готика или XIX век) он относится.

Рисунок 1 (XIX век)

Рисунок 2 (XIX век)

Рисунок 3 (готика)

Рисунок 4 (XIX век)

Рисунок 5 (готика)

 

Рисунок 6 (готика)

Рисунок 7 (XIX век)

Рисунок 8 (готика)

Рисунок 9 (XIX век)

Рисунок 10 (готика)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 10 баллов.

Б) Сформулируйте,  какие  черты  объединяют  памятники  эпохи  готики и  архитектурные  сооружения XIX  века.  Определите,  чем  готические стилизации XIX века отличаются от памятников средневековой готики.

Критерии оценки рассуждения

Логика и связность рассуждения 4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы 4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов 2 балла

Всего за часть Б – максимум 10 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2 «Готика и романтизм»

Перед  Вами  два  произведения  немецкого  художника  эпохи  романтизма  К.Д. Фридриха (1774–1840),  в  образном  строе  которых  существенную  роль  играет готическое  сооружение,  и  отрывок  из  статьи  Н.В.  Гоголя (1809–1852) «Об архитектуре  нынешнего  времени» (1830),  в  которой  писатель  размышляет  об особенностях готического стиля.

Какие  качества  готической  архитектуры  подчёркивает  Гоголь?  Какими метафорами  он  пользуется  для  её  описания?  Как,  по  мнению  Гоголя, архитектура  готики воздействует на человека и как  соотносится с ним? А как воспринимается  человек  рядом  с  архитектурными  сооружениями  на  полотнах Фридриха?  Какие  подобия  возникают  внутри  композиции  полотен?  В  какой контекст  художник  помещает  готическую  архитектуру?  Какими  новыми смыслами наделяются готические постройки в картинах?

Опираясь  на  эти  вопросы  и  свои  наблюдения,  напишите  небольшое рассуждение (150–170  слов1)  на  тему «Готическая  архитектура  в  осмыслении эпохи романтизма».

1Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

Н.В. Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени (1830)

«Не  хотелось  бы  убедиться  в  этой  грустной мысли,  но  всё  говорит,  что она  истинна.  Они  прошли,  те  века,  когда  вера,  пламенная,  жаркая  вера, устремляла все мысли, все умы, все действия к одному, когда художник выше  и выше стремился вознести создание своё к небу, к нему одному рвался и пред ним,  почти  в  виду  его,  благоговейно  подымал молящуюся  свою  руку.  Здание  его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный,  почти  кружевной  шпиц,  как  дым,  сквозил  над  ними,  и  величественный  храм  так  бывал  велик  перед  обыкновенными  жилищами людей, как велики требования души перед требованиями тела.

Была  архитектура  необыкновенная,  христианская,  национальная  для Европы –  и  мы  её  оставили,  забыли,  как  будто  чужую,  пренебрегли,  как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая  жадно  бросалась  на  всё,  алчно  перенимала  всё  чужое,  удивлялась чудесам  древним,  римским  и  византийским,  или  уродовала  их  по  своим формам, – Европа не знала, что среди её находятся чуда, перед которыми было ничто  всё  ею  виденное,  что  в  недре  её  находится  Миланский  и  Кёльнский соборы и ещё доныне чернеют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера.

Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась пред  окончанием  средних  веков,  есть  явление  такое,  какого  ещё  никогда  не производил вкус и воображение человека. Её напрасно производят от арабской, идеи этих родов совершенно расходятся: из арабской она заимствовала только одно искусство сообщать тяжёлой массе здания роскошь украшений и легкость; но самая эта роскошь украшений вылилась у ней совершенно в другую форму. Она  обширна  и  возвышенна,  как  христианство.  В  ней  всё  соединено  вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие,  с  бесчисленными  изменениями  и  переплетами,  присоединение  к  этой ужасающей  колоссальности  массы  самых  мелких,  пёстрых  украшений,  эта лёгкая  паутина  резьбы,  опутывающая  его  своей  сетью,  обвивающая  его  от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота,  роскошь  и  простота,  тяжесть  и  лёгкость –  это  такие  достоинства, которые никогда кроме этого времени не вмещала в себе архитектура. Вступая в  священный  мрак  этого  храма,  сквозь  который  фантастически  глядит разноцветный  цвет  окон,  поднявши  глаза  кверху,  где  теряются  пересекаясь стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, – весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».

«<…>  В  готической  архитектуре  более  всего  заметен  отпечаток,  хотя неясный,  тесно  сплетенного  леса,  мрачного,  величественного,  где  топор  не звучал  от  века.  Эти  стремящиеся  нескончаемыми  линиями  украшения  и  сети сквозной  резьбы  не  что  другое,  как  тёмное  воспоминание  о  стволе,  ветвях  и листьях древесных».


Каспар Давид Фридрих «Ночь в гавани (Сёстры)» (1818‒1820 гг.)

Каспар Давид Фридрих «Руины монастыря Эльдена возле Грейфсвальда» (1825)

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии  оценивания  письменного  рассуждения  выстроены  таким образом,  чтобы  в  работах  участников  максимально  высоко  ценилось  умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора  на  анализируемое  произведение (цитаты,  описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание:  Сплошная  проверка  работы  по  привычным  школьным критериям  грамотности  с  полным  подсчётом  ошибок  не  предусмотрена.  При наличии  в  работе  языковых,  речевых  и  грамматических  ошибок,  серьёзно затрудняющих  чтение  и  понимание  текста (в  среднем  более  пяти  грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С  целью  снижения  субъективности  при  оценивании  работ  предлагается ориентироваться  на  ту  шкалу  оценок,  которая  прилагается  к  каждому критерию.  Она  соотносится  с  привычной  для  российского  учителя  четырёх-балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по  каждому  критерию (ученик  должен  видеть,  сколько  баллов  по  каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе  показа  работ  и  апелляции  сфокусироваться  на  обсуждении  реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: