Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 8 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Пояснение к шкале оценок

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Помпеи – древнеримский город на юге Италии, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия в 79 году н.э., которое длилось около суток. В процессе раскопок в Помпеях выяснилось, что в городе всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных.

Пик археологических работ в Помпеях пришелся на начало XIX века, и открытия, сделанные учеными в процессе этих работ, перевернули уже сложившееся к тому моменту представление как о быте, так и о художественном мире римской античности.

В заданиях этого тура вам предлагается посмотреть на помпейские памятники материальной и художественной культуры и на их осмысление в культуре XIX – XXI веков.

Задание 1

Содержание ↑

Перед вами несколько изображений супружеских пар, принадлежащие к разным культурам древности. Назначение таких портретов было очень разным: в одних регионах они помещались в храмы, в других – в гробницы, в третьих – украшали интерьеры жилых домов.

К какой культуре древности относится каждое изображение? Впишите в таблицу под изображениями название культуры, к которой принадлежит это произведение.

Найдите среди представленных репродукций тот портрет, который был создан в римском городе Помпеи (впишите букву) _______В______________ и кратко обоснуйте, почему вы выбрали именно это изображение?

Ответы:

Рисунок АПальмира / Вост.регионы Римской империи / Римская Сирия/Сирия
Рисунок БМеждуречье / Шумер
Рисунок ВРимская Империя / Помпеи
Рисунок ГДревний Египет

По одному баллу за правильно указанное название культуры

Один балл за правильно определенный помпейский портрет

Один балл за осмысленный аргумент, опирающийся как на историкокультурную эрудицию, так и на анализ изображения

Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

В Помпеях и Геркулануме сохранились не только шедевры скульптуры или фресковой живописи, но и приметы живой повседневной жизни, материальные свидетельства стремления людей к устройству комфортной городской среды.

А) На этой репродукции вы видите фрагмент типичной помпейской улицы. Обратите внимание на два больших сильно выступающих камня по сторонам дороги. Третий такой камень, который находился в центре, не сохранился, но мы хорошо видим место, в которое он был вставлен. Постарайтесь ответить на вопрос: зачем в помпейские мостовые с завидной регулярностью вставлялись такие камни?

ОТВЕТ: переход через улицу в дождливый сезон, который позволял не замочить одежду и обувь.

За правильный ответ 1 балл.

Б) На следующей репродукции ‒ вид типичной помпейской харчевни, своего рода древней «барной стойки». Посмотрите на «отверстия» в столе и подумайте, как без использования печи в них сохранялась горячая еда?

ОТВЕТ: в отверстия наливали горячую воду, а затем вставляли туда сосуды с едой. Горячая вода позволяла долго поддерживать высокую температуру еды.

За правильный ответ 1 балл.

В) Граффити (надписи на стенах домов ) были настолько распространены в Помпеях, что многие современные исследователи называют такие объекты прообразом нынешних социальных сетей. Посмотрите на фотографию надписей на одном из домов в Помпеях и их перевод.

Перевод надписей:

M Casellium Marcellum aed(ilem) agricolae rog(ant). (Марка Казеллия Марцелла в эдилыпредлагают земледельцы).

C Cuspium Pansam aed(ilem) aurifices universi rog(ant). (Гая Куспия Пансу в эдилы предлагают золотых дел мастера).

M Enium Sabinum aed(ilem) pomari(i) rog(ant). (Марка Эния Сабина в эдилы предлагают фруктовщики).

1 «Эдилы» и «дуумвиры» — это названия должностей государственных чиновников в Древнем Риме.

C Iulium Polybium IIvir(um) muliones rog(ant). (Гая Юлия Полибия в дуумвиры предлагают погонщики мулов).

M Cerrinium Vatiam aed(ilem) saccari rog(ant). (Марка Церриния Ватию в эдилы предлагают грузчики).

Что представляют собой приведенные здесь надписи и стена в целом?

В какой части города располагался дом, стены которого постоянно исписывались надписями подобного рода?

ОТВЕТ: Надписи – предвыборная агитация, а стена в целом – своего рода агитационный стенд. Такие дома располагались в самых оживленных центральных кварталах, которые находились недалеко от Форума.

За правильный ответ 2 балла.

Всего за задание 2 ‒ максимум 4 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Представить себе какими были античные настенные росписи мы можем только благодаря фрескам Помпей и Геркуланума. Больше они практически нигде не сохранились. Зато в Помпеях монументальная живопись представлена столь богато, что исследователи даже выделяют в ней четыре помпейских стиля. Посмотрите на примеры двух из них, представленные в задании.

 

Напишите небольшой связный текст о том, как видит свою задачу украшения стены и интерьера каждый из художников? Что изображает каждый мастер?

Как соотносится его изображение с плоскостью стены? Какую роль в каждом случае играют линия, объем, цвет? Как меняется пространство комнаты благодаря росписям?

Критерии оценки рассуждения:

Логика и связность рассуждения4 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы4 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

 

Всего за задание 3 ‒ максимум 10 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Археологические открытия, которые с середины XVIII века по начало XX века совершали ученые и археологи во время раскопок древних Помпей, интенсивно влияли на формирование архитектурного стиля, дизайна и моды.

Особенно популярен был помпейский стиль в середине XIX века.

Перед вами фотографии трех интерьеров в помпейском стиле, которые были созданы в нескольких дворцах Санкт-Петербурга (арх. А. Брюллов, А. Штакеншнейдер, Б. Симон) и один из интерьеров в Москве, который был создан по помпейским мотивам совсем недавно – в 2005 году (арх. С. Бархин). Также в помощь вам в задании приведены шесть примеров убранства древних помпейских домов Обратите внимание на особенности пространственного устройства, сюжеты и колорит росписей, восприятие стен и пространства зрителем, общее настроение интерьеров и любые другие качества, которые покажутся вам важными. Сформулируйте в чем сходство и разница понимания помпейского стиля в приведенных примерах XIX века с одной стороны и XXI века – с другой.

Опираясь на эти вопросы, свои наблюдения, а также на два изображения помпейских интерьеров задания 3, напишите небольшое рассуждение (100-110 слов2) на тему «Осмысление помпейского стиля в архитектуре XIX и XXI вв.»

2 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен

Примеры убранства древних помпейских домов

 

 

Критерии оценивания письменного рассуждения

A. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

B. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание № 4 – 40 баллов.

Максимум за работу 60 баллов.

Пояснение к шкале оценок

Содержание ↑

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить — они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Рекомендуем ознакомиться: