Олимпиадные задания с решениями

История 11 класс, муниципальный этап (2 этап), 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16
  17. Задание 17
  18. Задание 18

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ.

Задание 1

Содержание ↑

Сочинение Константина Багрянородного, содержащее сведения о ранней истории восточных славян, называется:

  1. «Об управлении империей»
  2. «Бертинские анналы»
  3. «Алексиада»
  4. «Тайная история»

 

Задание 2

Содержание ↑

В каком году произошло описанное ниже событие?

«Избрание Бориса было всенародным и вполне законным, однако шла молва, будто он тайно прибегал к подкупам и угрозам, чтобы обеспечить себе престол. Ему, конечно, легко было влиять на избирателей, так как он много лет стоял во главе правления, знал все дела и отношения и везде имел преданных себе чиновников и агентов»

  1. 1591 год
  2. 1598 год
  3. 1601 год
  4. 1611 год

 

Задание 3

Содержание ↑

Выберите годы правления монарха, при котором было упразднено местничество.

  1. 1606–1610 гг.
  2. 1613–1645 гг.
  3. 1676–1682 гг.
  4. 1727–1730 гг.

Ответ:

1 2 3
1 2 3

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных

Задание 4

Содержание ↑

Кто из перечисленных исторических деятелей участвовал в подавлении Пугачевского восстания?

  1. А.В. Суворов
  2. П.А. Румянцев
  3. В.А. Кар
  4. А.И. Бибиков
  5. А.Г. Орлов
  6. Г.А. Потемкин

 

Задание 5

Содержание ↑

В какие из перечисленных годов имели место Берлинские кризисы?

  1. 1944 год
  2. 1948 год
  3. 1957 год
  4. 1959 год
  5. 1961 год
  6. 1970 год

 

Задание 6

Содержание ↑

Какие из перечисленных терминов (выражений) связаны с эпохой хрущевской оттепели?

  1. десталинизация
  2. реабилитация
  3. ускорение
  4. сплошная коллективизация
  5. антирелигиозная кампания
  6. апрельские тезисы

Ответ:

4 5 6
134 25 125

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

Задание 7

Содержание ↑

В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.

«Псковский вор»

«Бутурлинский комитет»

«Год великого перелома»

Ответ

1. «Псковский вор» – самозванец Лжедмитрий III (Сидорка). Назван так потому, что в деле борьбы за власть добился присяги Пскова, который стал его опорным пунктом.
2. «Бутурлинский комитет» – высший цензурный комитет Российской империи,

созданный в 1848 году в период правления Николая I. Назван так по фамилии своего первого председателя Д.П. Бутурлина.

3. «Год великого перелома» – 1929 год, год начала сплошной коллективизации в СССР. Назван так по одноименной статье И.В. Сталина, напечатанной в «Правде» в 1929 году.

По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями.

Всего 9 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

8.1. Еникале, Керчь, Азов, Кинбурн.

8.2. 1223 г., 1238 г., 1378 г., 1480 г.

Ответ:

8.1. Крепости, отошедшие России по Кючук-Кайнарджийскому миру.

8.2. Годы столкновений русских войск с монгольскими и ордынскими войсками.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени. Ответы оформите в виде таблицы.

  • А) восстание Хлопка
  • Б) создание Семибоярщины
  • В) смерть Бориса Годунова
  • Г) начало польско-литовской интервенции
  • Д) воцарение Василия Шуйского

Ответ:

А В Д Г Б

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 10

Содержание ↑

Расположите перечисленные аббревиатуры в хронологической последовательности их возникновения. Ответы оформите в виде таблицы.

  • А) СНК
  • Б) ГКО
  • В) ИККИ
  • Г) ГОЭЛРО
  • Д) ГТО

Ответ:

А В Г Д Б

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 11

Содержание ↑

Установите соответствие между произведениями советской литературы и их авторами. Ответы оформите в виде таблицы, в которой выбранные цифры расположите под соответствующими буквами.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОР
А) «Плаха»

Б) «Белые одежды»

В) «Архипелаг ГУЛАГ»

Г) «Дети Арбата»

Д) «Прощание с Матерой»

1) В. Дудинцев

2) К. Симонов

3) Ч. Айтматов

4) В. Распутин

5) А. Солженицын

6) А. Рыбаков

 

Ответ:

А Б В Г Д
3 1 5 6 4

 

По 1 баллу за каждое верное соответствие.

Всего 5 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Установите соответствие: договоры между Россией/СССР и Пруссией/Германией – даты. Ответы оформите в виде таблицы, в которую запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДОГОВОР ДАТА
А) Петербургский мирный договор

Б) Вторая Петербургская конвенция

о разделе Речи Посполитой

В) Калишский союзный договор

Г) Бьеркский договор

Д) Договор о дружбе и границе

1) 1939 год

2) 1905 год

3) 1793 год

4) 1813 год

5) 1940 год

6) 1762 год

 

Ответ:

А Б В Г Д
6 3 4 2 1

 

По 1 баллу за каждое верное соответствие.

Всего 5 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы.

Число промышленных предприятий в России в 1825–1850 гг.

Годы Суконных Бумаготкацких Льноткацких
Число Число Число
Фабрик Рабочих Фабрик Рабочих Фабрик Рабочих
1825 324 63 603 484 47 021 196 26 832
1850 492 81 359 480 79 038 122 14 440
Годы Шелковых Сахарных Железных и чугунных
Число Число Число
Фабрик Рабочих Заводов Рабочих Заводов Рабочих
1825 184 10 204 43 1 374 170 22 440
1850 395 17 880 354 72 83 416 72534(7234)

 

13.1. Определите, какова общая тенденция развития промышленности в России в указанный период и объясните ее. Приведите одно объяснение, раскрыв понятие, имеющее ключевое значение для развития российской промышленности в указанный период.

Ответ

В течение рассматриваемого периода наблюдается устойчивый промышленный рост (1 балл). Подобный рост связан с началом в России в 30–40-х гг. XIX в. промышленного переворота, т.е. перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике (3 балла за указание на промышленный переворот с объяснением сути этого явления, 1 балл за простое указание на промышленный переворот). Всего 4 балла.

13.2. Укажите отрасль, где наблюдается наиболее резкий рост числа предприятий и численности рабочих в рассматриваемый период, и объясните этот рост. Приведите одно объяснение.

Ответ

Наиболее резкий рост наблюдается в сахарной промышленности (1 балл). Могут быть приведены такие объяснения: Это связано с активным освоением в качестве сырья сахарной свеклы; Канкрин начал проводить политику протекционизма в отношении сахарного производства; мировое снижение цен на хлеб привело к переориентации рыночного производства на свеклу. (2 балла). Всего 3 балла.

13.3. Ситуация в одной из отраслей, представленных в таблице, резко отличается от ситуации в других. Определите эту отрасль и объясните создавшееся в ней положение. Приведите одно объяснение.

Ответ

Льноткацкое производство – наблюдается заметный спад. Могут быть приведены следующие объяснения:

  • Развитие производства более дешевой хлопчатобумажной ткани;
  • Падение спроса на внешнем рынке, поскольку Англия, являвшаяся основным потребителем российского полотна для парусного флота, начала переход на паровой флот;
  • Господство крепостнического труда.

1 балл за верно определенную отрасль. 2 балла за верное объяснение. Всего 3 балла.

13.4. Сделайте общий вывод о соотношении изменения численности рабочих и изменения числа промышленных предприятий. Объясните такое соотношение. Приведите одно объяснение.

Ответ

Численность рабочих растет быстрее, чем число промышленных предприятий. Могут быть приведены следующие объяснения:

  • Экстенсивный экономический рост: увеличение объемов промышленного производства достигается за счет прироста рабочей силы;
  • Укрупнение (слияние) промышленных предприятий.

2 балла за верный вывод, 2 балла объяснение. Всего – 4 балла.

При выполнении задания участник мог использовать число 7234 (данное в таблице «Число промышленных предприятий в России в 1825–1850 гг.», в последней строке) вместо 72534.

Всего 14 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Перед Вами схемы сражений, произошедших в ходе одной и той же войны. Расположите их в хронологическом порядке и назовите войну. Укажите номер схемы, на которой изображено последнее сражение парусных флотов и назовите это сражение.

Ответ

3 4 1 5 2

Война: Крымская. Синопское сражение. Схема № 3.

5 баллов за верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

2 балла за верно названную войну, 2 балла за верно указанный номер изображения, 2 балла за название сражения.

Всего 11 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Соотнесите представленные ниже изображения с характеристиками русских царей, с которыми эти изображения связываются по смыслу.

Ответ занесите в таблицу. Во второй столбец таблицы, напротив буквенного обозначения иллюстрации запишите русских царей, о которых идет речь в приведенных отрывках. В третий столбец внесите номер соответствующей характеристики. В четвёртом запишите цифровое обозначение события всемирной истории, современником которого был названный вами правитель.

Характеристики царей из работ отечественных историков

  1. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство царя, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. <…> Это развило в нём подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям» (В.О. Ключевский)
  2. «Ученик Симеона Полоцкого, царь первый из русских надел польское платье, чему последовали и все придворные, отменил обычай брить голову и начал носить длинные волосы. Царь не любил пышности ни в платье, ни в столе, ни в уборах. Сию экономию поддержал монарх повелением не носить татарского платья и приказал ходить в подобном польскому, или древнем российском, северному климату свойственно» (В.А. Корсакова)
  3. «Во многом благодаря усилиям [имя] русская церковь приобрела ранг патриаршества, а Иов стал первым русским патриархом. За выбор [имя] царем было подавляющее большинство Боярской думы (в том числе самые влиятельные бояре), московских чинов государева двора, выборных дворян от многих уездов и представителей горожан. Учитывая, что при царе Федоре он несколько лет фактически управлял государством, многим казалось естественным и логичным закрепить это формально» (В.Д. Назаров)
  4. «Царь с необыкновенною охотой сам брался за перо или же начинал диктовать свои мысли дьякам. Его личные литературные попытки не ограничивались составлением пространных, литературно написанных писем и посланий. Он пробовал сочинять даже вирши. Он составил «Уложение сокольничья пути», т. е. подробный наказ своим сокольникам. Он начинал писать записки о польской войне. Он писал деловые бумаги, имел привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения» (А.Е. Пресняков)

События всемирной истории.

  1. Нантский эдикт во Франции.
  2. Основание ордена иезуитов.

III. Казнь короля Карла I.

IV.В Англии принят «HabeasCorpusAct».

Ответ

1 2 3 4
Изображение Царь Характеристика Событие
А Иван Грозный 1 II
Б Алексей Михайлович 4 III
В Федор Алексеевич 2 IV
Г Борис Годунов 3 I

 

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа в столбцах 2 и 3. По 2 балла за каждый верный элемент ответа в столбце 4.

Всего 16 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами отрывки из источников, относящиеся к революционным событиям 1917 года. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите месяц, когда произошли события, к которым относятся отрывки.

А) «… Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. <…> Я генерал … – сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания. <…> Предать же Россию в руки исконного врага… я не в силах».

Б) «В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями: <…> 2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. 3. Отмена всех сословных, вероисповедательных и национальных ограничений. 4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания».

В) «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Военнореволюционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – это дело обеспечено. Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»

Г) «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства. Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности <…>, с другой стороны, отсутствием насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма. Это своеобразие требует от нас умения приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни, масс пролетариата».

Д) «Итак, по мнению “Правды”, демонстрация достигла своей цели. Чего же добились демонстранты и их признанные руководители – большевики? Они добились гибели четырехсот рабочих, солдат, матросов, женщин и детей… Они добились разгрома и ограбления ряда частных квартир, магазинов… Они добились ослабления нашего на фронтах… Они добились раскола, нарушения того единства революционных действий, в которых заключается вся мощь, вся сила революции».

Е) «Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить… мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.д. <…> Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления… правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе».

Ответ

Буква Б Г Е Д А В
Месяц март апрель апрель июль август октябрь

 

1 балл за верную хронологию. По 2 балла за каждый верно определённый месяц.

Всего 13 баллов.

Задание 17

Содержание ↑

Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из Новгородской первой летописи о восстании 1418 года. Напишите на её основе небольшую работу на тему: «Социально-политическая борьба в Новгороде XV в. (на примере восстания 1418 года)»

Из Новгородской первой летописи (адаптированный текст)

В год 6926-й. Предзнаменование было в церкви святой мученицы Анастасии: шла от иконы Покрова святой Богородицы словно кровь по обе стороны с риз её – месяца апреля, в девятнадцатый день. И в тот же месяц случилось такое в Новгороде наущением дьявольским: человек один – Степанко – схватил боярина Данилу Ивановича, Божина внука, и, держа, кричал людям: «Да, государи мои, помогите же мне таково расправиться со злодеем этим!» Люди же, услыхав его крики, протащили боярина, словно злодея, до веча и избили его чуть не до смерти, а потом, сведя с веча, сбросили его с моста. Один же из Людина конца, Личков сын, желая ему помочь, подобрал его в лодку, и народ, разъярясь на того рыбака, дом его разграбил. А помянутый боярин, желая за бесчестье своё отомстить, схватил своего противника и стал мучить – желая рану исцелить, ещё большее бедствие воздвиг; не припомнил сказавшего: «Аз отмщение».

Народ же, прознав, что схвачен Степанко, начал звонить на Ярославле дворе к вечу, и собиралось людей множество, кричали, препираясь, несколько дней: «Пойдём на того боярина и дом его разграбим!» И пришли, вооружась и со стягом, на Козьмодемьянскую улицу, пограбили дом его и других дворов много, и на Яновской улице берег ограбили. А после грабежа того, перепугавшись, как бы хуже не стало им, козьмодемьянцы вернули Степанка и, придя к архиепископу, молили его послать кого-нибудь к собранию народному. И святитель внял молениям их и отправил Степанка со священником и со своим боярином; и люди приняли Степанка. И вновь разъярился народ, все словно пьяные, на другого боярина, на Ивана на Иевлича с Чудинцевой улицы, и вместе с домом его много разграбили домов боярских, и монастырь святого Николы на Поле разграбили, говоря: «Здесь житницы боярские!» И ещё в то же утро на Людогощей улице пограбили дворов множество, приговаривая: «Нам враги они!» — и на Прусскую улицу пришли, но там отбились от них. И с того часа стала вражда множиться: прибежали они на свою Торговую сторону, закричали: «Софийская сторона хочет против нас ополчиться и дома наши пограбить», и стали звонить по всему городу, и начали люди сбегаться с обеих сторон, как на битву, в доспехах на мост Великий; были и погибшие: те от стрел, а те от мечей, и мёртвые были будто в бою. И от ужаса того страшного, и от мятежа того великого всколыхнулся весь город, и напал страх на обе стороны. Прослышав же о междоусобной схватке среди своей паствы, архиепископ Семеон пролил слезы из очей своих и повелел приближенным собрать собор свой; и, войдя в храм святой Софии, начал архиепископ молиться со слезами, и облачился в священные ризы со всем своим собором, и, повелев взять крест Господен и образ пресвятой Богородицы, – пошёл на мост. И вслед за ним шли священники и причт церковный, и именитые люди за ним пошли, и множество народа, проливая слёзы, говоря: «Усмири же, Господи, молитвами господина нашего!» И люди богобоязненные припадали к ногам святителя со слезами: «Иди, господине, да усмирит Господь твоим благословением междоусобную схватку». Другие же говорили: «Пусть бедствие падет на зачинщиков усобицы!» <…> И разошлись молитвами святой Богородицы и благословением архиепископа Семеона, и настала тишина в городе.

План работы:

  1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
  2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
  3. Анализ социально-политической борьбы в Новгороде XV века. Приведите не менее трёх положений.
  4. Выводы: общая оценка внутриполитического положения Новгорода на основе источника.

Ответ:

1) На основе учебного материала участник должен рассказать о становлении олигархической республики в Новгороде в течение XIV‒XV вв. Необходимо, чтобы были упомянуты снижение роли веча в управлении республикой и установление власти «300 золотых поясов», а также захваты боярством и монастырями государственных земель. Практически постоянное отсутствие князя в Новгороде привело к дисбалансу политических сил и увеличению гнёта над простонародьем. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.

2) Участнику следует понимать, что перед ним нарративный источник, летописная повесть, причем местного происхождения. Благодаря этому есть возможность узнать больше подробностей о восстании, на которые обращает внимание летописец. Вместе с тем летописцу не интересен анализ причин восстания, он просто описывает его. Однако подробности источника позволяют описать напряжённое социальное положение внутри городской общины Новгорода. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.

3) Из текста можно видеть, что восстание начинается с ссоры боярина и простого человека, который призывает на помощь людей, близких ему по социальному статусу. После этого начинается полномасштабное восстание. Интересно, что оно довольно организованно: восставшие методично уничтожают боярские дома на одной из улиц и лишь затем идут дальше. Таким образом, восстание идёт не против боярства конкретной улицы, а против боярства как социальной группы. Апофеозом восстания стало борьба уже сторон Новгорода – простонародной Торговой против элитной Софийской. Не остались в стороне и монастыри – восставшие разграбили их, утверждая, что в них «житницы боярские». Фактически усмирить восстание смог только архиепископ – высший авторитет Новгорода. Вместе с тем приходится признать, что восстание было подавлено не силой, которой у боярства не было, а именно авторитетом духовенства. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.

4) В выводах оцениваются полнота и точность формулировок, уровень обобщения информации из источника для оценки события в целом. 3 балла за максимально полный вывод. 1 балл за выводы, приведённые с неточностями. Всего 3 балла. Всего 21 балл.

Задание 18

Содержание ↑

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);
  2. грамотность использования исторических фактов и терминов;
  3. чёткость и доказательность основных положений работы;
  4. знание различных точек зрения по избранному вопросу;
  5. наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.

Темы:

1) «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли». (А.Ю. Карпов)

2) «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг. XV в. ликвидировали итоги московской смуты». (А.Е. Пресняков)

3) «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России. Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства». (Д.М. Володихин)

4) «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равной Европе по уровню политической культуры». (Р. Уортман)

5) «Движение декабристов – важное звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию «Священного союза». (П. Ангран)

6) «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти». (П.Н. Зайончковский)

7) «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии». (В.М. Лавров)

8) «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию». (Дж. Боффа)

9) «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако «вышка» – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой». (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве)

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

Всего за работу 140 баллов.

Содержание ↑

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: