Олимпиадные задания с решениями

История 8 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 1

Содержание ↑

Когда был издан документ, отрывок из которого представлен ниже? «…дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили…»

  1. 1122 г.
  2. 1215 г.
  3. 1265 г.
  4. 1302 г.

Задание 2

Содержание ↑

Кто является автором приведённого ниже фрагмента?

«А некоторое время спустя проверил царь Магмет судей своих, как они судят, и доложили царю про их лихоимство, что они за взятки судят. Тогда царь обвинять их не стал, только повелел с живых кожу ободрать. И сказал так: “Если тела их опять обрастут, тогда им та вина простится”. А кожи их велел выделать и ватой велел их набить, и написать повелел на кожах их: “Без таковой грозы невозможно в царстве правду ввести”. <…> Невозможно царю без грозы править, как если бы конь под царем и был без узды, так и царство без грозы».

  1. Ермолай-Еразм
  2. Андрей Курбский
  3. Максим Грек
  4. Иван Пересветов

Задание 3

Содержание ↑

Кто является автором текста, отрывок из которого приведён ниже?

«…45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя. 46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции. 47. Должно учить христиан: покупка индульгенций – дело добровольное, а не принудительное».

  1. Мартин Лютер
  2. Жан Кальвин
  3. Томас Мюнцер
  4. Игнатий Лойола

Ответ

1 2 3
2 4 1

 

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 6 баллов за задания 1–3.

В заданиях 4 и 5 выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 4

Содержание ↑

Какие из перечисленных монархов возглавляли европейские государствав период Тридцатилетней войны?

  1. Генрих III
  2. Стефан Баторий
  3. Фердинанд II
  4. Густав II Адольф
  5. Людовик XIII
  6. Иосиф II

Задание 5

Содержание ↑

Какие из перечисленных лиц выступили руководителями Великого посольства 1697–1698 гг.?

  1. Ф.Я. Лефорт
  2. П.А. Толстой
  3. П.Б. Возницын
  4. Г.И. Головкин
  5. Ф.Ю. Ромодановский
  6. Ф.А. Головин

Ответ

4 5
345 136

 

По 3 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Всего 6 баллов за задания 4, 5.

Задание 6

Содержание ↑

Перед Вами перечень ныне существующих зданий, созданных тремя различными российскими архитекторами XVIII века. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы фамилии архитекторов, а в нижнюю – порядковые номера сооружений, созданных соответствующими архитекторами.

  1. Зимний дворец в Санкт-Петербурге
  2. собор Петропавловской крепости
  3. Екатерининский дворец в Царском Селе
  4. здание Сената в Московском Кремле
  5. Петровский путевой дворец в Москве
  6. собор Смольного монастыря
  7. здание Благородного собрания в Москве
  8. Летний дворец Петра I
  9. здание Двенадцати коллегий

Ответ

Архитектор Д. Трезини Ф.Б. Растрелли М.Ф. Казаков
Сооружение 289 136 457

По 1 баллу за каждого названного архитектора. По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Всего 12 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  • 7.1. 1096–1099, 1189–1192, 1202–1204, 1236–1242.
  • 7.2. М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, О.Г. Мирабо, Л.-А. Сен-Жюст, Ж. Кутон.

Ответ

7.1. Годы крестовых походов. Лишнее: 1236–1242, монголо-татарский поход «к последнему морю».

7.2. Представители якобинцев. Лишний: О.Г. Мирабо.

По 3 балла за каждый верный ответ (2 балла за указание принципа объединения, 1 балл за указание лишнего).

Всего 6 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

  • 8.1. А.Д. Басманов, Ф.А. Басманов, А.И. Вяземский, В.Г. Грязной, Г. Штаден.
  • 8.2. Екатерина Арагонская, Анна Болейн, Джейн Сеймур, Анна Клевская, Екатерина Говард, Екатерина Парр.

Ответ

8.1. Знаменитые опричники.

8.2. Жёны английского короля Генриха VIII Тюдора.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Установите соответствие между событиями отечественной и зарубежной истории, произошедшими в одном и том же веке. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ СОБЫТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ
А) опричнина 1) начало Семилетней войны
Б) междоусобная война Василия II с Юрием Звенигородским и его сыновьями 2) битва при Креси
В) смерть Дмитрия Донского 3) война Алой и Белой розы
Г) учреждение «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге 4) период Фронды во Франции
5) Аугсбургский религиозный мир

 

Ответ

А Б В Г
5 3 2 1

 

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Всего 8 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Установите соответствие между орденом и правителем, при котором он было учреждён в России. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОРДЕН ПРАВИТЕЛЬ
А) орден Святой Анны 1) Павел I
Б) орден Святого Александра Невского 2) Анна Иоанновна
В) орден Святого Иоанна Иерусалимского 3) Елизавета Петровна
Г) орден Святого Владимира 4) Екатерина I
5) Екатерина II

Ответ

А Б В Г
2 4 1 5

 

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Всего 8 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу в бланке работы.

В 1762 году император (1 – имя) обнародовал манифест о вольности (2 – сословие). Этот документ поставил на повестку дня проблему освобождения крепостных крестьян. Однако пришедшая в том же году к власти (3 – имя) на радикальные перемены не решилась. Более того, в (4) году был издан указ, дававший право помещикам ссылать крепостных в (5 – территория). Через (6) лет после подавления в (7) году мощного восстания под предводительством (8 – имя) были закрепощены крестьяне на (9 – территория). Последние годы XVIII столетия связаны с правлением (10 – имя), который ограничил барщину (11) днями в неделю, но продолжил массовое закрепощение крестьян.

Пришедший в (12) году к власти Александр I был воспитан швейцарцем (13 – имя) на идеалах Просвещения. В (14) году он обнародовал указ о (15 – термин) хлебопашцах, а затем поручил своим сановникам разработку проектов отмены крепостного права. Императору удалось решить эту задачу в отношении (16 – территория), но в масштабах остальной страны ничего не изменилось. Лишь император (17 – имя) сумел отменить крепостное право.

Ответ

1 Пётр III 10 Павла I
2 дворянства 11 3
3 Екатерина II 12 1801
4 1765 13 Лагарпом
5 Сибирь 14 1803
6 8 15 вольных
7 1775 16 Прибалтики (Остзейского края)
8 Пугачёва 17 Александр II
9 Левобережной Украине
  • 16–17 верных вставок –10 баллов.
  • 14–15 верных вставок – 9 баллов.
  • 12–13 верных вставок – 8 баллов.
  • 10–11 верных вставок – 7 баллов.
  • 8–9 верных вставок – 6 баллов.
  • 6–7 верных вставок – 5 баллов.
  • 4–5 верных вставок – 4 балла.
  • 3 верные вставки – 3 балла.
  • 2 верные вставки – 2 балла.
  • 1 верная вставка – 1 балл.

Всего 10 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания. Ответы внесите в таблицу №1 и таблицу №2 в бланке работ

12.1. Заполните пропуски в предложениях. Ответ внесите в таблицу № 1 в бланке работы.

  • А) На карте отражён ход ______ битвы, состоявшейся в _____ году.
  • Б) Реки, обозначенные цифрами ___ и ___, – это Непрядва и Дон соответственно.
  • В) Полк, обозначенный цифрой ___, не выдержал натиска вражеской конницы и стал отходить к Непрядве
  • Г) Полком, обозначенным цифрой ___, командовали серпуховской князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский.
  • Д) В полку, обозначенном цифрой ___, сражался переодетый в великокняжеские доспехи боярин Михаил Бренок.
  • Е) Войсками, ставка которых обозначена цифрой 3, командовал ________.

12.2. Согласны ли Вы с приведёнными утверждениями? Впишите в таблицу напротив порядковых номеров верных утверждений «Верно», напротив ложных утверждений – «Неверно». В случае, если Вы считаете утверждение неверным, дайте краткое обоснование своему ответу. Ответ внесите в таблицу № 2 в бланке работы.

  1. В легендарном поединке, открывшем изображённое на схеме сражение, погибли оба воина.
  2. Великий князь Дмитрий Иванович сражался как простой воин в сторожевом полку, а затем в большом полку.
  3. На стороне московского князя в изображённом на схеме сражении выступил великий князь Литовский Ягайло и его старшие братья Андрей и Дмитрий.
  4. Союзником вражеских войск в изображённом на схеме сражении выступил рязанский князь Роман Ингваревич.
  5. Потерпев поражение в изображённом на схеме сражении, Мамай вскоре потерпел новое поражение в столкновении с Тохтамышем на реке Калке.
  6. Автором одного из произведений, посвящённых изображённому на схеме сражению, стал Софроний Рязанец.

Ответ

Таблица №1

А Куликовской, 1380 г.
Б 2; 1
В 6
Г 4
Д 5
Е Мамай

По 1 баллу за каждое предложение с верными вставками.

Всего 6 баллов.

Таблица №2

1 Верно
2 Верно
3 Неверно, так как великий князь Литовский Ягайло, в отличие от своих старших братьев Андрея и Дмитрия, выступил на стороне Мамая
4 Неверно, так как рязанского князя, поддержавшего Мамая, звали Олег Иванович, а Роман Ингваревич – это представитель рязанского княжеского рода времён монголо-татарского нашествия (погиб под Коломной в январе 1238 г.)
5 Верно
6 Верно

По 2 балла за каждый верный ответ. В случае, если приведённое утверждение неверно, ответ без обоснования не принимается. Всего 12 баллов.

Всего 18 баллов за задание 12.

Задание 13

Содержание ↑

Рассмотрите изображения и выполните задания. Ответы внесите в бланк работы.

  1. Назовите элементы государственной символики Российской империи, представленные на изображении.
  2. С каким императором связано появление данного изображения? Назовите годы его правления.
  3. Какой из перечисленных элементов встречается на гербе только в правление данного императора? Объясните данное обстоятельство.
  4. Из предложенных ниже изображений выберите относящиеся по смыслу к правлению монарха, имя которого Вы указали в пункте 2, и запишите их номера. Дайте объяснение Вашему выбору.

 

Ответы

13.1. Двуглавый орел, императорские короны, скипетр, держава, знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного с цепью, мальтийский крест, гербовый щит с изображением Святого Георгия Победоносца, Андреевская лента.

(Названо 7–8 элементов – 3 балла; названо 5–6 элементов – 2 балла; названо 3–4 элемента –1 балл.)

13.2. С Павлом I (1 балл). 1796–1801 гг. (1 балл).

13.3. Мальтийский крест (1 балл). Император Павел I покровительствовал Мальтийскому рыцарскому ордену и был избран его магистром. В Россию были доставлены древние святыни, связанные с орденом. Остров Мальта был взят Россией под свою защиту. Император распорядился изобразить на гербе Российской империи Мальтийский крест (2 балла).

Всего 8 баллов.

13.4. Изображение 1. Убийство Павла I в результате заговора в 1801 году. Изображение 4. Переход русских войск генерал-фельдмаршала А.В. Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию во время войны второй антифранцузской коалиции. 1799 г. Изображение 5. Михайловский замок, сооружённый по заказу Павла I.

По 1 баллу за указание верного номера изображения. По 1 баллу за приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

Всего 14 баллов за задание 13.

Задание 14

Содержание ↑

Внимательно изучите представленный ниже фрагмент исторического источника и ответьте на вопросы к нему.

«Вскоре после наказания Никитичей, того же лета за безумное молчание всего мира по поводу гибели невинных омрачил Господь небо облаками, и такой дождь начался, что все люди пришли в ужас. И прекратились все земледельческие работы, и все проросшие семена сгнили от безмерных вод, льющихся с неба; и 10 дней земля не могла просохнуть. До жатвы побил мороз все, что выросло на полях и в садах. Земля была как огнем опалена. После этого года следующий был еще хуже, так же было и на третий год.

Царь пытался раздавать милостыню, но от этого стало еще хуже. В Москву за раздачами денег из казны отправились тысячи людей. Но на полученные деньги было невозможно прокормиться из-за дороговизны на рынках. Поэтому пришедшие погибали прямо на улицах.

За два года и четыре месяца по велению царя было подсчитано, что в трех братских могилах было похоронено 127 тысяч человек. Но это не всё, поскольку похороненных в 400 церквях никто не считал».

  1. Определите событие, описанное в представленном выше отрывке из исторического источника, и датируйте его.
  2. Укажите имя и фамилию русского царя, в правление которого произошло данное событие, а также годы его правления.
  3. Что позволяет Вам определить, что речь идёт именно об этом событии? Найдите в тексте три подтверждения.
  4. Один ученик, интересующийся историей, ознакомившись с данным отрывком, предположил, что его автором является представитель такой социальной группы российского общества того времени, как духовенство. Опираясь на текст, приведите два аргумента в подтверждение этой точки зрения.

Ответ

  1. Голод в России (2 балла), 1601–1603 гг. (2 балла). Всего 4 балла.
  2. Борис Годунов (2 балла), 1598–1605 гг. (2 балла). Всего 4 балла.
  3. Могут быть приведены следующие подтверждения из текста:
    • указание в начале отрывка на опалу бояр Романовых (детей Никиты Романовича Захарьина-Юрьева), произошедшую в 1601 году;
    • указание на прекращение «земледельческих работ» и гибель урожая из-за дождей и морозов;
    • указание на чрезвычайные меры, предпринятые царём, их недостаточность, поскольку на раздаваемые деньги «было невозможно прокормиться из-за дороговизны на рынках»;
    • указание в конце отрывка на огромное количество человеческих жертв в этот период.

По 2 балла за каждое верно найденное подтверждение. Всего 6 баллов.

  1. Могут быть приведены такие аргументы:
    • автор ссылается на кару Господа, постигшую Россию за «безумное молчание всего мира по поводу гибели невинных», т. е. прослеживается идея Божьего провидения;
    • рассказ о событиях наступления голода однозначно содержит в себе параллели с библейскими рассказами (десять казней египетских, второе пришествие и Страшный суд).

По 2 балла за каждый верно приведённый аргумент. Всего 4 балла.

Всего 18 баллов за задание 14.

Всего за работу – 110 баллов.

Содержание ↑

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: