Олимпиадные задания с решениями

Литература 7 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1. [10 баллов] «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ»
  2. Задания 2. [20 баллов] «ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»
  3. Задание 3. [40 баллов] «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Задание 1. [10 баллов] «ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ»

Содержание ↑

В стихотворении перепутаны строки.

а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке.

Подсказка 1: обратите внимание на знаки препинания в концах строк.

Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.

В милый край, в страшный край как стрела пустился.
Конь заржал, конь взвился́ над могилой новой.
Не к добру сердце мне что-то предвещает;
Одинок воздыхал витязь на кургане.
Свежих трав не щипал конь его унылый,
Не к добру грудь моя тяжко воздыхает,
Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане,
«Конь мой, конь, верный конь, понесёмся к милой!
Не к добру без еды ты стоишь унылый!
Конь вздрогну́л, и сильней витязь возмутился,
Ночь прошла, всё светло: виден храм с дубровой,
Конь мой, конь, верный конь, понесёмся к милой!»

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

в) Назовите 2–3 примера стихотворений этого жанра. Укажите их авторов и названия.

Ответ

а) Восстановленный текст:

Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане,
Одинок воздыхал витязь на кургане.
Свежих трав не щипал конь его унылый,
«Конь мой, конь, верный конь, понесёмся к милой!
Не к добру грудь моя тяжко воздыхает,
Не к добру сердце мне что-то предвещает;
Не к добру без еды ты стоишь унылый!
Конь мой, конь, верный конь, понесёмся к милой!»
Конь вздрогну́л, и сильней витязь возмутился,
В милый край, в страшный край как стрела пустился.
Ночь прошла, всё светло: виден храм с дубровой,
Конь заржал, конь взвился́ над могилой новой.

(А.А. Дельвиг). Указание на имя автора не требуется.

Критерии оцениванияБаллы
Текст восстановлен верно5
Текст восстановлен верно, но имеются ошибки при переписывании4
Имеются разночтения с оригиналом, не влияющие на смысл текста3
Имеются 1–2 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста2
Имеются 3–4 разночтения с оригиналом, затемняющие смысл текста1
Текст существенно искажён0

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр?

Баллада (романтическая баллада).

2 балла за верный ответ.

в) Назовите 2–3 примера стихотворений этого жанра. Укажите их авторов и названия.

В.А. Жуковский, «Светлана», «Людмила», «Ивиковы журавли», «Рыбак»; М.Ю. Лермонтов, «Три пальмы»; Ф. Шиллер, «Перчатка» и т. д.

До 3 баллов за максимальное количество верных примеров.

Задания 2. [20 баллов] «ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

Содержание ↑

Прочитайте отрывки стихотворных текстов, принадлежащие разным авторам.

Определите, какую роль играет в них образ ромашки. Выделите общие черты этого образа в разных отрывках, назовите их, напишите об этом, опираясь на представленные тексты. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

Люблю тебя ясную, несмелую,
Чистую, как ромашка в поле.
Душу твою люблю я белую,
Покорную Господней воле.
(З.Н. Гиппиус. «Амалии», 1911)

И венчик полевой ромашки
(К чему нарядные цветы?)
К моей студенческой фуражке,
Смеясь, прикалываешь ты.
(В.А. Рождественский. «Давно переступают кони…», 1918)

Прошу гостей – свои года
На лавицу, под образ отчий:
Ромашки – отрочества очи,
Садитесь к златной пелене…
(Н.А. Клюев. «Годы», 1933)

Ты – ниже травинки и тише воды.
Подобная жизнь – как букашка –
Ползет и трепещет у края воды,
И радость её – полевая ромашка.
(А.П. Ладинский. «Тыниже травинки и тише воды…», 1946)

Ведь ты же сама улыбалась, бывало,
И жалила душу больнее ножа,
Сама ввечеру лепестки обрывала
На юной ромашке, про нас ворожа!
(А.А. Штейнберг. «Ты чуешь, и знаешь, и любишь, и веришь…», 1948)

Выбегает на бровку
придорожную в срок
ромашка – неточный,
одноразовый, срочный
пророк.

(И.А. Бродский. «Колокольчик звенит…», 1965)

Критерии оцениванияБаллы
Сделано обобщение: найдены общие черты конкретного образа в при ведённых отрывках0–5 баллов
Подчёркнуты связи, ассоциации, помогающие понять роль конкрет ного образа, названы его определяющие черты0–10 баллов
Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфогра фических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по русскому языку материала)0–5 баллов

Задание 3. [40 баллов] «РАБОТА С ТЕКСТОМ»

Содержание ↑

Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.

Вариант 1. Прозаический текст.

Содержание ↑

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленныевопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250слов.

Юрий Васильевич Бондарев (род. 1924)

ЩЕНОК

Всю ночь без сна ворочался с боку на бок, подминал под головуизмятую подушку, мычал, стискивая зубы, как от боли, – не мог забыть того,что случилось днём, не исчезало острое чувство совершённого преступления, инеотступно стояли перед глазами подробности того, что произошло с ним.

Было тёплое солнце, ярый субботний мартовский день сиял в Москве,везде таял сразу почерневший снег, кое-где дымились парком сухие пролысинытротуаров, везде зеркально блестели лужи на мостовых, было много прохожих,одетых уже по-весеннему. В машине стало даже жарко, тесно от солнца,блещущего на переднем стекле, на капоте, и у него тоже было лёгкое ожиданиетого, что сейчас выедет из Москвы на подсохшее в полях шоссе и через сорокминут будет в загородном доме отдыха среди двоих своих детей и жены,которых отвёз на каникулы неделю назад.

После шумного, ослепительного, шелестящего шинами перекрёсткасвернул на тихую параллельную проспекту дорожку, не торопясь поехал пошироким лужам, объезжая расколотые дворниками глыбы жёлтого льда, мимостоявших по обочине заляпанных грязью машин, мимо киосков с горячимсверканием витринных стёкол, мимо идущих по тротуару людей в расстёгнутых плащах.

Впереди на солнцепёке у обочины увидел поддомкраченную машину;человек, без пальто, без шапки, в сером пиджаке, возился возле колеса, отвинчивая ключом гайки, и он подумал опять с удовольствием:

«Действительно, настоящая весна».

И лишь успел подумать это, заметил вывернувшегося из-за этой поддомкраченной машины щенка, он выскочил из-под ног склонённого к колесучеловека, тёмно-коричневый, с острой весёлой мордой, и бросился играющимипрыжками, как-то боком навстречу его машине.

Скорость была небольшой, он мгновенно нажал на тормоз, но всё-таки не сумел сразу затормозить. Машину катило по льду, и в ту же секунду щенок, всё приближаясь, игриво лая, тряся смешными ушами, мелькнул под радиатором, и потом послышались там, внизу, какие-то удары, потом как будто машина проехала по чему-то твёрдому, её вроде бы чуть подняло даже – и он, весь в горячем поту, наконец со всей силы затормозил, ужасаясь тому, что почувствовал, ощутил в эту минуту.

Ещё не отпуская тормоз, он оглянулся и с тем же ужасом увидел щенка уже возле человека в сером пиджаке – щенок, мотаясь всем телом, казалось, жалуясь тихонько, взвизгивая, искательно тыкался острой мордой в его руки.

А он смотрел, точно скованный, на щенка, на человека в пиджаке, растерянно опустившегося перед ним на корточки, и сознавал, что совершил сейчас нечто непоправимо преступное, как убийство.

Он ясно чувствовал эти удары под машиной и ясно понимал, что щенок в горячке ещё двигается, как бы извиняясь за ошибку, прося прощения, тычется мордой в руки хозяина, лижет его пальцы, а человек в пиджаке, лаская, успокаивая его, ещё не знает, как ощутимо и страшно минуту назад качнуло машину на чём-то твёрдом.

Потом человек в пиджаке взял щенка на руки и, всё продолжая гладить его длинные уши, трепать его голову, испачканную мокрой грязью, повернул бледное лицо.

– Какой же вы шофёр, если не можете остановить машину? – с упрёком сказал человек, подойдя. – Это же глупый щенок, понимаете вы это или нет?

Уже на тротуаре и вокруг человека с тихо поскуливающим щенком на его руках столпились люди, зло крича; кто-то постучал по капоту с тем знакомым выражением осуждения и неприязни пешехода к водителю, какое всегда бывает во время уличных катастроф, – и он, жгуче презирая себя за почти инстинктивный толчок самозащиты, сдавленным голосом выговорил:

– А вы… зачем отпускаете на дорогу щенка?..

Он плохо помнил, как выехал из Москвы на загородное шоссе, всё словно подсеклось, срезалось в нём, и было до тошноты мерзко, гадко на душе от той защитительной своей фразы, звучавшей в его ушах: «А вы зачем отпускаете на дорогу щенка?»

И, глядя на дорогу, он опять с поразительной ясностью представлял того щенка с острой весёлой мордой, когда тот, играя, смешно тряся ушами, бросился к машине, ощущал глухие удары под днищем и представлял, как железо било его по голове, как в смертельном испуге заметался под колёсами щенок, не понимая, что произошло, почему на его игру с этой чужой машиной ему ответили такой страшной болью.

«Я убил его… Это же он в горячке выскочил потом к хозяину. Как он мотал головой, как тыкался мордой в его руки, точно спасения искал!..» – думал он и стискивал зубы, морщась, потирая рукой лицо, уже не видя ни шоссе, ни талого снега, ни мокрых мартовских полей под прекрасным весенним солнцем.

Через час, приехав в дом отдыха, он не поцеловал жену, не поцеловал детей, будто потерял на это право, только долго и пристально смотрел на свою пятилетнюю дочь, взяв её на руки, прижимая её к себе.

<1973>

  1. Что даёт основания считать этот текст художественным?
  2. Как и с помощью каких средств автор описывает внутренний мир своего героя? Почему герой не назван по имени?
  3. В каких ещё произведениях Вам встречались подобные темы и проблемы?
  4. Какую роль в рассказе играет пейзаж?
  5. Как Вы понимаете смысл финала текста?
  6. В чём заключается основная мысль рассказа?

Вариант 2. Стихотворный текст.

Содержание ↑

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Николай Степанович Гумилёв (1886–1921)

МЕЧТЫ

За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.

Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.

Что в полёте воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжёлая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащённо и робко крестилась.

<1907>

  1. Что можно сказать о месте и времени действия в этом стихотворении?
  2. Черты каких жанров отражены в этом стихотворении?
  3. Как Вы понимаете смысл названия стихотворения?
  4. В каких ещё произведениях Вам встречались подобные образы?
  5. Можете ли Вы определить размер стихотворения? Как он может быть связан с содержанием текста?

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Критерии оцениванияБаллы
Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

15
Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Максимальный балл40

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: