Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 7 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11 (кроссворд)  

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

Выберите несколько верных ответов из предложенных. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Укажите примеры негативных социальных санкций.

  • а) осуждение
  • б) повышение в должности
  • в) вручение Нобелевской премии
  • г) похвала
  • д) вынесение обвинительного приговора судом
  • е) бойкот

1.2. Выберите из приведённого списка мировые религии.

  • а) ислам
  • б) католицизм
  • в) православие
  • г) христианство
  • д) индуизм
  • е) буддизм

1.3. Какие из предложенных ниже ситуаций иллюстрируют формы социального контроля?

  • а) Артист выступил на бис на сольном концерте.
  • б) Николай был осуждён на 2 года лишения свободы в колонии общего
  • режима за незаконную рубку леса.
  • в) Василий получил золотую медаль за успехи в учении.
  • г) Друзья объявили Марии бойкот, после того как узнали, что она
  • нагрубила своему учителю.
  • д) Михаил без билета проехал на метро.

Ответ:

1.1. 1.2. 1.3.
аде аге абвг

По 2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Ответы запишите на бланке работы.

2.1. Миф, искусство, религия, наука.

Ответ: формы познания (формы культуры).

2 балла за верный ответ.

2.2. Доход, образование, доступ к власти, престиж профессии.

Ответ: критерии стратификации.

2 балла за верный ответ.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.

3.1. Былина, предание, повесть, пословица, обрядовые песни.

Ответ: Повесть – литературное произведение, остальное – устное народное творчество.

3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

3.2. Право на защиту чести и доброго имени, право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право избирать и быть избранным.

Ответ: Право избирать и быть избранным – это политическое право, остальные – это гражданские (личные) права.

3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

4.1. Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается федеральным конституционным законом.

4.2. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

4.3. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.

4.4. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.

4.5. Образование остаётся одним из важнейших каналов социализации личности.

Ответ:

4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5.
да нет да да да

 

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 5

Содержание ↑

Заполните пропуски в тексте с помощью слов из списка, представленного ниже. Ответы запишите на бланк работы.

Важнейшей функцией денег является облегчение процесса __________. До появления привычных для нас монет и __________, в роли денег выступали другие __________. Кроме этого, деньги позволяют измерить рыночную __________ товара, позволяя сравнивать его с другими товарами.

Слова: бартер, полезность, обмен, стоимость, банкнота, предмет, прибыль.

Ответ: Обмен, банкнота, предмет, стоимость.

1 балл за каждое верно указанное слово.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 6

Содержание ↑

Из перечисленного ниже перечня выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных Вами позиций в таблицу на бланке работы. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Эмоциональная неуравновешенность

2.  Упорство в достижении цели

3. Решительность

4. Соблюдение диеты

5. Конфликтность

6. Совершение ежедневной утренней пробежки

7. Бережливость

8. Мимика

9. Посещение симфонического концерта

10. Соблюдение режима дня

11. Самонадеянность

12. Трудолюбие

 

Ответ:

Черты характера человека Волевые действия человека
1, 3, 5, 7, 11,12 2, 4, 6, 9, 10

10–11 верных элементов – 6 баллов.

8–9 верных элементов – 5 баллов.

6–7 верных элементов – 4 балла.

4–5 верных элементов – 3 балла.

2–3 верных элементов – 2 балла.

1 верный элемент – 1 балл.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Перед Вами репродукции известных полотен, которые иллюстрируют определённый социальный институт. Назовите его и заполните третий и четвертый столбцы таблицы на бланке работы.

Художник и название картины Репродукция Этап развития межлично стных отношений в рамках социального института Соответствую щая данному этапу пара социальных ролей
А) Павел Федотов, «Сватовство майора»  
Б) Эдгар Дега, «Портрет семьи Беллели»  
В) Павел Федотов, «Вдовушка»  

 

Ответ:

Институт брака. 2 балла.

А Предложение о заключении брака/пред свадебный этап. 2 балла. Жених/невеста 1 балл за верную пару.
Б Супружество/семейный этап. 2 балла. Муж/жена, супруг/супруга 1 балл за верную пару.
В Разложение брака/вдовство. 2 балла. Вдовец/вдова 1 балл за верную пару.

 

Максимум за задание 11 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Установите соответствие между чертами общества и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА ТИПЫ
А) превращение науки в ведущую производитель ную силу общества

Б) массовая вера в сверхъестественное происхо ждение

В) высокая рождаемость и высокая смертность, в том числе младенческая

Г) массовое развитие железнодорожного транспорта

Д) доминирование сферы услуг в структуре

1) индустриальное

2) традиционное

3) постиндустриальное

 

Ответ:

А Б В Г Д
3 2 2 1 3

 

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в мужском роде. Обратите внимание: в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны! Одно слово может быть использовано только один раз. Ответы внесите в таблицу на бланке работы. В регулировании общественных отношений (А) взаимодействует с (Б). При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учётом требований идей (В) общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с (Г) сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, (Д) по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих (Е) и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. (Ж), мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены (З) людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали ‒ продукт (И) развития человечества. Они сформировались в (К) со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей.

Список терминов:

1. Право

2. Норма

3. Идеологический

4. Наука

5. Обычай

6. Исторический

7. Закон

8. Мораль

9. Восприятие

10. Правосознание

11. Нравственный

12. Обстоятельство

13. Гражданский

14. Представления

15. Борьба

16. Административный

 

Ответ:

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Ответы запишите на бланке работы.

Дуэль как институт корпоративной чести встречала оппозицию с двух сторон. С одной стороны, правительство относилось к поединкам неизменно отрицательно. В «Патенте о поединках и начинании ссор», составлявшем 49-ю главу петровского «Устава воинского» (1716), предписывалось: «Ежели случится, что двое на назначенное место выдут, и один против другаго шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлён или умерщвлён не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки отписать. Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мертвые повешаны да будут». […] На причины отрицательного отношения самодержавной власти к обычаю дуэли указал еще Монтескьё: «Честь не может быть принципом деспотических государств: там все люди равны и потому не могут превозноситься друг над другом; там все люди рабы и потому не могут превозноситься ни над чем… Может ли деспот потерпеть её в своём государстве? Она полагает свою славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что он может лишать жизни. Как она сама могла бы стерпеть деспота?».

Естественно, что в официальной литературе дуэли преследовались как проявление свободолюбия, «возродившееся зло самонадеянности и вольнодумства века сего».  С другой стороны, дуэль подвергалась критике со стороны мыслителейдемократов, видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставлявших дворянскую честь человеческой, основанной на Разуме и Природе. С этой позиции дуэль делалась объектом просветительской сатиры или критики. В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «…вы твёрдой имеете дух, и обидою не сочтёте, если осёл вас улягнёт или свинья смрадным до вас коснется рылом». «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочик, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле… Хворающий зубами даст ли ответ вполголоса, насморк имеющий скажет ли что-нибудь в нос… ни на что не смотрят!.. Того и гляди, что по эфес шпага!.. Также глух ли кто, близорук ли, но когда, Боже сохрани, он не ответствовал или недовидел поклона… статошное ли дело! Тотчас шпаги в руки, шляпы на голову, да и пошла трескотня да рубка!».

(Ю. Лотман, «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (конец XVIII – начало XIX века)»)

  1. К какому типу социальных норм можно отнести дуэль?

Ответ: Обычай. 2 балла.

  1. Приведите три примера аналогичных дуэли социальных норм.

Ответ: Могут быть приведены следующие примеры: рукопожатие при приветствии, поднятие руки в классе для ответа, вставание при исполнении гимна Российской Федерации (возможны иные ответы). По 2 балла за каждый приведённый пример. Всего 6 баллов.

  1. Почему, по мнению автора, российское государство выступало против дуэлей?

Ответ: «…дуэли преследовались как проявление свободолюбия, «возродившееся зло самонадеянности и вольнодумства века сего»». 2 балла за верный ответ.

  1. Почему, по мнению автора, дуэли подвергались критике со стороны либерально настроенных мыслителей?

Ответ: «С другой стороны, дуэль подвергалась критике со стороны мыслителейдемократов, видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставлявших дворянскую честь человеческой, основанной на Разуме и Природе». 2 балла за верный ответ.

  1. Объясните, почему дуэль как социальная норма не сохранилась до наших дней.

Ответ: Дуэль – это социальная норма конкретной социальной группы, а именно дворянства. Дворянство исчезло как таковое, вместе с ним исчезла и дуэль.

2 балла за верный ответ.

Максимум за задание 14 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Решите обществоведческий кроссворд (на бланке работы).

По горизонтали:

4. Нравственный принцип, связанный с бескорыстной помощью другим людям.

5. Государственный орган для надзора за соблюдением законов и законности и привлечения к суду нарушителей.

7. Большая этническая группа, объединение нескольких родов во главе с вождём и старейшинами.

8. Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определённой области.

11. Чувство неполноценности и ненадёжности, которое может стать стимулом к самореализации.

12. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах.

По вертикали:

1. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.

2. Социальный институт (учреждение), позволяющее осуществляться социальной мобильности (образование, армия, церковь).

3. Становление человека современного вида Homo Sapiens. (Подсказка – греческое слово «генезис» означает происхождение, возникновение.)

6. Противоречие между социальными группами в социуме, возникающее по поводу социальных благ и условий существования.

9. Форма правления, при которой источником власти является верховый правитель и власть передаётся по наследству.

10. Уменье, созданное упражнениями, привычкой.

По 1 баллу за верный ответ.

Максимум за задание 12 баллов.

Максимум за работу 83 балла.

Рекомендуем ознакомиться: