Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 8 класс, муниципальный этап (2 этап), 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Максимальное количество баллов – 125.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13

Задание 1

Содержание ↑

Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Образование во многом обеспечивает конкурентоспособность страны на международной арене.

1.2. В условиях мирового хозяйства нет необходимости развивать все отрасли экономики внутри страны.

1.3. Конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное начало.

1.4. Потребителем не может выступать юридическое лицо.

1.5. Любая форма отклоняющегося поведения делинквентна.

1.6. Государство через Центральный банк следит за рыночным равновесием на валютном рынке.

Ответ:

1.11.21.31.41.51.6
дададанетнетда

По 2 балла за каждый верный ответ.

Максимум за задание 12 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ. Ответы запишите в бланке работы.

2.1. Учреждение, фонд, потребительский кооператив, ассоциации и союзы.

Ответ: виды некоммерческих организаций.

2 балла за верный ответ.

2.2. Большое количество последователей, космополитичность, эгалитарность, миссионерство.

Ответ: признаки мировых религий.

2 балла за верный ответ.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

3.1. Республика, конфедерация, федерация, унитарное государство.

Ответ: республика – форма правления, остальные – формы государственного устройства.

3.2. Религия, государство, семья, СМИ.

Ответ: СМИ – современный социальный институт, остальные – традиционные социальные институты

3 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Решите задачу. 

Учащийся 8 класса Максим сразу после того, как в середине сентября ему исполнилось 14 лет, решил перестать экономически зависеть от родителей и впервые устроиться на работу продавцом одежды. Работодатель при заключении трудового договора потребовал от Максима паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и медицинскую книжку. Максим прошёл медицинский осмотр за счёт собственных средств. После чего был взят на работу с испытательным сроком в 1 месяц. Рабочий график Максима: понедельник, среда, четверг с 11.00 до 16.00. Насколько правомерно поведение работодателя?

Ответ:

  1. Предварительный медицинский осмотр должен был быть осуществлен за счёт средств работодателя.
  2. При заключении трудового договора работодатель должен был получить согласия родителей (или других законных представителей) и органа опеки и попечительства, поскольку лица 14 лет имеют право заключать трудовой договор только с их согласия.
  3. Не допускается установление испытательного срока для работников, не достигших 18-летнего возраста.
  4. Несмотря на то, что продолжительность рабочего времени Максима соответствует законодательству (не превышает 16 часов в неделю), но Максим не может трудоустроиться на работу с таким графиком во время учебного года (а он устроился во второй половине сентября), поскольку это нарушает процесс обучения.

По 2 балла за каждый элемент ответа.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 5

Содержание ↑

Решите логическую задачу. Приведите необходимую цепочку рассуждений.

В очереди за мороженым стоят Юля, Маша, Вика, Саша и Оля. Известно, что:

  1. Юля купит мороженое раньше, чем Маша, но позже, чем Оля.
  2. Вика и Оля не стояли рядом.
  3. Саша не находится рядом ни с Олей ни с Юлей ни с Викой.

Кто за кем стоит?

Ответ: Если Саша не находится рядом ни с Олей ни с Юлей ни с Викой, значит она находится рядом лишь с Машей, следовательно стоит последней.

Значит Маша, стоящая рядом с Сашей – предпоследняя в очереди.

Так как Юля купит мороженое раньше Маши, значит, Юля стоит впереди

Маши, но позади Оли.

Поскольку Вика и Оля не стоят рядом, значит между ними стоит Юля.

Таким образом девочки стоят в очереди в следующем порядке: Оля, Юля, Вика, Маша и Саша

3 балла за полностью верный ответ.

1 балл за частично верный ответ.

3 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение.

1 балл, если содержатся не все или ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 6

Содержание ↑

Решите политологическую задачу. Рассмотрите изображения, представленные в таблице, разделите их на три равные группы, предложив критерий классификации. Ответы внесите в таблицу на бланке работы: в верхнюю часть таблицы нужно записать понятия, объединяющие изображения в группе (6.1), а в нижнюю – буквенные обозначения соответствующих изображений (6.2).

Ответ:

Критерий: ветви власти

6.1 ПонятиеЗаконодательнаяИсполнительнаяСудебная
6.2 Буквенное обозначениеА, ЕВ, ГБ, Д

По 1 баллу за каждый элемент ответа.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Решите экономическую задачу.

Сергей хочет отремонтировать свой телефон. Он может попросить друга, который уже набил в этом руку, и заплатить ему 10 000 рублей, а может всё сделать сам в своё рабочее время, тогда ремонт будет стоить ему только 5000 рублей (стоимость запчастей), но придётся разбираться с инструкцией, что займёт 5 часов, учитывая также время, затраченное на починку телефона. Сколько должен зарабатывать Сергей в час, чтобы ему было выгоднее заплатить другу?

Ответ: более 1000 рублей в час.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 8

Содержание ↑

Установите соответствие между конституционными нормами и принципами, составляющими основы конституционного строя России.

Конституционные нормыХарактер государства
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

5. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

А. Демократическое государство

Б. Федеративное государство

В. Правовое государство

Г. Социальное государство

Д. Светское государство

 

Ответ:

АБВГД
32415

 

По 2 балла за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Соотнесите выдержку из закона города Москвы с его названием. Ответ внесите в таблицу.

11. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих в городе Москве.АЗакон города Москвы № 56 от 30 октября 2013 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»
21. Специализированная стоянка должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие условий, обеспечивающих возможность безопасного хранения транспортных средств;

2) наличие возможности погрузки и разгрузки транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальной техники, применяемой для перемещения транспортных средств на специализированные стоянки.

БЗакон города Москвы № 9 от 12 марта 2014 года «Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг»
39) определение порядка утверждения уполномоченным органом правил предоставления и форматов визуальных (незащищённых) сведений, в том числе фотографии заявителя, в составе заявления о выдаче универсальной электронной карты;

10) утверждение перечня государственных услуг города Москвы, муниципальных услуг и иных услуг, предоставляемых с использованием универсальной электронной карты на территории города Москвы.

ВЗакон города Москвы № 64 от 17 декабря 2014 года «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве»
41) распространение информации о деятельности каждой из указанных политических партий в равном объёме;

2) публичность государственного контроля за освещением деятельности указанных политических партий;

4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности указанных политических партий.

ГЗакон города Москвы № 42 от 11 июля 2012 года «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве»
5Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограничен ными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ДЗакон города Москвы № 8 от 9 марта 2011 года «Об универсальной электронной карте»
6Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предприниматель ской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделёнными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.

ЕЗакон города Москвы № 39 от 15 сентября 2010 года «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Московской городской Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом»
71. В информационных системах города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы, подлежит размещению следующая информация, касающаяся благоустройства:

1) информация о планируемых, проводимых и завершённых работах в сфере благоустройства, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;

2) информация о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий.

ЖЗакон города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

 

Ответ:

1234567
ВГДЕЖАБ

 

Полностью верное соотнесение -5 баллов.

Соотнесение с одной ошибкой — 3 балла.

Если допущено более одной ошибки – 0 баллов.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Внесите ответы в схему на бланке работы.

Негосударственные, полиция, правоохранительные органы, нотариат, суды, государственные, прокуратура, Федеральная служба безопасности, адвокатура.

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Представьте себе, что Вы используете данное изображение (картина «Опять двойка» Ф.П. Решетникова) в качестве иллюстрации для доклада по теме «Социализация». Напишите отрывок из своего доклада (не более 100 слов), касающийся этого изображения, объяснив, как оно отражает исследуемый Вами феномен.

Картина Решетникова Ф. «Опять двойка»

Схема оценивания:

  1. Есть понимание феномена социализации – 3 балла (дано определение или же из контекста понятно, что участник понимает, о чём идёт речь).
  2. Проведён анализ изображения – 5 баллов (участник выделил основные элементы изображения (школьник, мать, осуждающие и сочувствующие взгляды) и соотнёс их с понятием социализация).

Если участник не понимает сути феномена «социализации», за всё задание выставляется 0 баллов.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Прочитайте текст и выполните предложенные задания.

Внимательно прочитайте отрывок из «Записок о древней и новой России» Н.М. Карамзина и ответьте на вопросы.

«… Таким образом, история наша представляет новое доказательство двух истин: 1) для твёрдого самодержавия необходимо государственное могущество; 2) рабство политическое не совместно с гражданскою вольностью. Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для её счастья; из сего не следует, чтобы государь, единственный источник власти, имел причины унижать дворянство, столь же древнее, как и Россия. Оно было всегда не что иное, как братство знаменитых слуг великокняжеских или царских. Худо, ежели слуги овладеют слабым господином, но благоразумный господин уважает отборных слуг своих и красится их честью. Права благородных суть не отдел монаршей власти, но ее главное, необходимое орудие, двигающее состав государственный. Монтескье сказал: «point de Monarque ‒ point de noblesse; point de noblesse ‒ point de Monarque». Дворянство есть наследственное; порядок требует, чтобы некоторые люди воспитывались для отправления некоторых должностей и чтобы монарх знал, где ему искать деятельных слуг отечественной пользы. Народ работает, купцы торгуют, дворяне служат, награждаемые отличиями и выгодами, уважением и достатком. Личные подвижные чины не могут заменить дворянства родового, постоянного, и, хотя необходимы для означения степеней государственной службы, однако ж в благополучной монархии не должны ослаблять коренных прав его, не должны иметь выгод оного. Надлежало бы не дворянству быть по чинам, но чинам по дворянству, т. е. для приобретения некоторых чинов надлежало бы необходимо требовать благородства, чего у нас со времен Петра Великого не соблюдается: офицер уже есть дворянин. …Павел восшёл на престол в то благоприятное для самодержавия время, когда ужасы Французской революции излечили Европу от мечтаний гражданской вольности и равенства… Но что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного…».

12.1. а) Как называется политическая идеология, идеи которой выражены в данном тексте Карамзина? б) Дайте ей определение.

12.2. Какие признаки данной политической идеологии содержатся в тексте? Назовите четыре признака.

12.3. Как называлась эпоха в истории европейской культуры, в ходе которой были высказаны политические идеи, которым противостоит политическая идеология, описанная Н.М. Карамзиным?

Ответ:

12.1. а) Консерватизм (2 балла). б) Политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поступательного общественного развития поддержание морально-этических основ общества, а также сохранение стабильности (порядка) в государстве, основанного на исторических традициях и обычаях.

До 3-х баллов за полный верный ответ.

Возможна иная формулировка определения.

Всего 5 баллов.

12.2. Могут быть названы:

  • признание ключевой роли традиций и обычаев в обществе;
  • признание монархии наилучшей формой правления;
  • признание необходимости наличия в обществе сословного строя;
  • признание губительной роли революции как формы социальных изменений.

По 2 балла за каждый названный признак.

Всего 8 баллов.

Возможно приведение иных формулировок.

12.3. Просвещение (2 балла).

Всего 2 балла.

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Дж. Б. Шоу).
  2. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
  3. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).
  4. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
  5. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
  6. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)
  7. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).
  8. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л. Эрхард).

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обосновать её значимость для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
    • внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 125 баллов.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: