Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 11 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10

Задание 1. (11 баллов)

Содержание ↑

Фонетика разговорной речи существенно отличается от фонетики  кодифицированного  литературного  языка. В  частности,  для  разговорной  речи  характерно  явление  эллипсиса.  Рассмотрев  примеры,  дайте  определение  фонетического эллипсиса.

  • хо[лд]но
  • пожа[лс]та
  • в сорок[аó]м году

В  результате  эллипсиса  появляются  сочетания,  как  будто  бы  нарушающие  фонетические  законы  языка.  Рассмотрите  с  этой  точки  зрения  возможное  произнесение слова логика.

Критерии и ответы

Согласно «Словарю  лингвистических  терминов»,  эллипсис (эллипс) (греч.  ellipsis –  выпадение,  опущение)  –  это  пропуск  элемента  высказывания,  легко  восстанавливаемого  в  данном  контексте  или  ситуации (1  балл).  В  качестве  первопричины  эллипсиса  признаётся  наличие  универсальной  тенденции  к упрощению речи (так называемый «принцип экономии усилий»).

В  данном  случае  речь  идёт  именно  о  фонетическом  эллипсисе,  то  есть  «выпадении» звуков (1 балл).

В  слове  логика  может  выпадать  гласный  между [г’]  и [к] (1  балл).  Таким  образом, эти два звука оказываются рядом [г’к], что как будто нарушает законы  ассимиляции по глухости/звонкости (1 балл) и по твёрдости/мягкости (2 балла).  Можно  засчитывать  и  описательные  объяснения:  например, «звонкий  соглас- ный оказывается в позиции перед глухим, мягкий согласный – в позиции перед  твёрдым». Не происходит и диссимиляция по способу образования (1 балл), как  в  словах  вроде мягкий (1  балл). Кроме  того, [г’] может  становиться  слоговым  (3 балла), что для русских шумных согласных крайне нехарактерно.   Всего 11 баллов.

Задание 2. (2 балла)

Содержание ↑

Прочитайте следующий отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Ждала Татьяна с нетерпеньем,
  2. Чтоб трепет сердца в ней затих,
  3. Чтобы прошло ланит пыланье.
  4. Но в персях то же трепетанье,
  5. И не проходит жар ланит,
  6. Но ярче, ярче лишь горит…
  7. Так бедный мотылёк и блещет
  8. И бьётся радужным крылом,
  9. Пленённый школьным шалуном;
  10. Так зайчик в озиме трепещет,
  11. Увидя вдруг издалека
  12. В кусты припадшего стрелка.

Дайте толкование слова озимь в строке 10.

Критерии и ответы

Озимь – поле, занятое посевами озимых культур (ржи, пшеницы, ячменя и т. д.).

Озимые – высеваемые «под зиму», то есть осенью.

Всего 2 балла.

Задание 3.  (6  баллов)

Содержание ↑

В  левой  колонке  таблицы  даны  слова,  образованные  сложением  двух греческих корней, а в правой – их буквальные переводы в перепутанном  порядке.

Слова с греческими корнями Буквальные русские переводы
ларингоскоп,  риноскоп,  стетоскоп, офтальмоскоп, стоматоскоп, отоскопнососмотр,  ротосмотр,  глазосмотр, гортанесмотр, ухосмотр, грудесмотр
  1. Установите правильный буквальный перевод для каждого слова.
  2. Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же первому греческому корню.

Критерии и ответы

Правильные переводы следующие:

ларингоскоп –  гортанесмотр (0,5  балла),  ларингит (или  любое  другое  слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);

риноскоп –  нососмотр (0,5  балла),  ринопластика (или  любое  другое  слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);

стетоскоп –  грудесмотр (0,5  балла),  стетография (или  любое  другое  слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);

офтальмоскоп – глазосмотр (0,5 балла), офтальмолог (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);

стоматоскоп –  ротосмотр (0,5  балла),  стоматолог (или  любое  другое  слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла);

отоскоп – ухосмотр (0,5 балла), отит (или любое другое слово с этим же корнем, с любым его алломорфом) (0,5 балла).

Всего 6 баллов.

Задание 4.  (5  баллов)

Содержание ↑

Дано  предложение,  в  котором  обыгрываются  пять  фразеологических оборотов.

Вася подложил свинью в холодильник и, понимая, что с ней каши не сваришь, стал есть поедом мокрую курицу, облизывая её до мозга костей.

Напишите  обыгрываемые фразеологические  обороты  и  дайте  каждому  из  них толкование.

Критерии и ответы

  1. Подложить свинью  (кому-либо)  (0,5  балла) –  исподтишка  совершить  по отношению  к  кому-либо  низкий,  подлый  поступок,  причинить  неприятности, подстроить каверзы (0,5 балла).
  2. Каши не  сваришь (с  кем-либо)  (0,5 балла) –  с  кем-либо  нельзя  иметь  дела, договориться (0,5 балла).
  3. Есть поедом (кого-либо)  (0,5 балла) – постоянно бранить, ругать кого-либо без особых причин, попрекать (0,5 балла).
  4. Мокрая курица (0,5 балла) – человек, имеющий жалкий, неприглядный вид; трусливый человек (0,5 балла).
  5. До мозга костей (0,5 балла) – целиком, полностью, совершенно, до крайней степени (0,5 балла).

Всего 5 баллов.

Задание 5. (5 баллов)

Содержание ↑

Даны пары глаголов, различающихся по признаку вида.

  1. гулять – погулять
  2. ездить – поездить
  3. мыть – помыть
  4. беседовать – побеседовать
  5. печатать – попечатать

Для  какой  из  приведённых  пар  возможен  контекст Мы N-ли, N-ли  и  наконец ПО-N-ли? Почему он невозможен для других пар? Обоснуйте свой ответ.

Критерии и ответы

Данный  контекст  возможен для пары мыть –  помыть (Мы  его мыли, мыли  и наконец  помыли) (1  балл),  потому  что  глагол  мыть  обозначает  постепенное приближение  к  результату (который  может  и  не  быть  достигнут) (1  балл), а глагол  помыть –  достижение  данного  результата (1  балл).  Для  других  пар данный  контекст (Мы  ездили,  ездили  и  наконец  поездили  и  т. п.)  невозможен, потому  что  глаголы  гулять,  ездить,  беседовать,  печатать  обозначают  не постепенное  приближение  к  результату,  а  такие  действия,  для  которых в несовершенном  виде  не  мыслится  предел (1  балл);  их  совершенный  вид (погулять,  поездить,  побеседовать,  попечатать)  обозначает,  что  действие длилось некоторое не очень большое количество времени (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание 6.  (8  баллов)

Содержание ↑

В  лингвистике  принято  обозначать  типы  простых  предложений с помощью символов. Вот несколько примеров подобных обозначений.

Предложения типа «Начинается дождь» обозначаются так: N1 – Vf.

Предложения типа «Глаза у неё красивые» обозначаются так: N1 – Adj1.

Предложения  типа «Спать  на  концерте  невежливо»  обозначаются  так:  Inf  – Adv-о.

  1. Объясните значение использованных символов.
  2. Обозначьте с помощью символов предложения следующего типа:
    • «Мой дом – моя крепость»;
    • «Курить – здоровью вредить».

Критерии и ответы

1. N1 обозначает существительное в первом (то есть в именительном) падеже.

Vf обозначает глагол в спрягаемой форме.

Inf обозначает глагол в неопределённой форме (в форме инфинитива).

Adj1 обозначает прилагательное в первом (то есть в именительном) падеже.

Adv-о обозначает наречие с суффиксом —О.

Тире между символами означает то, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй– сказуемое.

2.

«Мой дом – моя крепость» – N1N1.

«Курить – здоровью вредить» – Inf – Inf / Inf (cop) Inf.

За каждый верно объяснённый символ в структурной схеме по 1 баллу.

За каждое верное предложение по 1 баллу.

Всего 8 баллов.

Задание 7. (4 балла)

Содержание ↑

«Современные Пушкину критики неоднократно обвиняли его в том, что он “неудачно  соединяет  слова  простонародные  с  славянскими”.  Сегодняшний  читатель,  как  правило,  не  ощущает  этого,  поскольку  он  находится в русле созданной Пушкиным традиции». Б.А. Успенский.  Действительно,  поэт  нередко  намеренно  объединяет  русизмы  и  славянизмы  в рамках  одной фразы.  Встречаются  уникальные  случаи: Пушкин  объединяет  особенности  родственных  языков  в  рамках  одного  слова.  Мы  встречаемся  с этим  в  поэме «Руслан  и  Людмила»,  в  эпизоде,  где  описывается  встреча  Руслана с головой богатыря-великана.

В недоуменье хочет он
Таинственный разрушить сон.
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием.

Выпишите  слово, в котором поэт «объединяет особенности двух родственных языков».

Объясните, каковы эти особенности.

Критерии и ответы

  1. «КопиЁм» (см. рифму «кругом» – «копиём») (2 балла).
  2. В этом  слове  налицо  признаки  славянизма (копИем)  и  русизма (переход Е в О после мягкого согластного под ударением) (2 балла).

Всего 4 балла.

Задание 8. (9 баллов)

Содержание ↑

  1. Вставьте пропущенные буквы:
  • С А.С. Иванов..м
  • С Чарльзом Дарвин..м
  • С Бернгардтом фон Бюлов..м
  • С Рудольфом Вирхов..м
  • С Б.П. Птицын..м
  1. Сформулируйте орфографическое  правило,  на  основании  которого  Вы производили выбор нужной буквы.
  2. Вставьте имя  вместо  ˂…˃  и  пропущенную  букву  в  окончании  фамилии. Объясните ваш выбор.

С ˂…˃ Чаплин…м

 

Критерии и ответы

1. Вставьте пропущенные буквы:

  • С А.С. ИвановЫм
  • С Чарльзом ДарвинОм
  • С Бернгардтом фон БюловОм
  • С Рудольфом ВирховОм
  • С Б.П. ПтицынЫм

0,5 балла за каждое окончание. Итого 2,5 балла.

2. Русские фамилии на -ОВ (-ЁВ), -ЕВ, -ИН, -ЫН имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ЫМ (склоняются  по  типу  притяжательных прилагательных «отцов», «папин»).

Иностранные фамилии  с  соответствующими финалями имеют в  творительном падеже  единственного  числа  окончание -ОМ (склоняются  по  типу  существительных 2-го склонения).

Формулировка правила – 5 баллов.

3. Здесь возможно двоякое решение:

С  Чарльзом  Чаплином,  но  с  Всеволодом (или  любое  русское  имя) Чаплиным – 1,5 балла.

Всего 9 баллов.

Задание 9.  (1  балл)

Содержание ↑

В  придуманном «квазислове»  посредством  перестановки  букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте  зашифрованный  в  анаграмме  лингвистический  термин: диспенктировать.

Критерии и ответы

Предикативность.

Всего 1 балл.

Задание 10. (12 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский  язык.  Дайте  лексико-грамматический  комментарий  подчёркнутым словам (укажите  лексическое  значение  слова  в  данном  контексте;  укажите, какой частью речи является слово).

  1. И судя въспросилъ князя Ивана Константиновича: а у тебя если знахори на ту землю,  на  Зеленево  селищо,  и  скол  ты  на  то  селищо  давно  пашеш,  если у тебя какая крѣпость отца твоего на ту землю, на Зеленево селищо, почему ся та земля отцу твоему и тебѣ достала. Судный список 1496–1498 гг.
  2. Стоаше бо князь Юрьи Всеволодичь… въ крѣпости, бяше бо плотомъ обито, и плетени оплетено, и кольемъ осажено.
  3. И начаша  татарове  оступати  его  с  оба  полы  и  со  всѣ стороны,  князь  же Андреи, поостривъ крѣпость свою и не убояся грозы ихъ.

Критерии и ответы

Фрагмент 1

И судья выспрашивал (спросил) князя Ивана Константиновича: а у тебя есть ли  свидетели (старожилы;  те,  кто  хорошо  помнят,  что  раньше  было)  на  ту землю, на Зеленево селище, и как долго ты на том селище пашешь, если (есть ли) у тебя какое-нибудь право на владение твоим отцом той землей, Зеленевым селищем, (и)  почему  та  земля  твоему  отцу  и  тебе  досталась (2  балла).  За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

Крепость – право на собственность, право на владение чем-либо (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., им. п. (1 балл).

Фрагмент 2

Стоял князь Юрий Всеволодович в крепости, которая была брёвнами обита, плетнём оплетена, кольями осажена (огорожена) (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

Крепость –  укреплённое  место (1  балл). Имя  существительное  в форме  ед. ч, предл. п. (1 балл).

Фрагмент 3

И  начали  татары  окружать  его  с  обоих  боков  и  со  всех  сторон,  князь  же Андрей,  собрав (укрепив)  своё мужество,  не  испугался (не  убоялся)  их  угроз (2 балла).  За  каждую  ошибку,  существенно  искажающую  смысл  текста, снимается 1 балл.

Крепость – мужество, доблесть (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., вин. п. (1 балл).

Всего 12 баллов.

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 63.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: