Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 11 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание № 1 (7 баллов)
  2. Задание № 2 (2 балла)
  3. Задание № 3 (16 баллов)
  4. Задание № 4 (14 баллов)
  5. Задание № 5 (12 баллов)
  6. Задание № 6 (6 баллов)
  7. Задание № 7 (4 балла)
  8. Задание № 8 (5 баллов)
  9. Задание № 9 (4 балла)
  10. Задание № 10 (4 балла)

Задание № 1 (7 баллов)

Содержание ↑

Даны примеры из архангельских говоров.

В Ильин день косят, а метать нельзя, с косой тоже нельзя идти, а притягает т косе.

К сердцу ближе – широкая доска, а т краю ýже.

Не, ни т которой не вешала, с Богом отправляли дак.

Определите значение выделенного жирным шрифтом слова. Предложите гипотезу, объясняющую вашу позицию с точки зрения фонетики.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

[т] – фонетическая реализация предлога к (1 балл). Это проще всего выяснить во втором примере, обнаружив там противопоставление (1 балл): к сердцу (т. е. середине) ↔ к краю.

Фонетическая гипотеза может выглядеть так:

[т] возникает в сочетаниях [кк] (1 балл) в результате диссимиляции (1 балл) по месту образования (1 балл). В литературном русском языке это сочетание также часто подвергается диссимиляции в определённых позициях, только диссимиляция происходит не по месту, а по способу образования (1 балл), например, как в слове ле[гк>кк>хк]ий (1 балл за этот или любой аналогичный пример).

Всего 7 баллов.

Задание № 2 (2 балла)

Содержание ↑

Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Он прикидывался то страстным охотником до лошадей, то отчаянным игроком, то самым тонким гастрономом; хотя никак не мог различить горской породы от арабской, никогда не помнил козырей и втайне предпочитал печёный картофель всевозможным изобретениям французской кухни.

(А.С. Пушкин)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Гастроном – знаток и любитель вкусной еды, гурман.

Всего 2 балла.

Задание № 3 (16 баллов)

Содержание ↑

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.

По-португальски Жоао, а по-русски …

По-испански Яго, а по-русски …

По-венгерски Дьёрдь, а по-русски …

По-датски Нильс, а по-русски …

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

По-португальски Жоао, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».

По-испански Яго, а по-русски Яков, Яша. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).

По-венгерски Дьёрдь, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).

По-датски Нильс, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».

За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).

За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).

За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание № 4 (14 баллов)

Содержание ↑

Предположим, что слова скрежет, кречет – это глаголы, стоящие в третьем лице единственного числа настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и формы прошедшего времени единственного числа женского рода от этих глаголов? Приведите аналогичные примеры из русского языка.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

От слова скрежет:

  1. скрезать, скрезала (1 балл за все формы), по аналогии с мажет – мазала – мазать (1 балл);
  2. скредать, скредала (1 балл за все формы), по аналогии с гложет – глодала – глодать (1 балл);
  3. скрегать, скрегала (1 балл за все формы), по аналогии с двигать – двигала – движет (1 балл);
  4. скречь, скрегла (1 балл за все формы), по аналогии с мочь – могла – может (1 балл).

От слова кречет:

  1. кретать, кретала (1 балл за все формы), по аналогии с лопочет – лопотала – лопотать (1 балл);
  2. крекать, крекала (1 балл за все формы), по аналогии с скачет – скакала – скакать (1 балл);
  3. крететь, кретела (1 балл за все формы), по аналогии с хочет – хотела – хотеть (1 балл).

Всего 14 баллов.

Задание № 5 (12 баллов)

Содержание ↑

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.

измОждённый

демОнстрация

кастАньеты

лИврея

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

измОждённый – мозг (см: размозжить);

демОнстрация – монстр (оба слова находятся в одном этимологическом гнезде со словом из лат. mōnstrum – знамение, знак, чудо, позднее чудовище);

кастАньеты – каштан (название инструмент получил по материалу изготовления: кастаньеты делали из каштанов);

лИврея – верлибр, либеро (из франц. livréе – «выдаваемая государством и высшим дворянством одежда для свиты» от livrer – «выдавать»; лат. liberāre – «освобождать, отпускать, выдавать»).

За верную проверку каждого слова по 1 баллу.

За верное объяснение каждого слова по 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание № 6 (6 баллов)

Содержание ↑

Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы понятно:

  1. она является обстоятельством образа действия;
  2. онf является именной частью сказуемого двусоставного предложения;
  3. она является именной частью сказуемого односоставного предложения;
  4. она, не являясь членом предложения, функционирует в нём как субъективная оценка говорящим сообщаемой ситуации;
  5. она, будучи употреблённой в специфическом режиме, т. е. отсылая к самой себе как к знаку, является подлежащим.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  1. Профессор объяснял материал очень понятно (1 балл).
  2. Всем всё было понятно (1 балл).
  3. Было понятно, что он не придёт (1 балл).
  4. Петя, понятно, не стал отвечать на вопрос (1 балл).
  5. «Понятно» может быть разными частями речи (2 балла).

Всего 6 баллов.

Задание № 7 (4 балла)

Содержание ↑

Даны предложения на сербском языке и их переводы на русский.

  1. Наредио ми је да пошаљем телеграм. – Он велел мне послать телеграмму.
  2. Наредио ти је да пошаљеш телеграм. – Он велел тебе послать телеграмму.
  3. Наредио му је да пошаље телеграм. – Он велел ему послать телеграмму.
  4. Дошли смо да напишемо писмо. – Мы пришли написать письмо.
  5. Дошли сте да напишете писмо. – Вы пришли написать письмо.
  6. Дошли су да напишу писмо. – Они пришли написать письмо.

Задание 1. Переведите на сербский язык следующие предложения.

  1. Они пришли послать телеграмму.
  2. Он велел тебе написать письмо.

Задание 2. Как бы выглядели следующие русские предложения, если бы они были устроены, как сербские?

  1. Учитель велел детям сдать работы.
  2. Вы приехали сюда учиться.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Задание 1.

  1. Дошли су да пошаљу телеграм (1 балл).
  2. Наредио ти је да напишеш писмо (1 балл).

Задание 2.

  1. Учитель велел детям да сдадут работы (1 балл).
  2. Вы приехали сюда да учитесь (1 балл).

Всего 4 балла.

Задание № 8 (5 баллов)

Содержание ↑

Одна из записей на сайте snob.ru заканчивается так:

Ведь можно получить пятёрку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, поступить сына в институт, но уже не восстановить отношений.

Прокомментируйте языковую особенность, встретившуюся в этом отрывке.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

В данном отрывке можно наблюдать языковую игру (1 балл). Она заключается в том, что изначально непереходный (1 балл) глагол поступить переосмысляется в контексте как переходный (1 балл). Это употребление окказионально (1 балл).

Значение этого глагола можно интерпретировать как «сделать так, чтобы А поступил», в данном случае А – сын (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание № 9 (4 балла)

Содержание ↑

Определите значение подчёркнутых слов.

  1. Аще ли къто покусится ѿ Руси взѧти что ѿ людии царства вашего, иже то створить, покажненъ будеть вельми, аще ли взѧлъ будеть, да заплатить сугубо.
  2. Соугоубо есть житiе наше: словесно и безсловесно, и бесплотно и тѣлесно.
  3. Сударь иже бѣ на главѣ его.
  4. Как измолвить дьяконъ Съ страхомъ Божьим и съ вѣрою приступите, тогды бы приходили къ царским дверемъ да причащалися предъ царьскими дверми, а руки положа къ перьсемъ крестообразно, а к сударю бы не прикасались.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  1. вдвое;
  2. двойной;
  3. плат, покрывало;
  4. сосуд, чаша.

По 1 баллу за слово.

Всего 4 балла.

Задание № 10 (4 балла)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из «Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку» (XII–XIV вв.) (в упрощённой орфографии).

Радуєт сѧ купець прикупъ сътворивъ, и кормьчии въ ωтишьє приставъ, и странник въ ω҃чьство своє пришедъ, тако ж радуєт сѧ и книжныи списатель, дошедъ конца книгам.

Задание 1. Что означают слова кормьчии и отишье? Используйте в толковании по одному однокоренному им современному русскому слову.

Задание 2. Какой частью речи является слово кормьчии?

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Задание 1. Кормьчии – рулевой судна, управляющий кормилом (или стоящий на корме) (1 балл). Отишье – затишье и/или тихая гавань (1 балл).

Задание 2. Кормьчии по морфологическим признакам является именем прилагательным (как рабочий) (1 балл), а по синтаксическому употреблению – существительным (как рабочий) (1 балл).

Всего 4 балла.

Максимальный балл за все выполненные задания – 74

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: