Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 9 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10

Задание 1 (7 баллов)

Содержание ↑

Перед Вами  текст в  специальной  записи. Определите, что  это  за  запись и для чего она служит, чем она отличается от аналогичной по функции, но привыч- ной Вам фонетической записи. Запишите текст в соответствии с современными орфографическими  правилами. (Первая  фраза  в  орфографической  записи выглядит так: – Генерал пришёл?)

Критерии и ответы

Фонетическая  транскрипция (1  балл)  лингвиста Й. Люнделля,  служит  для записи речи в её непосредственном звучании (1 балл). От традиционной она отличается  тем,  что  использует  модифицированные  символы  латиницы (0,5 балла)  и  пунктуационные  знаки (0,5  балла).  Первая  строчка  переведена, остальные – по 1 баллу, всего за перевод 4 балла. Текст для сверки: – Генерал пришёл? – Как, однако, вы выражаетесь, молодой человек! Во- первых, не генерал, а «их превосходительство!» А затем, их превосходительство никогда пешком не ходят. У них есть собственный экипаж и лошади. Так-то-с!

Всего 7 баллов.

Задание 2 (2  балла)

Содержание ↑

Прочитайте  следующий  отрывок  из  стихотворения  А.С.  Пушкина «Деревня».

(1) Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
(2) Среди цветущих нив и гор
(3) Друг человечества печально замечает
(4) Везде невежества убийственный позор.
(5) Не видя слёз, не внемля стона,
(6) На пагубу людей избранное судьбой,
(7) Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
(8) Присвоило себе насильственной лозой
(9) И труд, и собственность, и время земледельца.

Дайте толкование слова позор в строке 4.

Критерии и ответы

Позор – вид, зрелище.

Всего 2 балла.

Задание 3 (4  балла)

Содержание ↑

Даны  слова:  золотоносный,  слюдоносный,  газоносный,  молниеносный, рудоносный, нефтеносный.

Все эти слова образованы по одной формальной модели, но значение одного изних  соотносится  со  значением  производящей  базы  не  так,  как  значение  всехдругих.

  1. Укажите способ словообразования данных слов.
  2. Укажите слово, имеющее иное соотношение своего значения и производящей базы, чем остальные. Опишите это соотношение.
  3. Укажите, как соотносится значение остальных слов с их производящей базой.

Критерии и ответы

  1. Способ образования – сложение основ плюс суффиксация: носить золото – золотоносный, носить слюду – слюдоносный и т. п. (1 балл).
  2. Это слово – молниеносный (0,5 балла). Его значение – «стремительный, яркий, мгновенный, как будто несущий молнию» (0,5 балла). Значение этого прилагательного образное, метафорическое по сравнению со значением элементов его производящей базы (1 балл).
  3. Значение остальных  слов – «содержащий  то  вещество,  которое  названо в первой части сложного слова», несущий, то есть содержащий золото, слюду, газ, руду и нефть (1 балл).

Всего 4 балла.

Задание 4 (4  балла)

Содержание ↑

Дано  предложение,  в  котором  обыгрываются  четыре  фразеологических оборота.

Собака захлопала ушами и высунула язык без костей, но ветеринар отказался её лечить, поскольку сам ходил с утра с пеной у рта и распускал слюни.

Выпишите фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.

Критерии и ответы

  1. Хлопать ушами  (0,5  балла) –  слушать,  ничего  не  понимая,  не  зная,  как реагировать; пропускать что-либо значительное (0,5 балла).
  2. (У кого-либо) язык без костей (0,5 балла) – кто-либо чрезвычайно болтлив, несдержан в речи, говорит не думая (0,5 балла).
  3. С пеной у рта (доказывать, спорить, утверждать) (0,5 балла) – рьяно, настойчиво, возбуждённо, изо всех сил (0,5 балла).
  4. Распускать слюни (0,5 балла) – проявлять малодушие, плакать, жаловаться, сетовать (говорится с неодобрением) (0,5 балла).

Всего 4 балла.

Задание 5 (7  баллов)

Содержание ↑

В  русском  языке  есть  такие  переходные  глаголы,  от  которых страдательные причастия настоящего времени нормативно не образуются, хотя теоретически  они  возможны.  Как  бы  были  образованы  страдательные причастия  настоящего  времени  от  следующих  переходных  глаголов:  стеречь, жать  (жну),  грабить,  бить?  Напишите  от  каждого  глагола  форму страдательного причастия настоящего времени в начальной форме. Обоснуйте ответ.

Критерии и ответы

стерегомый (0,5  балла), жномый (0,5  балла),  грабимый (0,5  балла),  бьёмый (0,5 балла).

Данные причастия образуются от основы настоящего времени глагола (1 балл), которую  надо  узнавать,  поставив  глагол  в 3-е  лицо  множественного  числа (1 балл),  чтобы  увидеть  основу  без  чередований (1  балл).  Причастия  будут иметь  или  суффикс  -ом-/-ём-,  если  образуются  от  глаголов 1-го  спряжения (1 балл),  или  суффикс  -им-,  если  образуются  от  глаголов 2-го  спряжения (1 балл).

Всего 7 баллов.

Задание 6 (8 баллов)

Содержание ↑

Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения  разных  типов  простого  предложения  в  синтаксической  науке.

В структурных  схемах  прописные  буквы  латиницы  обозначают  сокращённые латинские  названия  разных  частей  речи.  Есть  ещё  ряд  символов,  которые имеют в синтаксической формуле своё значение.

Предложения типа «Дом высокий», «Девушка красивая» обозначаются схемой N1 – Adj1.

Предложения  типа «Детям  хочется  спать», «На  улице  начинает  темнеть» обозначаются схемой Vf 3S Inf.

Приведите пример предложения типа N1 – Inf.

Объясните, что значит каждый символ в данной схеме.

Критерии и ответы

Пример предложения по схеме N1 – Inf: Наша задача – победить врага.

Схема N1 – Inf отражает грамматическую основу предложений данного типа.

N1  обозначает  существительное (и  слова,  выступающие  в функции  существительного)  в  первом (то  есть  именительном)  падеже.  Соответственно,  Inf обозначает инфинитив, то есть неопределённую форму глагола.

Тире  между  символами  означает,  что  первый  символ  в  данном  предложении обозначает подлежащее, а второй – сказуемое.

За верно приведённый пример предложения – 2 балла.

За каждый верно объяснённый символ в структурной схеме по 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 7 (5 баллов)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из лингвистического текста.

˂…˃  не  представляют  собой  устаревших  билатеральных  языковых  единиц. Устаревшим  в  них  является  только  звуковой  комплекс  слова.  Механизм возникновения  ˂…˃  в  том  или  ином  языке  связан,  как  это  отмечает  группа авторов «Общей риторики», с тем, что в процессе истории развития языка «для одного  и  того  же  понятия  была  произведена  замена  означающих».  Иными словами,  замена  одного  слова  на  другое  была  произведена  в  языке  для выражения  одного  и  того  же  лексического  значения.  Именно  поэтому описанную  нами  разновидность  ˂…˃  правильнее  всего  назвать  лексическими ˂…˃.

Какой лингвистический термин пропущен в тексте? Для различения каких лингвистических явлений служит данный отрывок текста?

Критерии и ответы

Этот термин – «архаизм».

Текст  позволяет  различать  архаизмы  и  историзмы,  а  также  указывает  на типологию  архаизмов (лексические,  лексико-словообразовательные,  лексико-фонетические).

За верно указанный термин – 2 балла.

За указание на различение архаизма и историзма – 1 балл.

За указание на типологию архаизмов – 2 балла.

Всего 5 баллов.

Задание 8 (6 баллов)

Содержание ↑

Используя свои  знания в области  этимологии, а также в области иностранных  языков,  объясните  правописание  выделенных  букв  в  перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал.  falsetto, от  falso – ложный: фальцет – «ложный голос»). Объясните выбор проверочного слова.

пЕрчатка
пАштет
пЕрловка

Критерии и ответы

Перчатка –  перст,  перстень.  Исторически «перчатка» –  это  производное  от «перст» (палец).

Паштет –  паста (этимологически  оба  слова  восходят  к  греческому  paste – мучная подливка).

Перловка –  перлы (крупа  названа  по  схожести  зерен  с  жемчужинами – «перлами»).

За проверку и верное объяснение каждого слова по 2 балла.

Всего 6 баллов.

Задание 9 (1 балл)

Содержание ↑

В  сочетании  слов (в  том  числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.

Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Голованас еси.

Критерии и ответы

Согласование.

Всего 1 балл.

Задание 10 (8  баллов)

Содержание ↑

Прочитайте фрагмент  текста  и  переведите  его  на  современный русский  язык.  Дайте  лексико-грамматический  комментарий  подчёркнутым словам (укажите  лексическое  значение  слова  в  данном  контексте;  укажите, какой  частью  речи  является  слово,  а  также  назовите  особенности  формы, в которой стоит слово).

  1. В лѣто 6420. Олег  же  посмѣася  и  укори  кудесника,  река: «То  ти  неправо г л а г о л ю т ь   волъсви,  но  все  то  льжа  есть:  конь  умерлъ  есть,  а  я  живъ» («Повесть временных лет»).
  2. Родители и  чада,  другъ  на  друга  г л а г о л ю щ е ,  да  не  прияти  будуть (свидетелями).

Критерии и ответы

  1. В год 912. Олег же  посмеялся  и  укорил  того  кудесника,  сказав: «Неверно говорят  волхвы,  и  все  то  ложь:  конь  умер,  а  я  жив» (2  балла).  За  каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл. Глаголють  –  говорят,  говорить (1  балл),  глагол  в  форме  наст. вр., 3-го  лица, мн. ч. (1 балл).
  1. Родители и дети, наговаривающие друг на друга, да не будут приняты как свидетели (2  балла).  За  каждую  ошибку,  существенно  искажающую  смысл текста, снимается 1 балл.

Глаголюще – от глаголати, наговаривать, клеветать (1 балл); причастие (1 балл).

Всего 8 баллов.

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 52.

Рекомендуем ознакомиться: