Олимпиадные задания

Биология 6 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Часть 1

На каждый вопрос  даны четыре варианта  ответа. Выберите  только  один правильный и внесите его в матрицу (часть 1).

  1. Объектом изучения вирусологии является:
    • а) кошка;
    • б) возбудитель гриппа;
    • в) жук-усач;
    • г) подберёзовик.
  2. Для того чтобы рассмотреть клетки организма человека, нужно использовать:
    • а) лупу;
    • б) бинокль;
    • в) микроскоп;
    • г) телескоп.
  3. Мама поставила градусник своему ребёнку, посмотрела на этот прибор и установила, что ребёнок заболел. Этот вывод был сделан потому, что мама использовала метод:
    • а) измерения;
    • б) моделирования;
    • в) эксперимента;
    • г) наблюдения.
  4. Школьник взял кусочек хлеба, разломил его пополам, одну половинку оставил в комнате, а вторую положил в холодильник. В комнате хлеб покрылся плесенью, а в холодильнике нет. Школьник сделал вывод, что низкая температура замедляет развитие плесени. Этот вывод был сделан потому, что школьник использовал метод:
    • а) измерения;
    • б) моделирования;
    • в) эксперимента;
    • г) наблюдения.
  5. Если сильно нагреть в пробирке кусочек варёного яйца, то появится дым, неприятный запах, а кусочек в пробирке почернеет. Этот опыт доказывает, что в яйце содержатся(-ится):
    • а) органические вещества;
    • б) минеральные соли;
    • в) вода;
    • г) углекислый газ.
  6. Какой из перечисленных пищевых продуктов содержит больше всего жиров?
    • а) огурец;
    • б) белок варёного яйца;
    • в) хлеб;
    • г) грецкий орех.
  7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ:
    • а) вирус состоит из клеток;
    • б) клетка состоит из организмов;
    • в) ткань состоит из клеток;
    • г) организм состоит из вирусов.
  8. Рука может сгибаться в локте из-за сокращения:
    • а) покровной ткани;
    • б) нервной ткани;
    • в) соединительной ткани;
    • г) мышечной ткани.
  9. Если белую хризантему поставить в раствор красного красителя, то через некоторое время лепестки станут розовыми. Это произойдёт из-за работы:
    • а) проводящей ткани;
    • б) покровной ткани;
    • в) механической ткани;
    • г) соединительной ткани.
  10. На стволах  больших  деревьев  иногда  можно  заметить организмы,  разрушающие  древесину, –  трутовики. Трутовики относятся к царству:
    • а) растений;
    • б) грибов;
    • в) животных;
    • г) бактерий.

Часть 2

Вам  предлагаются  тестовые  задания  с  одним  вариантом  ответа  из  пяти возможных (а–д),  но  требующих  предварительного  множественного выбора (из 1–5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2).

1. Из перечисленных ниже организмов в тундре можно встретить: 

1) полярную сову2) лемминга

Полярная сова

Лемминг

3) ель4) амурского тигра

Ель

Амурский тигр

5) морошку

Морошка

Ответы:

2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии:

1) Д.И. Менделеев2) К. Линней

Д.И. Менделеев

К. Линней

3) И. Ньютон4) Ч. Дарвин

И. Ньютон

Ч. Дарвин

5) Н.И. Вавилов.

Н.И. Вавилов

Ответы:

3. К биологическим наукам может относиться:

  1. минералогия;
  2. зоология;
  3. палеонтология;
  4. геология;
  5. энтомология.

Ответы:

4. Каких из животных можно отнести к позвоночным?

1) дождевой червь2) гремучая змея

Дождевой червь

Гремучая змея

3) угорь4) питон

Угорь

Питон

 5) слизень

Слизень

Ответы:

5. К признакам живых организмов относятся:

  1. раздражимость;
  2. питание;
  3. в химический состав входит кремний;
  4. размножение;
  5. выделение тепла.

Ответы:

Часть 3

Задание  на  определение  правильности  суждений.  Номера  правильных суждений внесите в лист ответов.

  1. Животные при  дыхании  поглощают  кислород.  Растения  не  способны  к дыханию, в них происходит фотосинтез с выделением кислорода.
  2. Жиры, белки и углеводы входят в состав всех живых клеток.
  3. При размножении любой живой организм происходит от двух родителей.
  4. Почвенные грибы  и  бактерии  разрушают  органические  вещества  из отмерших  останков  растений  и  животных,  превращая  их  в  неорганические вещества.
  5. Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.

Часть 4

1. На карте цифрами указаны некоторые регионы России.

Карта России

Какие из природных  зон (или поясов растительности) наиболее  типичны для регионов, обозначенных на рисунке цифрами 1–5? 

  1. полуостров Таймыр (Красноярский край);
  2. Оренбургская область;
  3. Республика Кабардино-Балкария;
  4. Калужская область;
  5. Иркутская область.

В таблице ответов внесите в строку «Регион» соответствующую цифру.

Какие растения растут в этих природных зонах?

Внесите в строку «Растения» соответствующую букву.

 Какие животные живут в этих природных зонах?

Внесите в строку «Животные» соответствующую букву.

Бланк для записи ответов

 Часть 1

12345678910

Часть 2

12345

Часть 3

Правильные суждения: ________________.

Часть 4

Природная зонаТундраТайгаШироколиственные лесаСтепиАльпийские луга
Регион
Растения
Животные

Ответы

Часть 1

12345678910
бвавагвгаб

Часть 2

12345
вдбав

Часть 3

Правильные суждения: 2, 4.

Часть 4

Природная зонаТундраТайгаШироколиственные лесаСтепиАльпийские луга
Регион15423
РастенияГБАВД
ЖивотныеИЕЖЗК

Система оценивания

  1. За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 10 баллов.
  2. За каждый правильный ответ части II – 2 балла, всего за часть II – 10 баллов.
  3. За каждый правильный ответ (верно/неверно) части III – 2 балла, всего за часть III – 10 баллов.
  4. За каждый правильный ответ части IV – 2 балла, всего за часть IV – 30 баллов.

Максимальная оценка – 60 баллов.