В итоговую оценку суммируются все баллы за шесть заданий. Максимальное количество баллов – 50.
Задание 1. «Экологические группы животных» (13 баллов)
Какие экологические группы птиц выделяют:
- по типам занимаемых местообитаний,
- по способности к сезонным перемещениям,
- по пищевой специализации?
Приведите по нескольку примеров видов, которые относятся к каждому из предложенных типов для каждой из экологических групп.
Правильные ответы:
По типам занимаемых местообитаний выделяют:
- лесные (рябчик, зяблик, чёрный дрозд, ястреб-тетеревятник и др.),
- птицы открытых пространств (перепел, коростель, жаворонок, страус, луговой чекан, луни и другие),
- кустарниковые (славки, соловьи и другие),
- околоводные (кулики, чайки, бакланы и другие),
- водоплавающие (утки, лебеди, поганки, гагары),
- горные (грифы, сипы, горные куропатки, стенолаз и другие).
По способности к сезонным перемещениям выделяют:
- оседлые (воробей, голубь, глухарь, дятлы, ворон и т. п.),
- кочующие (поползень, клёст, королёк, снегирь, свиристель и т. п.),
- мигрирующие (журавли, гуси, соловьи, канюк и т. п.).
По пищевой специализации выделяют:
- насекомоядные (соловьи, пищухи, ласточки, стрижи, корольки, пеночки),
- растительноядные (голуби, клесты, дубоносы, попугаи, колибри),
- хищные (совы, орлы, канюки, ястреба, грифы),
- всеядные (сорока, ворона, чайки).
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе и за минимум два примера видов для каждой экологической группы. Ответ также считается правильным, если какое-то из вышеперечисленных местообитаний поделено более дробно (например, лесные разделены на птиц хвойных, лиственных и смешанных лесов).
Всего – 13 баллов.
Задание 2. «Среды обитания» (8 баллов)
Где на нашей планете могут обитать моллюски? Приведете по нескольку примеров видов моллюсков, живущих в разных местообитаниях.
Правильные ответы:
- морские (осьминоги, кальмары, каракатицы, морские гребешки, устрицы, мидии и др.);
- пресноводные (перловица, большой и малый прудовик);
- наземные (виноградная улитка, ахатина, слизни).
Дополнительно могут быть указаны моллюски-паразиты (в школьной программе об этом не говорится), но за отсутствие этого пункта баллы не снижаются.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе и 1 баллу за минимум один пример вида для каждого местообитания. Плюс суммарно 2 балла, если приведены несколько примеров видов для каждого местообитания.
Всего – 8 баллов.
Задание 3. «Влияние внешних факторов на организмы»
(9 баллов)
Назовите составные части дыхательной системы человека, обозначенные цифрами. Приведите примеры негативных факторов среды, влияющих на органы дыхания.
Правильные ответы:
- носовая полость
- трахея
- бронхи
- гортань
- лёгкие
Одной из главных причин, из-за которых у человека могут развиться заболевания органов дыхания, являются вирусы, бактерии и другие болезнетворные микроорганизмы. В качестве возбудителей заболевания обычно выделяются пневмококки, микоплазмы, гемофильная палочка, легионеллы, хламидии, микобактерия туберкулёза, респираторные вирусные инфекции, вирусы гриппа типа А и В.
К другим факторам, которые могут стать причиной возникновения заболеваний органов дыхания относятся внешние аллергены (например, пыль, пыльца растений, шерсть домашних животных), а также домашние клещи. Последние нередко становятся причиной возникновения у человека бронхиальной астмы.
Негативно влияют на органы дыхания человека и многие промышленные выбросы в атмосферу, (например, если в процессе производства используются процессы термической обработки или химические соединения). Кроме того, заболевания органов дыхания могут спровоцировать и некоторые медицинские препараты, а также пищевые аллергены.
Безусловно, негативное влияние на органы дыхания человека оказывает и неблагоприятная экологическая обстановка. Загрязнённый воздух в помещениях дома и на работе, который несёт в себе высокое содержание химических соединений, задымлённость табачным дымом или загазованность помещений – всё это может вызвать развитие тяжёлых заболеваний.
Оценивание: суммарно 1 балл за правильно названные элементы дыхательной системы. По 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе о влиянии факторов.
Всего – 9 баллов.
Задание 4. «Строение и условия обитания». (10 баллов)
Рассмотрите рисунок, на котором изображены различные лапы птиц. Каким видам птиц они принадлежат? Как строение этих лап связано с образом жизни этих птиц?
ÐÑавилÑнÑе оÑвеÑÑ:
- Ñапли, аиÑÑÑ (Ð²ÐµÑ ÑаÑпÑеделÑеÑÑÑ Ð½Ð° длиннÑе палÑÑÑ, благодаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиÑÑ Ð½Ðµ пÑоваливаÑÑÑÑ Ð² ил);
- дневнÑе Ñ Ð¸ÑнÑе пÑиÑÑ (пÑавилÑнÑми оÑвеÑами можно Ñакже ÑÑиÑаÑÑ â оÑлÑ, ÑÑÑÑеба и ÑоколÑ) и ÑÐ¾Ð²Ñ (имеÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð½ÑÑÑе оÑÑÑÑе когÑи, Ñ Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ Ñ Ð²Ð°ÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑÑÑ)
- ÑÑки и гÑÑи (Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿Ð°Ð»ÑÑами имеÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑепонки, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð·Ð°Ð³ÑебаÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñи плавании)
- дÑÑÐ»Ñ (два палÑÑа ÑаÑположенÑ впеÑеди на ноге и два â позади, ÑÑо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼ деÑжаÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑволе деÑева)
- многие воÑобÑинообÑазнÑе (воÑона, воÑобей), голÑби (ÑÑи палÑÑа впеÑÑд и один назад, ÑÑо позволÑÐµÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾ земле и по Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи ÑадиÑÑÑÑ Ð½Ð° веÑви деÑевÑев).
ÐÑенивание: по 2 балла за каждÑй пÑавилÑнÑй пÑÐ½ÐºÑ Ð² оÑвеÑе â один балл за пÑавилÑное Ñказание видов и гÑÑпп пÑиÑ, а вÑоÑой балл за опиÑание обÑаза жизни.
ÐÑего â 10 баллов.
Ðадание 5. «СÑÑоение и обÑаз жизни» (5 баллов)
Ðакие ÑаÑÑениÑ ÑпоÑобнÑ бÑÑÑÂ Ñ Ð¸Ñниками и ловиÑÑ живоÑнÑÑ ? ÐÑиведиÑе неÑколÑко пÑимеÑов ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² и опиÑиÑе ÑазлиÑнÑе ваÑианÑÑ, как они ÑÑо могÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ.
ÐÑавилÑнÑе оÑвеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑодеÑжаÑÑ ÑледÑÑÑие пÑимеÑÑ Ð¸ обÑÑÑнениÑ:
ÐÑимеÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² â ÑоÑÑнка, мÑÑ Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ°, пÑзÑÑÑаÑка, жиÑÑнка, непенÑÐµÑ Ð¸ дÑÑгие.
РаÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзÑÑÑ Ð¿ÑÑÑ Ð¾ÑновнÑÑ Ñипов ловÑÑек Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¾Ð²Ð»Ð¸ добÑÑи:
- ловÑие лиÑÑÑÑ Ð² ÑоÑме кÑвÑинов;
- лиÑÑÑÑ, коÑоÑÑе ÑмÑкаÑÑÑÑ Ð² виде капканов;
- липкие ловÑÑки;
- заÑаÑÑваÑÑие ловÑÑки;
- ловÑÑка Ñипа кÑабовой клеÑни.
Тип ловÑÑки не завиÑиÑ оÑ пÑинадлежноÑÑи ÑаÑÑениÑ к опÑеделÑÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑемейÑÑвÑ.
ÐÑенивание: 1 балл за один пÑавилÑнÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñакого ÑаÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ 2 балла, еÑли видов пÑиведено болÑÑе. 1 балл пÑиÑÑждаеÑÑÑ, еÑли пÑиведÑн один из пÑÑи Ñипов ловÑÑек, 2 балла за два Ñипа и 3 балла, еÑли пÑиведено более двÑÑ Ñипов ловÑÑек.
ÐÑего â 5 баллов.
Ðадание 6. «ÐзаимодейÑÑвие оÑганизмов» (5 баллов)
Ðак живоÑнÑе могÑÑ помогаÑÑ ÑаÑÑениÑм в оÑвоении новÑÑ Â ÑеÑÑиÑоÑий? ÐÑиведиÑе пÑимеÑÑ живоÑнÑÑ , ÑпоÑобнÑÑ Â ÑÑаÑÑвоваÑÑ в ÑаÑпÑоÑÑÑанении ÑаÑÑений. ЧÑо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÑаÑÑениÑм ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑÑÑ Ñаким обÑазом?
ÐÑавилÑнÑе оÑвеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑодеÑжаÑÑ ÑледÑÑÑие пÑимеÑÑ Ð¸ обÑÑÑнениÑ:
- непоÑÑедÑÑвеннÑй пеÑÐµÐ½Ð¾Ñ â мÑÑавÑи ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑ Ñемена Ñиалки дÑÑиÑÑой, Ñойка â дÑба (леÑиÑ, в клÑве неÑÑÑ Ð¶ÑлÑÐ´Ñ Ð¸ неÑаÑнно обÑонила или закопала в землÑ);
- пеÑÐµÐ½Ð¾Ñ Ñ помоÑÑÑ кÑÑÑоÑков и зазÑбÑÐ¸Ð½Â Ð½Ð°Â Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ â к ÑеÑÑÑи живоÑнÑÑ (Ñобака, лиÑа и Ñ.п.) ÑеплÑÑÑÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ñ ÑеÑедÑ, лопÑÑ Ð° и дÑ. ÑаÑÑений;
- ÑеÑез пиÑание â пÑиÑÑ (голÑби, дÑоздÑ) или млекопиÑаÑÑие (медведи, обезÑÑнÑ, кÑÑланÑ) поедаÑÑ Â ÑоÑнÑе плодÑ, а Ñемена не пеÑеваÑиваÑÑÑÑ и попадаÑÑ в поÑвÑ вмеÑÑе Ñ помÑÑом. ÐÑимеÑÑ Ñо ÑнегиÑÑми и ÑиниÑами непÑавилÑнÑе и ÑÑиÑÑваÑÑÑÑ Ð½Ðµ должнÑ;
- диаÑпоÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² ÑаÑÑений ÑÐ½Ð°Ð±Ð¶ÐµÐ½Ñ ÑазлиÑного Ñода пÑиÑепками или вÑделÑÑÑ Â ÐºÐ»ÐµÐ¹ÐºÐ¸ÐµÂ Ð²ÐµÑеÑÑва (омела) и, благодаÑÑ ÑÑомÑ, могÑÑ Ð¿ÑикÑеплÑÑÑÑÑ к ÑазлиÑнÑм ÑаÑÑÑм Ñела живоÑного и Ñаким обÑазом ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° на доволÑно далÑкие ÑаÑÑÑоÑниÑ.
ÐÑенивание: 1 балл за каждÑй пÑавилÑнÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑного Ñипа пеÑеноÑа ÑаÑÑениÑ. ÐлÑÑ 2 балла пÑиÑÑждаÑÑÑÑ, еÑли пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ 2 ÑпоÑоба (вÑÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ñ ÑеÑÑой) пÑикÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑÑений к живоÑномÑ.
ÐÑего â 5 баллов.