Содержание
- Инструкция по выполнению заданий
- Задания
- Ответы
- Технология оценки
- Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девушек и юношей
Инструкция по выполнению заданий
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».
Задания объединены в 2 группы:
I. Задания с выбором одного правильного ответа
При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Правильным является только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов.
Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор.
Пропускайте задания, вызывающие у Вас затруднения. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание
При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
Контролируйте время выполнения задания.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
Желаем успеха!
Задания
I. Задания с выбором одного правильного ответа
- Где зародились Олимпийские игры?
- а) Древняя Русь;
- б) Римская Империя;
- в) Древняя Греция;
- г) Византия.
- Как звучит девиз Олимпийского движения?
- а) Быстрее! Выше! Сильнее!
- б) Победа! Слава! Богатство!
- в) Мир! Дружба! Братство!
- г) Победы! Рекорды! Достижения!
- Когда летние и зимние Олимпийские игры проводились в нашей стране?
- а) 1952 г. и 2010 г.
- б) 1972 г. и 2006 г.
- в) 1988 г. и 2002 г.
- г) 1980 г. и 2014 г.
- Какое международное спортивное мероприятие состоится в 2018 году в России?
- а) Чемпионат Мира по хоккею;
- б) Чемпионат Мира по футболу;
- в) Чемпионат Мира по лёгкой атлетике;
- г) Чемпионат Мира по водным видам спорта.
- Какие упражнения используют для воспитания силы?
- а) бег в медленном темпе;
- б) прыжки с возвышения;
- в) махи руками;
- г) подтягивание.
- Какой из видов спорта относится к игровым?
- а) фехтование;
- б) борьба;
- в) хоккей;
- г) биатлон.
- К какому виду спорта относятся и бег, и прыжки, и метания?
- а) спортивная гимнастика;
- б) лёгкая атлетика;
- в) акробатика;
- г) триатлон.
- Какое из перечисленных качеств относится к физическим?
- а) целеустремленность;
- б) трудолюбие;
- в) смелость;
- г) выносливость.
- На каких снарядах не соревнуются мужчины в спортивной гимнастике?
- а) брусья;
- б) бревно;
- в) конь;
- г) кольца.
- Что из перечисленного НЕ относится к водным видам спорта?
- а) бобслей;
- б) гребля;
- в) парусный спорт;
- г) водное поло.
- Какая прыжковая спортивная дисциплина относится к лёгкой атлетике?
- а) прыжок с шестом;
- б) опорный прыжок;
- в) прыжок с парашютом;
- г) прыжок в воду.
- После какой команды принимается основная стойка?
- а) На старт!
- б) Равняйсь!
- в) Смирно!
- г) Вольно!
- Что является основными средствами закаливания?
- а) физические упражнения;
- б) солнце, воздух, вода;
- в) выступление в соревнованиях;
- г) физический труд.
- К какому методу относится подача команд при выполнении физических упражнений?
- а) словесного воздействия;
- б) игровой;
- в) наглядного воздействия;
- г) повторный.
- При каком условии подтягивание считается правильным?
- а) подбородок выше уровня перекладины;
- б) угол в локтевых суставах достигает 90°;
- в) глаза находятся на уровне перекладины;
- г) при сгибании рук производятся дополнительные движения ногами.
II. Задания, в которых необходимо завершить высказывание.
Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.
- Назовите вид спорта первого олимпийского чемпиона, представителя нашей страны, Николая Панина—Коломенкина: ________________________.
- Победителей Олимпийских игр в Древней Греции называли _________________________.
- Назовите спортивный инвентарь круглой формы, наиболее распространённый в игровых видах спорта: ______________________.
- Способность выполнять физическое упражнение с большой амплитудой называется _________________________.
- Оговоренное заранее положение рук, ног, туловища перед началом выполнения упражнения называется _________________________________.
Практический тур «Гимнастика»
- Испытания девочек/девушек и мальчиков/юношей проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
- Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
- В случае изменения установленной последовательности элементов упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 балла.
- Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, указанной в таблицах 1–6.
- Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженные начало и окончание и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать», не менее двух секунд.
- Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 7, вычитая их из 10,0 балла.
- Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
- Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
- Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
- При выставлении оценки бóльшая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
- Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
- Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 балла.
- Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метра и длиной не менее 12 метров.
- Внешний вид участников должен быть опрятным. Девочки/девушки могут быть одеты в купальники, комбинезоны или футболки с «лосинами», а мальчики/юноши – в гимнастические майки, трико или спортивные шорты с открытыми коленями. Футболки и майки не должны быть надеты поверх шорт или трико. Участники испытаний могут выполнять упражнения в носках, гимнастических тапочках (чешках) или босиком.
Таблица 1. Акробатическое упражнение, 5–6 классы (девочки)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1 | Шагом вперёд, согнуть правую (левую) вперёд, стопой коснуться колена опорной ноги, руки в стороны, держать | 2,0 |
2 | Приставляя ногу в упор присев, кувырок вперёд – кувырок вперёд в сед с наклоном вперёд, держать | 1,0 + 1,5 + 1,0 |
3 | Перекат назад с прямыми ногами в стойку на лопатках, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,5 |
4 | Кувырок назад | 2,0 |
5 | Прыжок вверх, руки вверх | 1,0 |
Таблица 2. Акробатическое упражнение, 5–6 классы (мальчики)
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И. п. – о. с. | ||
1 | Шагом вперёд, согнуть правую (левую) вперёд, стопой коснуться колена опорной ноги, руки в стороны, держать | 2,0 |
2 | Приставляя ногу, наклон вперёд, руками коснуться пола, держать, упор присев – кувырок назад | 1,5 + 2,0 |
3 | Перекат назад в стойку на лопатках, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,5 |
4 | Два кувырка вперёд | 1,0 + 1,0 |
5 | Прыжок вверх, руки вверх | 1,0 |
Ответы
I. Задания с выбором одного правильного ответа.
№ вопроса | Варианты ответов | |||
«а» | «б» | «в» | «г» | |
1 | в | |||
2 | а | |||
3 | г | |||
4 | б | |||
5 | г | |||
6 | в | |||
7 | б | |||
8 | г | |||
9 | б | |||
10 | а | |||
11 | а | |||
12 | в | |||
13 | б | |||
14 | а | |||
15 | а |
II. Задания в открытой форме.
- фигурное катание
- олимпионики
- мяч
- гибкость
- исходное положение
Технологии оценки
Технология оценки качества выполнения теоретико-методических заданий
I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов (а, б, в, г) оцениваются в 1 балл, неправильно выполненное задание – 0 баллов.
II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов.
Правильное утверждение оценивается в 2 балла, неправильное – 0 баллов.
Рекомендуем в бланке ответов отмечать оценку каждого задания.
Итоговая оценка представляется суммой баллов оценки выполненных заданий.
Задания в закрытой форме – в сумме 15 баллов (15 вопросов).
Задания в открытой форме – в сумме 10 баллов (5 вопросов).
Максимально возможная сумма – всего 25 баллов.
Максимально возможное количество набранных баллов за теоретикометодическое задание – 20 баллов.
Итоги испытания оцениваются по формуле:
Xi = K·Ni/M , где
Хi– «зачётный» балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);
Ni– результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Например, результат участника в теоретико-методическом задании составил 20 баллов (Ni = 20) из 25 максимально возможных (М = 25). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 20 баллов (К = 20). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл: Хi = 20 · 20 / 25 = 16 баллов
Технология оценки качества выполнения заданий по гимнастике
Максимально возможное количество набранных баллов за испытание по гимнастике – 40.
Итоги испытания оцениваются по формуле:
Xi = K·Ni/M , где
Xi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в конкретном задании (по регламенту);
Ni– результат i-го участника в конкретном задании;
М – максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Например, результат участника составил 7 баллов (Ni= 7) из 10 максимально возможных (М = 10). Согласно настоящим критериям и методике оценивания максимально возможный зачётный балл по данному заданию составляет 40 баллов (К = 40). Подставляем в формулу значения Ni, К и М и получаем зачётный балл: Хi = 40 · 7 / 10 = 28 баллов.
Полоса препятствий (с элементами спортивных игр) для девушек и юношей
Задания выполняются поточно в представленной ниже последовательности и схеме .
Старт участника в испытании производится по сигналу (команде) судьи.
Методические указания к выполнению испытания:
- Линия старта каждого из заданий отмечена специальной разметкой (конусами) и расположена на расстоянии не менее 1 м от стены зала.
- Для проведения испытания участники распределяются по потокам (до 15 человек) в соответствии с личным стартовым номером. Перед началом испытания участник называет фамилию, имя, стартовый номер.
- Все участники одного потока должны находиться в специально отведённом для них месте, их поведение не должно мешать другим участникам.
- Места проведения заданий располагаются последовательно, по периметру спортивного зала (рекомендуется спортивный зал 24 × 12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. примерную схему, рисунки 1–3).
- Прохождение испытания оценивается судейской бригадой не менее чем из 3 (трёх) человек. Один из судей на задании располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток и фиксирует время прохождения. Другие судьи располагаются в зоне прохождения испытаний и оценивают качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей (или помощник) находился на лицевой линии баскетбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения испытаний.
- Основой для разметки комплексного испытания является разметка баскетбольной площадки.
Методика оценки испытаний
- Результатом выполнения испытания является время (в секундах, с точностью до десятых долей секунды), включая «штрафные» секунды. Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
- Чем меньше времени затрачено на выполнение испытаний, тем выше итоговый результат.
- Невыполнение одного из заданий – штраф «плюс 15 секунд» от итогового результата.
- Если участник уходит с площадки, не окончив испытание (по неуважительной причине), – он снимается с конкурсного испытания.
Инвентарь и оборудование
Баскетбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсных испытаний.
Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м, полностью свободная от посторонних предметов.
Оборудование:
- конусы – 21 шт.;
- высокие стойки (конусы) – 5 шт.;
- секундомер – 2 шт.;
- свисток – 1 шт.;
- 3 баскетбольных мяча (размер 6 для участников 5–8 классов и девушек 9– 11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
- 1 волейбольный мяч;
- 1 футбольный мяч;
- измерительная рулетка;
- баскетбольный щит с кольцом;
- футбольные ворота 2 × 3 метра;
- 3 теннисных мяча;
- гимнастические обручи (d = 90 см) – 5 шт.
Технология оценки качества выполнения заданий испытания «Полоса препятствий»
Максимально возможное количество «зачётных» баллов за испытание «Полоса препятствий» – 40 баллов.
Расчёт зачётных баллов участника в испытании производится по формуле:
Xi = K·M/ Ni , где
Хi – зачётный балл i-го участника;
К – максимально возможный зачётный балл в испытании (по регламенту);
Ni – результат i-го участника в испытании;
М – лучший результат в испытании.
Лучший результат в испытании в абсолютном значении меньше результата любого другого участника.
Например, при Ni = 170,7 сек. (личный результат участника), М = 139,0 сек. (наилучший результат из показанных в испытании) и К = 40 (установлен предметной комиссией) получаем: Хi = 40 · 139,0 / 170,7, Хi = 32,6
Зачётные баллы определяются с точностью до десятых долей.
Все участники ранжируются по местам в соответствии с полученной суммой баллов за испытание.
Итоги школьного этапа олимпиады подводятся в общем зачёте по данному месту проведения практического тура олимпиады среди участников соответствующего пола и класса. «Технические» результаты по всем испытаниям вносятся в единую городскую информационную систему.
Таблица 1. Школьный этап (5–6 классы)
№ п/п | Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование и методические указания | Методика оценки |
1 | Перевод баскетбольного мяча с руки на руку перед собой | Участник находится на линии старта. По сигналу судьи участник берёт в руки баскетбольный мяч, лежащий на стартовой линии обозначенной конусами зоны, представляющей собой квадрат, переме щается с ним в ограниченную зону с веде нием мяча и выполняет перевод с руки на руку перед собой. После выполнения упражнения участник с ведением мяча отправляется к следующему заданию и без остановки начинает его выполнение. Мальчики и девочки – 10 повторений. | 4 конуса, обозначающие ограничительную зону (квадрат 3 × 3 метра), измерительная рулетка, мел. Баскетбольный мяч лежит на линии старта на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. | Добавляется 3 секунды за: – каждый заступ/выход за ограничительную зону во время выполнения переводов мяча; – каждую задержку мяча вследствие непродолжитель ного его захвата кистью снизу. |
2 | Ведение баскетбольного мяча | Закончив выполнение предыдущего задания, участник без остановки пробегает линию старта задания № 2 и ведёт баскетбольный мяч «змейкой» между конусами (всего 5 конусов), установленными на равном (2–3 метра) расстоянии друг от друга. Ведение осуществляется по правилам баскетбола. Обводка выполняется дальней рукой от конуса. Первый, третий и пятый конусы обводятся с левой стороны, второй и четвёртый конусы обводятся с правой стороны. После обводки последнего конуса участник с ведением мяча перемещается к линии старта задания № 3. | Старт задания на расстоянии не менее 2 метров от боковой линии. | Добавляется 3 секунды за: — каждое перешагивание через конус, – нахождение мяча и участника с разных сторон от конуса, – обводку конуса ближней рукой; — каждое нарушение правил при ведении мяча (пронос, пробежку, двойное ведение мяча, касание конуса). |
3 | Бросок баскетбольного мяча в кольцо | Участник начинает задание, пробегая без остановки с ведением мяча обозначенную конусами линию старта задания №3 и выпол няет бросок с места из-под кольца с любой стороны. После выполнения задания участник без остановки переходит к выполнению следующего задания. | Бросок выполняется в соответствии с техникой этого приёма. После броска мяч подбирает судья. | Добавляется 3 секунды за: – непопадание в кольцо; — выполнение броска в кольцо неуказанным способом. |
4 | Прыжки на двух ногах с продви жением вперёд. | Участник подбегает к конусам, обозна чающим старт задания № 4, и выполняет серию из пяти прыжков с продвижением вперёд на двух ногах по дорожке из обручей, выложенных в линию на полу друг за другом. После выполнения задания участник бежит к линии задания № 5. | Четыре конуса, обозначающие линии старта и финиша, пять гимнастических обручей (диаметр 90 см). Прыжки выполняются в каждый обруч. Допускается замена обручей разметкой на полу соответствующего размера. | Добавляется 3 секунды за: – приземление за пределами обруча; – начало выполнения прыжка (отталкивание) с одной ноги; – каждый невыполненный прыжок; – каждый подскок или шаг вперёд перед прыжком. |
5 | Бросок теннис ного мяча в цель. | Участник подбегает к конусам, обозна чающим старт задания № 5, и последо вательно выполняет броски одной рукой теннисным мячом в баскетбольный щит (всего нужно выполнить три броска, тремя мячами). Расстояние от линии старта до цели – 7 метров. | 3 теннисных мяча, 2 конуса, баскетбольный щит. Линия старта находится по центру. Метание осуществляет из исходного положения стойка ноги врозь, сильнейшая нога находится впереди, мяч находится в ведущей руке, при этом рука и нога должны быть разноимёнными. Вторая рука, чуть согнутая в локте, выносится вперёд. Ноги чуть согнуты в коленях, спина прямая. Рука с мячом отводится назад за голову согнутая в локте, в момент выпуска снаряда резко выпрямляется над головой, Менять руки во время бросков нельзя. После бросков мячи подбирает судья. Секундомер выключается в момент броска третьего мяча (момент отрыва мяча от руки). | Добавляется 3 секунды за: – каждое непопадание мячом в цель, – заступ за ограничительную линию, – смену рук во время бросков. Если во время попытки участ ник случайно роняет мяч, он должен подобрать его и снова выполнить попытку. |