Содержание
Уважаемые участники!
Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.
Желаем удачи!
Мост – одно из важнейших сооружений цивилизации. Проектирование моста включает множество задач, требует нестандартных подходов. Каждый мост – это и сложная инженерная конструкция, и особое архитектурное эстетическое решение.
В разные эпохи художественные смыслы и символические значение моста воспринимались по-своему. В мифопоэтической традиции мост воспринимался как путь, неизведанная дорога, приобретая свойства тайного или сакрального пространства; иногда ощущался как символ зыбкости и неизвестности, визуально располагаясь между небом и водой; а подчас мыслился как переход из одного мира в другой. В наше время мост – это функциональная часть жизни города и одновременно яркое явление архитектурного ансамбля, формирующее его облик. Посмотреть, как в разные эпохи функциональные свойства моста соотносились с его эстетическими решениями, какими символическими смыслами наделяли мост инженеры и архитекторы; как мыслился мост в окружающем его пейзаже или городском пространстве; как воспринимался и осмыслялся мост в культуре – в изобразительном искусстве, в поэзии и предлагают вам задания этого тура олимпиады.
Задание 1
Перед вами ряд известных мостов, расположенных в разных странах. Исходя из архитектурных особенностей, определите, в какой из стран находится каждая постройка. Впишите название страны под изображением.
Ответы
Рисунок А | Италия |
Рисунок Б | Франция |
Рисунок В | Россия |
Рисунок Г | Чехия |
Рисунок Д | Великобритания |
Рисунок Е | Китай |
По одному баллу за правильно указанное название страны.
Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.
Задание 2
Перед вами Египетский мост через реку Фонтанку, который был построен в двадцатые годы XIX века, а ныне уже не существует.
На какие сооружения более древних эпох мог ориентироваться архитектор при создании этого моста?
К какому жанру (вилла, особняк, храм, ратуша и т.д.) относились эти сооружения предшествующих эпох?
Кратко напишите, почему на ваш взгляд отсылки к этим сооружениям прошлого стали возможны в таком на первый взгляд кажущимся чисто функциональном сооружении как мост?
Критерии оценки рассуждения:
Логика и связность рассуждения | 3 балла |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 3 балла |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 2 балла |
Всего за задание 2 ‒ максимум 8 баллов.
Задание 3
Перед вами два моста, украшенных скульптурой. Напишите небольшой связный текст о том, как скульптуры влияют на образ моста.
Обратите внимание на то, какие в каждом случае выбираются существа, каков их характер, пластика, взаимоотношения со зрителями? Как постановка фигур влияет на восприятие ритмической композиции архитектурного сооружения? Возникает ли связь между скульптурами и стихией воды, которую сдерживает архитектурная композиция моста?
Аничков мост в Санкт-Петербурге (общий вид)
Скульптуры, установленные по четырем сторонам Аничкова моста
Мост Святого Ангела в Риме (общий вид)
Скульптуры десяти ангелов с моста Св.Ангела
Критерии оценки рассуждения:
Логика и связность рассуждения | 5 баллов |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 5 баллов |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 2 балла |
Всего за задание 3 ‒ максимум 12 баллов.
Задание 4
Банковский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в центре СанктПетербурга, один из трех сохранившихся в этом городе пешеходных цепных мостов. Ось моста ориентирована против центра ворот Государственного ассигнационного банка — у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Мост был открыт в 1826 году, тогда же у входов на мост были установлены четыре скульптуры крылатых львов.
В 1900-е годы художник Мстислав Добужинский создал серию гравюр с видами Санкт-Петербурга, на одной из них был изображен Банковский мост, а в 1964 году ленинградский поэт и переводчик Дмитрий Бобышев написал стихотворение, в котором образ Банковского моста занимает центральное место.
Посмотрите на фотографии Банковского моста в Санкт-Петербурге, гравюру М. Добужинского и внимательно прочитайте стихотворение Д. Бобышева.
Как мост связан с пространством города вокруг него? Какими символическими смыслами наполняются конструктивные элементы моста?
Что для художника, а что для поэта является доминантой в конструкции, композиции, структуре и декоре моста? Сравните, как воспринимаются скульптуры моста в стихотворении и как на гравюре? В чем функциональное, а в символическое значение скульптур? Какое пространство формирует мост в стихотворении и какое на гравюре? Что общего, а в чем разница в восприятии М. Добужинского и у Д. Бобышева? Какие выразительные средства использует каждый автор?
Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100-120 слов1) на тему «Образ Банковского моста в гравюре М.Добужинского и стихотворении Д. Бобышева»
1 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен.
Банковский мост (общий вид)
Мстислав Добужинский «Банковский мост» (1902)
Дмитрий Бобышев (р. 1936)
***
Евгению Рейну
Крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов, сидящих
в такой же точно позе на другом
конце моста и на него глядящих
такими же глазами.
Львиный пост.
Любой из них другого, а не мост
удерживает третью существа,
а на две трети сам уже собрался,
и, может быть, сейчас у края рва
он это отживающее братство
покинет.
Но попарно изо рта
железо напряженного прута
у каждого из них в цепную нить
настолько натянуло звенья,
что, кажется, уже не расцепить
скрепившиеся память и забвенье,
порыв и неподвижность,
верх и низ,
не разорвав чугунный организм
противоборцев.
Только нежный сор
по воздуху несет какой-то вздор.
И эта подворотенная муть,
не в силах замутить оригинала,
желая за поверхность занырнуть,
подергивает зеркало канала
нечистым отражением.
Над рвом
крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя.
Март-апрель 1964
Критерии оценивания письменного рассуждения
А. Интерпретация и понимание
Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:
- сравнивать разнородные тексты;
- видеть глубокие смыслы;
- делать тонкие наблюдения для их выявления;
- привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.
Шкала оценок: 0–9–16–24.
Всего по критерию А максимум 24 баллов.
B. Создание текста
В работе присутствует:
- постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
- композиционная стройность, логичность повествования;
- стилистическая однородность
Шкала оценок: 0–5–10–15.
Всего по критерию В максимум 15 баллов.
C. Грамотность
В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.
Шкала оценок: 0–2–3–5.
Всего по критерию С максимум 5 баллов.
Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Всего за задание № 4 – 44 балла.
Максимум за работу 70 баллов.
Пояснение к шкале оценок
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить — они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.