Олимпиадные задания

Искусство (МХК) 9 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Мост – одно из важнейших сооружений цивилизации. Проектирование моста включает множество задач, требует нестандартных подходов. Каждый мост – это и сложная инженерная конструкция, и особое архитектурное эстетическое решение.

В разные эпохи художественные смыслы и символические значение моста воспринимались по-своему. В мифопоэтической традиции мост воспринимался как путь, неизведанная дорога, приобретая свойства тайного или сакрального пространства; иногда ощущался как символ зыбкости и неизвестности, визуально располагаясь между небом и водой; а подчас мыслился как переход из одного мира в другой. В наше время мост – это функциональная часть жизни города и одновременно яркое явление архитектурного ансамбля, формирующее его облик. Посмотреть, как в разные эпохи функциональные свойства моста соотносились с его эстетическими решениями, какими символическими смыслами наделяли мост инженеры и архитекторы; как мыслился мост в окружающем его пейзаже или городском пространстве; как воспринимался и осмыслялся мост в культуре – в изобразительном искусстве, в поэзии и предлагают вам задания этого тура олимпиады.

Задание 1

Содержание ↑

Перед вами ряд известных мостов, расположенных в разных странах. Исходя из архитектурных особенностей, определите, в какой из стран находится каждая постройка. Впишите название страны под изображением.

Ответы

Рисунок АИталия
Рисунок БФранция
Рисунок ВРоссия
Рисунок ГЧехия
Рисунок ДВеликобритания
Рисунок ЕКитай

По одному баллу за правильно указанное название страны.

Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Перед вами Египетский мост через реку Фонтанку, который был построен в двадцатые годы XIX века, а ныне уже не существует.

На какие сооружения более древних эпох мог ориентироваться архитектор при создании этого моста?

К какому жанру (вилла, особняк, храм, ратуша и т.д.) относились эти сооружения предшествующих эпох?

Кратко напишите, почему на ваш взгляд отсылки к этим сооружениям прошлого стали возможны в таком на первый взгляд кажущимся чисто функциональном сооружении как мост?

 

Еги́петский мост — мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет между собой Покровский и Безымянный острова

Критерии оценки рассуждения:

Логика и связность рассуждения3 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы3 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

 

Всего за задание 2 ‒ максимум 8 баллов.

Задание 3

Содержание ↑

Перед вами два моста, украшенных скульптурой. Напишите небольшой связный текст о том, как скульптуры влияют на образ моста.

Обратите внимание на то, какие в каждом случае выбираются существа, каков их характер, пластика, взаимоотношения со зрителями? Как постановка фигур влияет на восприятие ритмической композиции архитектурного сооружения? Возникает ли связь между скульптурами и стихией воды, которую сдерживает архитектурная композиция моста?

Аничков мост в Санкт-Петербурге (общий вид)

Аничков мост в Санкт-Петербурге (общий вид)

Скульптуры, установленные по четырем сторонам Аничкова моста

Скульптуры, установленные по четырем сторонам Аничкова моста

Мост Святого Ангела в Риме (общий вид)

Мост Святого Ангела в Риме (общий вид)

Скульптуры десяти ангелов с моста Св.Ангела

Критерии оценки рассуждения:

Логика и связность рассуждения5 баллов
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы5 баллов
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

 

Всего за задание 3 ‒ максимум 12 баллов.

Задание 4

Содержание ↑

Банковский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в центре СанктПетербурга, один из трех сохранившихся в этом городе пешеходных цепных мостов. Ось моста ориентирована против центра ворот Государственного ассигнационного банка — у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Мост был открыт в 1826 году, тогда же у входов на мост были установлены четыре скульптуры крылатых львов.

В 1900-е годы художник Мстислав Добужинский создал серию гравюр с видами Санкт-Петербурга, на одной из них был изображен Банковский мост, а в 1964 году ленинградский поэт и переводчик Дмитрий Бобышев написал стихотворение, в котором образ Банковского моста занимает центральное место.

Посмотрите на фотографии Банковского моста в Санкт-Петербурге, гравюру М. Добужинского и внимательно прочитайте стихотворение Д. Бобышева.

Как мост связан с пространством города вокруг него? Какими символическими смыслами наполняются конструктивные элементы моста?

Что для художника, а что для поэта является доминантой в конструкции, композиции, структуре и декоре моста? Сравните, как воспринимаются скульптуры моста в стихотворении и как на гравюре? В чем функциональное, а в символическое значение скульптур? Какое пространство формирует мост в стихотворении и какое на гравюре? Что общего, а в чем разница в восприятии М. Добужинского и у Д. Бобышева? Какие выразительные средства использует каждый автор?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100-120 слов1) на тему «Образ Банковского моста в гравюре М.Добужинского и стихотворении Д. Бобышева»

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен.

Банковский мост (общий вид)

Мстислав Добужинский «Банковский мост» (1902)

Мстислав Добужинский «Банковский мост» (1902)

Дмитрий Бобышев (р. 1936)

***

Евгению Рейну

Крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов, сидящих
в такой же точно позе на другом
конце моста и на него глядящих
такими же глазами.

Львиный пост.

Любой из них другого, а не мост
удерживает третью существа,
а на две трети сам уже собрался,
и, может быть, сейчас у края рва
он это отживающее братство
покинет.

Но попарно изо рта
железо напряженного прута
у каждого из них в цепную нить
настолько натянуло звенья,
что, кажется, уже не расцепить
скрепившиеся память и забвенье,
порыв и неподвижность,
верх и низ,
не разорвав чугунный организм
противоборцев.
Только нежный сор
по воздуху несет какой-то вздор.

И эта подворотенная муть,
не в силах замутить оригинала,
желая за поверхность занырнуть,
подергивает зеркало канала
нечистым отражением.

Над рвом
крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя.

Март-апрель 1964

Критерии оценивания письменного рассуждения

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

Шкала оценок: 0–9–16–24.

Всего по критерию А максимум 24 баллов.

B. Создание текста

В работе присутствует:

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание № 4 – 44 балла.

Максимум за работу 70 баллов.

Пояснение к шкале оценок

Содержание ↑

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить — они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.