Олимпиадные задания

История 10 класс, муниципальный этап (2 этап), 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16
  17. Задание 17
  18. Задание 18

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ

Задание 1

Содержание ↑

В X веке НЕ существовало города:

  1. Нижний Новгород
  2. Киев
  3. Смоленск
  4. Чернигов

 

Задание 2

Содержание ↑

В каком году произошло описанное ниже событие?

«И во всех городех и в уездех во всяких людех, от мала и до велика, таж мысль: что быти на Московском государстве государем царем Михайлу Федоровичю Романовичю, а опроче его, великого государя, никак никого на Московское государство не хотети»

  1. 1613 г.
  2. 1619 г.
  3. 1620 г.
  4. 1648 г.

 

Задание 3

Содержание ↑

Выберите годы правления монарха, при котором были отменены внутренние таможни.

  1. 1796–1801 гг.
  2. 1730–1740 гг.
  3. 1855–1881 гг.
  4. 1741–1761 гг.

Ответ:

123
114

 

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Задание 4

Содержание ↑

Кто из перечисленных исторических деятелей придерживался теории официальной народности?

  1. М.П. Погодин
  2. Н.И. Карамзин
  3. Н.И. Греч
  4. В.И. Засулич
  5. А.С. Грибоедов
  6. М.П. Загоскин

 

Задание 5

Содержание ↑

Какие из перечисленных дат связаны с важнейшими событиями из истории Тверского княжества?

  1. 1240 г.
  2. 1300 г.
  3. 1327 г.
  4. 1375 г.
  5. 1401 г.
  6. 1485 г.

 

Задание 6

Содержание ↑

Какие из перечисленных событий произошли в 1955 году?

  1. создание ОВД
  2. упразднение Коминтерна
  3. заключение мира с Германией
  4. назначение Н.А. Булганина Председателем Совета Министров
  5. разгром «Антипартийной группы»
  6. подписание договора о нераспространении ядерного оружия

Ответ:

456
136346134

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4-6.

Задание 7

Содержание ↑

В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.

«Битва трёх Мстиславов»

«Митавская затворница»

«Бутурлинский комитет»

Ответ

  1. «Битва трёх Мстиславов» – битва на реке Калке 1223 г. Названа так в память о трёх князьях-Мстиславах, участвовавших в битве.
  2. «Митавская затворница» – Анна Иоанновна. Прозвана так, поскольку до воцарения в России проживала крайне замкнуто и скромно в столице своего герцогства – Митаве.
  3. «Бутурлинский комитет» – высший цензурный орган в 1848–1855 гг. назван так по имени первого председателя и вдохновителя Д.П. Бутурлина.

По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями.

Всего 9 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

8.1. К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, И.Д. Делянов, Н.А. Манасеин.

8.2. 1467 г., 1487 г., 1506 г., 1552 г.

Ответ:

8.1. Консерваторы последней трети XIX века. (государственные деятели эпохи контрреформ).

8.2. Даты походов русских войск на Казань.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Расположите в хронологической последовательности события царствования Анны Иоанновны. Ответы оформите в виде таблицы.

Ответ:

ВДБАГ

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 10

Содержание ↑

Расположите термины в хронологической последовательности возникновения явлений, которые они обозначают. Ответы оформите в виде таблицы.

Ответ:

АДБГВ

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 11

Содержание ↑

Установите соответствие между войнами и песнями, им посвященными. Ответы оформите в виде таблицы, в которой выбранные цифры расположите под соответствующими буквами.

ВОЙНАПЕСНЯ
А) Отечественная война 1812 года Отечественная война 1812 года

Б) Русско-японская война Русско-японская война

В) Первая мировая война Первая мировая война

Г) Гражданская война 1918–1921 гг. Гражданская война

Д) Великая Отечественная война Великая Отечественная война

1) «По горам Карпатским»

2) «В землянке»

3) «Как на горочке стояла Москва»

4) «Черный тюльпан»

5) «Песня о Щорсе»

6) «Гибель «Стерегущего»

 

Ответ:

АБВГД
36152

 

По 1 баллу за каждое верное соответствие.

Всего 5 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Установите соответствие между договорами России с Китаем и датами. Ответы оформите в виде таблицы, в которую запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДОГОВОРДАТА
А) Кяхтинский договор

Б) Пекинский договор

В) Нерчинский договор

Г) Петербургский договор

Д) Айгунский договор

1) 1800 год

2) 1727 год

3) 1858 год

4) 1689 год

5) 1881 год

6) 1860 год

 

Ответ:

АБВГД
26453

 

По 1 баллу за каждое верное соответствие.

Всего 5 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё.

Число приказных людей в государственных учреждениях XVII в.

Категория1640-е годы1690-е годы
Центральные учреждения:
Думные дьяки45
Приказные дьяки5186
Подьячие (с приписью* и др.)7822648
Итого:8372739
Местные учреждения:
Думные дьяки
Приказные дьяки2128
Подьячие с приписью*517
Подьячие7481873
Итого:7741918
Всего:16114657

* с возможностью официально оформлять документы

13.1. Дайте объяснение термину «думный дьяк».

Ответ: думный дьяк – низший думный чин, ведавший канцелярией Боярской думы или руководивший приказами. 1 балл.

13.2. Объясните, почему думные дьяки в течение всего столетия не значатся в местных учреждениях?

Ответ: думные дьяки выступали как руководители исключительно важнейших приказов (из таблицы видно, что носителей этого чина от 4 до 5 человек), что предполагало их нахождение в столице. 2 балла.

13.3. Охарактеризуйте развитие системы местных учреждений с 1640-х гг. по 1690-е гг. в Московском государстве. Какой процесс характеризуют собой данные таблицы?

Ответ: Можно видеть, что рост штатов местных учреждений идёт за счёт прежде всего подьяческого чина – за век их количество увеличилось в 2,5 раза.

2 балла. Важно отметить, что растёт и количество подьячих с приписью – т.е. с возможностью официально оформлять документы – рост в 3,5 раза. 2 балла.

Это свидетельствует о быстрых темпах бюрократизации. При этом может быть отмечено, что система местного управления оставалась развита сравнительно слабо, даже к концу XVII века чиновников среднего и высшего звена насчитывается всего 45 человек. 2 балла. Всего 6 баллов.

13.4. Охарактеризуйте развитие системы центральных учреждений с 1640-х гг. по 1690-е гг. в Московском государстве. Почему подьячие лидируют по количеству в этих учреждениях по сравнению с другими категориями?

Ответ: В центральных учреждениях рост количества подьячих еще больший (почти в 3 раза). 1 балл. Средняя прослойка бюрократии – приказные дьяки – также выросли в количестве. Вместе с тем высшая бюрократия – думные дьяки – практически неизменны в своём количестве. 2 балла. Всего 3 балла.

Всего 12 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Перед Вами схемы военных операций. Все они относятся к одной и той же войне. Определите, что это за война, и расположите цифровые обозначения схем сражений в хронологическом порядке. Отдельно укажите цифровое обозначение схемы сражения, которое русские войска проиграли в ходе этой войны, назовите это сражение и укажите год, когда оно состоялось.

Ответ:

Северная война 1700–1721 гг. (2 балла)

32514

 

5 баллов за верную хронологию

Проигранное сражение: № 3 (1 балл), Нарвское сражение (2 балла) 1700 г. (1 балл)

Всего за задание 11 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Перед Вами изображения важнейших событий истории России XV–XVII вв. Расположите их в хронологической последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Назовите эти события и укажите годы, когда они произошли.

Ответ

№ фотоСобытие
7Вывоз вечевого колокола/покорение Новгорода, 1478 год
2Стояние на Угре, 1480 год
5Взятие Казани, 1552 год
8Убийство митрополита Филиппа Малютой Скуратовым 1569 год
3Смерть царевича Дмитрия, 1591 год
6Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам (формирование второго

народного ополчения в Нижнем Новгороде), 1611 год

1Медный бунт, 1662 год
4Царь Алексей Михайлович просит прощения у гроба митрополита Филиппа, 1652 год

 

1 балл за верную хронологию. По 2 балла за каждое верно указанное событие с годом (годами). 1 балл без указания года (годов).

Всего 17 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами – отрывки из источников, связанных с историей Русской православной церкви. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности описанных в них событий и укажите год, когда они происходили.

А) «Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять»

Б) «Изволением Господа Бога Вседержителя <…> воссели и избрали во святейшую и великую Русскую Митрополию Богоспасаемого града Москвы, к Соборной и Апостольской церкви Пречистые Богородицы… в Патриарха: Иова Митрополита всея Руси»

В) «После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Будущий священномученик митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного: «митрополит Тихон». В Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха Тихона»

Г) «А тут Никон и яд изрыгнул: в Пост великий прислал память казанскому протопопу Ивану Неронову <…> Так вот, Никон в Памяти пишет: «По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились»

Д) «Управление столь великаго числа деревень духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное…, то мы, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление»

Е) «Поставлен бысть на митрополию всея Руссии Иона, владыка Рязанский, в Москве архиепископы и епископы Русской митрополии, по благословению святейшаго вселескаго патриарха; как был Иона в Цареграде после Исидора, и патриарх его благословил и грамоту свою дал»

Ответ

БукваЕБГАДВ
Год1448 год1589 год1653 год1721 год1764 год1917 год

 

3 балла за верную хронологию. По 2 балла за указание года.

Всего 15 баллов.

Задание 17

Содержание ↑

Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из «Похвалы и поучения князю Владимиру». Напишите на её основе небольшую работу на тему: «Владимир Святославович и Крещение Руси в литературе XI века»

«Похвала и поучение князю русскому Владимиру»

«Как жаждет олень водного источника», так возжаждал благоверный князь Владимир святого крещения, и исполнил Бог желание его. Ибо пишется: «Волю боящихся его исполнит, и молитву их услышит, и спасёт их». И сам Господь сказал: «Просите и получите, ищите и найдёте, стучите и откроется вам. Всякий просящий получит, ищущий найдёт, стучащему откроется». И ещё сказал: «Кто уверует и крестится, тот спасён будет, а кто не уверует и не крестится, тот осуждён будет». Он искал спасения и узнал о бабке своей Ольге, как, пойдя в Царьград, приняла она святое крещение, и жила, как следует по-божески, всеми добрыми делами украсившись, и почила с миром о Иисусе Христе и в благой вере. То всё услышав о бабке своей Ольге, наречённой в святом крещении Еленой, князь Владимир и в жизни ей стал подражать, как и святой царице Елене, матери великого царя Константина, следуя во всем. И разгорелось Святым Духом сердце его, желая святого крещения.<…> Крестился сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и женского, крещением святым. И возвеселился, как Давид, и возрадовался Богу князь Владимир, и «веселился, и Господу радовался», как святой пророк дивный Аввакум, Богу Спасу своему.<…> Он крестил всю Русскую землю из конца в конец – и отверг нечестивое наваждение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквами. И отверг весь дьявольский обман, и пришёл от тьмы дьявольской на свет с детьми своими, пришёл к Богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти дьявола и к Богу привёл, и к свету истинному.<…>И ты, блаженный князь Владимир, подобно Константину Великому, дело совершил, как он, верой великой и любовию к Богу подвигнут был. Утвердил Константин всю вселенную любовью и верою, и святым крещением просветил весь мир, и закон Божий по всей вселенной заповедал. Когда князь Владимир добрые дела совершал, то Божья благодать освещала сердце его и рука Господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шёл, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил. Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир Богу: «Господи Боже, Владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привёл людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святые. И в те дни были два царя в Царьграде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жёны – да укрепится он еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.

План работы:

  1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
  2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
  3. Анализ восприятия деятельности князя Владимира в XI веке. Приведите не менее трёх положений.
  4. Выводы: общая оценка значения личности князя Владимира в XI веке.

Ответ:

1) Основываясь на знании учебного материала, участник должен рассказать о князе Владимире и таких событиях его правления как реформа языческого пантеона и последующее принятие христианства в 988 г. Крайне важно, чтобы участник рассказал о влиянии Крещения на развитие русской культуры (строительство Десятинной церкви и т.д.). По 2 балла за каждое положение.

Всего 6 баллов.

2) Участник должен понимать, что источник представляет собой памятник литературы, причём церковного происхождения. Его задача – прославить князя Владимира именно как деятеля церковной истории Руси. Остальные события его правления либо не заботят автора текста, либо представлены в свете, подчёркивающем важность и судьбоносность принятия православного

христианства. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.

3) В основной части участник может сделать следующие наблюдения: в представленном тексте Владимир изначально представлен как христианин если не верой, то душой («искал спасения»). Подчёркивается тесная связь его духовного выбора с выбором княгини Ольги. Все победы Владимира на поле брани трактуются как следствие выбора им православной веры, как победы над «погаными» (язычниками). Отдельно автор выделяет князя как устроителя церкви в её организационном плане – дарование десятины и возведение церквей по стране. Интересно, что в тексте Владимир идет на Корсунь, уже будучи христианином. Следует высоко оценивать работы, где прозвучит мысль, что этот пассаж тесно связан с внешней политикой Ярослава, стремившегося всячески избавиться от влияния Византии, крестившей Владимира. В данном эпизоде Русь и империя как бы становятся равными друг другу. Также участник может отметить, что во всём тексте Владимир ставится в один ряд с деятелями ветхозаветной и античной истории: пророком Аввакумом, царем Давидом, Константином Великим. По всей видимости, перед нами образ идеального князя в XI веке. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.

4) В выводах следует оценивать их полноту и корректность, убедительность сделанных участником наблюдений. 2 балла за максимально полный вывод. 1 балл за выводы, приведённые с неточностями. Всего 2 балла.

Всего 20 баллов.

Задание 18

Содержание ↑

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая

Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);
  2. грамотность использования исторических фактов и терминов;
  3. чёткость и доказательность основных положений работы;
  4. знание различных точек зрения по избранному вопросу;
  5. наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.

Темы:

1) «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли». (А.Ю. Карпов)

2) «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг. XV в. ликвидировали итоги московской смуты». (А.Е. Пресняков)

3) «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России. Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства». (Д.М. Володихин)

4) «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равной Европе по уровню политической культуры». (Р. Уортман)

5) «Движение декабристов – важное звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию «Священного союза». (П. Ангран)

6) «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти». (П.Н. Зайончковский)

7) «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии». (В.М. Лавров)

8) «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию». (Дж. Боффа)

9) «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако «вышка» – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой». (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве)

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

Всего за работу 140 баллов.

Содержание ↑