Олимпиадные задания

Литература 7 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1. «БИБЛИОТЕКАРЬ» [10 баллов]

Отберите  из  представленных  произведений  только  те  пять,  которые  подходят под определение «приключенческий роман». Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

  1. «Дети капитана Гранта»
  2. «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
  3. «Детские годы Багрова-внука»
  4. «Детство»
  5. «Граф Монте-Кристо»
  6. «Тарас Бульба»
  7. «Чучело»
  8. «Два капитана»
  9. «Белый клык»
  10. «Над пропастью во ржи»
  11. «Алые паруса»
  12. «Айвенго»
  13. «Выстрел»
  14. «Золотой жук»
  15. «Одиссея капитана Блада»

 Ответ

Приключенческие романы: № 1, 5, 8, 12, 15.

За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

Если  произведение  не  отнесено  или  неверно  отнесено  к  жанру  приключенческого романа, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

Остальные произведения и авторы:

За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

 Задание 2. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ»  [20 баллов]

Перед  Вами  фрагмент  художественного  произведения,  содержащий  описание некоего  места.  Представьте  себе  людей,  населяющих  это  пространство (комнату,  квартиру,  дом  и  т. д.). Напишите  очерк  об  обитателях  этого  места.

Дайте  героям  имена,  опишите  их  внешность  и  характер.  Опирайтесь  на художественные детали в предложенном фрагменте. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый  объём – 150–200  слов. Подражать  стилю  автора не обязательно.

На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые  цветами,  звёздами,  разноцветными  лоскутами.  Со  стен  глядели  маски.

У некоторых торчали рога; у других нос напоминал турецкую туфлю; у третьих рот  был  от  уха  до  уха.  Одна  маска  отличалась  огромными  ушами.  Самое смешное было то, что уши были человеческие, только очень большие.

В углу, в клетке, сидел какой-то маленький непонятный зверь.

У  одной  из  стен  стоял  длинный  деревянный  стол.  Над  ним  висели зеркальца. Десять штук. Возле  каждого  зеркальца  торчала  свеча, приклеенная к столу собственным соком – стеарином. Свечи не горели.

(Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)

От  школьников  не  требуется  узнавать  данный  фрагмент  и  восстанавливать имена  героев.  Важно,  чтобы  они  могли  описать  возможных  персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека (людей).

Критерии оценивания

 Баллы

Соответствие  текста  художественному фрагменту:  имена,  внешность, характер героев не противоречат описанию места0–10
Описание  внешности  и  характера  героев  следует  из  подмеченных в художественном тексте деталей0–5
Логичность и связность единство стиля 0–3
Грамотность (наличие/отсутствие  речевых,  грамматических,  орфографических,  пунктуационных  ошибок) (в  пределах  изученного  по русскому языку материала)0–2
Максимальный балл20

Задание 3.  «РАБОТА  С  ТЕКСТОМ»

Прочитайте.  Напишите  сочинение  об  этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200–250 слов.

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)

ЗЕЛЁНЫЕ ЗВЁЗДЫ

Шагаем  с  приятелем  по  берегу  Койвы –  притока  Чусовой.  Леса  ещё в зелени,  ещё  по  берегам  щетинится  густая  осока,  на  прибрежных  озерах  не закрылись  зелёные ладошки кувшинок, ещё вчера тянулась длинными нитями в воздухе паутина – и на тебе – снег!

Сквозь  тихую,  снежную  завесь  мир  кажется  оробевшим,  и  мелькают, мелькают  блики  зелени.  А  вон  впереди,  в  неподвижном  белом  царстве заполыхали  огоньки.  Подходим  ближе  и  видим  запламеневшую  рябину. Пугливое  дерево –  рябина,  оно  раньше  других  почувствовало  приближение снега и поспешило окраситься осенним цветом. С грустным шорохом опадают багровые  розетки  с  рябин  и  одиноко,  печально  светятся  на  белом,  но  ещё  не ослепительном снегу. Холода-то настоящего ещё нет, и снег не серебрится.

Но вот поредел  снег. Больше  зелени перед  глазами, и наконец мы видим лес,  небо,  хмурое  небо  в мохнатых  тучах, меж  которыми  лишь  кое-где  видна бледная  просинь.  На  берегах  бело,  и  оттого  река  кажется  тёмной, неприветливой. Тени скал в ней не отражаются, как летом.

Утки тронулись в путь. Летят низко над рекой, большими стаями. Садятся на голые обмыски, прячут головы под крыло.

Снег быстро тает, на глазах оголяются бугорки, с зелёных листьев Бер`з и мягких лап пихтача падает густая громкая капель. Весь лес заполнен шорохом, щёлком и треском.

Но что это? Перед нами огромные зелёные звёзды. Такие звёзды возможно увидеть  только  в  лесу  и  только  после  ранней  выпадки  снега.  И  ещё  такие звёзды можно увидеть в мороз на окне, сказочные звёзды папоротника, только звёзды те меньше и белые они.

А здесь они раскидистые, зелёные.

Рос папоротник развалистым пучком. Пал на резные листья тяжёлый снег, приклеил их к земле. Распростёрлись зубчатые, огромные звёзды таинственного, сказочного  папоротника.  Я  как-то  слышал,  ещё  в  детстве:  если  найти  цвет папоротника и взять в руку – станешь невидимкой. Сейчас, глядя на волшебные звёзды, я верю этому. Я верю всему, что связано с лесом.

<1982>

 

  1. Почему этот текст можно назвать художественным?
  2. С помощью каких художественных средств создан образ леса?
  3. Какую роль играет в рисуемой картине леса зелёный цвет?
  4. Почему папоротник назван «сказочным» и «волшебным»?
  5. Что Вы можете сказать о характере рассказчика?
Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие  прямых  связных  ответов  на  вопросы  и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 1515
Общая логика текста и логичность доказательств. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 1010
Обращение к тексту для доказательств. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие  стилистических,  речевых  и  грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Наличие/отсутствие  орфографических  и  пунктуационных  ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 55
Максимальный балл 40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5  баллов – «тройке», 10  баллов – «четвёрке»  и 15  баллов – «пятёрке».  Безусловно,  возможны  промежуточные  варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.