Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 10 класс, муниципальный этап (2 этап), 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённуюработу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационнуюзадачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен бытькратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведитечётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членамижюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Максимальное количество баллов – 145.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членамжюри.

Желаем успеха!

 

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14

Задание 1

Содержание ↑

Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Защитники живой природы могут быть примером негативной референтной группы.

1.2. Макс Вебер отводил духовным факторам ведущую роль в зарождении капитализма.

1.3. Налог на добавленную стоимость является прямым налогом.

1.4. Норма «Избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом» является декларативной нормой права.

1.5. Принадлежность к дворянству в Российской империи могла быть проявлением как предписанного, так и достигаемого социального статуса.

1.6. Существование во вселенной множества обитаемых миров является гипотезой.

Ответ:

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
да да нет нет да да

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Выполните задания 2–7 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.

Маржинализм, марксизм, меркантилизм, кейнсианство.

Ответ: экономические учения.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.

Универсализм, плюрализм, индивидуализм, вера в разум.

Ответ:

Принципы либерализма

Максимум за задание 2 балла.

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию и почему. Ответы запишите на бланке работы.

Кубизм, дадаизм, сюрреализм, пуантилизм, экспрессионизм, супрематизм.

Ответ: Пуантилизм, остальное – направления абстракционизма XX века.

2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию и почему. Ответы запишите на бланке работы.

Поручительство, неустойка, отступное, залог, независимая гарантия.

Ответ: «отступное», так как является способом прекращения обязательства, все остальное способы обеспечения обязательств

2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 6

Содержание ↑

Решите юридическую задачу. Ответы запишите в бланке работы.

Савельев, работающий экспедитором в ООО «Квант», 30 августа 2015 г. подал заявление об увольнении. В заявлении Савельев просил:

  1. Уволить его по собственному желанию с 1 сентября 2015 г. в связи с поступлением в университет по очной форме обучение.
  2. Выплатить ему денежную компенсацию за неиспользованный в 2015 г. отпуск.
  3. Выдать характеристику с места работы.
  4. Выдать справку о начисленной заработной плате за последние 6 месяцев.
  5. Сохранить за ним место работы на время обучения.

Какие просьбы, указанные в заявлении Савельева, работодатель обязан удовлетворить?

Ответ:

  • работодатель обязан уволить Савельева с 1 сентября 2015 г. в связи с невозможностью продолжать работу в организации;
  • выплатить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • выдать справку о начисленной заработной плате за последние 6 месяцев.

По 2 балла за каждый верно указанный пункт.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Решите экономическую задачу. Ответы запишите в бланке работы.

Гражданин М. решил сделать срочный банковский вклад на 6 месяцев в размере 300 000 рублей и проанализировал банковские предложения. Банк А предлагает открыть депозит на 6 месяцев под 6 % годовых с ежемесячной капитализацией процентов. Банк Б предлагает открыть вклад на 6 месяцев под 7 % годовых без капитализации процентов. Зная, что при капитализации каждый месяц проценты включаются в сумму вклада, гражданин М. открыл вклад в банке А.

Какую сумму снимет гражданин М. со своего счёта на момент его закрытия?

Выгодный ли выбор он сделал? Свой вывод обоснуйте, опираясь на расчёты.

Количество дней в месяцах учитывать не нужно; расчёты ведутся не по дням, а по месяцам.

Ответ:

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) ответ на первый вопрос: к моменту закрытия своего счёта в банке А гражданин М. снимет 309 111 руб.

  • 6 % годовых = 0,5 % ежемесячно
  • первый месяц: 300 000 + 0,5 % = 301 500 руб.
  • второй месяц: 301 500 + 0,5 % = 303 007 руб.
  • третий месяц: 303 007 + 0,5 % = 304522 руб.
  • четвертый месяц 304522 +0,5 % = 306044 руб.
  • пятый месяц 306044 +0,5 % = 307574 руб.
  • шестой месяц 307574 +0,5 % = 309111 руб.
3 балла со всеми приве дёнными расчётами.

1 балл за ответ с непол ностью приведёнными расчётами

0 баллов на ответ без расчётов.

2) вывод: гражданин М. сделал невыгодный выбор 2 балла
3) обоснование: поскольку в банке А его общий доход составил 309 111 руб., а в банке Б доход составил бы больше – 310 500 руб.

В случае вклада в банк Б

  • 7% годовых = 3,5 % за 6 месяцев
  • 300 000 + 3,5 % = 310 500 руб.
3 балла за приведённые расчёты

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Решите политологическую задачу. Ответы внесите в таблицу на бланке работы (8.1 – название практики; 8.2 – буквенное обозначение изображения).

Рассмотрите предложенные изображения, относящиеся к двум политическим практикам. Определите, как называются эти практики. Соотнесите буквенные обозначения с соответствующими названиями практик.

Ответ:

8.1 Название практики Коронация Инаугурация
8.2 Буквенное обозначение изображения А, Д, Е Б, В, Г

 

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа. Всего 8 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Решите логическую задачу. Ответы и решения запишите на бланке работы.

В Шервудском лесу живёт равное количество Робин Гудов (которые всегда говорят правду) и лжецов (которые всегда лгут). Однако часть из тех и других также является оборотнями, превращающимися ночью в волков. Вы опросили троих человек (среди которых есть ровно один оборотень), они сказали:

А: C – оборотень.

B: Я не оборотень.

C: Среди нас есть хотя бы два лжеца.

Является оборотень Робин Гудом или лжецом? Кого бы Вы взяли себе в компанию в путешествие, если оказаться в путешествии с оборотнем – хуже всего?

Решение:

Оборотень – лжец (2 балла). В компанию лучше взять А (1 балл). Примерный вариант решения (4 балла). Допустим, C – Робин Гуд, тогда остальные всегда врут, и B является оборотнем, то есть оборотень – лжец. (1 балл) Теперь предположим, что C – лжец, тогда среди них максимум один лжец. (1 балл)

Значит, остальные говорят правду и C является оборотнем, то есть оборотень снова является лжецом. (1 балл) Более того, А ни при каких обстоятельствах не может быть оборотнем, поэтому лучше взять его в компаньоны. (1 балл) Любое схожее полное и логически согласованное решение засчитывать как правильное.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Соотнесите выдержку из закона города Москвы с его названием. Ответ внесите в таблицу.

1 1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих в городе Москве. А Закон города Москвы № 9 от 12 марта 2014 года «Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг»
2 1) распространение информации о деятельности каждой из указанных политических партий в равном объёме;

2) публичность государственного контроля за освещением деятельности указанных политических партий;

4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности указанных политических партий.

Б Закон города Москвы № 8 от 9 марта 2011 года «Об универсальной электронной карте»
3 9) определение порядка утверждения уполномоченным органом правил предоставления и форматов визуальных (незащищённых) сведений, в том числе фотографии заявителя, в составе заявления о выдаче универсальной электронной карты;

10) утверждение перечня государственных услуг города Москвы, муниципальных услуг и иных услуг, предоставляемых с использованием универсальной электронной карты на территории города Москвы.

В Закон города Москвы № 64 от 17 декабря 2014 года «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве»
4 Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Г Закон города Москвы № 42 от 11 июля 2012 года «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве»
5 1. Специализированная стоянка должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие условий, обеспечивающих возможность безопасного хранения транспортных средств;

2) наличие возможности погрузки и разгрузки транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальной техники, применяемой для перемещения транспортных средств на специализированные стоянки.

Д Закон города Москвы № 56 от 30 октября 2013 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»
6 Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделёнными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.

Е Закон города Москвы № 39 от 15 сентября 2010 года «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Московской городской Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом»
7 1. В информационных системах города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы, подлежит размещению следующая информация, касающаяся благоустройства:

1) информация о планируемых, проводимых и завершённых работах в сфере благоустройства, направленных

на создание новых или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;

2) информация о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;

Ж Закон города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Е Б Ж Г Д А

Полностью верное соотнесение — 5 баллов.

Соотнесение с одной ошибкой — 3 балла.

Если допущено более одной ошибки – 0 баллов.

Выполните задания 11–14 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Задание 11

Содержание ↑

Представьте себе, что Вы используете данное изображение в качестве иллюстрации для доклада по теме «Социальное действие по М. Веберу».

Напишите отрывок из своего доклада (состоящий из 5–7 предложений), касающийся этого изображения, объяснив, как оно отражает исследуемый Вами феномен.

Репродукция 2 «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Схема оценивания:

1) Есть понимание феномена социального действия – 3 балла, дана типология по М. Веберу – 2 балла (дано определение или же из контекста понятно, что участник понимает, о чём идёт речь).

2) Проведён анализ изображения – 5 баллов (участник выделил основные элементы изображения (отец и сын, глаза отца) и соотнёс их с понятием социального действия по Веберу → сделан вывод о том, что это иллюстрация АФФЕКТИВНОГО ТИПА действия).

Если участник не понимает сути феномена социального действия, за всё задание выставляется 0 баллов.

Если не сделан вывод о том, что это иллюстрация исключительно аффективного действия, за всё задание выставляется максимум 2 балла.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите в бланке работы.

Обратимся к анализу экономической деятельности домохозяйств, которые представляют собой элементарные ячейки общества. Целью их экономической деятельности является поддержание и улучшение собственного существования.

Механизм реализации этой цели основан на потреблении экономических благ в условиях ограниченных ресурсов. Домохозяйства как экономические субъекты принимают решения о количестве и качестве потребления экономических благ, а также об источниках дохода на их приобретение….

В качестве домохозяйства можно рассматривать индивида, если он живет один и ведет домашнее хозяйство, семью, общину… Здесь главный признак – ведение общего хозяйства. В современном обществе основной вид домохозяйства – семья, которая способна производить ресурсы, покупать их, а также выносить на рынок труда основной фактор производства – такой экономический ресурс, как рабочая сила…

Как и все экономические субъекты, участвующие в экономическом круговороте «расходы-доходы», домохозяйства выступают как в роли покупателей, так и в роли продавцов. На рынке факторов производства, например, они являются продавцами (арендодателями), продавая прежде всего способность к труду, а также продавая (предоставляя в аренду) имущество или временно свободные денежные средства. За счет их продажи или предоставления в аренду домохозяйство получает доход, формируя свой потребительский бюджет.

Основу дохода обычно составляет заработная плата. Доход домохозяйства распределяют между текущим потреблением и сбережениями. Таким образом, на рынке готовой продукции (товаров народного потребления) домохозяйства выступают в роли покупателей (арендаторов), расходуя свой доход (потребительский бюджет)…

В макроэкономике домохозяйства рассматриваются как «потребители», которые приобретают конечную продукцию, а значит, «инвестируют» экономику, национальное производство своим «совокупным доходом». Кроме того, домохозяйства выступают в качестве «сберегателей», то есть лиц, сберегающих денежные средства, временно выводящих их из экономического кругооборота, хранящих эти средства «на черный день», а значит, оказывающие непосредственное влияние на размер финансовых потоков в стране.

Таким образом, можно отметить, что домохозяйства проявляют три основных вида экономической активности: а) предоставляют на рынок факторы производства, б) потребляют часть получаемого дохода (валового национального продукта), приобретая готовую продукцию, и в) сберегают другую часть, выводя деньги из экономического оборота.

В качестве экономических агентов, производных от домохозяйств, выступают профсоюзы, разнообразные общества потребителей, которые отстаивают экономические и юридические права домохозяйств и часто рассматриваются в экономической теории как монополисты на рынке труда и монопсонисты на рынке готовой продукции.

12.1 Автор пишет о двух экономических ролях, в которых выступают домохозяйства. Назовите две эти роли. Приведите примеры для каждой из экономических ролей домохозяйств.

Ответ: Роли «продавцов» и «покупателей».

В роли продавцов домохозяйства продают рабочую силу и собственность (через продажу и аренду имущества)

В роли покупателей домохозяйства приобретают конечную продукцию производителей товаров и услуг.

По 2 балла за каждую названную роль с приведенным примером.

Всего 4 балла.

12.2 Автор указывает, что домохозяйства оказывают большое влияние на размер финансовых потоков в стране. Приведите два объяснения этого утверждения.

Ответ:

1. Приобретая товары и услуги, домохозяйства инвестируют экономику. Чем больше они потребляют, тем больше средств инвестируется в сектор производства товаров и услуг, больше налогов уплачивается в бюджеты различных уровней.

2. Откладывая средства в качестве сбережений, домохозяйства выводят их из экономического оборота.

По 2 балла за каждое приведенное объяснение.

Всего 4 балла.

12.3 Что такое монопсония? Почему домохозяйства и их экономические агенты часто рассматриваются в экономической теории как монопсонисты?

Ответ: Монопсония – это наличие единственного покупателя на рынке. 1 балл.

Домохозяйства и их экономические агенты рассматриваются как монопсонисты так как они являются главными потребителями (покупателями) товаров и услуг, предлагаемых на рынке. 2 балла за объяснение.

Всего 3 балла.

12.4 На основе анализа данных Диаграммы 1 и положений текста сделайте вывод о том, какая из упомянутых автором экономических ролей домохозяйств преобладала в РФ в период 2010–2014 гг. Подтвердите Ваш ответ данными.

Диаграмма 1

Общий объём денежных доходов и расходов населения в 2010–2014 гг.

Общий объём денежных доходов и расходов населения в 2010–2014 гг.

Ответ:

В 2010–2014 гг. преобладала роль покупателей, так как на протяжении всего периода объём денежных расходов населения преобладал над объёмом денежных доходов.

2 балла за верный ответ. 2 балла за приведенное пояснение.

Всего 4 балла.

12.5 На основе анализа Диаграммы 2 и положений текста сделайте вывод о том, какая тенденция: к сбережению или потреблению, усиливалась в 2010- 2013 гг.? Подтвердите ваш ответ данными диаграммы. Предложите объяснение изменения ситуации в 2014–2015 гг.

Диаграмма 2

Отношение объемов кредитов к депозитам населения на начало месяца, 2008–2015 годы, % (сезонно скорректированные ряды)

Отношение объемов кредитов к депозитам населения на начало месяца, 2008–2015 годы, %

Суммарные кредиты к суммарным вкладам

Суммарные кредиты к суммарным вкладам

Ответ:

  1. В 2010–2013 гг. усиливалась тенденция к потреблению, т. к. увеличивалась соотношение взятых населением кредитов (потребление) к размещенным в банках депозитам (сбережение). 2 балла за верный ответ. 2 балла за пояснение.
  2. В 2014–2015 гг. усилилась тенденция к сбережению. Объяснением может служить экономический кризис, усиление инфляции и рост процентных ставок по кредитам. Кредиты стали менее доступными, товары – более дорогими, что привело к увеличению доли сбережений. 2 балла за предложенное объяснение.

Всего 6 баллов.

12.6 На основании данных Таблицы 1 выделите общие черты в изменениях структуры расходов населения в 2008 и 2014 г. по сравнению с предыдущими годами. Чем объясняются данные изменения? Приведите три объяснения.

Таблица 1

Динамика структуры использования денежных доходов населения в 2007–2015 гг.

  2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Всего денежных доходов (в процентах) 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
Покупка товаров и оплата услуг 69,6 74,1 69,8 69,6 73,5 74,2 73,6 75,3 71,2
Обязательные платежи и разнообразные взносы 11,8 12,3 10,5 9,7 10,3 11,1 11,7 11,8 11,3
Сбережения 9,6 5,4 13,9 14,8 10,4 9,9 9,8 6,9 14,1
Покупка валюты 5,2 7,9 5,4 3,6 4,2 4,8 4,2 5,8 4,2
Прирост (уменьшение) де нег на руках у населения 3,8 0,3 0,4 2,3 1,6 0,0 0,7 0,2 -0,8

 

Ответ:

  1. В 2008 и 2014 гг. значительно возрастали расходы на приобретение товаров и услуг, покупку валюты и снижались сбережения. По 1 баллу за каждую верно названную позицию. Всего 3 балла.
  2. Эти изменения были вызваны снижением курса рубля и ростом цен. Рост цен привел к необходимости больше тратить на приобретение товаров и услуг. Кроме того, население стремилось защитить свои доходы от возможного обесценивания в будущем, и поэтому скупало товары и валюту, сокращая сбережения. 2 балла за каждое приведенное объяснение. Всего 6 баллов.

Всего 9 баллов.

Максимум за задание 30 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.

10-е предложение. Собственность невозможна, ибо она является отрицанием равенства.

Развитие этого предложения послужит резюме всех предыдущих предложений.

1. Принципом политической экономии является положение, что продукты покупаются только за продукты. Собственность можно защищать лишь постольку, поскольку она производит полезности; раз она не производит ничего, она осуждена на гибель.

2. Экономический закон гласит, что труд должен уравновешиваться продуктом; между тем не подлежит сомнению факт, что при существовании собственности производство стоит дороже, чем оно обходится.

. . .

4 и 5. Подобно гусенице, прядущей свою нитку, работник производит всегда только для себя; собственность, требующая двойного продукта, но не могущая добиться его, грабит и убивает работника.

6. Природа дала каждому человеку только один разум, один дух, одну волю; собственность же, даруя одной личности множественность вотумов, предполагает у неё множественность душ.

. . .

8. Удовлетворение всякого естественного права представляет собою уравнение, иными словами, право на какую-либо вещь неизбежно осуществляется обладанием этой вещью. Таким образом, между правом на свободу и положением свободного человека существует равновесие — уравнение; между правом быть отцом и отцовством — уравнение; между правом на безопасность и общественной гарантией — тоже уравнение. Но между правом на получение доходов (droit d’aubaine) и получением этих доходов равновесия не бывает никогда; ибо, по мере того как доход (aubaine) получается, он даёт право на получение другого, другой на получение третьего и т. д. без конца. Не будучи никогда адекватной своему объекту, собственность есть право, противоречащее природе и разуму.

9. Наконец, собственность сама по себе не может существовать; для того чтобы обнаруживаться и действовать, она нуждается в посторонней причине, и таковою является насилие или обман. Иными словами, собственность вовсе не равняется собственности, она является отрицанием, ложью, она ничто.

Задания к тексту

  1. Укажите политический принцип, защищаемый автором текста (идейную основу текста). Назовите его одним словом.
  2. Назовите три черты данного политического принципа, отражённые в тексте. Проиллюстрируйте каждую названную черту соответствующим фрагментом из текста.
  3. Представьте развёрнутую критику идейной основы данного текста. Приведите два аргумента.

Ответ

  1. Идейная основа текста – эгалитаризм. (Текст принадлежит П.Ж. Прудону – для справки проверяющему). 3 балла.
  2. а) Текст направлен против собственности. Собственность, по мнению автора, нарушает принцип равенства.

Фрагмент:

«Подобно гусенице, прядущей свою нитку, работник производит всегда только для себя; собственность, требующая двойного продукта, но не могущая добиться его, грабит и убивает работника».

б) Человеку свойственно равенство, все люди равны от природы.

Фрагмент:

«Природа дала каждому человеку только один разум, один дух, одну волю; собственность же, даруя одной личности множественность вотумов, предполагает у неё множественность душ».

в) Равенство закреплено в естественном праве.

Фрагмент:

«Удовлетворение всякого естественного права представляет собою уравнение, иными словами, право на какую-либо вещь неизбежно осуществляется обладанием этой вещью».

г) Равенство прав и равенство возможностей обеспечивает равновесие. Собственность же это равновесие нарушает.

Фрагмент:

«Таким образом, между правом на свободу и положением свободного человека существует равновесие — уравнение; между правом быть отцом и отцовством — уравнение; между правом на безопасность и общественной гарантией — тоже уравнение. Но между правом на получение доходов (droit d’aubaine) и получением этих доходов равновесия не бывает никогда; ибо, по мере того как доход (aubaine) получается, он даёт право на получение другого, другой на получение третьего и т. д. без конца. Не будучи никогда адекватной своему объекту, собственность есть право, противоречащее природе и разуму».

Могут быть использованы другие фрагменты для подтверждения своих выводов, а также приведены иные положения либерализма, отражённые в тексте, с подтверждением соответствующими фрагментами.

По 3 балла за каждую названную черту.

По 3 балла за каждый приведённый фрагмент.

Всего 18 баллов.

  1. Критика идейной основы:

Примеры возможных антитезисов (любые два):

а) Люди не рождаются равными, они не равны от природы в своих способностях, и цель государства — обеспечить равенство правовых возможностей всех его граждан (классический либерализм).

б) Равенство является вторичной ценностью по отношению к свободе, излишнее стремление к равенству ведёт к потере свободы. Собственность является гарантом свободы (классический либерализм).

в) Собственность, как и неравенство естественны. Людям, более того, свойственно накопление (консерватизм).

Возможны также и другие антитезисы.

По 3 балла за каждый приведённый антитезис. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 27 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).
  2. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).
  3. Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, ‒ это всегда автопортрет (С. Батлер).
  4. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
  5. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
  6. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).
  7. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
  8. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
  9. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).
  10. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
    • 3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • 3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • 3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • 3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 145 баллов

Рекомендуем ознакомиться: