Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 11 класс, муниципальный этап (2 этап), 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Максимальное количество баллов – 145.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6 (правовая задача)
  7. Задание 7 (экономическая задача)
  8. Задание 8 (политологическая задача)
  9. Задание 9 (логическая задача)
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14

Задание 1

Содержание ↑

Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. В кейнсианской теории цены в краткосрочном периоде предполагаются абсолютно гибкими.

1.2. Брачный договор может быть заключен до государственной регистрации заключения брака.

1.3. Исправительные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

1.4. Между инфляцией и безработицей, согласно кривой Филипса, наблюдается отрицательная взаимосвязь.

1.5. Политическая культура в демократическом государстве – это всегда культура участия.

1.6. «Левый поворот» – явление в политике государств Латинской Америки, имевшее место в ходе Холодной Войны.

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
нет да нет да нет нет

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Выполните задания 2–7 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите в бланк работы.

Усыновление, опека, попечительство, приёмная семья.

Ответ: формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите в бланк работы.

Хинаяна, махаяна, ваджраяна, ламаизм.

Ответ: направления в буддизме.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите в бланке работы.

Филиация, инкорпорация, натурализация, оптация.

Ответ: основания приобретения гражданства.

Лишнее: инкорпорация.

2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите в бланке работы.

Цена ресурсов, уровень технологии, цена товара, ставки корпоративных налогов.

Ответ: факторы предложения.

Лишнее – цена товара.

(2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 6

Содержание ↑

Решите правовую задачу. Ответы запишите в бланке работы.

Гражданка Петрова обратилась в суд с рядом исковых требований. В исковом заявлении гр. Петрова указала, что её 16-летняя дочь Мария учится в колледже и получает стипендию в размере 2000 рублей в месяц. Мария без согласия родителей открыла счет в банке и ежемесячно вносила на него половину стипендии. На накопленные за несколько месяцев средства Мария приобрела сотовый телефон стоимостью 5500 рублей и подарила на день рождения своему другу Николаю. Истец Петрова указала, что поскольку её дочь является несовершеннолетней, она может совершать сделки и заключать договоры лишь с согласия законных представителей. Ни сама Петрова, ни её супруг, отец Марии согласия на совершенные сделки не давали. Истцом были заявлены следующие исковые требования: признать сделку купли-продажи телефона, договор дарения телефона, а также договор банковского вклада недействительными.

Какое решение должен вынести суд по иску гр. Петровой?

Ответ:

  1. Суд доложен отказать в удовлетворении исковых требований в части признания недействительным договор банковского вклада, т.к. согласно п. 3. ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
  2. Суд должен отказать в удовлетворении исковых требований в части признания недействительной сделки купли-продажи телефона, т. к. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
  3. Суд доложен удовлетворить требования истца в части признания недействительным договора дарения телефона, т.к. согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки по распоряжению имуществом лишь с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

По 2 балла за верно указанное решение суда по каждому исковому требованию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Решите экономическую задачу. Ответы запишите в бланке работы.

В 2016 г. гражданину N срочно понадобилось 100 тыс. рублей на незапланированную покупку. Неподалёку от него находились два кредитных учреждения. Предприятие «Суперкопеечка» выдаёт займы, заключая договор при предъявлении паспорта, под 0,5 % в день на любой срок. Банк «Стабильность» выдаёт кредиты под 20 % годовых и сроком не меньше, чем на год, а также требует предоставить пакет документов. Гражданин N был уверен, что сможет погасить кредит в течение 60 дней, и решил не тратить время на сбор пакета документов и не ввязываться в длительный, по его мнению, годовой кредит.

Какую сумму в итоге гражданин N выплатит «Суперкопеечке»? Выгодно ли с экономической точки зрения поступил гражданин N, взяв заём в «Суперкопеечке»? Приведите один аргумент, который на основе расчётов докажет сделанный Вами вывод.

Ответ:

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) ответ на первый вопрос: (100000*60*0,5 %) + 100 000 = 130 000 руб. 2
2) вывод: гражданин N поступил невыгодно. 1
3) аргумент, к примеру:

  • даже если бы гражданин N взял кредит в банке «Стабильность» на год, то в сумме выплатил бы 120 000 руб.;
  • ИЛИ: ежедневный процент в банке «Стабильность» составил бы 20/365 = 0,054 %, т.е. в 10 раз меньше, чем в «Суперкопеечке».

Могут быть приведены другие аргументы на основе расчётов.

2

Максимум за задание 5 баллов.

 

Задание 8

Содержание ↑

Решите политологическую задачу. Ответы внесите в таблицу на бланке работы (8.1 – тип легитимности; 8.2 – буквенные обозначения портретов).

Макс Вебер разработал систему типов легитимности политических лидеров. Используйте её для классификации лидеров, предложенных в таблице ниже.

Ответ:

8.1 Тип легитимности Рационально легальный Традиционный Харизматический
8.2 Буквенные обозначения портретов Б, Д, И В, Г, Е А, Ж, З

По 1 баллу за указание типа легитимности. Всего 3 балла.

По 2 балла за каждую верную группу портретов. По 1 баллу за группу с одной ошибкой. Всего 6 баллов.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Решите логическую задачу.

У принцессы много женихов. Она решила выйти замуж и выбрать жениха по его способности к логическому мышлению. Поэтому она взяла три сундука – золотой, серебряный и деревянный, положила в один из них свой портрет и написала на них следующие утверждения:

Золотой – «Портрет в этом сундуке».

Серебряный – «Портрет не в этом сундуке».

Деревянный – «Портрет не в золотом сундуке».

Она сказала всем женихам, что среди всех утверждений есть максимум одно верное и что она выйдет за того, кто найдёт портрет.

На каком сундуке написано истинное утверждение и где лежит портрет?

Объясните ход решения.

Решение: верное утверждение – на деревянном сундуке (2 балла), портрет лежит в серебряном сундуке (2 балла). Примерный вариант решения (3 балла): по очереди предположим, что портрет лежит в каждом из сундуков. Если портрет лежит в золотом или деревянном сундуке, то есть 2 верных утверждения – противоречие. Следовательно, портрет лежит в серебряном сундуке. Любое схожее полное и логически согласованное решение засчитывать как правильное.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Соотнесите выдержку из закона города Москвы с его названием. Ответ внесите в таблицу.

1 1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих в городе Москве. А Закон города Москвы № 9 от 12 марта 2014 года «Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг»
2 Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Б Закон города Москвы № 56 от 30 октября 2013 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»
3 9) определение порядка утверждения уполномоченным органом правил предоставления и форматов визуальных (незащищённых) сведений, в том числе фотографии заявителя, в составе заявления о выдаче универсальной электронной карты;

10) утверждение перечня государственных услуг города Москвы, муниципальных услуг и иных услуг, предоставляемых с использованием универсальной электронной карты на территории города Москвы.

В Закон города Москвы № 64 от 17 декабря 2014 года «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве»
4 1. Специализированная стоянка должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие условий, обеспечивающих возможность безопасного хранения транспортных средств;

2) наличие возможности погрузки и разгрузки транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальной техники, применяемой для перемещения транспортных средств на специализированные стоянки.

Г Закон города Москвы № 42 от 11 июля 2012 года «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве»
5 1) распространение информации о деятельности каждой из указанных политических партий в равном объёме;

2) публичность государственного контроля за освещением деятельности указанных политических партий;

4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности указанных политических партий.

Д Закон города Москвы № 8 от 9 марта 2011 года «Об универсальной электронной карте»
6 Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделёнными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.

Е Закон города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
7 1. В информационных системах города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы, подлежит размещению следующая информация, касающаяся благоустройства:

1) информация о планируемых, проводимых и завершённых работах в сфере благоустройства, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;

2) информация о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий.

Ж Закон города Москвы № 39 от 15 сентября 2010 года «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Московской городской Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом»

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
В Е Д Г Ж Б А

 

Полностью верное соотнесение — 5 баллов.

Соотнесение с одной ошибкой — 3 балла.

Если допущено более одной ошибки – 0 баллов.

Выполните задания 11–14 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Задание 11

Содержание ↑

Представьте себе, что Вы используете данное изображение в качестве иллюстрации для доклада по теме «Социальный контроль». Напишите отрывок из своего доклада (состоящий из 5–7 предложений), касающийся этого изображения, объяснив, как оно отражает исследуемый Вами феномен.

 

На плакате изображена женщина в красной косынке, показывающая жестом пальца у губ — не болтать.

Дополнительная информация о плакате «Не болтай!»

Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия — нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

С этой целью художники Ватолина Нина Николаевна и Денисов Николай Викторович создали в 1941 году плакат Не болтай!. На плакате изображена женщина в красной косынке, показывающая жестом пальца у губ — не болтать. Емкий образ женщины откладывается в памяти и хорошо запоминается, что сделало возможным применение плаката и после Отечественной войны, в годы холодной войны. На плакате есть стихи С. Маршака: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.»

Схема оценивания:

  1. Есть понимание феномена социального контроля — 3 балла (дано определение или же из контекста понятно, что участник понимает, о чём идёт речь).
  2. Проведён анализ изображения — 5 баллов (участник выделил основные элементы изображения и соотнёс их с понятием социального контроля). Если участник не понимает сути феномена социального контроля, за всё задание выставляется 0 баллов.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите в бланке работы.

Бедность, социальное неравенство являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Бедность является фактором высокой поляризации общества. Главной проблемой в социальной сфере нашего общества стала бедность, масштабы которой, после небольшого сокращения в первые несколько лет нового тысячелетия, на фоне очередного кризиса вновь выросли.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, среди которых основными, по мнению Корчака Е. А., являются: ‒ институциональные ‒ низкий уровень социальных гарантий, низкий уровень соотношения социальных пособий с прожиточным минимумом; ‒ демографические ‒ семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, старение населения; ‒ экономические ‒ низкая заработная плата и ее высокая дифференциация, приведшие к появлению феномена экономической бедности; ‒ регионально-географические ‒ наличие депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с низким экономическим потенциалом.

Бедность как явление социально-экономической жизни региона состоит в недопустимо низком уровне жизни населения, не соответствующем социально приемлемому уровню. При определении населения, относящегося к «бедному», возникает сложная в методологическом плане проблема ‒ установление границы бедности, без чего невозможно выработать меры по борьбе с этим явлением. Общепринятый подход предполагает зачисление в данную категорию лиц, относящихся к первым децилям в ряду распределения населения по размеру среднедушевых денежных доходов. Однако такой подход не дает ответа на вопрос о реальных размерах бедности. Поэтому при определении ее масштабов принято считать, что люди являются «бедными, если их благосостояние оказывается ниже некоторого определенного уровня».

Российская официальная статистика при определении численности бедного населения ориентируется на так называемую абсолютную концепцию бедности, в соответствии с которой главным критерием бедности, или «границей бедности» считается доход, величина которого ниже прожиточного минимума определенной социально-демографической группы населения, установленной на конкретной территории.

Проблема бедности ‒ не только и даже не столько проблема бедных, сколько той огромной массы населения, которая располагается между социальными полюсами, между небольшой прослойкой богатых (3–5 %) и реально бедных, которых, по разным оценкам, от 15 до 25 %. Вся эта огромная масса людей крайне чувствительна к проблемам бедности, поскольку разделительная линия между «бедными» и «средними» в материальном отношении весьма относительна. У людей есть некий «социальный капитал» (образование, квалификация, навыки, умение, опыт и т. п.), но он совершенно не конвертируется в материальный достаток. Эти факты доказывают также актуальность проблемы бедности среди определённых социально-профессиональных групп трудоспособного населения.

Во всех планах правительства по снижению бедности фигурируют не собственно показатели бедности, а показатели увеличения МРОТ, пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и т. п. Заметные проценты «подтягивания» этих показателей к прожиточному минимуму демонстрируют «серьезные» усилия правительства по решению проблемы бедности. В докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития до 2013 года, где были определены следующие задачи: 1. Улучшение демографической ситуации. 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения. 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда. Повышение благосостояния населения и снижению бедности предполагается содействие росту заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения и страхования; формирование эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан; усиление адресности социальной помощи. Повышение эффективности системы социальной защиты предполагается оптимизация системы оказания социальных услуг, укрепление системы социальной защиты семьи; повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема бедности среди определённых социально-профессиональных групп трудоспособного населения.

Реальность такова, что результатом российских экономических реформ стало появление новой социально-трудовой группы ‒ так называемых «новых бедных», которых характеризует противоречивое сочетание низкого уровня доходов при включенности в реальный производственный процесс и высоких показателях профессиональных качеств. И хотя в последнее десятилетие реальные доходы россиян растут, а численность трудоспособного населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшается, разрыв между уровнями потребления различных групп трудоспособного населения россиян все ещё значителен.

(Коокуева В.В, Эрдниева Б.Ю.)

12.1. Назовите основной официальный критерий отнесения граждан к категории бедных в России?

Ответ: Основным критерием отнесения к категории бедных является наличие у гражданина дохода ниже установленной для данной группы граждан величины прожиточного минимума.

1 балл за правильный ответ.

12.2. Кого принято относить к категории «новых бедных»? Какова причина роста числа «новых бедных» в России?

Ответ: К категории «новых бедных» принято относить работающих граждан, обладающих определенной квалификацией, но получающих низкие доходы. Основной причиной роста числа «новых бедных» является снижение в ряде отраслей экономики реальной заработной платы при высокой конкуренции на рынке труда. (Допускаются ответы с похожими формулировками).

2 балла за верное указание критерия отнесения к «новым бедным» и 2 балла за верно указанную причину. Максимум 4 балла.

12.3. Исходя из указанных авторами факторов, следствием которых является бедность, укажите категории населения РФ, представители которых чаще всего попадают в группу бедных. Сначала укажите фактор, затем соответствующую категорию.

Ответ: Чаше всего оказываются в группе бедных лица, основной доход которых составляют социальные выплаты, например, инвалиды, пенсионеры (институциональный фактор), лица, проживающие в многодетных семьях (демографический фактор), лица, занятые в профессиях с низким уровнем оплаты труда (экономический фактор), лица, проживающие в экономически депрессивных регионах с низким экономическим потенциалом (региональногеографический фактор). (Допускаются ответы с похожими формулировками).

По 3 балла за каждый названный фактор с указанной категорией риска.

По 2 балла за каждую названую категорию риска без указания фактора.

По 1 баллу за каждый названный фактор без указания категории риска.

Максимум 12 баллов.

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

в процентах

  2012 2013 2014 2015
Все население 100 100 100 100
в том числе со среднедушевыми

денежными доходами в месяц, руб.:

до 5 000,0 5,7 4,2 3,3 2,4
от 5 000,1 до 7 000,0 6,8 5,6 4,8 3,8
от 7 000,1 до 9 000,0 7,9 6,8 6,1 5,1
от 9 000,1 до 12 000,0 12,0 10,8 10,0 8,9
от 12 000,1 до 15 000,0 10,8 10,3 9,9 9,2
от 15 000,1 до 20 000,0 14,6 14,5 14,4 14,0
от 20 000,1 до 25 000,0 10,7 11,2 11,4 11,6
от 25 000,1 до 30 000,0 7,8 8,4 8,8 9,2
от 30 000,1 до 35 000,0 5,7 6,3 6,7 7,2
от 35 000,1 до 40 000,0 4,1 4,7 5,1 5,6
от 40 000,1 до 50 000,0 5,4 6,3 7,0 7,9
от 50 000,1 до 60 000,0 3,1 3,8 4,2 4,9
свыше 60 000,0 5,4 7,1 8,3 10,2

 

12.4. На основании данных Таблицы 1 сделайте вывод о том, как изменилась структура населения РФ по уровню доходов в 2012‒2015 гг. Лиц с доходами ниже 15000 руб. следует рассматривать как бедных и малообеспеченных, с доходами от 15 000 до 50 000 как «средний класс», с доходами выше 50 000 как состоятельных.

1) Какая из трёх указанных групп в рассматриваемый период увеличилась сильнее всего в относительном выражении? Ответ обоснуйте.

2) Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод о сокращении уровня бедности в РФ в период 2012–2015 гг.? Ответ обоснуйте.

Ответ:

  1. Сильнее всего в относительном выражении выросла группа состоятельных граждан: с 8,5 % до 15,1 %, то есть в 1,8 раз.
  2. На основании данных таблицы можно сделать вывод о сокращении уровня бедности в России с 2012 по 2015 гг., т. к. доля бедных и малообеспеченных граждан сократилась с 43,2 % до 29,4 %.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Максимум 4 балла.

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ

(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; (в процентах)

2002 2006 2010 2013
По месту проживания
Проживающие в городах – всего 66,2 60,8 59,8 58,7
в том числе с численностью населения, человек:
свыше 1 млн. 14,9 11,5 7,4 8,3
от 250 тыс. до 1 млн. 19,5 14,6 10,6 6,8
от 100 до 250 тыс. 9,5 11,7 8,3 8,4
от 50 до 100 тыс. 7,4 7,4 8,2 7,3
менее 50 тыс. 14,8 15,6 25,2 27,8
Проживающие в сельских поселениях – всего 33,8 39,2 40,2 41,3
По половозрастным группам
Дети в возрасте до 16 лет: 23,0 21,2 25,5 28,4
Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет 24,9 25,6 24,9 22,5
Мужчины в возрасте от 31 до 59 лет 18,4 19,0 19,2 19,2
Женщины в возрасте от 31 до 54 лет 21,6 21,1 20,3 19,9
Мужчины в возрасте 60 лет и более 3,5 3,6 2,5 2,7
Женщины в возрасте 55 лет и более 8,6 9,5 7,5 7,4
По отношению к экономической активности

(лица в возрасте 15 лет и более)

Экономически активное население 61,2 62,5 64,9 64,9
Экономически неактивное население 38,8 37,5 35,1 35,1

 

12.5. На основании данных таблицы 2 сделайте вывод об изменении социальной структуры бедности в Российской Федерации с 2002 по 2014 гг. В каких социальных группах доля бедных росла наиболее значительно?

Ответ: изменение социальной структуры бедности заключалось в опережающем росте доли бедных в малых городах с населением менее 50 000 человек, в сельских поселениях, среди детей до 16 лет, а также среди экономически активного населения.

По 2 балла за каждую верно указанную социальную группу.

Максимум 8 баллов.

График 1

Доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума

Доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума

12.6. На основании данных графика 1 и своих знаний по курсу обществознания, сделайте вывод о том, чем объясняется отраженная на графике динамика уровня бедности в РФ.

Ответ: отраженная на графике динамика уровня бедности объясняется динамикой экономической конъюнктуры. Периоды роста уровня бедности совпадают с периодами экономических кризисов 1998‒2000 гг. и 2014‒2016 гг.

2 балла за верный вывод.

Максимум за задание 31 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.

* * *

Государство – это нация, сознающая своё историческое единство. Это — сам человек, поскольку он реализуется универсально, специфицируя свою универсальность в определённой форме. Эта спецификация необходима, как необходимо то, чтобы говорящий пользовался определёнными словами. Форма, в которой специфицируется дух народа, сложна; и здесь не место проводить анализ всех её элементов. Но ни один из элементов, материальных или моральных, принадлежащих жизни народа, не чужд этой совершенно духовной форме (накладывающей свой отпечаток на самосознание нации, являющейся государством) — будь то мысль и действие; осознание того, что есть; воля к тому, что должно быть. Человек, который в своей неповторимой личности чувствует себя чуждым такой форме — историческая абстракция: он может быть преступником, нарушающим закон Родины; он может быть аморальным типом, который не чувствует в своем сознании пульсацию универсального сознания.

<…>

Ясно, что это государство имеет внутреннее существование, и все его внешние проявления (территория; карающая сила власти; люди, представляющие различные полномочия государства, и т. д.) извлекают свою ценность из воли, которая их признаёт и требует как необходимые и конститутивные элементы исторической и актуальной формы государства. И нужно относить себя к этой интериорности и строго понимать её, чтобы получить представление об этическом характере государства, которое столь часто даёт основание для неверных истолкований и странных экивоков. Ибо государство в своей сущностной интериорности — не только этическая воля, но и вообще самосознание; и, стало быть, полная и совершенная человечность. Напротив, нередко государство подменяют правительством и, более того, физическими лицами, в которых воплощено это правительство. И не видят, что данные лица и само правительство — не государство, а только элементы формы, в которой осуществляется государство.

<…>

Но главная трудность, препятствующая чёткому пониманию этического и вообще духовного характера государства, — статичная и абсолютно механическая связь, в которой представляют гражданина и государство: связь особенного и универсального. Отсюда выводят, что особенное — это особенное, а не универсальное; и наоборот. И каждый из двух элементов строго и несводимо противопоставляется другому. Тогда как эти два элемента, понимаемые подобным образом, — две абстракции. А конкретное — их диалектическое единство, т. е. особенное, которое становится универсальным. Становится, но не является непосредственно. Так что универсальное всегда есть — и его никогда нет. И то, что гражданин может найти перед собой как свой противоположный элемент, всегда является не государством, а тем, что ещё не государство — тем особенным, которое он и в самом деле отвергает, потому что оно ограничивает его личность. Истинное государство, напротив, не ограничивает, а расширяет; не подавляет, а возвышает личность гражданина; не угнетает, а освобождает её.

Задания к тексту

  1. Укажите политический принцип, защищаемый автором текста (идейную основу текста).
  2. Назовите три его элемента и проиллюстрируйте каждый элемент соответствующим фрагментом текста.
  3. Представьте развёрнутую критику идейной основы текста. Приведите антитезисы к каждому сформулированному Вами при ответе на вопрос 2 элементу отстаиваемого автором политического принципа.

Ответ

1. Идейная основа текста – этатизм. (Текст принадлежит Дж. Джентиле – для справки проверяющему). 3 балла.

2. Могут быть названы следующие элементы этатизма:

а) Государство первично по отношению к человеку.

Фрагмент:

«Государство – это нация, сознающая своё историческое единство. Это — сам человек, поскольку он реализуется универсально, специфицируя свою универсальность в определённой форме».

б) Государство выступает как самостоятельный фактор в политике.

Фрагмент:

«Ясно, что это государство имеет внутреннее существование, и все его внешние проявления (территория; карающая сила власти; люди, представляющие различные полномочия государства, и т. д.) извлекают свою ценность из воли, которая их признаёт и требует как необходимые и конститутивные элементы исторической и актуальной формы государства».

в) Государство выступает высшей ценностью действий гражданина, подчёркивается его этическая сущность.

Фрагмент:

«Удовлетворение всякого естественного права представляет собою уравнение, иными словами, право на какую-либо вещь неизбежно осуществляется обладанием этой вещью».

Могут быть использованы другие фрагменты для подтверждения своих выводов, а также приведены иные положения этатизма, отражённые в тексте, с подтверждением соответствующими фрагментами.

По 3 балла за каждый приведённый элемент.

По 3 балла за каждый приведённый фрагмент.

Всего 18 баллов.

3. Критика идейной основы:

Примеры возможных антитезисов:

  • а) Чрезмерно сильное государство убивает индивидуальность, довлеет над человеком и ограничивает его свободу. Возможно указание на то, что текст использует фашистскую аргументацию.
  • б) Государство вторично по отношению к обществу и является лишь формой организации человеческой деятельности.
  • в) Для развития человеческой индивидуальности государство должно минимально вмешиваться в его личное пространство. Оно должно выполнять только функции по обеспечению безопасности, преимущественно внешней (либертарианский аргумент).

Возможны также и другие антитезисы.

По 3 балла за каждый приведённый антитезис. Всего 9 баллов.

Максимум за задание 30 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).
  2. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).
  3. Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, ‒ это всегда автопортрет (С. Батлер).
  4. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
  5. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
  6. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).
  7. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
  8. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
  9. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).
  10. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
    • 3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • 3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • 3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • 3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 145 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: