Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 9 класс, муниципальный этап (2 этап), 2017-2018 учебный год

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 140.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

1. Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Братья и сестры относятся к наследникам первой очереди.

1.2. Освальд Шпенглер считал цивилизацию стадией гибели культуры.

1.3. Максимальный испытательный срок, предусмотренный трудовым законодательством РФ, составляет 6 месяцев.

1.4. Сунниты являются крупнейшим по числу последователей направлением в исламе.

1.5. Гражданин может быть учредителем только одного общества с ограниченной ответственностью.

1.6. Группа «владельцы продукции Apple» является примером реальной социальной группы.

1.7. Россия является полноправным членом ОПЕК.

1.8. Онтология – это учение о бытии.

Ответ:

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8
нет да да да нет да нет да

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 8 баллов.

Выполните задания 2–9 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.

Необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа.

Ответ: обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ и запишите на бланке работы.

Валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, чистый внутренний продукт, национальный доход.

Ответ: макроэкономические показатели.

Максимум за задание 2 балла.

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию и почему. Ответы запишите на бланке работы.

Консерватизм, фашизм, либерализм, позитивизм, анархизм.

Ответ: виды политических идеологий. Лишнее – позитивизм (философское направление).

2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию и почему. Ответы запишите на бланке работы.

Кинематограф, театр, филология, литература, хореография.

Ответ: виды искусства, лишнее – филология (наука).

2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.

Максимум за задание 3 балла.

Задание 6

Содержание ↑

Представьте себе, что Вы используете данное изображение в качестве иллюстрации для доклада по теме «Политические институты». Напишите отрывок из своего доклада (состоящий из 5–7 предложений), касающийся этого изображения, объяснив, как оно отражает исследуемый Вами феномен.

Схема оценивания:

  1. Есть понимание феномена политического института – 3 балла (дано определение или же из контекста понятно, что участник понимает, о чём идёт речь).
  2. Проведён анализ изображения – 5 баллов (участник выделил основные элементы изображения (император, корона, будущая императрица) и соотнёс их с понятием политического института → сделан вывод о том, что речь идёт об институте коронации (или институте монархии)).

Если участник не понимает сути феномена политического института, за всё задание выставляется 0 баллов.

Если не сделан вывод о том, что это иллюстрация института коронации или монархии, за всё задание выставляется максимум 2 балла.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Решите экономическую задачу.

Пётр Иванович покупает пять кактусов каждую неделю. В магазине рядом с домом один кактус стоит 100 рублей. На другом конце города есть оптовая база кактусов, но добраться до неё можно только на такси, заплатив 250 рублей за поездку туда и обратно. При какой стоимости кактусов на базе Петру Ивановичу выгодно ездить туда каждую неделю?

Решение:

Затраты на покупку пяти К = 5*100=500.

Выгодно ехать на другой конец города, если

250+p*5<500.

5p<250.

p<50.

Ответ: при цене меньше 50.

2 балла за верный ответ. 3 балла за приведённые расчёты.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Решите правовую задачу.

Ангелина, 25 лет, решила трудоустроиться в магазин «Север» в качестве продавца шуб. Такое решение во многом было связано с тем, что старший брат Ангелины уже работал в системе торговли. Заключив трудовой договор 1 февраля, Ангелина приступила к работе. Однако в канун 8 марта вместо неё на работу пришёл её брат. Брат объяснил, что готов отработать день, так как Ангелина сегодня занята. Работодатель уволил Ангелину. Насколько правомерны поведение Ангелины и действия администрации магазина?

Ответ: Поведение Ангелины неправомерно и является прогулом (2 балла), так как законодательством предусмотрено личное выполнение работником своих обязанностей (3 балла), администрация магазина имеет право засчитать пропущенный Ангелиной день как прогул и расторгнуть трудовой договор в соответствии с ТК РФ (3 балла).

Максимум за задание – 8 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

Решите логическую задачу. Запишите ход ваших рассуждений.

Четыре друга: Михаил, Даниэл, Вилен и Николай – устроились на работу после окончания университета. Один из них устроился работать таксистом в таксомоторной компании, второй – доставщиком пиццы в итальянскую пиццерию, третий стал работать стилистом-парикмахером в салоне красоты, а четвёртый – продавцом-консультантом в магазине модной одежды. Вилен занимается тем, что помогает людям выглядеть лучше. У Михаила каждый день большое количество заказов, поэтому он много катается по городу. Даниэл и Николай часто приходят в магазин своего друга, чтобы выбрать себе стильную одежду. Николай иногда просит друга, работающего в такси, забрать его после работы, а вот Михаил очень боится автомобилей, поэтому ездит только в метро.

У кого из друзей какая профессия?

Решение:

Обозначим исходные суждения номерами.

  1. Вилен занимается тем, что помогает людям выглядеть лучше.
  2. У Михаила каждый день большое количество заказов, поэтому он много катается по городу.
  3. Даниэл и Николай часто приходят в магазин своего друга, чтобы выбрать себе стильную одежду.
  4. Николай иногда просит друга, работающего в такси, забрать его после работы.
  5. Михаил очень боится автомобилей, поэтому ездит только в метро.
  6. Вилен – парикмахер или продавец одежды (из 1), а значит, не таксист и не доставщик пиццы.
  7. Михаил – таксист или доставщик пиццы (из 2), а значит, не парикмахер и не продавец одежды.
  8. Даниэл и Николай не работают продавцами одежды (из 3).
  9. Значит, Вилен – продавец одежды (из 7 и 8).
  10. Николай не таксист (из 4).
  11. Михаил тоже не таксист (из 5).
  12. Значит, Даниэл – таксист (из 9, 10 и 11).
  13. Тогда, парикмахер – Николай (из 7, 9, 12).
  14. Остаётся, что Михаил – развозчик пиццы (из 9, 12, 13).

Ответ: Михаил – доставщик пиццы, Даниэл – таксист, Вилен – продавец одежды, Николай – парикмахер.

Верно названо, у кого какая профессия, 3 балла.

4 балла за полное (в котором содержатся все положения) рассуждение.

1 балл, если содержатся не все положения или имеются ошибочные положения. Порядок, в котором приведены рассуждения, не оценивается.

Максимум за задание 7 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Решите политологическую задачу. Рассмотрите изображения, представленные в таблице, разделите их на две равные группы, предложив критерий классификации. Ответы внесите в таблицу на бланке работы: в верхнюю часть таблицы нужно записать понятия, объединяющие изображения в группе (10.1), а в нижнюю – буквенные обозначения соответствующих изображений (10.2).

 

 

Критерий деления: способ изменений (трансформаций)

10.1 Понятия Революция Реформа (эволюция)
10.2 Буквенные обозначения А, В, Г Б, Д, Е

 

Возможен также ответ насильственный/ненасильственный способ изменений с теми же элементами в группах.

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Соотнесите выдержку из закона города Москвы с его названием. Ответ внесите в таблицу.

 

1 Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет,обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

А Закон города Москвы № 9от 12 марта 2014 года«Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг»
2 1. Специализированная стоянка должна отвечать следующим требованиям: 1)наличие условий, обеспечивающих возможность безопасного хранения транспортных средств; 2) наличие возможности погрузки и разгрузки транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальной техники, применяемой для перемещения транспортных средств на специализированные стоянки. Б Закон города Москвы № 56 от 30 октября 2013 года«Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»
3 9) определение порядка утверждения уполномоченным органом правил предоставления и форматов визуальных (незащищённых) сведений,в том числе фотографии заявителя,в составе заявления о выдаче универсальной электронной карты; 10) утверждение перечня государственных услуг города Москвы,муниципальных услуг и иных услуг,предоставляемых с использованием универсальной электронной карты на территории города Москвы. В Закон города Москвы № 64 от 17 декабря 2014 года«О мерах по противодействию коррупции в городе Москве»
4 1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих в городе Москве. Г Закон города Москвы № 42 от 11 июля 2012 года«О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве»
5 1) распространение информации о деятельности каждой из указанных политических партий в равном объёме; 2) публичность государственного контроля за освещением деятельности указанных политических партий; 4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности указанных политических партий. Д Закон города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»
6 Основными задачами Уполномоченного являются: 1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти,органами местного самоуправления,иными органами, организациями,наделёнными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями,должностными лицами. Е Закон города Москвы № 39 от 15 сентября 2010 года«О гарантиях равенства политических партий, представленных в Московской городской Думе, при освещении их деятельностирегиональнымителеканалом и радиоканалом»
7 1. В информационных системах города Москвы в порядке,установленном Правительством Москвы, подлежит размещению следующая информация, касающаяся благоустройства: 1) информация о планируемых,проводимых и завершённых работах в сфере благоустройства, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, в том числе,в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;2) информация о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, в том числе,в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий. Ж Закон города Москвы № 8 от 9 марта 2011 года«Об универсальной электронной карте»

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
Д Г Ж В Е Б А

 

Полностью верное соотнесение — 5 баллов.

Соотнесение с одной ошибкой — 3 балла.

Если допущено более одной ошибки – 0 баллов.

 

Выполните задания 12–14 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Задание 12

Содержание ↑

Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите в бланке работы.

Если попытаться теперь кратко охарактеризовать сущность демографической революции, то следует сказать, что, подобно тому как революция в области техники ‒ промышленная или научно-техническая ‒ означает переворот (пользуясь словами Ф. Энгельса) в «производстве средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий», так демографическая революция есть переворот в «производстве самого человека, продолжении рода».

Содержание второй демографической революции составляет замена ставшего традиционным примитивного типа воспроизводства населения, для которого характерно отсутствие эффективного контроля над смертностью и рождаемостью и как следствие ‒ их высокий уровень, совершенно новым, «современным» типом воспроизводства, которому свойственны эффективный контроль над смертностью и рождаемостью и как следствие ‒ низкий уровень того и другого. Воспроизводство населения поднимается на качественно новую ступень: оно становится несравненно более рациональным, эффективным, экономичным, чем когда-либо в прошлом, причем эта рационализация происходит не постепенно, а в результате поистине огромного скачка с одного уровня рождаемости и смертности на другой.

Будучи элементом исторического переворота, охватившего обе стороны «производства и воспроизводства непосредственной жизни», демографическая революция своими последствиями затрагивает самые различные сферы жизни общества. Эти последствия, тесно переплетаясь и взаимодействуя с последствиями промышленной, а затем научно-технической революции, с одной стороны, и с последствиями социальных революций ‒ с другой, оказывают и своё революционизирующее влияние на все общественное развитие.

Выше мы уже говорили о прямом влиянии снижения смертности на развитие производства, однако его последствия не ограничиваются лишь непосредственным воздействием на производительные силы, они гораздо шире.

Снижение смертности было одним из ярчайших проявлений победы человеческого разума над слепыми силами природы. Оно сыграло огромную роль в преодолении психологии пассивности и покорности, свойственной средневековому человеку, мистицизма и предопределенности; без него было бы немыслимо формирование нового мировоззрения и нового мироощущения, революционной активности, свободомыслия и оптимизма.

Не менее важны и последствия снижения рождаемости. Именно снижение рождаемости вслед за снижением смертности завершает рационализацию процесса воспроизводства населения, делает его несравненно более экономичным. Только теперь женщина, которая во все времена была настоящей»детородной машиной», впервые в истории получает возможность выполнять свои демографические функции с несравненно меньшими, чем прежде,затратами сил, времени и здоровья. Высвобождается огромное количество социальной энергии, расходовавшейся ранее крайне нерационально, и это служит одной из главных предпосылок подлинного социального раскрепощения женщины, её массового участия в общественном производстве,роста ее культуры и интеллекта, включения ее в активную борьбу за свои классовые и гражданские права при капитализме и ее равноправия при социализме. Новая роль женщины подрывает одну из наиболее древних и устойчивых форм господства человека над человеком ‒ господство мужчины над женщиной, ликвидация которого является необходимым моментом уничтожения всех форм угнетения вообще. Рационализация процесса воспроизводства населения и вытекающее из нее новое положение женщины расширяют возможности воспитания детей в семье, которое становится качественно иным, и тем самым способствуют и более полному развитию личности и удовлетворению растущих требований производства к уровню подготовки работников.

(А.Г. Вишневский. Демографическая революция)

12.1 Автор пишет о второй демографической революции. Когда произошла первая демографическая революция? С какими экономическими изменениями она была связана?

Ответ: Первая демографическая революция произошла в период неолита и была связана с переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему.

2 балла за указание периода первой демографической революции и 2 балла за указание на экономические изменения. Максимум 4 балла.

12.2 Какие две основные черты современного типа воспроизводства населения выделяет автор?

Ответ: две основные черты современного типа воспроизводства населения – низкий уровень смертности и низкий уровень рождаемости.

По 1 баллу за каждую верно названную черту современного типа воспроизводства населения. Максимум 2 балла.

12.3 Какие положительные черты второй демографической революции выделяет автор? Приведите четыре черты.

Ответ:

  1. Влияние на формирование мировоззрения нового времени.
  2. Социальное раскрепощение женщин, вовлечение их в общественное производство.
  3. Расширение возможностей для воспитания детей в семье.
  4. Более полное развитие личности и удовлетворению растущих требований производства к уровню подготовки работников.

По 2 балла за каждое верно указанное последствие демографической революции. Максимум 8 баллов.

Таблица 1

Демографические показатели России

Год Коэффициент рождаемости (на 1000 чел.) Коэффициент смертности (на 1000 чел.) Коэффициент прироста Средняя продолжительность жизни
1913 47,5 30,5 17,0 34
1926 43,4 20,7 22,7 44
1940 33,0 20,6 12,4 47
1950 26,7 10,0 16,7 56,7
1960 23,2 7,4 15,8 68,7
1970 14,6 8,7 5,9 68,8
1980 15,9 11,0 4,9 67,7
1990 13,4 11,2 2,2 69,1
2000 8,7 15,4 ‒ 6,7 65,3
2010 12,5 14,2 ‒ 1,7 68,9

 

12.4 Основываясь на данных таблицы, определите с точностью до трех десятилетий, когда в России имел место переход к современному типу воспроизводства населения. Приведите три аргумента в обоснование своей точки зрения

Ответ: переход к современному типу воспроизводства население в России произошел в период 1940‒1970 гг. В этот период:

  1. Произошло значительное (в 2,3 раза) снижение рождаемости.
  2. Произошло значительное (в 2,4 раза) снижение смертности.
  3. Произошел значительный (на 22 года) рост средней продолжительности жизни.

По 2 балла за каждый верно приведённый аргумент. Максимум 6 баллов.

Диаграмма 1 «Демографическое развитие России в 1970‒2000 гг.»

Диаграма 1

 12.5 Основываясь на данных диаграммы, укажите, какие отклонения от современного типа воспроизводства населения были характерны для демографического развития России в период 1970‒2000 гг.?

Ответ: для демографического развития России в период 1970‒2000 гг. были характерны следующие отклонения от современного типа воспроизводства населения:

  1. Повышение уровня смертности.
  2. Снижение продолжительности жизни.

По 2 балла за каждый верно названный аргумент. Максимум 4 балла.

Максимум за задание 24 балла.

Задание 13

Содержание ↑

Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.

Нет ничего более верного, чем наши обычаи и наша цивилизация, и все прекрасное, неотделимое от обычаев этой части Европы, в течение веков зависело от двух принципов и являлось результатом их сочетания. Я имею в виду дух рыцарства и религию. Дворянство и духовенство сохраняли их даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и развивалось. <…>Без этих старых фундаментальных принципов, без благородства и религии во что превратится нация грубых, необразованных, свирепых и в то же время нищих и отвратительных варваров, лишенных религии, чести, мужской гордости, ничего не имеющих в настоящем и ни на что не надеющихся в будущем. Я желал бы вам не спешить по пути, ведущему к этому ужасному и подлому положению. Порочность концепции, непристойность и вульгарность всех заседаний Собрания и всех его декретов проявляются уже сейчас. Их свобода ‒ это тирания, их знание ‒ высокомерное невежество, их гуманность ‒дикость и грубость.

Трудно сказать, получила ли Англия от вас эти два великих и благородных принципа и нравы, в которых и сейчас усматриваются их значительные следы,или вы заимствовали их у нас, но я думаю, что мы получили их от вас. Франция всегда в большей или меньшей степени влияла на английские нравы; если этот фонтан будет засорен и испорчен, его струи ослабеют и не достигнут ни нас, ни других государств Европы. Я полагаю, что в результате происшедших во Франции событий у всей Европы есть основания задуматься над тем, как они отразятся на ее прошлых и сегодняшних интересах. Надеюсь, Вы поэтому извините мне столь подробное описание ужасных событий в октябре 1789 года,которые навели меня на размышления о революциях вообще и в частности теперешней ‒ я имею в виду переворот в чувствах, нравах и моральных принципах. Сейчас, когда все достойное уважения вне нас разрушено и делаются попытки уничтожить принципы чести и достоинства в нас самих,человек вынужден защищаться. <…>

Мы в Англии не доверяли политикам, подобным вашим. Мы благородные враги и верные союзники. Я рискну утверждать, что лишь один из сотни наших соотечественников разделяет «триумф» Революционного общества. Если бы король и королева Франции и их дети попали к нам в плен во время войны(хотя я выступаю против войны), они вошли бы в Лондон с иным триумфом.Когда-то давно один из французских королей действительно оказался в таком положении; Вы читали, как с ним обращались победители на поле брани и как потом он был встречен в Лондоне. С тех пор прошло четыреста лет, но,я думаю, наши правила чести не изменились. Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности, мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов. Мы не утратили благородства и достоинства мысли четырнадцатого столетия и не превратились в дикарей. Руссо не обратил нас в свою веру; мы не стали учениками Вольтера; Гельвеций не способствовал нашему развитию.

Атеисты не стали нашими пастырями; безумцы ‒ законодателями. Мы знаем,что не совершили никаких открытий; но мы думаем, что мораль не нуждается в открытии, так же как основы правления или идеи свободы, которые были прекрасно известны задолго до нашего появления на свет и сохранят своё значение после того, как прах наш будет засыпан землей. Мы в Англии еще не утратили естественные чувства, мы их храним и культивируем, ибо они верно оберегают наш долг и служат опорой нашей свободной и мужественной морали. Нас еще не выпотрошили и подобно музейным чучелам не набили соломой, тряпками и злобными и грязными бумагами о правах человека.Мы сохраняем в чистоте данные нам от рождения чувства не узурпированными софистикой, педантизмом или изменой. В нашей груди бьются настоящие сердца из плоти и крови; мы верим в Бога; мы с благоговением смотрим на короля, с любовью на парламент, с почтительностью на священнослужителей и с уважением на дворянство.

Почему? Потому что, когда эти понятия возникли, они были приняты нами как нечто естественное; потому что другие чувства фальшивы, портят наши души и нравы, делают нас невосприимчивыми к просвещенной свободе, учат дерзкому высокомерию и тем самым обрекают на рабство, которого мы в этом случае заслуживаем.

Задания к тексту:

  1. Укажите политическую идеологию, к которой можно отнести автора (идейную основу текста).
  2. Назовите три принципа указанной вами политической идеологии, отраженные в тексте, и проиллюстрируйте каждый принцип соответствующим фрагментом из текста.
  3. Представьте развернутую критику идейной основы текста с точки зрения какой-либо альтернативной политической идеологии.
    • 3.1. Назовите альтернативную политическую идеологию, с позиций которой вы будете критиковать данный текст.
    • 3.2. Приведите антитезисы к каждому сформулированному вами при ответе на вопрос 2 принципу политической идеологии, приверженцем которой является автор текста.

 

Ответ:

  1. Политическая идеология текста – консерватизм. 3 балла
  2. Примеры принципов и фрагментов:

а) традиционализм

Фрагмент:

«Нет ничего более верного, чем наши обычаи и наша цивилизация, и все прекрасное, неотделимое от обычаев этой части Европы, в течение веков зависело от двух принципов и являлось результатом их сочетания».

б) религия как одна из основных ценностей

Фрагмент:

«Я имею в виду дух рыцарства и религию. Дворянство и духовенство сохраняли их даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и развивалось…»

в) естественность исторически сформировавшихся ценностей (органицизм)

Фрагмент:

«Почему? Потому что, когда эти понятия возникли, они были приняты нами как нечто естественное; потому что другие чувства фальшивы, портят наши души и нравы…»

г) принцип контролируемых изменений (противостояние резким переменам и революциям)

Фрагмент:

«Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности, мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов».

«Нас еще не выпотрошили и подобно музейным чучелам не набили соломой, тряпками и злобными и грязными бумагами о правах человека».

Могут быть использованы другие фрагменты для подтверждения своих выводов, а так же приведены иные положения консерватизма, отражённые в тексте, с подтверждением соответствующими фрагментами.

По 3 балла за каждый приведенный принцип и по 3 балла за каждый приведённый фрагмент. Всего 18 баллов.

  1. Критика текста:

Пример:

Критика с точки зрения социализма:

  • а) Традиции, опора на дворянство и монархию только углубляют социальное неравенство и социальную несправедливость, которому следует жестко противостоять.
  • б) Ценности и традиции, отстаиваемые консерватизмом, появились не естественным путём. Они являются социальным конструктом и результатом исторической случайности.
  • в) Контролируемые изменения, постепенные реформы – это полумеры, не дающие реального результата, положить конец социальной несправедливости может только революция, как разрушение старого мира и присущих ему ценностей (радикальный социализм).

Антитезис должен быть возражением именно на критикуемый тезис, а не абстрактным положением другой политической идеологии, не связанным с критикуемым тезисом. Может быть дана критика текста с позиций иной альтернативной политической идеологии –либерализма, национализма и др.

1 балл за названную идеологию.

По 2 балла за каждый приведенный антитезис.

Всего 7 баллов.

Максимум за задание 28 баллов.

 

Задание 14

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).
  2. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).
  3. Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, ‒ это всегда автопортрет (С. Батлер).
  4. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
  5. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
  6. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).
  7. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
  8. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
  9. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).
  10. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

 

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обосновать её значимость для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
  • 3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • 3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • 3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • 3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 140 баллов.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: