Олимпиадные задания с решениями

Обществознание 10 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 130.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Содержание ↑

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1.1. К типам политической культуры относятся

  1. эгалитарная
  2. патриархальная
  3. легальная
  4. активистская
  5. консервативная

1.2. Что из перечисленного является типом мировоззрения?

  1. историческое
  2. обыденное
  3. религиозное
  4. чувственное
  5. научное
  6. бессознательное

1.3. К видам безработицы относятся

  1. структурная
  2. поселенческая
  3. переменная
  4. поколенческая
  5. циклическая

1.4. Составными частями нормы права являются

  1. презумпция
  2. гипотеза
  3. диспозиция
  4. оферта
  5. мотивация
  6. санкция

Ответ:

1.11.21.31.4
2423515236

2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 2

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Демократия, олигархия, аристократия, монархия, тирания, полития.

Ответ: формы правления по классификации Аристотеля.

2 балла.

Задание 3

Содержание ↑

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Картель, синдикат, трест, концерн.

Ответ: формы монополистических объединений.

2 балла.

Задание 4

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Купляпродажа, мена, аренда, патент, дарение.

Ответ: примеры гражданско-правовых договоров, лишнее – патент.

2 балла.

Задание 5

Содержание ↑

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Онтология, метафизика, этика, логика, астрофизика, эстетика

Ответ: философские дисциплины (или общественные науки), лишнее – астрофизика – естественная наука.

2 балла.

Задание 6

Содержание ↑

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

6.1. Республиканская и Демократическая партии в США являются примерами кадровых партий.

6.2. Согласно УПК РФ при голосовании присяжных по вопросу о виновности подсудимого в случае равенства голосов подсудимый объявляется оправданным.

6.3. Инфляция является одним из обязательных признаков экономического кризиса.

6.4. Результатом восстания декабристов стала вертикальная социальная мобильность участников восстания.

6.5. Буддизм, синтоизм, брахманизм возникли в Древнем Китае.

6.6. Миф о том, что Земля имеет плоскую форму и покоится на трёх китах, является примером лженаучного знания.

Ответ:

6.16.26.36.46.56.6
даданетданетнет

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Содержание ↑

Установите соответствие между основаниями возникновения прав военнообязанных и правами, возникшими на этом основании.

ОснованияПрава
А) несение военной службы противоречит убеждениям

Б) осуществление ухода за близкими родственниками

В) наличие учёной степени кандидата или доктора наук

Г) обучение в высшем учебном заведении

Д) наличие близких родственников, погибших при прохождении срочной военной службы

Е) принадлежность к коренным малочисленным народам

1) право на освобождение от призыва на военную службу

2) право на отсрочку от призыва на военную службу

3) право на прохождение альтернативной гражданской службы

Ответ:

АБВГДЕ
321213

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг, к которым они относятся.

ХарактеристикиВиды ценных бумаг
А) удостоверяет долю владения компанией и закрепляет права владельца на получение части прибыли

Б) удостоверяет право получить от лица, выпустившего ценную бумагу, её номинальную стоимость в оговорённый срок

В) удостоверяет право на получение от должника определённой суммы в указанный срок

Г) содержит распоряжение банку произвести платёж указанной суммы предъявителю

1) вексель

2) облигация

3) чек

4) акция

Ответ:

АБВГ
4213

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Решите правовую задачу.

Зотова нашла на рабочем столе своего сослуживца Крупина дневник, в котором Крупин писал, что хотел бы убить своего начальника Гришина, который, по мнению Крупина, незаслуженно понизил его в должности. В дневнике описывались несколько возможных способов убийства Гришина. Испугавшись, Зотова отнесла дневник в отделение полиции, где было возбуждено уголовное дело о приготовлении к убийству.

Правильно ли были квалифицированы действия Крупина? Ответ обоснуйте.

Ответ:

Нет, действия Крупина были квалифицированы неправильно. В дневнике содержались лишь мысли Крупина, а уголовное преследование за мысли не допускается. Уголовное должно быть возбуждено лишь в том случае, если Крупин начал реальные приготовления к совершению преступления.

2 балла за указание неправильной квалификации действий Крупина.

3 балла за верное обоснование.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 10

Содержание ↑

Решите экономическую задачу.

Владимир выбирает банковскую карту для ежедневных операций. Банк А предлагает ставку 12 % годовых с ежегодной капитализацией, бесплатное обслуживание карты и 10 % кэшбэк с каждой покупки. Банк В предлагает ставку в 24 %, 2000 рублей в год за обслуживание и 5 % кэшбэк. Сколько денег должен тратить Владимир за год, если в течение года на его счету лежит в среднем 100 тысяч рублей, чтобы предложение банка А было более выгодным? Приведите необходимые расчёты.

Решение:

Предложение банка А более выгодно, если выполняется неравенство

100 000 × 0,12 + 0,1Х > 100 000 × 0,24 + 0,05Х – 2000, где Х – траты за год.

Получаем 0,05Х > 12 000 – 2000; Х > 200 000.

Ответ: более 200 000.

2 балла за верный ответ.

3 балла за приведённые расчеты.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Содержание ↑

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.

Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Ответ внесите в таблицу.

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается ________(А), то есть порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, гдето образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной системе можно назвать социальным ________(Б). Под этим термином понимается положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определённый набор прав и ________(В). Все статусы делятся на две большие группы. К первой относятся ________(Г) статусы. Среди них обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для ________(Д) обществ). Ко второй группе относятся ________(Е) статусы. Такой статус закрепляется только с учётом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, исполнительности или везению.

Раньше жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным ________(Ж), им и предоставлялись все основные права. И напротив, абсолютное большинство жителей страны было лишено гражданских прав.

Выделяют учёные-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: ________(З) (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); ________(И) (положение человека как представителя большой социальной группы); ________(К) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).

Список терминов

1) обязанность

2) традиционный

3) индустриальный

4) сословие

5) основной

6) личный

7) система

8) групповой

9) предписанный

10) привилегия

11) способность

12) условный

13) иерархия

14) безусловный

15) класс

16) дополнительный

17) предназначение

18) статус

19) подтверждённый

20) достигаемый

 

Ответ:

АБВГДЕЖЗИК
1318192204586

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 12

Содержание ↑

Объедините следующие понятия в классификационную схему. Озаглавьте её.

Авраамические, иудаизм, буддизм, дхармические, ислам, индуизм, христианство, джаймизм.

Ответ:

 

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания. Ответы внесите в таблицу.

13.1. Определите обобщающее понятие для всех изображений.

13.2. Распределите изображения на четыре группы. Внесите в соответствующие ячейки таблицы буквенные обозначения изображений.

13.3. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации.

Ответ:

Обобщающее понятие: социальные санкции.

 Объединяющее понятиеБуквенные обозначения изображений
Группа 1формальные позитивныеА, Е
Группа 2неформальные негативныеБ, З
Группа 3формальные негативныеВ, Ж
Группа 4неформальные позитивныеГ, Д

2 балла за верно указанное обобщающее понятие. По 1 баллу за каждую верно названную группу. По 1 баллу за каждое полностью верное соотнесение.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 14

Содержание ↑

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Пол Самуэльсон

Экономика

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства…

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, – которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого – ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства…

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением.

14.1. О каких функциях государства говорит автор? Назовите не менее трёх функций, о которых идёт речь в тексте.

14.2. Почему, по мнению автора, для современного демократического государства неприемлема «ничем не ограничиваемая рыночная экономика»? Назовите две причины с опорой на текст.

14.3. Приведите три примера государственного регулирования экономических отношений, указанные автором.

14.4. Представители каких направлений политической идеологии активно поддерживают участие государства в регулировании экономических процессов? Назовите два направления.

14.5. Как Вы понимаете фразу, приведённую автором: «Дело каждого – ничьё дело»? Приведите ещё два примера, иллюстрирующие это высказывание, не указанные в тексте.

Ответ:

Элементы ответаБаллы
14.1. В тексте говорится о социальной, правоохранительной и оборонной функциях государстваПо 1 баллу за каждую верно названную функцию.

Максимум 3 балла

14.2. Могут быть названы следующие причины. Нерегулируемая рыночная экономика ведёт к сильному социальному неравенству и не может гарантировать минимального жизненного уровня для определённой части населения.

Рыночный сектор не может обеспечить необходимые для нормального существования государства и общества социальные услуги и социальную инфраструктуру.

Причины могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях

По 3 балла за каждую верно указанную причину.

Максимум 6 баллов

14.3. Могут быть приведены следующие примеры.

  • осуществление денежной эмиссии;
  • финансирование отдельных экономических проектов;
  • перераспределение финансовых ресурсов через налогообложение;
  • законодательное регулирование предпринимательской деятельности;
  • ликвидация последствий стихийных бедствий;
  • создание системы здравоохранения;
  • создание системы образования.

Примеры могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях

По 1 баллу за каждый верно приведённый пример.

Максимум 3 балла

14.4. Могут быть названы представители следующих направлений политической идеологии:

  • социал-демократическая;
  • коммунистическая;
  • неолиберальная
По 2 балла за каждую верно названную идеологию.

Максимум 4 балла

14.5. Может быть дано следующее объяснение.

Люди неспособны по отдельности решать проблемы, касающиеся всего общества, поэтому зародилось государство, которое, используя изымаемые у граждан ресурсы, решает подобные проблемы.

Могут быть приведены примеры:

  • дорожное строительство;
  • социальное обеспечение;
  • всеобщее образование.

Могут быть приведены иные примеры

3 балла за объяснение.

По 2 балла за каждый приведённый пример.

Максимум 7 баллов

Максимум за задание23 балла

 

Задание 15

Содержание ↑

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

ВысказыванияПонятия
А) Каждый народ имеет то ***, которое он заслуживает. (Ж. Местр)

Следует помнить, что ***, какие бы они ни были, установлены народом и для народа. (М. Робеспьер)

Б) *** – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (О. Холмс)

В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и ***. (Б. Франклин)

В) *** – это варварская форма прогресса. (Ж. Жорес)

*** – локомотивы истории. (К. Маркс)

Г) *** ________________ – это искусство добра и справедливости. (Цельс)

*** – это самое святое, что есть у Бога на Земле. (И. Кант)

Ответ:

ВысказыванияПонятия
А) Каждый народ имеет то ***, которое он заслуживает. (Ж. Местр)

Следует помнить, что ***, какие бы они ни были, установлены народом и для народа. (М. Робеспьер)

правительство
Б) *** – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. (О. Холмс)

В этой жизни нельзя избежать двух вещей – смерти и ***. (Б. Франклин)

налоги
В) *** – это варварская форма прогресса. (Ж. Жорес)

*** – локомотивы истории. (К. Маркс)

революция
Г) *** ________________ – это искусство добра и справедливости. (Цельс)

*** – это самое святое, что есть у Бога на Земле. (И. Кант)

право

Могут быть названы словасинонимы, точно отражающие смысл мысли автора.

По 2 балла за каждое верное слово.

Максимум за задание 8 баллов.

 

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. (Джон Дьюи)
  2. Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть. (Н.М. Карамзин)
  3. Свобода есть право на неравенство. (Н.А. Бердяев)
  4. Политика слишком серьезное дело, чтобы доверять ее только политикам. (Ш. де Голль)
  5. Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора, и сопряжённые с этим риск и ответственность. (Ф. фон айек)
  6. Право сильного – это самое большое бесправие. (М. ЭбнерЭшенбах)

Критерии оценивания сочинения-эссе

Если сочинениеэссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
    • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Содержание ↑

Максимум за работу 130 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: