Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 7 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание № 1 (10 баллов)
  2. Задание № 2 (2 балла)
  3. Задание № 3 (4 балла)
  4. Задание № 4 (5 баллов)
  5. Задание № 5 (15 баллов)
  6. Задание № 6 (6 баллов)
  7. Задание № 7 (7 баллов)
  8. Задание № 8 (11 баллов)
  9. Задание № 9 (4 балла)
  10. Задание № 10 (4 балла)

Задание № 1 (10 баллов)

Содержание ↑

Какие звуки (сочетания звуков) может обозначать буква е? Приведите соответствующие примеры.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  1. [é] / [’é] – мел;
  2. [э] / [é] – модель;
  3. [jé] – ель;
  4. [йи] – его;
  5. [йь] – вдохновенье;
  6. [и] – леса;
  7. [ы] – Интернет;
  8. [ь] – чебурашка;

Так как на письме буква е часто заменяет букву ё, справедливо выделить ещё иследующие значения:

  1. [ó] – шёлк\\шелк;
  2. [jó] – ёж\\еж.

За каждое значение – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

За каждый корректный пример – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

Примечание. Допустимы значки [j] или [й] без различения позиций, в первом предударном слоге на месте е допустимы значки [эи], [эы] или [иэ].

Всего 10 баллов.

Задание № 2 (2 балла)

Содержание ↑

Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Дочь
Что со мною? Отец… Мазепа… казнь – с мольбою
Здесь, в этом замке мать моя –
Нет, иль ума лишилась я,
Иль это грёзы.

(А.С. Пушкин)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Грёзы – галлюцинация, бред, видение, игра воображения, то, что кажется.

Всего 2 балла.

Задание № 3 (4 балла)

Содержание ↑

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон», итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.

По-португальски Жоржи, а по-русски …

По-латвийски Янис, а по-русски …

По-французски Жак, а по-русски …

По-немецки Ойген, а по-русски …

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

По-португальски Жоржи, а по-русски Георгий, Юрий, Егор.

По-латвийски Янис, а по-русски Иван.

По-французски Жак, а по-русски Яков, Яша.

По-немецки Ойген, а по-русски Евгений.

За каждое верно указанное имя – 1 балл.

Всего 4 балла.

Задание № 4 (5 баллов)

Содержание ↑

Предположим, что слово гумно – это наречие образа действия, образованное от прилагательного. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа мужского рода у полных и формы единственного числа мужского рода у кратких прилагательных? Приведите аналогичные примеры из русского языка.

Пример выполнения задания: от слова судно полное прилагательное было бы судный (1 балл), а краткое – суден (1 балл), по аналогии с нудно (нудно – нудный – нуден) (1 балл).

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

От слова гумно полное прилагательное было бы гумной (1 балл) или гумный (1 балл), а краткое – гумен (1 балл) или гумён (1 балл), по аналогии с умный или дурной (умно – умный – умён; дурно – дурной – дурен / дурён) (1 балл).

Всего 5 баллов.

Задание № 5 (15 баллов)

Содержание ↑

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова.

геОргин

кАморка

Индюк

пЕчаль

бАстион

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  • геОргин – Георгий (цветок назван по имени русского учёного И.И. Георги, немца по происхождению);
  • кАморка – камера (оба слова от греч. камара – сводчатое помещение);
  • Индюк – Индия (от лат. (рāvō) indicus, так как эта птица в ХVI в. была завезена из Вест-Индии);
  • пЕчаль – печь (производное от печа «забота», печаль буквально — «то, что жжет»);
  • бАстион – башня (оба слова от bastia (ит.) «маленькая крепость»).

За верную проверку каждого слова по 1 баллу.

За верное объяснение каждого слова по 2 балла.

Всего 15 баллов.

Задание № 6 (6 баллов)

Содержание ↑

Даны следующие предложения.

  1. Твой странный голос во мне пробуждает трепет.
  2. Никто вчера не видел заехавший во двор грузовик.

В обоих предложениях есть второстепенный член, который при определённой перестановке сохранит свою функцию, но изменит структуру и общий смысл предложения. Укажите эти члены предложения и объясните, как изменится смысл.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

В предложении 1 это определение странный (1 балл). В исходном предложении оно зависит от подлежащего голос (1 балл), а если допустить перестановку Твой голос во мне пробуждает странный трепет, то оно будет зависеть от дополнения трепет (1 балл). В предложении 2 это обстоятельство времени вчера (1 балл). В исходном предложении оно зависит от сказуемого (не) видел (1 балл), а если допустить перестановку Никто не видел заехавший вчера во двор грузовик, то оно будет зависеть от причастия заехавший (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание № 7 (7 баллов)

Содержание ↑

В левом столбце таблицы даны латинские числительные, а в правом – их переводы.

латинский русский
viginti

centum

undecentum

triginta

duodetriginta

septuaginta

duo et quinquaginta

unus et viginti

двадцать

сто

девяносто девять

тридцать

двадцать восемь

семьдесят

пятьдесят два

двадцать один

Примечание. Элемент de в некоторых латинских словах примерно соответствует нашей приставке от- или предлогу от.

Задание 1. Напишите на латинском языке следующие числительные: 31, 48, 69, 72.

Задание 2. Как бы писались по-русски числительные 48, 78, 89, если бы мы использовали в их образовании тот же принцип, что и в латинском языке?

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Задание 1. unus et triginta (1 балл), duodequinquaginta (1 балл), undeseptuaginta (1 балл), duo et septuaginta (1 балл).

Задание 2. два от пятидесяти / дваотпятьдесят (1 балл), два от восьмидесяти / дваотвосемьдесят (1 балл), один от девяноста / одинотдевяносто (1 балл).

Всего 7 баллов.

Задание № 8 (11 баллов)

Содержание ↑

Известно, что в древнерусском языке редуцированные звуки ъ и ь могли находиться в слабой или в сильной позиции в зависимости от положения в слове.

В слабой позиции редуцированные звуки находились:

  • в абсолютном конце неодносложной словоформы (домъ, гость);
  • перед слогом с нередуцированной гласной (дъва, съпати, бьрати);
  • перед слогом с редуцированным звуком в сильной позиции (лъжьць, дьньсь);

В сильной позиции редуцированные звуки находились:

  • перед слогом с редуцированным звуком в слабой позиции (сънъ, вьсь, горькъ);
  • в сочетаниях с плавным согласным р, л ъргъ, вьрхъ, жьлтъ).

В процессе падения редуцированных те звуки, которые находились в слабой позиции, заменялись Ø звука, а те, которые находились в сильной позиции, заменялись по принципу:

ъ – o, ь – е.

Продемонстрируйте этот процесс на примере слов

смольньскъ;

смольньска.

Для этого расставьте «+» над редуцированными в сильной позиции, а «–» над редуцированными в слабой. Запишите получившиеся слова (реконструируйте запись слов с редуцированными звуками). Объясните различие в записи слов.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  • смоль(–)нь(+)скъ(–) → смольнеск (засчитывать также смолнеск);
  • смоль(+)нь(–)ска → смоленска.

По 1 баллу за каждую верно расставленную позицию и правильно реконструированное слово.

Существует очевидное различие между получившимся словом Смольнеск и

современным Смоленск (1 балл). Это объясняется тем, что правило падения редуцированных фонетическое (1 балл), а современное состояние парадигмы возникло после действия морфологических процессов (1 балл): произошло выравнивание парадигмы по аналогии под влиянием косвенных падежей

(1 балл).

Примечание. Объяснение может быть дано без использования терминологии.

Всего 11 баллов.

Задание № 9 (4 балла)

Содержание ↑

Что обозначают подчёркнутые слова?

  1. Ни кола, ни двора, ни мала живота.
  2. Бог дал живот, даст и здоровье.
  3. Извозчик поворачивает к Вильгельму лукавое лицо:

– Дорога дурная, ваше сиятельство, да и живот немолодой, если правду говорить.

Ю.Н. Тынянов

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Живот – жизнь (2 балла, по 1 баллу за каждое слово в примерах 1 и 2).

Живот – животное, здесь: лошадь (2 балла).

Всего 4 балла.

Задание № 10 (4 балла)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина».

А со мною нѣт ничего. Никоеѧ книги… А ѧз забыл вѣры кр҃стьѧньские всее, праздники кр҃стьѧнскые. Ни велика дн҃и, ни рж҃ства х҃сва не знаю…

Что такое «праздники кр҃стьѧнскые»? Какие праздники, перечисляемые в последнем предложении отрывка, забыл Афанасий Никитин?

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

«Праздники кр҃стьѧнскые» – это христианские праздники (1 балл). Велик день – это Пасха (2 балла). Второй праздник – Рождество Христово (1 балл).

Всего 4 балла.

Максимальный балл за все выполненные задания – 68.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: