Олимпиадные задания с решениями

История 10 класс, муниципальный (второй) этап, г. Москва, 2016 год

Содержание

 

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 1

Содержание ↑

Княгиня Ольга крестилась в

  1. Херсонесе
  2. Киеве
  3. Константинополе
  4. Синопе

Задание 2

Содержание ↑

В каком году произошло описанное ниже событие?

«С торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть  из них были дворяне, другая треть – горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28».

  1. 1700 год
  2. 1759 год
  3. 1797 год
  4. 1767 год

Задание 3

Содержание ↑

Выберите годы правления монарха, при котором имело место «хождение в народ».

  1. 1796–1801 гг.
  2. 1801–1825 гг.
  3. 1855–1881гг.
  4. 1894–1917гг.

Ответ

1 2 3
3 4 3

 

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

Задание 4

Содержание ↑

Кто из перечисленных исторических деятелей был западником?

  1. Г.В. Плеханов
  2. В.Г. Белинский
  3. А.А. Безбородко
  4. А.И. Герцен
  5. Б.Н. Чичерин
  6. А.С. Шишков

Задание 5

Содержание ↑

Какие из перечисленных дат связаны с походами ордынских ханов на Москву?

  1. 1327 год
  2. 1377 год
  3. 1382 год
  4. 1399 год
  5. 1408 год
  6. 1472 год

Задание 6

Содержание ↑

Какие из перечисленных событий произошли в 1919 году?

  1. создание Коминтерна
  2. упразднение ДВР
  3. разгром войск Врангеля
  4. принятие конституции РСФСР
  5. образование БССР
  6. подписание Версальского мира

Ответ

4 5 6
245 356 156

 

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

Задание 7

Содержание ↑

В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений.

Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.

  1. «Красный Мюрат»
  2. «Камчатский Ермак»
  3. «Хождение в народ»

Ответ

1. «Красный Мюрат» – С.М. Будённый. Назван так потому, что, как и наполеоновский маршал Мюрат, был блестящим полководцем-кавалеристом.
2. «Камчатский Ермак» – В.В. Атласов. Назван так, поскольку, подобно Ермаку, открыл новые территории (Камчатку).
3. «Хождение в народ» – обозначение акций организации «Земля и воля» в 1874 году по пропаганде социализма в деревне, т. е. «в народе».

По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями.

Всего 9 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

  • 8.1. Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын.
  • 8.2. 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г.

Ответ

  • 8.1. Вольнодумцы XVI века, обвинённые в ереси.
  • 8.2. Даты походов русских войск на Азов.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 9

Содержание ↑

Расположите в хронологической последовательности события царствования Петра Великого. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

  • А) введение рекрутчины
  • Б) создание Северного союза
  • В) смерть царевича Алексея
  • Г) Персидский поход
  • Д) указ о единонаследии

Ответ

1 2 3 4 5
Б А Д В Г

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 10

Содержание ↑

Расположите перечисленные термины в хронологической последовательности их появления. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

  • А) наркомат
  • Б) комбед
  • В) хозрасчёт
  • Г) гласность
  • Д) отруб

Ответ

1 2 3 4 5
Д А Б В Г

 

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 11

Содержание ↑

Установите соответствие между музыкальными произведениями и композиторами, их создавшими. Запишите в таблицу в бланке работы выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ КОМПОЗИТОР
А) «Борис Годунов» 1) Н.А. Римский-Корсаков
Б) «Пиковая дама» 2) М.П. Мусоргский
В) «Золотой петушок» 3) П.И. Чайковский
Г) «Руслан и Людмила» 4) М.И. Глинка
Д) «Князь Игорь» 5) А.П. Бородин
6) Д.Д. Шостакович

 

Ответ

А Б В Г Д
2 3 1 4 5

 

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 4 балла.

Задание 12

Содержание ↑

Установите соответствие между договорами России и Швеции и датами.

Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

ДОГОВОР ДАТА
А) Тявзинский договор 1) 1583 год
Б) Ништадтский договор 2) 1743 год
В) Столбовский мир 3) 1809 год
Г) Фридрихсгамский договор 4) 1595 год
Д) Плюсское перемирие 5) 1617 год
6) 1721 год

Ответ

А Б В Г Д
4 6 5 3 1

 

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой. Всего 4 балла.

Задание 13

Содержание ↑

Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё.

Количество приказов и других московских учреждений в XVII в.

Учреждения 1626 1633 1646 1656 1664 1677 1682 1698
Приказы общегосударственной

компетенции (постоянные)

25 25 26 29 30 30 26 26
Приказы общегосударственной

компетенции (временные)

3 3 3 1 3 4 3 1
Приказы дворцовые 5 5 5 6 7 6 6 6
Приказы патриаршие 3 3 3 3 3 3 3 3
Итого 36 36 37 39 43 43 38 36
Другие городские и дворцовые

учреждения

8 8 12 14 14 16 15 19
Всего 44 44 49 53 57 59 53 55

 

1) Дайте определение термина «приказ».

Ответ

Приказ – орган отраслевого центрального управления в Московском государстве XVI–XVII вв. (2 балла).

2) Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите два объяснения.

Ответ

В течение всего века резко (двукратно) увеличивается количество данных учреждений (2 балла). Это связано прежде всего с необходимостью особо контролировать порядок в крупных городах (показательно, что рост таких учреждений начинается накануне «Бунташного века» – в 1646 г.) (2 балла). Вовторых, создание этих учреждений связано с формированием местных «филиалов» дворцовых приказов на местах (2 балла). Всего 6 баллов.

3) Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?

Ответ

Задачей дворцовых приказов являлось обеспечение деятельности царского двора, тогда как общегосударственные приказы отвечали за конкретные сферы управления в стране (2 балла).

4) Охарактеризуйте развитие приказной системы с 1626 г. по 1698 г. в Московском государстве. Какой процесс характеризуют данные таблицы?

Ответ

Можно наблюдать постепенное увеличение количества приказов. В целом их достаточно большое количество – 36, причём эта цифра характерна как для начала века, так и для конца (2 балла). Всплеск создания новых приказов в середине века был связан с решением сложных внешнеполитических задач.

В целом можно говорить о высоком уровне бюрократизации системы (2 балла).

Всего 4 балла.

Всего 14 баллов за задание 13.

Задание 14

Содержание ↑

Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы сражений, выигранных одним и тем же полководцем. Расположите их в хронологическом порядке и назовите полководца.

Ответ

№ карты 4 3 2 5 1

Полководец: А.В. Суворов.

  • 5 баллов за верную хронологию.
  • 1 балл за хронологию с одной ошибкой(т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановкилюбых двух символов);
  • 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
  • 3 балла за верно названное имя полководца.

Всего 8 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Перед Вами изображения, посвящённые событиям одного из важнейших процессов в истории России. Расположите номера изображений в хронологическом порядке отражённых на них событий и напишите, какое событие отражено на каждой иллюстрации. Назовите период отечественной истории,которому посвящены картины. Будьте внимательны: ОДНО изображение лишнее. Укажите его номер и назовите событие, изображённое на нём.

Ответ

№ изображения Событие
4 Кровавое воскресенье
5 Восстание на броненосце «Потёмкин»
1 Манифест 17 октября
3 Декабрьское восстание в Москве
6 Созыв I Государственной думы

 

ПЕРИОД: Первая русская революция 1905–1907 гг.

«Лишнее событие»: №2 – убийство Столыпина в 1911 г.

  • 2 балла за верную хронологию.
  • По 1 баллу за каждое верно названное событие. Всего 5 баллов.
  • 2 балла за верно названный период
  • 1 балл за указание лишней иллюстрации. 1 балл за верно названное событие, отражённое на ней.

Всего 11 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Перед Вами отрывки из источников, повествующих о пожарах Москвы. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год, когда эти пожары имели место.

А) «24 мая, в день Вознесения, татары из Крыма совершенно сожгли главный город московита Москву; в этом пожаре сгорели более 40 000 домов, господских усадеб и жилищ со всеми церквами и амбарами, и погибло около трёхсот тысяч человек, старых и молодых. Этот пожар продолжался всего только три часа. Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40 000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело дотла. Тут московиту было отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией прошлою зимою».

Б) «Седмочисленыя же боляре Московъския державы и всю власть Русьския земли предаша в руце литовъских воеводъ. Того же лета, марта въ 19, излияся фиалъ горести, царствующему граду Москве разорение. Падоша тогда высокозъдании домове, иже красотами блистающиися, огнем поядошася, и вси мудроверхия церкви, яже преже божественою славою сиающе, скверными рукама до конца разоришася. И множество христиансково народа мечемъ плеча литовскаго разсекошася, а инии от домовъ своихъ и от града скокомъ бежаша, понеже спастися желаху».

В) «И отвориша врата градная, и выйдошя съ своимъ княземь и с дары многими к царю… И в томъ часе начашя татарове сечи их по ряду напрасно. Преже всех их убиенъ бысть князь Остей пред градом, и потом начаша сечи попов и игуменов, аще и в ризах съ кресты, и черных люди.<…> И бяше дотоле, преже видети, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ. И ныне видети его нечего, разве токмо земля, и персть, и прах, и пепел. <…> Тогда же бысть сущу Киприану митрополиту на Тфери, и тамо избывшу ему ратнаго нахожениа, и приеха на Москву октября 7».

Г) «И так как народ все еще был в большом страхе, вспоминая о недавнем нашествии татар, то злодей приказывал поджигать Москву в разных местах, и сгорело более 200 домов, и все поджигатели были подкуплены им; таким образом, он снова навел страх на всю страну; сверх того, он послал воеводами в пограничные города несколько человек, которые лживо писали, что крымский хан с большим войском снова готовится вторгнуться в страну, и посылали письма с такими вестями в Москву, так что повергли всю страну в такой страх, что народ забыл обо всех делах и забыл о смерти или убиении Димитрия».

Д) «В коллегии, канцелярии и конторы к описям после случившегося на Троицу пожара определить людей добрых, кого Сенатская контора заблагорассудит. После пожара на тех местах, где денежная казна стояла и прочие медали и погорели, сыскивать слитков серебра, меди и медали, и отдавать на Монетный двор <…>, о том к тайному советнику и кавалеру графу Михаилу Гавриловичу Головкину послать указ. О судьбе колокола Моториных особое розыскание надлежит произвести. В Артиллерийскую Контору подтвердить указом, чтоб в Москве в городе пороха отнюдь не держали ничьего».

Е) «Июня 21 во вторник загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской… А митрополита Макария едва вызвавша из церкви, великаго для попущения Божия дымнаго духа едва не подзадохся… А стоял царь князь великий в своем селе в Воробьеве и з своею царицею з великою княгинею Анастасиею. Того же месяца 26 на пятый день после пожару чёрные люди града Москвы всколебашася и убиша камением царева великого князя болярина князя Юрья Васильевича Глинского».

Ответ

Буква В Е А Г Б Д
Год 1382 г. 1547 г. 1571 г. 1591 г. 1611 г. 1737 г.

 

2 балла за верную хронологию. По 2 балла за каждый верно определённый год.

Всего 14 баллов.

Задание 17

Содержание ↑

Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из жития Феодосия Печёрского. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Монастырь в Древней Руси: организация и хозяйственная деятельность».

Из жития преподобного Феодосия Печёрского (XI в.)

«Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и, окрыленный надеждой, поспешил в пещеру. Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: “Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения”. Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов.

Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: “Знай, честной отец, что сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить – исполню”. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду и сделал келарем. <…> Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью; собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его честное тело. А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте – это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была – один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались, выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.<…> Некоторое время спустя послал Феодосий одного из братии в Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосий повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут. Если же кто приходил к нему, чтобы стать монахом, не прогонял ни бедняка, ни богатого, но всякого принимал со всем радушием».

План работы

  1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
  2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
  3. Анализ организации и хозяйственной деятельности монастыря. Приведите не менее трёх положений.
  4. Выводы: общая оценка особенностей русской монастырской жизни на начальном этапе.

Ответ

  1. На основе учебного материала участнику следует коротко рассказать о Крещении Руси и первых русских монастырях и подвижниках (КиевоПечёрском монастыре и Антонии Печёрском). По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
  2. Участник должен показать особенности документа: это житие, вид церковной литературы о жизни и деятельности святого. Обязательно должен быть упомянут Феодосий Печёрский и его роль в истории древнерусского монашества. Несмотря на приверженность автора жития канону написания, источник все же содержит важные сведения о повседневности первых монастырей на Руси. Хорошо, если участник знает, что автор Жития – Нестор, который был современником и учеником Феодосия.

По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.

  1. Из текста видно, что монастырская история на Руси начинается с подвижников-одиночек (Антоний Печёрский и его пещера). Однако со временем они уже создают группы (в тексте упомянуты 15 человек – членов общины). Более того, появляется иерархия и должности – упомянуты игумен Варлаам и келарь Феодосий. Заимствование из Византии Студийского устава позволяло окончательно оформить монастырскую организацию. Хозяйственная деятельность монастырей имела скромные масштабы (хотя включала в себя и сельскохозяйственную, и ремесленную работу). Следует высоко оценивать работы, в которых прозвучит мысль об отсутствии в это период монастырского землевладения с зависимыми крестьянами.

По 2 балла за каждое положение.

Всего 6 баллов.

  1. В выводах следует оценивать полноту и корректность выводов, убедительность сделанных участником наблюдений.

2 балла за максимально полный вывод. 1 балл за приведённые выводы с неточностями.

Всего 20 баллов.

Задание 18

Содержание ↑

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  • ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  • можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  • располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  • владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Темы

  1. «Крещение Ольги и её попытка распространения христианства на всю Русь подготовят почву и станут образцом для его (Владимира Святого) собственного крещения и последующего крещения всей Русской земли» (А.Ю. Карпов).
  2. «Вся политика Ивана III по отношению к младшим князьям-братьям, к Новгороду и Твери – прямое продолжение мероприятий, какими в 50-е гг. XV в. ликвидировали итоги московской смуты» (А.Е. Пресняков).
  3. «Он (Фёдор Алексеевич), а не Пётр, открыл новый маршрут для России. Младший брат лишь продолжил дело старшего, который успел заложить основу для полного переворота в жизни государства» (Д.М. Володихин).
  4. «Екатерининский переворот 1762 года ознаменовал зарю новой эры. Она, Мать Отечества, свергла Петра III, который выглядел как иностранец, а не как русский, поступающий как иностранец. Страна окончательно стала равна Европе по уровню политической культуры» (Р. Уортман).
  5. «Движение декабристов – важное звено в общемировом революционном процессе. Они не только разбудили русскую политическую мысль, но и своим выступлением нанесли серьёзный удар по зданию “Священного союза” (П. Ангран).
  6. «Неудачная крестьянская реформа 1861 года определила направление политических реформ, которые носили половинчатый характер и привели к кризису власти» (П.Н. Зайончковский).
  7. «Революцию вызвала война (Первая мировая), которая, несмотря на все усилия правительства, так и не стала народной. Небывалые трудности расстроили экономическую жизнь и настроили массы против династии» (В.М. Лавров).
  8. «Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию» (Дж. Боффа).
  9. «Он принёс пользу нашему государству и партии, наряду с ошибками и недостатками, от которых никто не свободен. Однако “вышка” – первый секретарь ЦК ВКП(б) – оказалась для него слишком высокой» (Л.Г. Каганович о Н.С. Хрущёве).

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Чёткость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по рассматриваемой теме.

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

Всего за работу 130 баллов.

Содержание ↑

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: