Олимпиадные задания с решениями

Русский язык 9 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание № 1 (8 баллов)
  2. Задание № 2 (2 балла)
  3. Задание № 3 (16 баллов)
  4. Задание № 4 (9 баллов)
  5. Задание № 5 (12 баллов)
  6. Задание № 6 (8 баллов)
  7. Задание № 7 (4 балла)
  8. Задание № 8 (9 баллов)
  9. Задание № 9 (6 баллов)
  10. Задание № 10 (4 балла)

Задание № 1 (8 баллов)

Содержание ↑

Что означает слово цка? Подтвердите свою гипотезу, основываясь на знанияхо характере фонетических процессов в русском языке, артикуляции звуков изнаниях об исторической фонетике русского языка.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Слово цка – то же самое, что и доска (2 балла).

В слове дъска (доска) в процессе падения редуцированных (1 балл) выпалгласный Ъ (1 балл), в результате чего стала возможна регрессивная (0,5 балла)ассимиляция (1 балл) по глухости-звонкости (0,5 балла). Получившееся сочетание [тс] очень похоже на аффрикату (0,5 балла) [ц] (0,5 балла), содержащую каксмычку (0,5 балла), так и щелевой (0,5 балла) (фрикативный) элемент.

Всего 8 баллов.

Задание № 2 (2 балла)

Содержание ↑

Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.

Пролетело счастья время,
Как, любви не зная бремя,
Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Легким зефиром летал.

(А.С. Пушкин)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Воксал, вокзал – общественное здание с залом для танцев и концертов.

Всего 2 балла.

Задание № 3 (16 баллов)

Содержание ↑

Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо,восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дарБожий».

Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю формув языке-источнике.

По-венгерски Янош, а по-русски …

По-английски Джим, а по-русски …

По-испански Хорхе, а по-русски …

По-венгерски Миклош, а по-русски …

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

По-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».

По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).

По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).

По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».

За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).

За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).

За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание № 4 (9 баллов)

Содержание ↑

Предположим, что слова дядя, сбруя – это деепричастия несовершенного вида настоящего времени. Как бы выглядели возможные формы инфинитива и третьего лица единственного числа настоящего времени от этих деепричастий?

Приведите аналогичные примеры из русского языка.

Пример выполнения задания: от слова молодая молодать (0,5 балла) и молодает (0,5 балла), по аналогии с холодать холодает (0,5 балла).

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

От слова дядя:

  1. дядить (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с заводить – заводит (0,5 балла);
  2. дядеть (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с глядеть – глядит (0,5 балла);
  3. дясти (дясть) (0,5 балла) и дядёт (0,5 балла), по аналогии с красть – крадёт, вести – ведёт (0,5 балла);
  4. дясть (0,5 балла) и дяст (0,5 балла), по аналогии с есть – ест (0,5 балла).

От слова сбруя:

  1. сбровать (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с рисовать рисует (0,5 балла);
  2. сбруть (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с дуть – дует (0,5 балла).

Всего 9 баллов.

Задание № 5 (12 баллов)

Содержание ↑

Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранныхязыков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных нижесловах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso –ложный)). Объясните выбор проверочного слова.

гАрдероб

жОнглер

испЕщрять

бАллада

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

гАрдероб – авангард, гвардия (все три слова восходят к французскому garder –«хранить», «охранять»);

жОнглер – джокер (оба слова от лат. jocus – шутка);

испЕщрять – пёстрый;

бАллада – бал (из франц. яз., в котором ballade – «стихотворение, которое произносят танцуя») («танец», суф. производного от balar «танцевать»);

За верную проверку каждого слова по 1 баллу.

За верное объяснение каждого слова по 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание № 6 (8 баллов)

Содержание ↑

Приведите по одному примеру на следующие модели словосочетаний (порядок следования компонентов надо соблюдать, жирным курсивом выделено главное слово):

  1. существительное + наречие, связь примыкание;
  2. существительное + прилагательное, связь примыкание;
  3. простое количественное числительное, имеющее род + существительное,связь согласование;
  4. простое количественное числительное, не имеющее рода + существительное, связь согласование;
  5. простое количественное числительное + существительное, связь управление;
  6. прилагательное + существительное, связь управление;
  7. существительное + глагол, связь примыкание;
  8. глагол + глагол, связь примыкание.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

  1. яйцо вкрутую (1 балл);
  2. цвет хаки (1 балл);
  3. один стол или двум столам (или в род., дат., вин. одуш., твор. и предл. пад.)(1 балл);
  4. тремя / четырьмя / пятью и т. п. столами (или в род., дат., вин. одуш., твор. ипредл. пад.) (1 балл);
  5. два / три / четыре стола // пять столов (в им. или вин. неодуш. пад.) (1 балл);
  6. полный надежд (1 балл);
  7. желание петь (1 балл);
  8. заставить уйти (1 балл).

Всего 8 баллов.

Задание № 7 (4 балла)

Содержание ↑

Даны пары предложений на словенском языке и их переводы на русский.

  1. Kdo je ta žena? – Kdor drugim jamo koplje, sam vanjo pade. Кто эта женщина? – Кто другим яму копает, сам в неё падает.
  2. Kaj ropota pred vrati? – Kar seješ, to boš žel. Что стучит перед дверями? – Что сеешь, то будешь пожинать.
  3. Iz kakšnega blaga je tale obleka? – Kakršno delo, tako plačilo. Из какого (по качеству) материала это платье? – Какая (по качеству) работа, такая и плата.
  4. Do kolikšne visine se bo vzdvignilo letalo? – Nagrado so dobili tolikšno, kolikršno so zaslužili. До какой (букв. «сколькой») высоты поднимется самолёт? – (Они) получили такую (букв. «столькую») награду, какую (букв. «сколькую») заслужили.

Опишите разницу в функционировании русских и словенских вопросительноотносительных местоимений.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Разница в том, что в русском языке вопросительные и относительные местоимения никак не различаются с точки зрения грамматических форм (1 балл) и лишь контекст даёт понять, в какой функции они употребляются (1 балл). А в словенском языке, как видно из примеров, относительные местоимения образованы от вопросительных с помощью элемента -r- (kdo – kdor, kaj – kar, kakšnega – kakršno, kolikšne – kolikršno) (1 балл) и функционируют только как союзные слова в сложных предложениях (1 балл).

Всего 4 балла.

Задание № 8 (9 баллов)

Содержание ↑

Даны две группы предложений (примеры из Национального корпуса русского языка).

Первая группа

По последнему слою лака рисуют красками, которые готовят из той же смеси, добавляя к ней минеральные пигменты.

[Д. Осокина. Лаки – слой за слоем // «Химия и жизнь», 1969]

Писать чернилами, например, Рудаков считал зазорным – только тушью…

[Надежда Мандельштам. Воспоминания (1960–1970)]

Вторая группа

Посмотрю по поводу примеров на священников – нет, всё что-то не то; поёт ичитает резво, громко, как мужик дрова рубит топором.

[Г.Е. Распутин. Житие опытного странника (1907)]

Разгребая снег, мы нашли под ним много сухой травы и принялись ее резать ножами.

[В.К. Арсеньев. В горах Сихотэ-Алиня (1937)]

Что объединяет эти две группы? По какому принципу они разделены?

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

В обеих группах в каждом предложении есть словосочетания с творительнымпадежом (2 балла), схожие по значению, в общем виде подходящие подзначение образа действия (1 балл).

Но есть и семантическое различие (1 балл). Во второй группе творительныйпадеж выражает значение инструмента (2 балла), а в первой группе – то, чтоможет быть описано как значение средства, материала (2 балла). Различиезаключается в том, что в процессе действия средство расходуется (1 балл).

Всего 9 баллов.

Задание № 9 (6 баллов)

Содержание ↑

Дайте лексико-грамматический комментарий к подчёркнутому слову.

Стекло зацветает сложным узором: рама
суть хрустальные джунгли хвоща, укропа
и всего, что взрастилоодиночество.

(И. Бродский)

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Суть – форма 3-го лица (1 балл) множественного числа (1 балл) глагола есть (1 балл). С точки зрения грамматики допущена ошибка (1 балл).

При существительном рама глагол должен стоять в форме 3-го лица единственного числа (1 балл) – есть (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание № 10 (4 балла)

Содержание ↑

Прочитайте отрывок из повести «Писаніе о преставленіи и погребеніи князя Михайла Васильовича Шуйского, рекомаго Скопина» (начало XVII в.).

И паде князь Михайло на ложи своемъ, и нача у него утроба люто терзатися отъ того питія смертнаго… И весь дворъ его слезъ и горкаго воля и кричанія исполнися… И многи дохтуры Немецкіе со многими лѣчебными пригодами и неможаше никако болѣзни тоя возвратити.

Что имеется в виду под «лѣчебными пригодами»? Что значит «возвратити тоя болѣзни»? Используйте в толковании хотя бы по одному однокоренному современному русскому слову.

Модель ответа и критерии

Содержание ↑

Под «лѣчебными пригодами» имеются в виду различные лечебные средства, то, что может пригодиться (пригождается) в лечении (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл). «Возвратити тоя болѣзни» – значит обратить, повернуть болезнь назад, вспять, к выздоровлению (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл).

Всего 4 балла.

Максимальный балл за все выполненные задания – 78.

Класс:  / Предмет:  / Этап:  / Год:  / Город:  / 

Рекомендуем ознакомиться: