Содержание
- Задание 1. «Основы экологии. (9 баллов)»
- Задание 2. «Охрана окружающей среды» (7 баллов)
- Задание 3. «Численность популяций. (5 баллов)»
- Задание 4. «Охрана окружающей среды» (10 баллов)
- Задание 5. «Экология популяций» (4 балла)
- Задание 6. «Взаимодействие видов в экосистемах» (4 балла)
- Задание 7. «Экология популяций» (6 баллов)
Задания, ответы и критерии оценивания
В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий. Максимальноеколичество баллов – 45.
Задание 1. «Основы экологии. (9 баллов)»
Коротко ответьте на следующие вопросы.
- Как по-научному называют «санитаров планеты», разрушающих отмершиеостатки организмов и превращая их в неорганические и простейшиеорганические соединения?
- Какой важнейший фактор среды для аэробных организмов сосредоточен ватмосфере?
- Как называется замкнутый цикл процессов и явлений?
- Как называются виды живых организмов, которые имеют ограниченныйареал, представленный в пределах одной небольшой географической области?
- Как называется фактор среды, воздействие которого может выйти за пределывыносливости организма?
- Назовите группу абиотических факторов, связанных с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
- Как называют фактор среды, подразумевающий непосредственноевоздействие человека на какой-то организм или среду его обитания?
- Как называется наилучшее сочетание условий жизни?
- Что такое регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменениевремени года?
Правильный ответ: 1 – редуценты, 2 – кислород, 3 – круговорот, 4 – эндемики, 5 – ограничивающий (лимитирующий), 6 – климатические (метеорологические, погодные), 7 –антропогенный фактор, 8 – биологический оптимум, 9 – сезонный ритм(сезонный биоритм, циркадный ритм или суточный).
Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.
Всего – 9 баллов.
Задание 2. «Охрана окружающей среды» (7 баллов)
Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующиеуменьшению скорости эрозионных процессов:
- переход на малоотходные технологии;
- организация заказников и заповедников;
- безотвальная и плоскорезная вспашка;
- вспашка поперёк склонов;
- регулирование снеготаяния;
- борьба с загрязнением воды, воздуха;
- создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных лесополос;
- обработка почвы с оборотом пласта;
- применение тяжёлой техники при обработке почвы;
- строительство прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;
- строительство земляных валов в местах активного водяного стока;
- строительство водоотводящих каналов в местообитаниях с повышенной влажностью.
Правильные утверждения – 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12.
Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ. Если указаны неправильные мероприятия, как правильные, то 1 балл вычитается за каждый такой неправильно выбранный пункт. В итоге, если неправильно выбранных будет больше чем правильно выбранных, то результирующий балл будет равен нулю.
Всего – 7 баллов.
Задание 3. «Численность популяций. (5 баллов)»
Проанализируйте данные 2000 года о возрастном составе населения России (150 млн жителей) и Индонезии (190 млн жителей), приведённые в таблице ниже.
Возрастная группа | Россия | Индонезия |
от 0 до 10 лет | 21 млн | 48 млн |
от 11 до 20 лет | 23 млн | 37 млн |
от 21 до 30 лет | 22 млн | 32 млн |
от 31 до 40 лет | 22 млн | 25 млн |
от 41 до 50 лет | 22 млн | 19 млн |
от 51 до 60 лет | 14 млн | 13 млн |
от 61 до 70 лет | 16 млн | 8 млн |
от 71 до 80 лет | 8 млн | 6 млн |
от 81 и старше | 2 млн | 2 млн |
Используя материалы таблицы, ответьте на следующие вопросы.
- Рассчитайте долю (в %) молодёжи (возраст от 0 до 30 лет) в России и в Индонезии.
- Численность населения какой страны будет заметно расти в будущем и почему?
- Численность населения какой страны скорее всего стабильна и не имеет выраженной тенденции к росту? Объясните почему.
- Почему в возрастной пирамиде населения России группа от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем в предыдущей и последующей группах?
- В какой стране возрастные группы людей наиболее сильно отличаются между собой по численности населения? С чем на Ваш взгляд это может быть связано?
Правильный ответ:
- В России 44 %, в Индонезии 62 %.
- Индонезии. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)заметно выше, чем в последующих категориях.
- России. Потому что численность населения в первой категории (0–10 лет)чуть меньше, чем в последующих категориях.
- Люди этой группы родились в 40–50-х годах. В это время из-за Второймировой войны, голода и разрухи в стране была высокая смертностьрепродуктивной части населения, поэтому доля родившихся была значительноменьше, чем в соседние десятилетия (30–40-е и 50–60-е годы).
- В Индонезии. В этой стране больше рождается детей и меньше выживаетлюдей старших возрастов. Поэтому по сравнению с Россией сильнее почисленности отличаются разные возрастные группы. Это характерно для странс быстро растущим населением.
Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ.
Всего – 5 баллов.
Задание 4. «Охрана окружающей среды» (10 баллов)
Заполните таблицу «Основные загрязнители воздуха и их воздействие наприроду и человека». В центральную колонку впишите основные источники,выделяющие атмосферные загрязнители (выбрать из списка), в правой колонкеопишите опасность, которую представляют эти вещества для природы издоровья человека. При заполнении таблицы имейте в виду, что некоторыеисточники загрязнения могут относиться к нескольким видам веществ,загрязняющих атмосферу.
Источники, загрязняющие атмосферу:
- транспорт;
- предприятия, обрабатывающей промышленности;
- цементные заводы;
- аварии на атомных реакторах;
- производство, на котором сжигается уголь, сланцы, нефтепродукты;
- сжигание торфа и древесины;
- производство и транспортировка атомного оружия;
- производство железа, меди;
- производство серной кислоты;
- производство азотной кислоты;
- теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле, торфе и мазуте;
- испытания атомных и водородных бомб.
Вещества, загрязняющие атмосферу | Основные источники загрязнений | Воздействие загрязнителей на природу и человека |
Оксиды углерода (СО, СО2) | ||
Оксиды серы (SO3, SO2) | ||
Оксиды азота (NO, NO2) | ||
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.) | ||
Радиоактивные вещества |
Правильный ответ:
Вещества, загрязняющие атмосферу | Основные источники загрязнений | Воздействие загрязнителей на природу и человека |
Оксиды углерода (СО, СО2) | 1) транспорт; 2) сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов; 3) сжигание торфа и древесины | Вызывают парниковый эффект |
Оксиды серы (SO3, SO2) | 1) Сжигание угля, сланцев, нефтепродуктов; 2) производство железа, меди; 3) производство серной кислоты. 4) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте | Вызывают кислотные дож ди, смог Лондонского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы |
Оксиды азота (NO, NO2) | 1) транспорт; 2) производство азотной кислоты. 3) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте; | Вызывают кислотные дожди, смог Лос Анджелесского типа. Ухудшают здоровье людей, негативно влияют на живые организмы. |
Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.) | 1) промышленные пред приятия; 2) транспорт; 3) ТЭС, работающие на угле, торфе и мазуте; 4) цементные заводы | Вызывают отражение сол нечных лучей от Земли, уменьшают нагрев поверх ности.Затрудняют фотосинтез у растений. Увеличивают вероятность заболеваний дыхательной системы человека и живот ных |
Радиоактивные вещества | 1) испытания атомных и водородных бомб; 2) изготовление и транс портировка атомного ору жия; 3) аварии на атомных реакторах | Вызывают мутационные процессы, угрожают жизни и здоровью живых существ |
Оценивание: по 1 баллу за каждую верно заполненную ячейку таблицы.
В столбике «Основные источники загрязнения» верно заполненной ячейкойсчитается та, в которой правильно указано два и более источника загрязнения.
В столбике «Воздействие загрязнителей на природу и человека» вернозаполненной ячейкой считается та, в которой правильно указана одна или болееиз опасностей, которую представляют эти вещества.
Всего – 10 баллов.
Задание 5. «Экология популяций» (4 балла)
Приведите по несколько примеров организмов в каждом пункте, которыеимеют островной тип распределения популяций:
- а) среди водных организмов (от 2 до 4 примеров);
- б) среди сухопутных организмов (от 2 до 4 примеров).
Примеры правильных ответов:
а) озёрные обитатели: карась, щука, дафнии, циклопы и т. д. Можно привестипримеры и морских организмов – например рыбы и беспозвоночныеАральского, Каспийского морей.
б) обитатели настоящих островов: командорский песец, сахалинский медведь.Здесь же можно указать обитателей оазисов в пустыне: финиковая пальма,влаголюбивые растения, влаголюбивые грызуны, ящерицы, черепахи и т. д.
Также можно упомянуть животных, которые фрагментировали свой ареал из-задеятельности человека (зубр, бизон, дальневосточный леопард, киви и другие).
Оценивание: по 1 баллу за 1–2 примера и 2 балла за 3–4 примера отдельно длякаждого подпункта вопроса.
Всего – 4 балла.
Задание 6. «Взаимодействие видов в экосистемах» (4 балла)
Компонентами экосистемы пресноводного водоёма могут быть:
- рыбы;
- бактерии;
- дафнии, моллюски;
- водоросли и высшие водные растения;
- простейшие – инфузории;
- грибы.
Изобразите схему потоков вещества и энергии в экосистеме водоёма. Блоками выделите её компоненты, а стрелочками (направленными как в одну сторону, так и в обе) потоки вещества и энергии. Объясните, почему исключение некоторых элементов, например, мелких беспозвоночных животных, из этой схемы приведёт к резкому нарушению равновесия данной экосистемы.
Правильный ответ:
Итоговая схема:
Исключение дафний, моллюсков и инфузорий из этой экосистемы приведёт с одной стороны к исчезновению кормовой базы для рыб и, соответственно, их гибели, а с другой к сильному разрастанию водорослей и высших водных растений (вода зацветёт).
Оценивание: 1 балл за 1–4 правильно расставленные стрелки (в том числе и с правильным их направлением), 2 балла за 5–8 правильно расставленных стрелок, 3 балла за 9–12 правильно расставленных стрелок. Обоюдоострые стрелки считаются за две!
Плюс 1 балл за правильное объяснение про исключение дафний, моллюсков и инфузорий.
Всего – 4 балла.
Задание 7. «Экология популяций» (6 баллов)
В природе биоценозы с течением времени изменяются и преобразуются.
Опишите общие закономерности саморазвития экосистем, не испытывающих негативного влияния антропогенных факторов.
Правильный ответ:
Правильный ответ должен включать следующие пункты:
- постепенное увеличение видового разнообразия;
- смена доминирующих видов;
- усложнение цепей питания;
- усиление взаимовыгодных связей;
- увеличение общей биомассы и продукции сообщества;
- увеличение расхода продукции в цепях питания.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильно указанный пункт.
Всего – 6 баллов.