В итоговую оценку суммируются все баллы за шесть заданий. Максимальное количество баллов – 30.
Задание1. «Основы экологии» (5 баллов)
Решите, правильны ли предложенные утверждения. Перечислите отдельно номера правильных суждений и отдельно – неправильных.
- Организм хозяина является для паразита средой обитания.
- Воздух относится к биотическим факторам среды.
- Рельеф относится к абиотическим факторам среды.
- Росянка – это влаголюбивое растение.
- Длина пищевой цепи лимитируется потерей энергии на каждом пищевом уровне.
- Взаимоотношения человека и бычьего цепня есть пример симбиоза.
- Организмы в экосистеме, потребляющие готовые органические вещества, называют продуцентами.
- К биогенным макроэлементам относится углерод.
- Устойчивость биосферы обеспечивается хозяйственной деятельностью человека.
- Сукцессия – это постоянное функционирование экосистемы.
Верные высказывания: 1, 3, 4, 5, 8; неверные высказывания: 2, 6, 7, 9, 10.
Оценивание: 5 баллов за 10 правильных ответов 4 балла за 8 правильных ответов. 3 балла за 6 правильных ответов. 2 балла за 4 правильных ответа. 1 балл за 2 правильных ответа.
Всего – 5 баллов.
Задание 2. «Организм и среда» (6 баллов)
Опишите, какие экологические особенности имеют гомойотермные (теплокровные) организмы по сравнению с пойкилотермными (холоднокровными)?
Правильный ответ:
- постоянная внутренняя температура тела позволяет гомойтермным животным оставаться активными вне зависимости от колебаний температуры окружающей среды;
- постоянная внутренняя температура тела позволяет заселять пространства с холодным климатом;
- гомойотермным животным требуется большее количество пищи, так как их биохимические реакции протекают с высокой скоростью, что увеличивает скорость обмена веществ.
- Гомойотермным животным сложнее адаптироваться к водной среде, так как она обладает высокой теплоемкостью и теплопроводностью и быстро отводит много теплоты от организма.
Оценивание: 5–6 баллов (в зависимости от полноты ответа) за четыре описанных особенности, 3–4 балла за две описанных особенности. 1–2 балла за одну из перечисленных особенностей.
Всего – 6 баллов.
Задание 3. «Взаимоотношения организмов» (5 баллов)
Составьте пары организмов из списка, указанного ниже, которые в природе могут находиться в мутуалистических отношениях между собой. Названия организмов можно использовать только один раз.
Пчела, гриб подберёзовик, актиния, берёза, рак-отшельник, дуб, клевер, сойка, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
Правильные ответы:
- Пчела – липа;
- гриб подберёзовик – берёза;
- актиния – рак-отшельник;
- дуб – сойка;
- клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
Оценивание: по 1 баллу за каждую правильную пару.
Всего – 5 баллов.
Задание 4. «Правила экологической пирамиды» (4 балла)
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня. Напишите, как Вы это рассчитали.
Правильные ответы:
100 000 кг (100 тонн).
Расчёт: 10 кг щуки требует наличия 100 кг окуней (на каждый следующий уровень переходит только 10 %), 1000 кг мелкой рыбы, 10 000 кг зоопланктона, 100 000 кг фитопланктона.
Оценивание: 4 балла за правильный ответ с полным описанием расчётов. 2 балла за правильный ответ, но нечёткие или неправильные расчёты.
Всего – 4 балла.
Задание 5. «Численность популяций» (7 баллов)
Посмотрите на график, составленный по результатам переписи населения России на 2014 год. Там указана численность мужчин и женщин (горизонтальная шкала) разных возрастов (вертикальная шкала). С чем связаны возможные причины резкого снижения численности мужчин и женщин возрастных периодов, указанных стрелками 1 и 2? Почему численность женщин от 70 и старше лет в целом выше по сравнению с мужчинами?
Правильные ответы:
Стрелка №1 указывает на поколение людей, родившихся во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Расчёт: 2014 – 70 = 1944. Соответственно численность этой возрастной группы сильно ниже вследствие войны. Более высокая численность женщин в России старше 70 лет связана с их большей продолжительностью жизни по сравнению с мужчинами, а также с тем, что те мужчины, которые в войну были уже подростками или юношами, чаще погибали в боевых действиях.
Стрелка №2 указывает на поколение людей, родившихся в 90-е годы 20 века сразу после распада СССР. Расчёт: 2014 – 20 = 1994. Рождаемость в этот период была в целом крайне низкая. Соответственно соотношение числа мужчин и женщин примерно одинаковое.
Оценивание: 7 баллов за полностью правильный ответ. Из них 1 балл за правильное понимание графика, т.е. определение года рождения в 1 и 2 случае (1944 и 1994 гг.), 2 балла за объяснение первого провала численности, 2 балла за объяснение второго провала численности и 2 балла за объяснение разницы в численности мужчин и женщин старше 70 лет.
Всего – 7 баллов.
Задание 6. «Воздействие человека на экосистемы» (3 балла)
Вставьте пропущенные слова.
Агроценоз представляет собой искусственный _____________, возникший в результате __________________. Агроценозы могут существовать только при постоянных затратах _____________ со стороны человека.
Правильные ответы:
Биоценоз, деятельности человека, энергии
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Всего – 3 балла.