Содержание
- Задание 1 «Человек и окружающая среда» (5 баллов)
- Задание 2 «Живые организмы и человек» (6 баллов)
- Задание 3 «Влияние внешних факторов на организмы» (9 баллов)
- Задание 4 «Экология в городской среде» (3 балла)
- Задание 5 «Охрана природы» (3 балла)
- Задание 6 «Человек и окружающая среда» (3 балла)
- Задание 7 «Пищевые связи в экосистемах» (6 баллов)
Задания, ответы и критерии оценивания
В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий.
Максимальное количество баллов – 35.
Задание 1 «Человек и окружающая среда» (5 баллов)
Человек активно использует природные ресурсы для своей жизни. Выберите изпредложенного списка 5 исчерпаемых быстро невозобновляемых ресурсов нанашей планете:
Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферныйвоздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды,почва, солнечная энергия, природный газ, поваренная соль, леса, солнечныйсвет, млекопитающие, торф, жемчуг.
Правильный ответ: Уголь, нефть, железосодержащие руды, природный газ, торф.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Всего – 5 баллов.
Задание 2 «Живые организмы и человек» (6 баллов)
Назовите минимум 2 вида птиц, живущих в центре и на севере России, которыенесколько десятилетий тому назад улетали на зиму на юг, а сейчас могут житьв течение всего года в крупных городах, например, в Москве. Объясните,почему такое стало возможно?
Правильный ответ: Обыкновенный грач, утка-кряква, огарь. Ещё можно назвать единичнозимующие виды: хохлатая чернеть, гоголь, сизая чайка, серая цапля, чомга(большая поганка). Это связано с тем, что:
- в городских условиях зимой много доступной пищи – увеличилось числопомоек и свалок;
- существуют места, где можно относительно безопасно дневать и ночевать –парки и скверы, незамерзающие водоёмы;
- более тёплый климат, особенно в крупных городах, по сравнению с окрестными территориями;
- некоторые виды стали более терпимо относиться к соседству человека ифактору беспокойства с его стороны.
Оценивание: 1 балл за 1–2 правильно названных вида или 2 балла за 3 и болееправильно названных вида. Плюс к этому: по 1 баллу за каждый правильныйпункт объяснения указанного явления.
Всего – 6 баллов.
Задание 3 «Влияние внешних факторов на организмы» (9 баллов)
В негативных условиях окружающей среды живые организмы используют разные способы выживания: избегание, подчинение и сопротивление.
Распределите ниже приведённые примеры по этим способам выживания:
а) осенние перелёты птиц с северных мест гнездования в южные регионызимовок;
б) переход в состояние спор у бактерий при понижении температуры среды;
в) активная жизнь белых сов полярной зимой при температуре – 40° С;
г) зимняя спячка бурых медведей;
д) нагревание тела верблюда днём на жаре с 37° С до 41° С, и остывание егоночью до 37° С;
е) нахождение человека в бане при температуре в 100° С, при этом его внутренняя температура остаётся прежней – около 36,6° С;
ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80° С;
з) пережидание или ночевка рябчиков во время сильных морозов в толще снега.
и) прекращение гнездования птицами из-за постоянного присутствия человека
Правильный ответ:
Избегание – а, з, и.
Подчинение – б, г, д.
Сопротивление – в, е, ж.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Всего – 9 баллов.
Задание 4 «Экология в городской среде» (3 балла)
Собранный зимой на территории Москвы снег дорожные службы вывозят. Кудаего можно вывозить и выгружать? Выберите правильный ответ и обоснуйтеего:
а) на поле;
б) в реку или озеро;
в) на снегоплавильную установку;
г) в любое место.
Правильный ответ:
в) на снегоплавильную установку.
Обоснование: это позволит уменьшить площадь загрязнения вредными веществами, накопленными в городском снеге(1) или во втором случае очистить растаявший снег от вредных примесей (2).
Оценивание: 1 балл за правильно выбранный ответ. По 1 баллу за каждый изпунктов обоснования, отмеченных в скобках.
Всего – 3 балла.
Задание 5 «Охрана природы» (3 балла)
Объясните, почему экологи считают, что сбор металлолома и макулатуры – этоважное для охраны природы мероприятие.
Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:
- Повторное использование металлолома и макулатуры позволяет значительноуменьшить изъятие руды и деревьев из природы, это особенно важно дляневозобновляемых (металлы) и ограниченных природных ресурсов (леса).
- Экономится само сырьё, энергия для его обработки и человеческий труд.
- Уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т. д.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа.
Всего – 3 балла.
Задание 6 «Человек и окружающая среда» (3 балла)
Почему в национальных парках и на заповедных территориях посетителямможно ходить только по специальным тропинкам или дорожкам? Почему этотребование особенно строго должно соблюдаться в горах или приморскихрайонах с дюнами?
Правильный ответ должен содержать следующие объяснения:
- На заповедных территориях тропинки специально прокладывают по темместам, где посетители не могут потревожить охраняемых животных илислучайно затоптать редкие растения.
- Хождение по тропинкам уменьшает вытаптывание подстилки и нарушениепочвенных горизонтов, что также влияет на различные виды растений иживотных.
- В горах тропинки формируют таким образом, чтобы уменьшить смыв почвысо склонов, который наблюдается при хождении посетителей и нарушениитравяного покрова. В дюнах тропинки позволяют предотвратить ветровуюэрозию и нарушение растительного покрова, который эту эрозию сдерживает.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт ответа.
Всего – 3 балла.
Задание 7 «Пищевые связи в экосистемах» (6 баллов)
Заполните пропуски в предложенных пищевых цепочках:
а) ? – обыкновенная полёвка – обыкновенная неясыть
б) луговые растения – ? – землеройка – полевой лунь
в) хвоя сосны – сосновый шелкопряд – ? – ястреб
г) нектар – муха – ? – землеройка – сова
д) коровий помёт – личинка мухи – ? – ястреб-перепелятник
е) листовая подстилка – ? – землеройка – горностай
Правильные комбинации (в скобках дополнительные правильные варианты):
а) трава (осока, злаки и т. п. – вид не важен, но желательно относящийсяк луговому сообществу) – обыкновенная полёвка – обыкновенная неясыть
б) луговые растения – кузнечики (кобылки, листоеды, клопы, цикады и др.) –землеройка – полевой лунь
в) хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица (пищуха, дрозд и т. п.– любые насекомоядные виды воробьинообразных, живущие в хвойных илисмешанных лесах) – ястреб
г) нектар – муха – паук (жужелица) – землеройка – сова
д) коровий помет – личинка мухи – скворец (дрозд и т. п. – любые мелкие исредние по размеру насекомоядные виды воробьинообразных, обитающие наоткрытых пространствах) – ястреб-перепелятник
е) листовая подстилка – дождевой червь (кивсяк, личинка жука-хруща) –землеройка – горностай
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Всего – 6 баллов.