Содержание
- Задание 1. «Экологические группы растений и животных». (5 баллов)
- Задание 2. «Среда обитания». (3 балла)
- Задание 3. «Строение и среда обитания». (2 балла)
- Задание 4. «Экологические связи человека». (5 баллов)
- Задание 5. «Биотопическое распределение организмов». (10 баллов)
- Задание 6. «Строение и среда обитания». (4 балла)
- Задание 7. «Адаптации организмов к условиям среды». (6 баллов)
Задания, ответы и критерии оценивания
В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий. Максимальноеколичество баллов – 35.
Задание 1. «Экологические группы растений и животных». (5 баллов)
В приведённых ниже словах, обозначающих названия растений и животных,обитающих на разных территориях, переставлены буквы. Переставьте буквытак, чтобы получились правильные названия:
А. Лес
1) льсо, 2) зебёра, 3) цинаси, 4) накаб, 5) шалныд.
Б. Луг и поле
1) важоконор, 2) шакомар, 3) кзенукич, 4) ревелк, 5) чавудокин.
В. Водоём
1) шукягал, 2) кярса, 3) шамкы, 4) рьсака, 5) тисонктр.
Правильный ответ:
- А. 1) лось, 2) берёза, 3) синица, 4) кабан, 5) ландыш
- Б. 1) жаворонок, 2) ромашка, 3) кузнечик, 4) клевер, 5) одуванчик
- В. 1) лягушка, 2) ряска, 3) камыш, 4) карась, 5) тростник
Оценивание: Всего 5 баллов за 15 правильно восстановленных слов, т. е. по 1 баллу за каждые три правильно названных растения или животных.
Всего – 5 баллов.
Задание 2. «Среда обитания». (3 балла)
Почему в весеннем лесу снег тает дольше, чем на поле? Какое это имеетзначение для лесных растений? Как можно задержать снеготаяние на полях?
Правильный ответ:
- В лесу больше тени, поэтому прохладнее и снег тает медленнее. Кроме того,его задерживает и сами деревья.
- Более длительное таяние весеннего снега в лесу позволяет накопить почвебольше влаги. Микроклимат леса способствует меньшему испарению снега и,как следствие – больше воды, необходимой растениям, остаётся в почве.
- Продолжительное снеготаяние не приводит к бурному смыву почвы иподстилки, которое наблюдается, например, на полях или открытых участкахпоймы, а значит, больше питательных веществ остаётся в почве для растений. Задержать снеготаяние можно на полях с помощью лесополос, оставлениястерни и пр.
Оценивание: по 1 баллу за описание каждого правильного пункта.
Всего – 3 балла.
Задание 3. «Строение и среда обитания». (2 балла)
Объясните, почему рыбы, обитающие на больших глубинах в морях и океанах,имеют или очень маленькие, или сильно увеличенные глаза.
Правильный ответ:
На глубину океана проникает мало света. Чтобы ориентироваться в такихусловиях у рыб формируется либо очень чувствительная зрительная системас большими глазами (1), либо она редуцируется, и рыбы ориентируютсяс помощью других органов чувств (2), которые компенсируют недостатокзрения (обоняния, осязания и др.).
Оценивание: 1 балл за каждый правильный пункт в ответе (в описании онипомечены цифрами).
Всего – 2 балла.
Задание 4. «Экологические связи человека». (5 баллов)
Внимательно прочитайте следующие утверждения. Какие из них Вы считаетеверными, а какие нет?
- А. Человек разумный – один из более 1,7 миллиона известных наукебиологических видов.
- Б. Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.
- В. Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить своюжизнь и продолжить её через размножение.
- Г. На современном этапе развития цивилизации на человека и человеческиепопуляции уже не распространяются основные экологические законы.
- Д. Экологические отличия человечества от популяций других видов заключается в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.
Правильный ответ:
- Да – А; В; Д.
- Нет – Б; Г.
Оценивание: 1 балл за каждое правильно оцененное утверждение.
Всего – 5 баллов.
Задание 5. «Биотопическое распределение организмов». (10 баллов)
Какая среда будет наиболее оптимальной для указанных организмов? Выберитеправильный ответ и обоснуйте его.
- а) пшеница: лес, луг, пустошь, вырубка, пастбище;
- б) бобр: река, протекающая по степи, река, протекающая по еловому лесу, река,протекающая по осиновому лесу, река, протекающая по тундре;
- в) лось: лиственный лес, хвойный лес, поле, болото;
- г) колорадский жук: хвойный лес, капустное поле, луг, картофельное поле;
- д) окунь: озеро, болото, подземный водоём;
- е) рыжий таракан: лес, чистая комната, поле, кухня;
- ж) большая синица: сосновый лес, поле, озеро, парк с кормушками.
Правильный ответ:
- а) поле, т. к. открытое местообитание и достаточно воды в почве;
- б) река, протекающая по осиновому лесу, т. к. этому виду нужна не только река,но и лиственные деревья для строительства плотин, хаток, а также для питания;
- в) лиственный лес, т. к. лось лесной вид и молодые лиственные деревья нужныему для питания в осенне-зимний период;
- г) картофельное поле, т. к. этот вид питается картофелем;
- д) озеро, т. к. окуню требуется открытый, богатый кормом водоём;
- е) кухня, т. к. здесь тепло для этого южного вида и достаточно корма;
- ж) парк с кормушками, т. к. это лесной вид, а кормушки дают дополнительныйисточник корма (особенно в зимний период).
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт и правильноеобъяснение. В случае если вариант выбран правильно, но не дано объяснение,то балл не начисляется.
Всего – 7 баллов.
Задание 6. «Строение и среда обитания». (4 балла)
В какой среде обитания будут жить самые быстро передвигающиеся животные?
Назовите некоторых из них (до четырёх примеров). Почему в других средахскорости передвижения значительно ниже?
Правильный ответ:
В наземно-воздушной среде (сокол, стриж, гепард, мухи-журчалки, стрекозы идругие).
В других средах обитания плотность выше, соответственно, выше сопротивление движущемуся объекту. Кроме того, здесь важно указать о строении иформе тела (обтекаемости).
Оценивание: 1 балл за правильное указание среды обитания. 2 балла за болеечем 2 правильных примера быстро передвигающихся животных. 1 балл за 2 или1 правильный пример. Плюс 1 балл присуждается, если приведено объяснениепричины быстрого передвижения в наземно-воздушной среде или болеемедленного в других средах.
Всего – 4 балла.
Задание 7. «Адаптации организмов к условиям среды». (6 баллов)
Разные группы животных, освоившие сушу, имеют сходные приспособления (адаптации) для экономного расходования воды и существования в жарких условиях. Назовите и приведите примеры таких адаптаций, сгруппировав их в несколько типов (поведенческие, морфологические, физиологические).
Правильный ответ:
Способы регуляции водного баланса можно разделить на поведенческие,морфологические, физиологические:
- Поведенческие связаны с поисками водопоев, выбором мест обитания,рытьём нор (в них влажность воздуха может достигать 100 %). Они способствуют снижению испарения через покровы, экономят влагу в организме. Ночнаясуточная активность (змеи, хищные млекопитающие).
- Морфологические: различные образования, способствующие задержаниюводы в теле (раковины наземных улиток, чешуя рептилий, развитие покровову насекомых).
- Физиологические: способность к образованию метаболической влаги(жировые запасы верблюда, сусликов, сурков), экономия воды при выделениимочи и кала (верблюд, черепахи), развитие выносливости к обезвоживаниюорганизма, величина потоотделения и отдачи воды со слизистых (грызуны,пустынные птицы – рябок, дрофа, саксаульная сойка).
Оценивание: за каждый из трёх правильных пунктов в ответе можно получитьмаксимально 2 балла (если названа адаптация и приведены примеры) илитолько 1 балл (если нет примеров или они не подходят к данному типуприспособлений).
Всего – 6 баллов.