Олимпиадные задания с решениями

Экология 7-8 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1. «Экологические группы растений и животных». (5 баллов)
  2. Задание 2. «Среда обитания». (3 балла)
  3. Задание 3. «Строение и среда обитания». (2 балла)
  4. Задание 4. «Экологические связи человека». (5 баллов)
  5. Задание 5. «Биотопическое распределение организмов». (10 баллов)
  6. Задание 6. «Строение и среда обитания». (4 балла)
  7. Задание 7. «Адаптации организмов к условиям среды». (6 баллов)

Задания, ответы и критерии оценивания

В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий. Максимальноеколичество баллов – 35.

Задание 1. «Экологические группы растений и животных». (5 баллов)

Содержание ↑

В приведённых ниже словах, обозначающих названия растений и животных,обитающих на разных территориях, переставлены буквы. Переставьте буквытак, чтобы получились правильные названия:

А. Лес

1) льсо, 2) зебёра, 3) цинаси, 4) накаб, 5) шалныд.

Б. Луг и поле

1) важоконор, 2) шакомар, 3) кзенукич, 4) ревелк, 5) чавудокин.

В. Водоём

1) шукягал, 2) кярса, 3) шамкы, 4) рьсака, 5) тисонктр.

Правильный ответ:

  • А. 1) лось, 2) берёза, 3) синица, 4) кабан, 5) ландыш
  • Б. 1) жаворонок, 2) ромашка, 3) кузнечик, 4) клевер, 5) одуванчик
  • В. 1) лягушка, 2) ряска, 3) камыш, 4) карась, 5) тростник

Оценивание: Всего 5 баллов за 15 правильно восстановленных слов, т. е. по 1 баллу за каждые три правильно названных растения или животных.

Всего – 5 баллов.

Задание 2. «Среда обитания». (3 балла)

Содержание ↑

Почему в весеннем лесу снег тает дольше, чем на поле? Какое это имеетзначение для лесных растений? Как можно задержать снеготаяние на полях?

Правильный ответ:

  1. В лесу больше тени, поэтому прохладнее и снег тает медленнее. Кроме того,его задерживает и сами деревья.
  2. Более длительное таяние весеннего снега в лесу позволяет накопить почвебольше влаги. Микроклимат леса способствует меньшему испарению снега и,как следствие – больше воды, необходимой растениям, остаётся в почве.
  3. Продолжительное снеготаяние не приводит к бурному смыву почвы иподстилки, которое наблюдается, например, на полях или открытых участкахпоймы, а значит, больше питательных веществ остаётся в почве для растений. Задержать снеготаяние можно на полях с помощью лесополос, оставлениястерни и пр.

Оценивание: по 1 баллу за описание каждого правильного пункта.

Всего – 3 балла.

Задание 3. «Строение и среда обитания». (2 балла)

Содержание ↑

Объясните, почему рыбы, обитающие на больших глубинах в морях и океанах,имеют или очень маленькие, или сильно увеличенные глаза.

Правильный ответ:

На глубину океана проникает мало света. Чтобы ориентироваться в такихусловиях у рыб формируется либо очень чувствительная зрительная системас большими глазами (1), либо она редуцируется, и рыбы ориентируютсяс помощью других органов чувств (2), которые компенсируют недостатокзрения (обоняния, осязания и др.).

Оценивание: 1 балл за каждый правильный пункт в ответе (в описании онипомечены цифрами).

Всего – 2 балла.

Задание 4. «Экологические связи человека». (5 баллов)

Содержание ↑

Внимательно прочитайте следующие утверждения. Какие из них Вы считаетеверными, а какие нет?

  • А. Человек разумный – один из более 1,7 миллиона известных наукебиологических видов.
  • Б. Человек разумный не является составной частью экосистемы Земли.
  • В. Биологическая сущность человека проявляется в стремлении сохранить своюжизнь и продолжить её через размножение.
  • Г. На современном этапе развития цивилизации на человека и человеческиепопуляции уже не распространяются основные экологические законы.
  • Д. Экологические отличия человечества от популяций других видов заключается в масштабах экологических связей и особенностях их реализации.

Правильный ответ:

  1. Да – А; В; Д.
  2. Нет – Б; Г.

Оценивание: 1 балл за каждое правильно оцененное утверждение.

Всего – 5 баллов.

Задание 5. «Биотопическое распределение организмов». (10 баллов)

Содержание ↑

Какая среда будет наиболее оптимальной для указанных организмов? Выберитеправильный ответ и обоснуйте его.

  • а) пшеница: лес, луг, пустошь, вырубка, пастбище;
  • б) бобр: река, протекающая по степи, река, протекающая по еловому лесу, река,протекающая по осиновому лесу, река, протекающая по тундре;
  • в) лось: лиственный лес, хвойный лес, поле, болото;
  • г) колорадский жук: хвойный лес, капустное поле, луг, картофельное поле;
  • д) окунь: озеро, болото, подземный водоём;
  • е) рыжий таракан: лес, чистая комната, поле, кухня;
  • ж) большая синица: сосновый лес, поле, озеро, парк с кормушками.

Правильный ответ:

  • а) поле, т. к. открытое местообитание и достаточно воды в почве;
  • б) река, протекающая по осиновому лесу, т. к. этому виду нужна не только река,но и лиственные деревья для строительства плотин, хаток, а также для питания;
  • в) лиственный лес, т. к. лось лесной вид и молодые лиственные деревья нужныему для питания в осенне-зимний период;
  • г) картофельное поле, т. к. этот вид питается картофелем;
  • д) озеро, т. к. окуню требуется открытый, богатый кормом водоём;
  • е) кухня, т. к. здесь тепло для этого южного вида и достаточно корма;
  • ж) парк с кормушками, т. к. это лесной вид, а кормушки дают дополнительныйисточник корма (особенно в зимний период).

Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт и правильноеобъяснение. В случае если вариант выбран правильно, но не дано объяснение,то балл не начисляется.

Всего – 7 баллов.

Задание 6. «Строение и среда обитания». (4 балла)

Содержание ↑

В какой среде обитания будут жить самые быстро передвигающиеся животные?

Назовите некоторых из них (до четырёх примеров). Почему в других средахскорости передвижения значительно ниже?

Правильный ответ:

В наземно-воздушной среде (сокол, стриж, гепард, мухи-журчалки, стрекозы идругие).

В других средах обитания плотность выше, соответственно, выше сопротивление движущемуся объекту. Кроме того, здесь важно указать о строении иформе тела (обтекаемости).

Оценивание: 1 балл за правильное указание среды обитания. 2 балла за болеечем 2 правильных примера быстро передвигающихся животных. 1 балл за 2 или1 правильный пример. Плюс 1 балл присуждается, если приведено объяснениепричины быстрого передвижения в наземно-воздушной среде или болеемедленного в других средах.

Всего – 4 балла.

Задание 7. «Адаптации организмов к условиям среды». (6 баллов)

Содержание ↑

Разные группы животных, освоившие сушу, имеют сходные приспособления (адаптации) для экономного расходования воды и существования в жарких условиях. Назовите и приведите примеры таких адаптаций, сгруппировав их в несколько типов (поведенческие, морфологические, физиологические).

Правильный ответ:

Способы регуляции водного баланса можно разделить на поведенческие,морфологические, физиологические:

  1. Поведенческие связаны с поисками водопоев, выбором мест обитания,рытьём нор (в них влажность воздуха может достигать 100 %). Они способствуют снижению испарения через покровы, экономят влагу в организме. Ночнаясуточная активность (змеи, хищные млекопитающие).
  2. Морфологические: различные образования, способствующие задержаниюводы в теле (раковины наземных улиток, чешуя рептилий, развитие покровову насекомых).
  3. Физиологические: способность к образованию метаболической влаги(жировые запасы верблюда, сусликов, сурков), экономия воды при выделениимочи и кала (верблюд, черепахи), развитие выносливости к обезвоживаниюорганизма, величина потоотделения и отдачи воды со слизистых (грызуны,пустынные птицы – рябок, дрофа, саксаульная сойка).

Оценивание: за каждый из трёх правильных пунктов в ответе можно получитьмаксимально 2 балла (если названа адаптация и приведены примеры) илитолько 1 балл (если нет примеров или они не подходят к данному типуприспособлений).

Содержание ↑

Всего – 6 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: