Олимпиадные задания с решениями

Экология 7-8 классы, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

В  итоговую  оценку  суммируются  все  баллы  за шесть  заданий. Максимальное количество баллов – 50.

Задание 1. «Экологические группы животных» (13 баллов)

Какие экологические группы птиц выделяют:

  • по типам занимаемых местообитаний,
  • по способности к сезонным перемещениям,
  • по пищевой специализации?

Приведите  по  нескольку  примеров  видов,  которые  относятся  к  каждому  из предложенных типов для каждой из экологических групп.

Правильные ответы:

По типам занимаемых местообитаний выделяют:

  • лесные (рябчик, зяблик, чёрный дрозд, ястреб-тетеревятник и др.),
  • птицы открытых  пространств (перепел,  коростель,  жаворонок,  страус, луговой чекан, луни и другие),
  • кустарниковые (славки, соловьи и другие),
  • околоводные (кулики, чайки, бакланы и другие),
  • водоплавающие (утки, лебеди, поганки, гагары),
  • горные (грифы, сипы, горные куропатки, стенолаз и другие).

По способности к сезонным перемещениям выделяют:

  • оседлые (воробей, голубь, глухарь, дятлы, ворон и т. п.),
  • кочующие (поползень, клёст, королёк, снегирь, свиристель и т. п.),
  • мигрирующие (журавли, гуси, соловьи, канюк и т. п.).

По пищевой специализации выделяют: 

  • насекомоядные (соловьи, пищухи, ласточки, стрижи, корольки, пеночки),
  • растительноядные (голуби, клесты, дубоносы, попугаи, колибри),
  • хищные (совы, орлы, канюки, ястреба, грифы),
  • всеядные (сорока, ворона, чайки).

Оценивание:  по 1  баллу  за  каждый  правильный  пункт (выделен  чертой) в ответе и  за минимум  два примера  видов  для  каждой  экологической  группы. Ответ  также  считается  правильным,  если  какое-то  из  вышеперечисленных местообитаний  поделено  более  дробно (например,  лесные  разделены  на  птиц хвойных, лиственных и смешанных лесов).

Всего – 13 баллов.

Задание 2. «Среды обитания» (8 баллов)

Где  на  нашей  планете  могут  обитать  моллюски?  Приведете  по  нескольку примеров видов моллюсков, живущих в разных местообитаниях.

Правильные ответы:

  • морские (осьминоги,  кальмары,  каракатицы,  морские  гребешки,  устрицы, мидии и др.);
  • пресноводные (перловица, большой и малый прудовик);
  • наземные (виноградная улитка, ахатина, слизни).

Дополнительно  могут  быть  указаны  моллюски-паразиты (в  школьной программе  об  этом  не  говорится),  но  за  отсутствие  этого  пункта  баллы  не снижаются.

Оценивание:  по 1  баллу  за  каждый  правильный  пункт (выделен  чертой) в ответе и 1 баллу за минимум один пример вида для каждого местообитания. Плюс  суммарно 2 балла,  если  приведены  несколько  примеров  видов  для каждого местообитания.

Всего – 8 баллов.

 Задание 3. «Влияние внешних факторов на организмы»
(9 баллов)

Назовите  составные  части  дыхательной  системы  человека,  обозначенные цифрами.  Приведите  примеры  негативных  факторов  среды,  влияющих  на органы дыхания.

 

Дыхательная система человека

Правильные ответы:

  1. носовая полость
  2. трахея
  3. бронхи
  4. гортань
  5. лёгкие

Одной  из  главных  причин,  из-за  которых  у  человека  могут  развиться заболевания  органов  дыхания,  являются  вирусы,  бактерии  и  другие болезнетворные  микроорганизмы.  В  качестве  возбудителей  заболевания обычно  выделяются  пневмококки,  микоплазмы,  гемофильная  палочка, легионеллы,  хламидии,  микобактерия  туберкулёза,  респираторные  вирусные инфекции, вирусы гриппа типа А и В.

К другим факторам, которые могут стать причиной возникновения заболеваний органов  дыхания  относятся  внешние  аллергены (например,  пыль,  пыльца растений, шерсть домашних животных),  а  также домашние клещи. Последние нередко становятся причиной возникновения у человека бронхиальной астмы.

Негативно  влияют  на  органы  дыхания  человека  и  многие  промышленные выбросы в атмосферу, (например, если в процессе производства используются процессы  термической  обработки  или  химические  соединения).  Кроме  того, заболевания органов дыхания могут спровоцировать и некоторые медицинские препараты, а также пищевые аллергены.

Безусловно, негативное  влияние на  органы  дыхания  человека  оказывает и неблагоприятная  экологическая  обстановка.  Загрязнённый  воздух  в  помещениях дома и на работе, который несёт в себе высокое содержание химических соединений,  задымлённость  табачным  дымом  или  загазованность  помещений –  всё это может вызвать развитие тяжёлых заболеваний.

Оценивание: суммарно 1 балл  за правильно названные  элементы дыхательной системы. По 1  баллу  за  каждый правильный пункт (выделен  чертой)  в  ответе о влиянии факторов.

Всего – 9 баллов.

 Задание 4. «Строение и условия обитания». (10 баллов)

Рассмотрите  рисунок,  на  котором  изображены  различные  лапы  птиц.  Каким видам птиц они принадлежат? Как строение этих лап связано с образом жизни этих птиц?

Задание �Лапы птиц�

Правильные ответы:

  1. цапли, аисты (вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему птицы не проваливаются в ил);
  2. дневные хищные  птицы (правильными  ответами  можно  также  считать – орлы, ястреба и соколы) и совы (имеют загнутые острые когти, с их помощью они хватают добычу)
  3. утки и гуси (между пальцами имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании)
  4. дятлы (два пальца  расположены  впереди  на  ноге  и  два —  позади,  это помогает им держаться на стволе дерева)
  5. многие воробьинообразные (ворона,  воробей),  голуби (три пальца  вперёд и один назад, это позволяет легко ходить по земле и по необходимости садиться на ветви деревьев).

Оценивание: по 2 балла  за каждый правильный пункт в ответе – один балл  за правильное  указание  видов  и  групп  птиц,  а  второй  балл  за  описание  образа жизни.

Всего – 10 баллов.

Задание 5. «Строение и образ жизни» (5 баллов)

Какие  растения  способны  быть  хищниками  и  ловить  животных?  Приведите несколько примеров  таких видов и опишите различные варианты, как они  это могут делать.

Правильные ответы должны содержать следующие примеры и объяснения:

Примеры видов – росянка, мухоловка, пузырчатка, жирянка, непентес и другие.

Растения используют пять основных типов ловушек для ловли добычи:

  • ловчие листья в форме кувшинов;
  • листья, которые смыкаются в виде капканов;
  • липкие ловушки;
  • засасывающие ловушки;
  • ловушка типа крабовой клешни.

Тип  ловушки  не  зависит  от  принадлежности  растения  к  определённому семейству.

Оценивание: 1 балл за один правильный пример такого растения и 2 балла, если видов  приведено  больше. 1  балл  присуждается,  если  приведён  один  из  пяти типов ловушек, 2 балла за два типа и 3 балла, если приведено более двух типов ловушек.

Всего – 5 баллов.

Задание 6. «Взаимодействие организмов» (5 баллов)

Как  животные  могут  помогать  растениям  в  освоении  новых  территорий? Приведите  примеры  животных,  способных  участвовать  в  распространении растений. Что помогает растениям распространяться таким образом?

Правильные ответы должны содержать следующие примеры и объяснения:

  • непосредственный перенос –  муравьи  распространяют  семена  фиалки душистой, сойка – дуба (летит, в клюве несёт жёлудь и нечаянно обронила или закопала в землю);
  • перенос с  помощью  крючочков  и  зазубрин  на  плодах –  к  шерсти  животных (собака, лиса и т.п.) цепляются плоды череды, лопуха и др. растений;
  • через питание –  птицы (голуби,  дрозды)  или  млекопитающие (медведи, обезьяны,  крыланы)  поедают  сочные  плоды,  а  семена  не  перевариваются  и попадают  в  почву  вместе  с  помётом.  Примеры  со  снегирями  и  синицами неправильные и учитываться не должны;
  • диаспоры очень многих видов растений снабжены различного рода прицепками или выделяют  клейкие  вещества (омела)  и,  благодаря  этому,  могут прикрепляться  к  различным  частям  тела  животного  и  таким  образом распространяться иногда на довольно далёкие расстояния.

Оценивание: 1 балл за каждый правильный пример конкретного типа переноса растения. Плюс 2  балла  присуждаются,  если  приведены 2  способа (выделены чертой) прикрепления растений к животному.

Всего – 5 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: