В итоговую оценку суммируются все баллы за шесть заданий. Максимальное количество баллов – 50.
Задание 1. «Экологические группы животных» (13 баллов)
Какие экологические группы птиц выделяют:
- по типам занимаемых местообитаний,
- по способности к сезонным перемещениям,
- по пищевой специализации?
Приведите по нескольку примеров видов, которые относятся к каждому из предложенных типов для каждой из экологических групп.
Правильные ответы:
По типам занимаемых местообитаний выделяют:
- лесные (рябчик, зяблик, чёрный дрозд, ястреб-тетеревятник и др.),
- птицы открытых пространств (перепел, коростель, жаворонок, страус, луговой чекан, луни и другие),
- кустарниковые (славки, соловьи и другие),
- околоводные (кулики, чайки, бакланы и другие),
- водоплавающие (утки, лебеди, поганки, гагары),
- горные (грифы, сипы, горные куропатки, стенолаз и другие).
По способности к сезонным перемещениям выделяют:
- оседлые (воробей, голубь, глухарь, дятлы, ворон и т. п.),
- кочующие (поползень, клёст, королёк, снегирь, свиристель и т. п.),
- мигрирующие (журавли, гуси, соловьи, канюк и т. п.).
По пищевой специализации выделяют:
- насекомоядные (соловьи, пищухи, ласточки, стрижи, корольки, пеночки),
- растительноядные (голуби, клесты, дубоносы, попугаи, колибри),
- хищные (совы, орлы, канюки, ястреба, грифы),
- всеядные (сорока, ворона, чайки).
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе и за минимум два примера видов для каждой экологической группы. Ответ также считается правильным, если какое-то из вышеперечисленных местообитаний поделено более дробно (например, лесные разделены на птиц хвойных, лиственных и смешанных лесов).
Всего – 13 баллов.
Задание 2. «Среды обитания» (8 баллов)
Где на нашей планете могут обитать моллюски? Приведете по нескольку примеров видов моллюсков, живущих в разных местообитаниях.
Правильные ответы:
- морские (осьминоги, кальмары, каракатицы, морские гребешки, устрицы, мидии и др.);
- пресноводные (перловица, большой и малый прудовик);
- наземные (виноградная улитка, ахатина, слизни).
Дополнительно могут быть указаны моллюски-паразиты (в школьной программе об этом не говорится), но за отсутствие этого пункта баллы не снижаются.
Оценивание: по 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе и 1 баллу за минимум один пример вида для каждого местообитания. Плюс суммарно 2 балла, если приведены несколько примеров видов для каждого местообитания.
Всего – 8 баллов.
Задание 3. «Влияние внешних факторов на организмы»
(9 баллов)
Назовите составные части дыхательной системы человека, обозначенные цифрами. Приведите примеры негативных факторов среды, влияющих на органы дыхания.
Правильные ответы:
- носовая полость
- трахея
- бронхи
- гортань
- лёгкие
Одной из главных причин, из-за которых у человека могут развиться заболевания органов дыхания, являются вирусы, бактерии и другие болезнетворные микроорганизмы. В качестве возбудителей заболевания обычно выделяются пневмококки, микоплазмы, гемофильная палочка, легионеллы, хламидии, микобактерия туберкулёза, респираторные вирусные инфекции, вирусы гриппа типа А и В.
К другим факторам, которые могут стать причиной возникновения заболеваний органов дыхания относятся внешние аллергены (например, пыль, пыльца растений, шерсть домашних животных), а также домашние клещи. Последние нередко становятся причиной возникновения у человека бронхиальной астмы.
Негативно влияют на органы дыхания человека и многие промышленные выбросы в атмосферу, (например, если в процессе производства используются процессы термической обработки или химические соединения). Кроме того, заболевания органов дыхания могут спровоцировать и некоторые медицинские препараты, а также пищевые аллергены.
Безусловно, негативное влияние на органы дыхания человека оказывает и неблагоприятная экологическая обстановка. Загрязнённый воздух в помещениях дома и на работе, который несёт в себе высокое содержание химических соединений, задымлённость табачным дымом или загазованность помещений – всё это может вызвать развитие тяжёлых заболеваний.
Оценивание: суммарно 1 балл за правильно названные элементы дыхательной системы. По 1 баллу за каждый правильный пункт (выделен чертой) в ответе о влиянии факторов.
Всего – 9 баллов.
Задание 4. «Строение и условия обитания». (10 баллов)
Рассмотрите рисунок, на котором изображены различные лапы птиц. Каким видам птиц они принадлежат? Как строение этих лап связано с образом жизни этих птиц?
Правильные ответы:
- цапли, аисты (вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему птицы не проваливаются в ил);
- дневные хищные птицы (правильными ответами можно также считать – орлы, ястреба и соколы) и совы (имеют загнутые острые когти, с их помощью они хватают добычу)
- утки и гуси (между пальцами имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании)
- дятлы (два пальца расположены впереди на ноге и два — позади, это помогает им держаться на стволе дерева)
- многие воробьинообразные (ворона, воробей), голуби (три пальца вперёд и один назад, это позволяет легко ходить по земле и по необходимости садиться на ветви деревьев).
Оценивание: по 2 балла за каждый правильный пункт в ответе – один балл за правильное указание видов и групп птиц, а второй балл за описание образа жизни.
Всего – 10 баллов.
Задание 5. «Строение и образ жизни» (5 баллов)
Какие растения способны быть хищниками и ловить животных? Приведите несколько примеров таких видов и опишите различные варианты, как они это могут делать.
Правильные ответы должны содержать следующие примеры и объяснения:
Примеры видов – росянка, мухоловка, пузырчатка, жирянка, непентес и другие.
Растения используют пять основных типов ловушек для ловли добычи:
- ловчие листья в форме кувшинов;
- листья, которые смыкаются в виде капканов;
- липкие ловушки;
- засасывающие ловушки;
- ловушка типа крабовой клешни.
Тип ловушки не зависит от принадлежности растения к определённому семейству.
Оценивание: 1 балл за один правильный пример такого растения и 2 балла, если видов приведено больше. 1 балл присуждается, если приведён один из пяти типов ловушек, 2 балла за два типа и 3 балла, если приведено более двух типов ловушек.
Всего – 5 баллов.
Задание 6. «Взаимодействие организмов» (5 баллов)
Как животные могут помогать растениям в освоении новых территорий? Приведите примеры животных, способных участвовать в распространении растений. Что помогает растениям распространяться таким образом?
Правильные ответы должны содержать следующие примеры и объяснения:
- непосредственный перенос – муравьи распространяют семена фиалки душистой, сойка – дуба (летит, в клюве несёт жёлудь и нечаянно обронила или закопала в землю);
- перенос с помощью крючочков и зазубрин на плодах – к шерсти животных (собака, лиса и т.п.) цепляются плоды череды, лопуха и др. растений;
- через питание – птицы (голуби, дрозды) или млекопитающие (медведи, обезьяны, крыланы) поедают сочные плоды, а семена не перевариваются и попадают в почву вместе с помётом. Примеры со снегирями и синицами неправильные и учитываться не должны;
- диаспоры очень многих видов растений снабжены различного рода прицепками или выделяют клейкие вещества (омела) и, благодаря этому, могут прикрепляться к различным частям тела животного и таким образом распространяться иногда на довольно далёкие расстояния.
Оценивание: 1 балл за каждый правильный пример конкретного типа переноса растения. Плюс 2 балла присуждаются, если приведены 2 способа (выделены чертой) прикрепления растений к животному.
Всего – 5 баллов.