Задание 1
Определите субъект Российской Федерации по описанию и, используя карты атласов, заполните таблицу.
Рельеф этого пограничного субъекта Российской Федерации представляет собой сочетание возвышенностей (по двум из них проходит водораздел между двумя «великими русскими реками») и низменностей, одна из которых лежит ниже уровня моря. Сухое жаркое лето, холодная малоснежная зима являются причиной недостаточного увлажнения и формирования двух соответствующих природных зон, а специфические метеорологические явления наносят большой ущерб земледелию. Самым низким и жарким местом (+43 ⁰С) является берег озера с характерным пурпурно-красным цветом воды и с солёностью 300 г/л. Речная сеть сильно изменена: сооружены два крупных водохранилища, ГЭС, канал.
Административный центр – город-герой, дважды менявший своё название, местоположение одного из «7 чудес России». Вторым по значимости промышленным центром является его «спутник». Заслуживает внимание и «столица российской провинции».
Этот регион является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России, особенно по производству зерновых и масличных культур. Развито бахчеводство и садоводство.
Базовые отрасли промышленности: комплекс конструкционных материалов, ТЭК, пищевая промышленность и машиностроение.
Название субъекта РФ | |
Возвышенности, по которым проходит водораздел | |
Две низменности | |
Две «великие русские реки» | |
Две природные зоны | |
Специфические метеорологические явления | |
Солёное озеро | |
Канал | |
Два водохранилища | |
Название ГЭС | |
Три названия административного центра | |
Одно из 7 чудес России | |
«Город-спутник» | |
«Столица российской провинции» | |
Три основные зерновые культуры | |
Две масличные культуры |
Ответы
Название субъекта РФ | Волгоградская область (2 балла) |
Возвышенности, по которым проходит водораздел | Приволжская возвышенность (2 балла), Ергени (2 балла) |
Две низменности | Прикаспийская (2 балла), Окско-Донская (2 балла) |
Две «великие русские реки» | Волга (1 балл), Дон (1 балл) |
Две природные зоны | степи (1 балл), полупустыни (1 балл) |
Специфические метеорологические явления | Засуха, суховеи, пыльные бури (по 2 балла, максимум 4) Речь идёт о явлениях, спровоцированных нехваткой влаги, поэтому град, гололёд мы не учитываем |
Солёное озеро | Эльтон (2 балла) |
Канал | Волго-Донской (1 балл) |
Два водохранилища | Волгоградское (2 балла), Цимлянское (2 балла) |
Название ГЭС | Волжская (2 балла) |
Три названия административного центра | Царицын, Сталинград, Волгоград (по 1 баллу, макимум 3) |
Одно из 7 чудес России | Мамаев курган (2 балла) |
«Город-спутник» | Волжский (1 балл) |
«Столица российской провинции» | Урюпинск (2 балла) |
Три основные зерновые культуры | озимая пшеница, яровой ячмень, просо (по 1 баллу, максимум 3) Можно засчитать ответы: пшеница, ячмень и просо. Кукуруза не учитывается, так как её посадки в области идут в категории кормовых культур |
Две масличные культуры | подсолнечник и горчица (по 1 баллу, максимум 2) |
Задание 2
На рисунках 1–5 представлены контуры пяти субъектов Российской Федерации (масштаб произвольный). В таблице № 1 представлены некоторые статистические показатели этих пяти субъектов.
Заполните таблицу: определите субъекты Российской Федерации, сопоставьте их со строчками в таблице, напишите названия статистических показателей и их единицы измерения. Какая отличительная особенность выделяет эти регионы из всех 85 субъектов Российской Федерации? Приведите обоснование Ваших рассуждений.
Таблица №1
№ рис. | Название субъекта РФ | |||
144,5 | 1191 | 8,2 | ||
534,8 | 1612 | |||
3,6 | 128,9 | |||
769,3 | 540 | 0,7 | ||
2727 | 28,5 |
Таблица №2
Отличительная особенность регионов | |
Обоснование | |
Ответы
№ рис. | Название субъекта РФ | Площадь территории, тыс. км2 | Численность населения, тыс. человек | Плотность населения, чел./км2 |
5 | Волгоградская область | 144,5 | 1191 | 8,2 |
4 | ХМАО | 534,8 | 1612 | 3 |
1 | Ингушетия | 3,6 | 464 | 128,9 |
3 | ЯНАО | 769,3 | 540 | 0,7 |
2 | Кемеровская область | 95,7 | 2727 | 28,5 |
За каждую правильно заполненную ячейку таблицы – 2 балла, итого за таблицу – 32 балла.
Внимание!
- Если ученик правильно определяет название статистических показателей, но неправильно указывает единицу измерения, за ячейку ставится 1 балл.
- Если ученик верно определяет название субъекта, но вписывает его название не в ту строчку, ставится 2 балла.
Отличительная особенность регионов | Во всех пяти субъектах столица – не самый большой по численности населения город (3 балла) |
Обоснование | Череповец по населению превосходит Вологду. Новокузнецк по населению превосходит Кемерово. В Ингушетии Магас не входит даже в десятку самых населённых поселений. Ханты-Мансийск — четвёртый по населению город ХМАО (после Сургута, Нижневартовска и Нефтеюганска). Салехард по населению уступает Новому Уренгою и Ноябрьску (по 1 баллу за каждое обоснование, всего 5 баллов) |
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 3
Изучая особенности конфигурации территории континентов, государств, регионов, мы сталкиваемся с необходимостью определения географического центра. Для нахождения центра территории используют различные способы.
Наиболее простой из них — определение средних значений между широтой крайней северной и крайней южной точек и между долготой крайней западной и крайней восточной.
- Если крайними точками выбрать мыс Флигели, остров Ратманова, Балтийскую косу и Базардюзю, то географический центр России будет расположен в месте с координатами 61° 31′ с. ш. 105° 19′ в. д. Определите, в каком субъекте Российской Федерации он расположен.
- Использование в расчётах крайних точек, расположенных на островах, иногда может привести к забавным казусам. В таблице приведены координаты «географических центров» четырёх государств ЕС. Крайние точки этих стран могут располагаться не только в континентальной части государства, но и на островных, в том числе и заморских владениях этих государств. Среди государств А–Г нет Франции с её заморскими владениями, у которой невозможно однозначное определение самой западной и самой восточной точки.
Государство | Географический центр |
А | 69° 14′ с. ш. 29° 02′ з. д. |
Б | 35° 43′ с. ш. 6° 58′ з. д. |
В | 36° 04′ с. ш. 18° 46′ з. д. |
Г | 32° 49′ с. ш. 31° 26′ з. д. |
Определите, каким государствам принадлежат эти «географические центры», и для каждого случая напишите, почему произошло такое сильное смещение центра.
- Если же мы не будем учитывать островные территории и будем рассматривать только материковые крайние точки государств, то и в этом случае нас ждут сюрпризы. У двух государств Европы географический центр расположен в пределах другого государства. Определите эти пары государств и напишите причину подобного казуса.
- Определите координаты географического центра России (с точностью до одного градуса), если рассматривать только материковые крайние точки страны. Напишите, в каком субъекте Российской Федерации он расположен.
1 | ||
2 | Государство | Причина смещения |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
3 | ||
4 |
Ответы
1 | Географический центр России с координатами 61° 31′ с. ш. 105° 19′ в. д. расположен в Иркутской области (2 балла). За ответ «Красноярский край» ставится 1 балл | |
2 | Государство | Причина смещения |
А – Дания (2 балла) | Географический центр смещается из-за Гренландии, где будут располагаться крайние северная и западная точки (4 балла) | |
Б – Испания (2 балла) | Географический центр смещается из-за Канарских островов, что находятся близ Африки, где будут располагаться крайние южная и западная точки (4 балла) | |
В – Португалия (2 балла) | Географический центр смещается из-за Азорских островов и островов Мадейра, что находятся в Атлантическом океане, где будут располагаться крайние южная и западная точки (4 балла) | |
Г – Нидерланды (2 балла) | Географический центр смещается из-за территорий в Карибском бассейне, где будут располагаться крайние южная (Кюрасао) и западная (Аруба) точки (4 балла) | |
3 | Географический центр Хорватии расположен в Боснии и Герцеговине (2 балла). Географический центр Норвегии расположен в Швеции (2 балла). И Норвегия, и Хорватия как бы охватывают соседнюю страну полукругом, из-за чего географический центр оказывается вне государства (2 балла) | |
4 | Координаты географического центра России, рассчитанного по материковым точкам, – 59° 27′ с. ш. 104° 59′ в. д. (6 баллов), расположен он в Красноярском крае (2 балла). За ответ «Иркутская область»ставится 1 балл |
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 4
По предложенному описанию определите, о какой отрасли промышленности идёт речь, и, используя карты атласов, заполните таблицу.
Это один из самых лёгких металлов в природе. Он чрезвычайно пластичен и не подвержен коррозии, не магнитится, отлично проводит электрический ток и образует сплавы практически со всеми металлами. Играет важнейшую роль в развитии строительства, электроэнергетики, автомобилестроения, авиационно-космической, электротехнической, пищевой и других отраслей промышленности. По объёму производства этого металла (в 2012 г. – 4,02 млн тонн) Россия занимает 2-е место в мире. Сырьём для производства служат несколько видов руд: «А» и «Б». Из них сначала получают полуфабрикат «В» (только 40 % потребностей России обеспечивается отечественным сырьём, остальная часть поступает из-за границы) и только потом металл. Производство этого металла в 2012 г. показано на диаграмме.
Название отрасли | |||
Сырьё «А» | |||
Сырьё «Б» | |||
Сырьё | Субъект РФ | Добыча (млн т) | Месторождения |
«А» | Свердловская область | 2,406 | |
Республика Коми | 2,037 | ||
Архангельская область | 0,557 | ||
«Б» | Мурманская область | 24,35 | |
Кемеровская область | 4,09 | ||
Полуфабрикат «В» | |||
Две страны – поставщики сырья и полуфабриката «В» | |||
Принцип размещения заводов по производству металла | |||
Субъект РФ | Промышленные центры | ||
Иркутская область | |||
Красноярский край | |||
Республика Хакасия | |||
Кемеровская область | |||
Свердловская область | |||
Волгоградская область | |||
Укажите промышленный центр и субъект, к которому он относится | |||
Ответы
Название отрасли | производство алюминия / алюминиевая промышленность (4 балла) | ||
Сырьё «А» | бокситы (2 балла) | ||
Сырьё «Б» | нефелины /уртиты (2 балла) | ||
Сырьё | Субъект РФ | Добыча (млн т) | Месторождения |
«А» | Свердловская область | 2,406 | Красная Шапочка, Черемуховское, Кальинское, Ново-Кальинское |
Республика Коми | 2,037 | Вежаю-Ворыквинское / Тимшерское | |
Архангельская область | 0,557 | Иксинское | |
«Б» | Мурманская область | 24,35 | Хибинская группа месторождений, Кировск |
Кемеровская область | 4,09 | Кия-Шалтырское | |
За правильное название месторождений – по 2 балла (максимум 10). В разных атласах месторождения называются по-разному. Необходимо свериться с атласом | |||
Полуфабрикат «В» | глинозём (2 балла) | ||
Две страны – поставщики сырья и полуфабриката «В» | Гвинея (2 балла) / Украина* (1 балл) Ямайка (2 балла) | ||
Принцип размещения заводов по производству металла | энергетический / близость к источникам дешёвой энергии / вблизи ГЭС (2 балла) | ||
Субъект РФ | Промышленные центры | ||
Иркутская область | Шелихов, Братск | ||
Красноярский край | Красноярск / посёлок Таёжный (Богучаны)** | ||
Республика Хакасия | Саяногорск | ||
Кемеровская область | Новокузнецк | ||
Свердловская область | Краснотурьинск, Каменск-Уральский | ||
Волгоградская область | Волгоград | ||
Укажите промышленный центр и субъект, к которому он относится | Кандалакша (Мурманская область), | ||
Надвоицы (Республика Карелия) | |||
Волхов (Ленинградская область) | |||
За каждый правильно названный город и соотнесение его с субъектом РФ – по 1 баллу, максимум 14 баллов |
* Украина сейчас нам ничего не поставляет, но в учебниках на неё ссылаются, поэтому если учащиеся напишут Украину, то ответ можно засчитать условно правильным и оценить в один балл.
** Месторождение Богучаны только открыли и оно есть не на всех картах в атласах. Поэтому если ребенок его укажет вместо Красноярска, его тоже нужно оценить
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 5
Изучите схему природной зоны России и выполните задания.
- Дайте название природной зоне, изображённой на схеме, и определите по картам атласов:
- а) в каких федеральных округах нашей страны возможно её увидеть;
- б) в каких странах кроме нашей есть эта природная зона.
- Приведите четыре примера коренных народов нашей страны, проживающих в рассматриваемой природной зоне, и три примера их традиционных видов хозяйственной деятельности.
- Приведите два примера территорий с острой экологической ситуацией в данной природной зоне России, объясните причину их возникновения.
- Перечислите пять любых особо охраняемых природных территорий нашей страны, расположенных в рассматриваемой природной зоне.
№ | Элемент задания | Ответы | |
1 | Название природной зоны | ||
Федеральные округа | |||
Страны мира | |||
2 | Коренные народы (четыре примера) | ||
Традиционные виды хозяйствен- ной деятельности (три примера) | |||
3 | Районы с острой экологической ситуацией (два примера) | Район | Причина |
4 | ООПТ (пять примеров) |
Ответы
№ | Элемент задания | Ответы |
1 | Название природной зоны (4 балла) | тундра / тундра и лесотундра (3 балла), за ответ «лесотундра» – 1 балл |
Федеральные округа (4 балла) |
| |
Страны мира (7 баллов) |
| |
2 | Коренные народы (четыре примера) (4 балла) | Любые четыре коренных народа России, проживающих в зоне тундры, – по 1 баллу за каждый верный ответ. Возможные варианты ответов: алюторцы, долганы, кереки, коми, коряки, нганасаны, ненцы, саамы, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры, якуты В случае других вариантов ответов проверьтеданные карт в атласе, которым пользовались ученики. |
Традиционные виды хозяйствен- ной деятельности (три примера) (6 баллов) | Любые три вида традиционной хозяйственной деятельности – 2 балла за каждый вид. Возможные варианты ответов: оленеводство, собирательство, рыболовство, охота ИЛИ другие варианты, не противоречащие смыслу задания | |
3 | Районы с острой экологической ситуацией (два примера) (10 баллов) | За каждый верный район – 2 балла; за верное объяснение каждой причины – 3 балла. Возможные варианты ответов:
ИЛИ другие варианты, не противоречащие смыслу задания |
4 | ООПТ (пять примеров) (5 баллов) | За каждый верный ответ – 1 балл. Возможные варианты ответов:
В случае других вариантов ответов проверьте данные карт в атласе, которым пользовались ученики |
Максимум за задание – 40 баллов.
Максимум за всю работу – 200 баллов.