Задание 1
Определите государство по описанию в тексте и заполните таблицу.
Это одна из крупнейших стран в мире как по площади территории, так и по численности населения. На первом этапе колонизации европейцы заготавливали здесь красный сандал, его древесина использовалась в красильном деле. Этому дереву страна обязана современным названием. Это федеративная республика, состоящая из 26 административно- территориальных единиц и федерального столичного округа. Столица имеет очертания самолёта, и это единственный объект современного этапа цивилизации, включённый в список Всемирного наследия. Страна занимает почти половину площади материка, не имеет границы лишь с двумя государствами континента, её пересекает самая длинная параллель. Одновременно она выходит широким фронтом на побережье океана, по её территории протекает самая полноводная (а по некоторым данным и самая длинная) река планеты. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного. Страна входит в первую тройку стран по добыче одной руды чёрного металла и одной руды цветного металла. Страна богата и другими видами природных ресурсов. На пограничной реке, недалеко от знаменитого водопада функционирует одна из крупнейших в мире ГЭС.
Население имеет сложный расовый и этнический состав, но в стране один официальный язык. Это развивающаяся страна, но в классификации развивающихся стран она относится к особому типу. Страна входит в экономическое объединение пяти государств, участником которого является и Россия.
Достаточно прочные позиции страна занимает в сельском хозяйстве. Страна является мировым лидером по сбору сахароносной, тонизирующей и цитрусовой культур. Очень развито животноводство, но страна также и промышленный лидер в своём регионе.
В стране 14 городов-миллионеров. Особо выделяются два крупнейших. Один из них славится карнавалами и одним из крупнейших в мире футбольным стадионом. Это город социальных контрастов, знаменитый своими трущобами. Другой город – крупнейший в стране, её экономическая столица, его образно называют «Нью-Йорком региона».
№ | Вопрос | Ответы |
1 | Название государства (5 баллов) | |
2 | Место страны в мировых рейтингах по площади территории, по численности населения (2 балла) | |
3 | Страна-метрополия (2 балла) | |
4 | Административно-территориальная единица и столица страны (3 балла) | |
5 | Название материка (1 балл) | |
6 | Две страны материка, с которыми нет общей границы (2 балла) | |
7 | Самая длинная параллель (2 балла) | |
8 | Название океана и реки (2 балла) | |
9 | Руды металлов (чёрный металл, цветной металл) (2 балла) | |
10 | Три примера природных ресурсов (3 балла) | |
11 | Названия реки, водопада и ГЭС (3 балла) | |
12 | Официальный язык (2 балла) | |
13 | Тип развивающейся страны и экономическое объединение стран (3 балла) | |
14 | Сельскохозяйственные культуры (сахароносная, цитрусовая, тонизирующая) (3 балла) | |
15 | Название региона (1 балл) | |
16 | Два крупнейших города (2 балла) | |
17 | Кварталы трущоб (2 балла) |
Ответы
№ | Вопрос | Ответы |
1 | Название государства (5 баллов) | Бразилия (5 баллов) |
2 | Место страны в мировых рейтингах (2 балла) |
|
3 | Страна-метрополия (2 балла) | Португалия (2 балла) |
4 | Административно-территориальная единица и столица страны (3 балла) | штат (2 балла), Бразилиа (1 балл) |
5 | Название материка (1 балл) | Южная Америка (1 балл) |
6 | Две страны материка, с которыми нет общей границы (2 балла) |
|
7 | Самая длинная параллель (2 балла) | Экватор (2 балла) |
8 | Название океана и реки (2 балла) | Атлантический (1 балл), Амазонка (1 балл) |
9 | Руды металлов (2 балла) |
|
10 | Три примера природных ресурсов (3 балла) | Водные, гидроэнергетические, лесные, земельные – любые три примера, за каждый верный ответ – 1 балл |
11 | Названия реки, водопада и ГЭС (3 балла) |
|
12 | Официальный язык (2 балла) | португальский (2 балла) |
13 | Тип развивающейся страны и экономическое объединение стран (3 балла) |
|
14 | Сельскохозяйственные культуры (3 балла) |
|
15 | Название региона (1 балл) | Латинская Америка (1 балл) |
16 | Два крупнейших города (2 балла) |
|
17 | Кварталы трущоб (2 балла) | фавела (2 балла) |
Максимально за задание – 40 баллов.
Задание 2
Внутриконтинентальные страны, те, которые не имеют выхода к Мировому океану, расположены в нескольких частях света. Всего насчитывается 44 внутриконтинентальных государства – члена ООН. Большинство из них расположены компактно в центральных частях материков и граничат друг с другом. 12 государств, представленных в таблице, – исключение, они граничат только с приморскими странами. По форме правления 6 из них – монархии, а 6 – республики.
- Определите эти государства, используя подсказки в таблице № 1. Соотнесите названия государств с их краткими описаниями, что даны в таблице № 2. Для каждого государства напишите форму правления (монархия или республика). Ответ оформите в таблице № 3.
- Среди этих 12 государств преобладают страны-карлики, особенно по численности населения. Напишите единственное государство, которое по численности населения обгоняет кого-либо из своих соседей.
- Назовите 13-е государство, подобное другим 12, которое показано на картах Вашего атласа. Почему оно не вошло в таблицу?
Таблица № 1
Государство | Страны-соседи (число и характерная особенность) | |||
1 | 1 – член Большой семёрки | |||
2 | 1 – резиденции правительства, парламента и верховного суда расположены в трёх разных городах | |||
3 | 1 – государство в составе ЕС | |||
4 | 1 – государство в составе ЕС | 2 – государство в составе ЕС | ||
5 | 1 – государство омывается водами Атлантического и Индийского океанов | 2 – омывается водами пролива, название которого созвучно названию государства | ||
6 | 1 – крупнейшее в мире государство по площади территории | 2 – крупнейшее в мире государство по численности населения | ||
7 | 1 – государство в составе ЕС | 2 – второе по площади после России государство Европы | ||
8 | 1 – по площади территории занимает второе место в Евразии | 2 – по площади территории занимает третье место в Евразии | ||
9 | 1 – численность населения государства более 1 миллиарда человек | 2 – численность населения государства более 1 миллиарда человек | ||
10 | 1 – член Большой семёрки | 2 – член Большой семёрки | 3 – и монархия, и федерация | |
11 | 1 – численность населения государства около 146,5 млн человек | 2 – высшая точка государства расположена в Карпатах | ||
3 – государство в составе ЕС | 4 – государство в составе ЕС | 5 – государство в составе ЕС | ||
12 | 1 – самая большая численность городского населения в мире | 2 – старое название – «Бирма» | ||
3 – расположено на полуострове | 4 – расположено на полуострове | 5 – расположено на полуострове |
Таблица 2
Государство | Описание |
A | Государство является одним из основателей Европейского Союза |
B | Площадь государства более 1 миллиона квадратных километров |
C | Теократическое государство |
D | В государстве расположена самая высокая вершина на планете |
E |
|
F | По легенде, государство образовалось в 301 году. Считается самым старым государством Европы |
G | «Земля свази» |
H | «Гималайский отшельник» |
I | Европейское государство, сосед 2-го порядка для России |
J | Дуалистическая монархия с элементами теократии и выборности |
K |
|
L |
|
Таблица 3
№ | Государство | Буква описания | Форма правления |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 |
Государство, обгоняющее по численности своих соседей | |
13-е государство. Почему оно не вошло в таблицу? |
Ответы
№ | Государство (по 1 баллу) | Буква описания (по 1 баллу) | Форма правления (по 1 баллу) |
1 или 3 | Ватикан | C | монархия |
2 | Лесото | L | монархия |
1 или 3 | Сан-Марино | F | республика |
4 | Андорра | J | монархия |
5 | Свазиленд | G | монархия |
6 | Монголия | B | республика |
7 | Молдавия | I | республика |
8 или 9 | Непал | D | республика |
8 или 9 | Бутан | H | монархия |
10 | Люксембург | A | монархия |
11 | Белоруссия | E | республика |
12 | Лаос | K | республика |
Критерии оценивания
За правильно заполненную ячейку таблицы ставится 1 балл. Баллы ставятся только в том случае, если правильно определено государство.
Ватикан и Сан-Марино могут располагаться как под номером 1, так и под номером 3, так как они оба граничат с Италией; Непал и Бутан могут располагаться как под номером 8, так и под номером 9, так как они оба граничат с Индией и Китаем.
В том случае, если ученик правильно определил государства, но перепутал строчку, а буква описания и/или форма правления совпадают, ему засчитываются соответствующие баллы за две последние колонки (1 или 2 балла).
Максимум за таблицу 36 баллов.
Государство, обгоняющее по численности своих соседей | Белоруссия – государство, в котором численность населения больше, чем в Латвии и Литве (2 балла) |
13-е государство. Почему оно не вошло в таблицу? | Южная Осетия – частично признанное государство, показывается на российских картах. Южная Осетия не является членом ООН, поэтому по условию задачи не попала в таблицу (2 балла) |
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 3
Учитель проверял контрольную работу, в которой ученики писали короткий рассказ о реке. Одна из работ привлекла его особое внимание.
«Начинается Амазонка в Южноамериканских Кордильерах, течёт сначала на север, а затем на юго-запад (1). В своём течении Амазонка дважды пересекает экватор (2). Это вторая по полноводности река мира (3). Полноводна она из-за экваториального и субэкваториального климата, который господствует в её бассейне (4). У Амазонки густая речная сеть и множество притоков, из которых самый большой – правый приток Риу-Негру (5). Берега Амазонки покрыты лесом, в котором леопарды охотятся на горилл, а воды реки полны крокодилами (6). Здесь живёт самая большая змея на планете – скальный питон и обитает муха це-це, которая очень опасна для человека (7). Бассейн реки заселён слабо, и живут там пигмеи (8). В нижнем течении река протекает по границе двух государств, столицы которых расположены на противоположных берегах: одна на правом – Бразилиа, другая на левом – Буэнос-Айрес (9). Впадает река в Атлантический океан, образуя эстуарий (10)».
Учитель подчеркнул все ошибки, а затем задумался. Будто бы этот рассказ написан вовсе и не про Амазонку. Если заменить некоторые географические объекты другими, то получится отличный текст, но про совершенно другую реку.
О чём подумал учитель? Найдите все ошибки в тексте рассказа. Переделайте все предложения таким образом, чтобы получился рассказ о другой реке.
Постарайтесь сделать как можно меньше изменений по сравнению с оригинальным текстом.
Свой ответ оформите в виде таблицы, где для каждого предложения в одном столбце укажите на ошибки и напишите правильные утверждения о Амазонке, а в другом напишите про свои изменения в рассказе про другую реку.
Название другой реки | ||
№ | Ошибки в рассказе про Амазонку | Изменения в тексте |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Ответы
Жирным шрифтом выделены ошибки и необходимые изменения.
Название другой реки | Конго | |
№ | Ошибки в рассказе про Амазонку | Рассказ о реке Конго |
1 | Начинается Амазонка в Южно-американских Кордильерах, течёт сначала на север, а затем на юго-запад. 3 ошибки · Амазонка начинается при слиянии Мараньона и Укаяли (1). · Место слияния расположено уже в пределах Амазонской низменности (2). · В целом Амазонка течёт на восток (3) | Начинается Конго в горах Митумба (горах Восточной Африки), течёт сначала на север, а затем на юго-запад. 1 изменение |
2 | В своём течении Амазонка дважды пересекает экватор. 1 ошибка Амазонка не пересекает экватор (либо пересекает экватор только один раз – уже в самом устье) (4) | В своём течении Конго дважды пересекает экватор. Нет изменений |
3 | Это вторая по полноводности река мира. 1 ошибка Амазонка первая по полноводности река мира (5) | Это вторая по полноводностирека мира. Нет изменений |
4 | Полноводна она из-за экваториального и субэкваториального климата, который господствует в её бассейне. Нет ошибок | Полноводна она из-за экваториального и субэкваториального климата, который господствует в её бассейне. Нет изменений |
5 | У Амазонки густая речная сеть и множество притоков, из которых самый большой – правый приток Риу-Негру. 1 ошибка – Крупнейший приток Амазонки – правый приток Мадейра (либо Риу-Негру – левый приток Амазонки и не является крупнейшим притоком) (6) | У Конго густая речная сеть и множество притоков, из которых самый большой – правый приток Убанги. 1 изменение |
6 | Берега Амазонки покрыты лесом, в котором леопарды охотятся на горилл, а воды реки полны крокодилами. 1 ошибка Леопард, горилла и крокодил – африканские животные. Ученику нужно указать типичных животных Амазонии,например ягуара, капибару, каймана (7) | Берега Конго покрыты лесом, в котором леопарды охотятсяна горилл, а воды реки полны крокодилами. Нет изменений |
7 | Здесь живёт самая большая змея на планете – скальный питон и обитает муха це-це, которая очень опасна для человека. 2 ошибки – Самая большая змея на планете – анаконда (8). – Муха це-це живёт в Африке (9) | Здесь живёт одна из самых больших змей на планете – скальный питон и обитает мухаце-це, которая очень опасна для человека. 1 изменение |
8 | Бассейн реки заселен слабо,и живут там пигмеи. 1 ошибка Коренное население Амазонии – различные индейские народы (10) | Бассейн реки заселён слабо,и живут там пигмеи. Нет изменений |
9 | В нижнем течении река протекает по границе двух государств, столицы которых расположены на противоположных берегах: одна на правом – Бразилиа, другая на левом – Буэнос-Айрес. 2 ошибки – Начинается Амазонка в Перу, затем протекает в Бразилии и нигде не является пограничной рекой (11). – На берегах Амазонки нет столиц государств (12) | В нижнем течении река протекает по границе двух государств, чьи столицы расположены на противоположных берегах: одна на правом – Браззавиль, другая на левом – Киншаса. 2 изменения |
10 | Впадает река в Атлантический океан, образуя эстуарий. 1 ошибка В устье Амазонка образует дельту (13) | Впадает река в Атлантический океан, образуя эстуарий. Нет изменений |
Итого: 13 ошибок (всего 26 баллов) | Итого: 5 изменений и река Конго (всего 14 баллов) |
Критерии оценивания
За каждую найденную ошибку – по 1 баллу, за каждое правильное исправленное утверждение о Амазонке – по 1 баллу (13 ошибок, всего 26 баллов за левую колонку).
Легче всего изменить рассказ на рассказ о реке Конго (4 балла). За каждое верное изменение в тексте по 2 балла (5 изменений, всего 14 баллов за правую колонку).
Вероятнее всего, часть учеников напишут в правой части рассказ про другую реку. В этом случае необходимо руководствоваться двумя положениями. Во-первых, как сильно переработан оригинальный текст, во-вторых, насколько получившийся рассказ соответствует действительности. Рекомендуется за другую, отличную от Конго реку ставить 2 балла, а каждое изменение оценивать в 1 балл, но не больше 8 баллов за изменения.
Максимум за задание – 40 баллов.
Задание 4
Внимательно прочитайте все блоки задачи, объединённые одной темой, и выполните задания.
Блок 1
Рассмотрите картосхему, представленную ниже, и определите:
- экологическую проблему, изображённую на картосхеме, напишите четыре примера её негативных последствий;
- крупный остров Земли, изображённый на картосхеме, и страны, которые на нём находятся.
- вид природного ресурса, связанный с экологической проблемой, его типы в классификациях: по происхождению и по степени исчерпаемости ресурса.
Элемент задания | Ответ |
Экологическая проблема | |
Четыре примера негативных последствий | |
Название острова | |
Государства | |
Вид природного ресурса | |
Тип в классификации попроисхождению | |
Тип в классификации по степени исчерпаемости |
Блок 2
- Выберите три единицы измерения из списка, которые возможно использовать для характеристики обеспеченности стран мира рассматриваемым видом природного ресурса.
- Дайте названия показателям, в которых используются выбранные Вами единицы измерения.
- Распределите страны-лидеры из списка по пятёркам для каждого показателя (страны могут повторяться, рейтинг не учитывается).
Список единиц измерения: (%), (км), (га), (м3), (‰), ( °).
Список государств: Бразилия, Габон, ДР Конго, Канада, Китай, Микронезия, Палау, Россия, Сейшельские острова, США, Суринам.
Единица измерения | Название показателя | Первая пятёрка стран-лидеров (порядок записи любой) |
Блок 3
Определите, какие пять из перечисленных местных географических терминов имеют отношение к данной тематике, и напишите название страны мира, в которой они наиболее часто используются.
Список местных географических терминов: «бора», «бор», «гольцы», «дубрава», «займища», «колки», «курумы», «плавни», «рамень», «согра».
Определите, какие пять из перечисленных местных географических терминов имеют отношение к данной тематике, и напишите название страны мира, в которой они наиболее часто используются.
Список местных географических терминов: «бора», «бор», «гольцы», «дубрава», «займища», «колки», «курумы», «плавни», «рамень», «согра».
Местные термины, касающиеся темы задачи | |
Страна, где они часто используются |
Ответы
Блок 1 (16 баллов)
Элемент задания | Ответ |
Экологическая проблема (3 балла) | обезлесение (3 балла) |
Четыре примера негативных последствий (4 балла) | По 1 баллу за каждый верный вариант ответа. Возможные варианты ответов:
ИЛИ другие варианты ответов, не противоречащие смыслу задания. |
Название острова (3 балла) | Борнео / Калимантан (3 балла) |
Государства (3 балла) | Бруней (1 балл), Индонезия (1 балл), Малайзия (1 балл) |
Вид природного ресурса (1 балл) | лесные ресурсы / лес (1 балл) |
Тип в классификации попроисхождению (1 балл) | биологические / растительного мира (1 балл) |
Тип в классификации по степени исчерпаемости (1 балл) | исчерпаемые возобновимые (1 балл) |
Блок 2 (18 баллов)
Порядок заполнения единиц измерения не имеет значения, показатели и страны должны соответствовать единице измерения.
Единица измерения (3 балла) | Название показателя (6 баллов) | Первая пятёрка стран-лидеров (порядок записи любой) (9 баллов) |
% (1 балл) | лесистость /доля лесов в площади территории (2 балла) | Суринам, Микронезия, Сейшельские острова, Габон, Палау. За полный список в любом порядке без ошибок – 3 балла; за 1 ошибку – 2 балла; за 2 ошибки – 1 балл |
га (1 балл) п | площадь (занятая лесами) (2 балла) | Россия, Бразилия, Канада, США, Китай За полный список в любом порядке без ошибок – 3 балла; за 1 ошибку – 2 балла; за 2 ошибки – 1 балл |
м3 (1 балл) | запасы / объём древесины (на корню) (2 балла) | Россия, Бразилия, США, Канада, ДРК За полный список в любом порядке без ошибок – 3 балла; за 1 ошибку – 2 балла; за 2 ошибки – 1 балл |
Блок 3 (6 баллов)
Местные термины, касающиеся темы задачи (5 баллов) |
|
Страна, где они часто используются (5 баллов) | Россия (1 балл) |
Максимально за задание – 40 баллов.
Задание 5
В 2014 г. в мире было произведено 1670,1 млн т стали. Перед Вами таблица, где представлены страны-лидеры.
№ | Страна | 2014 (млн т) | № | Страна | 2014 (млн т) |
1 | Китай | 822,7 | 11 | Италия | 23,7 |
2 | Япония | 110,7 | 12 | Тайвань | 23,2 |
3 | США | 88,2 | 13 | Мексика | 19,0 |
4 | Индия | 87,3 | 14 | Иран | 16,3 |
5 | Республика Корея | 71,5 | 15 | Франция | 16,1 |
6 | Россия | 71,5 | 16 | Испания | 14,2 |
7 | Германия | 42,9 | 17 | Канада | 12,7 |
8 | Турция | 34,0 | 18 | Великобритания | 12,1 |
9 | Бразилия | 33,9 | 19 | Польша | 8,6 |
10 | Украина | 27,2 | 20 | Австрия 7,9 |
Блок 1
Используя карты атласов, сгруппируйте эти страны по обеспеченности сырьём (заполните таблицу).
Страны, обеспеченные железными рудами и коксующимся углём | Страны, обеспеченные одним видом сырья или топлива | Страны, не обеспеченные сырьём | |
Железные руды | Коксующийся уголь | ||
Блок 2
Назовите три страны, которые обладают в достаточной мере необходимым сырьём (железной рудой и углём), но не являются лидерами по производству стали.
Блок 3
Назовите принципы размещения предприятий чёрной металлургии, приведите примеры из географии отрасли в России.
Предприятия и производства | Принципы размещения | Промышленные центры |
Комбинаты полного цикла | ||
Передельная металлургия |
Блок 4
Как «работает» экологический принцип в экономически развитых странах?
___________________________________________
Ответы
Блок 1
Страны, обеспеченные железными рудами и коксующимся углём | Страны, обеспеченные одним видом сырья или топлива | Страны, не обеспеченные сырьём | |
Железные руды | Коксующийся уголь | ||
Китай | Бразилия | Германия | Япония |
США | Мексика | Турция | республика Корея |
Индия | Иран | Испания | Италия |
Россия | Франция | Великобритания | Тайвань |
Украина | Польша | Австрия | |
Канада |
Курсивом выделены те страны,которые на картах обладают указанным сырьём, а в действительности уже его не добывают, т.к. запасы сильно истощились.
За правильно расположенную страну (порядок в группе не имеет значение) – 1 балл. Максимально за таблицу – 20 баллов.
Блок 2
Австралия | ЮАР | Казахстан |
За правильно названную страну – 2 балла (максимум 6 баллов).
Блок 3
Предприятия и производства | Принципы размещения | Промышленные центры |
Комбинаты полного цикла | сырьевой | Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Старый Оскол |
топливный | Новокузнецк | |
транспортный | Череповец | |
Передельная металлургия | потребительский | Москва, Электросталь, Выкса, Кулебаки, Волгоград, Таганрог, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре… |
За правильно указанный принцип размещения – 2 балла (максимум 8 баллов), за правильно приведённый пример – 1 балл (максимум 4 балла).
Блок 4
- Перенос производства в развивающиеся страны (2 балла).
Максимум за задание – 40 баллов.
Максимально за всю работу – 200 баллов.