Олимпиадные задания с решениями

География 7 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и  понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.

Все неровности земной поверхности называют словом __(1)__, географическая наука, которая его изучает, называется __(2)__. И на дне океанов, и на суше выделяют две основные формы __(1)__. Это __(3)__ и приподнятые над ними __(4)__. По высоте __(3)__ делятся на несколько групп, те, у которых высота меньше 200 метров над уровнем моря, называют  __(5)__. Самая большая по площади  __(5)__  планеты носит название __(6)__, она расположена на материке __(7)__ в бассейне самой полноводной реки мира. А в нашей стране самая большая, плоская  и заболоченная __(5)__ носит название __(8)__. По высоте классифицируют и  __(4)__, самые высокие из них носят название __(9)__, они расположены на самом большом по площади материке  __(10)__, их наивысшая вершина с координатами  __(11)__° с. ш. и  __(12)__ ° в. д. носит название __(13)__, она расположена на границе двух стран, __(14)__ и  __(15)__.  __(9)__ сформированы в эпоху __(16)__ складчатости, поэтому здесь часто бывают сильные __(17)__. В нашей стране самые высокие __(4)__ –  __(18)__, они тоже сформированы __(16)__ складчатостью. Их наивысшая точка носит название __(19)__. Абсолютная высота __(19)__ составляет  __(20)__ метра, он является __(21)__ вулканом. На суше планеты самым низким местом считается впадина __(22)__, а самое глубокое место в Мировом океане –  __(23)__ впадина в  __(24)__ океане. Если бы высох весь Мировой океан, то перепад высот на Земле составил бы __(25)__ метров.
ОтветОтвет
114
215
316
417
518
619
720
821
922
1023
1124
1225
13

Ответы

Ответ

Ответ

1рельеф14Непал
2 геоморфология15Китай
3 равнины16 новая/новейшая/кайнозойская/альпийская
4 горы17 землетрясение
5 низменность18 Кавказские/Кавказ
6 Амазонская19 Эльбрус
7 Южная Америка20 5642
8 Западно-Сибирская21 потухший/недействующий/спящий/уснувший
9 Гималаи22 Гхор/Мёртвое море
10 Евразия23 Марианская
11 28 ± 224 Тихий
12 87 ± 225 19 870
13 Джомолунгма/Эверест/ Сагарматха

Критерии оценивания

За каждый верный ответ – 2 балла. Если по мнению жюри ответ неполный –
1 балл. Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.

Максимум за задание – 50 баллов.

 Задание 2

Определите ошибку в логических рядах географических объектов мира. В скобках к каждому ряду дана подсказка, которая помогает объяснить, по какому принципу исключается географический объект. Объясните причину выбора «ошибки», приведите один  собственный пример для продолжения логического ряда. Учтите, что все географические объекты должны характеризовать особенности географии мира. Ответы занесите в таблицу.

  1. Сахалин – Сулавеси – Куба – Хонсю – Лусон (географическое положение)
  2. Кавказ – Гималаи – Пиренеи – Уральские горы – Альпы (происхождение)
  3. Эстония – Норвегия – Польша – Армения – Монголия (границы России)
  4. Килиманджаро – Чогори – Джомолунгма – Денали (Мак-Кинли) –
  5. Аконкагуа (географические рекорды)
  6. гранит – вулканический туф – обсидиан – базальт – песчаник (происхождение горных пород)

Номер ряда

Ошибка в логическом рядуПричина ошибки

Ваш вариант для продолжения логического ряда

1
2
3
4
5

Ответы

Номер ряда

Ошибка в логическом ряду (по 3 балла за верный ответ)Причина ошибки (по 4 балла за верный ответ)

Ваш вариант для продолжения логического ряда (по 3 балла за верный ответ)

1 КубаКуба расположена а Атлантическом океане, а все другие острова – в Тихом океане.  ИЛИ  Все острова расположены в Тихом океане, а Куба нет. Любой остров в Тихом океане.
2 Уральские горы Уральские горы образованы в эпоху герцинской складчатости, а все остальные в эпоху кайнозойской складчатости. ИЛИ  Все горы принадлежат к Альпийско-Гималайскому поясу, а Урал нет.В первом случае –любая горная система кайнозойской складчатости (Анды, Атлас, Карпаты и др.). Во втором случае – любая горная система Альпийско-Гималайского пояса (Атлас, Карпаты, Загрос, Эльбрус и др.).
3 АрменияВсе остальные страны граничат с Россией, Армения нет.Любое государство, граничащее с Россией.
4 ЧогориВсе остальные вершины – высочайшие точки своих континентов, а Чогори нет.Гора Косцюшко или пик Винсон (массив Винсон).
5 песчаник Все остальные горные породы магматические, а песчаник нет.Любая магматическая порода (пемза, андезит, риолит и др.).

Внимание:  допускаются  иные  варианты  ответов,  не  рассматриваемые в данной таблице, но имеющие верное обоснование!

Максимум за задание – 50 баллов.

Задание 3

Определите географический объект по описанию в тексте и ответьте на вопросы.

Площадь этого водного объекта составляет 376 000 км2, что делает его рекордсменом по  этому  показателю в миреВ разные времена у разных народов водоём имел около 70 названий. Его древнерусское название – Хвалынское море. Несмотря на слово «море» в его общепринятом названии, это иной  природный объект. А «морем» водоём был назван исходя из особенностей строения его дна, сформированного таким же типом земной коры, как под ложем океана. Да и  максимальная глубина этого водоёма гораздо больше, чем у самого мелкого моря на Земле. К тому же вода в водоёме солёная, нередки сильные ветры, вызывающие  стихийное бедствие, порой приводящее к гибели судов. Так  тверской купец, совершавший поход в южную страну  в 1498 году, чуть не лишился здесь двух своих кораблей.

Этот природный объект располагается на  самом большом континенте планеты, на границе двух частей света, в двух полушариях, омывает берега  пяти стран, включая  самую большую по площади страну в мире. В одной из частей света есть два подобных природных объекта, носящих в своём название слово «море».

Это бессточный водоём, но в него впадает  крупнейшая по длине река части света, образующая  устье в форме буквы греческого алфавита, на абсолютной высоте ниже уровня мирового океана.

Основной вид хозяйственной деятельности – рыболовство, здесь вылавливается до 90 % одного  семейства рыб, известных своей чёрной икрой. Здесь обитает  самый маленький вид ластоногого, который является эндемиком данного водоёма.

С 1820 года на побережье начинается освоение обширных запасов топливных осадочных полезных ископаемых. А в заливе Кара-Богаз-Гол, что в переводе с туркменского означает «чёрная пасть», расположено одно из крупнейших в мире месторождений  химического осадочного полезного ископаемого.

 

Пользуясь разными картами в атласе 7 класса, определите:

  1. о каком водоёме Земли идёт речь в тексте;
  2. первую пятёрку объектов-лидеров (помимо данного водоёма) по аналогичному показателю и континенты, на которых они расположены;
  3. что из себя представляет рассматриваемый природный объект;
  4. тип земной коры, подстилающий дно водоёма, и его максимальную глубину;
  5. самое мелкое море на планете;
  6. стихийное бедствие, вызванное сильными ветрами;
  7. имя тверского купца и страну, которая была целью его похода;
  8. самый большой по площади континент Земли, две части света, выделяемые на его территории, два полушария, в пределах которых он  расположен;
  9. пять стран и их столицы;
  10. самую большую по площади страну мира и её площадь;
  11. какие природные объекты также имеют в своих названиях слово «море», хотя таковыми не являются;
  12. крупнейшую по длине реку части света и форму её устья;
  13. семейство рыб и ластоногого эндемика водоёма;
  14. топливные полезные ископаемые и химическое полезное ископаемое.

Вопрос

Ответ

1Название водоема
2Первая пятёрка (кроме лидера) природных объектов и онтиненты, на которых они расположены2-е место
3-е место
4-е место
5-е место
3Природный объект
4Тип земной коры и максимальная глубина
5Самое мелкое море
6Стихийное бедствие
7Имя тверского купа и страна – цель его похода
8Самый большой континент, части света и полушария
9Страны и их столицы
10Самая большая страна и её площадь
11Два подобных объекта, носящих в названии слова «море»
12Крупнейшая по длине река и форма её устья
13Название семейства рыб и ластоногого эндемика
14Топливные полезные ископаемые и химическое полезное ископаемое

Ответы

ВопросОтвет
1Название водоемаКаспийское море
2Первая пятёрка (кроме лидера) природных объектов и онтиненты, на которых они расположены2-е местоВерхнее (1 балл)Северная Америка (1 балл)
3-е местоВиктория (1 балл)Африка (1 балл)
4-е местоГурон (1 балл)Северная Америка (1 балл)
5-е местоМичиган
(1 балл)
Северная Америка
(1 балл)
3Природный объектозеро
4Тип земной коры и максимальная глубинаокеаническая/морская (1 балл)1025 метров (1 балл)
5Самое мелкое мореАзовское море
6Стихийное бедствиешторм
7Имя тверского купа и страна – цель его походаАфанасий Никитин (1 балл)Индия (1 балл)
8Самый большой континент, части света и полушарияЕвразия (1 балл)
Европа (1 балл), Азия (1 балл)
северное полушарие (1 балл)
восточное полушарие (1 балл)
9Страны и их столицыРоссия (1 балл)Москва (1 балл)
Азербайджан (1 балл)Баку (1 балл)
Казахстан (1 балл) ААстана (1 балл)
Туркменистан (1 балл)Ашхабад (1 балл)
Иран (1 балл)Тегеран (1 балл)
10Самая большая страна и её площадьРоссия (1 балл)17,1 млн. км(1 балл)
11Два подобных объекта, носящих в названии слова «море»Мёртвое море (1 балл)

 

дельта (1 балл)

 

12Крупнейшая по длине река и форма её устьяВолга (2 балла)дельта (1 балл)
13Название семейства рыб и ластоногого эндемикаОсетровые (1 балл)каспийский тюлень/тюлень (1 балл)
14Топливные полезные ископаемые и химическое полезное ископаемоенефть (1 балл)
природный газ (1 балл)
глауберова соль / соль (1 балл)

Максимум за задание – 50 баллов.

За каждый правильный ответ – 2 балла (максимум 24 балла).

Задание 4

Ребята из географического кружка решили принять участие в проекте по изучению микроклимата территории. Какие приборы они выбрали для работы?

Заполните таблицу.

Объект исследования

Название прибора

Единицы измерения

Температура воздуха
Атмосферное давление
Относительная влажность воздуха
Скорость ветра

Рядом со школой учащиеся зафиксировали следующие климатические показатели: +20; 740; 80; 2. Поднявшись на соседний хребет, они повторили измерения. Атмосферное давление изменилось на 40 единиц.

Определите:

  • какие показатели были на приборах у школы;
  • атмосферное давление на вершине (расчёт обязателен);
  • на какую высоту поднялись ребята (расчёт обязателен);
  • показания термометра на вершине (расчёт обязателен);
  • как и почему изменятся показания относительной влажности, если абсолютная влажность останется без изменений;
  • как и почему изменятся показания скорости ветра.
Показатели приборовТемпература:Отн. влажность:
Атм. давление:Скорость ветра:

Расчёты/объяснения

Ответы

Атмосферное давление на вершине
Определение высоты
Определение температуры
Относительная влажность
Скорость ветра

Ответы

Объект исследования Название прибора Единицы измерения
Температура воздуха термометрградусы Цельсия (°C)
градусы Фаренгейта (°F)
Атмосферное давлениебарометрмм. рт. ст
гектопаскали (гПа)
миллибары (мбр)
Относительная влажность воздухагигрометр%
психрометр
Скорость ветра анемометр м/с

За каждый правильный ответ – 2 балла (максимум 24 балла).

Показатели приборовТемпература:  + 20 °С  (1 балл)Отн. влажность: 80%  (1 балл)
Атм. давление: 740 мм рт. ст. (1 балл)Скорость ветра: 2 м/с (1 балл)

Расчёты/объяснения

Ответы

Атмосферное давление на вершинеС высотой давление понижается:  740 – 40 = 700 (2 балла)700 мм рт. ст.  (1 балл)
Определение высоты10,5 м = 1 мм рт. ст. (2 балла)

40 × 10,5 = 420 м (2 балла)

420 м (1 балл)
Определение температуры6°= 1 км (0,6°= 100 м) (2 балла)

Далее можно указать пропорцию или решать по действиям:

420 × 0,6 : 100 = 2,52

ИЛИ

  1. 420 : 100 = 4,2,
  2. 4,2 × 0,6 = 2,52

(2 балла)

С высотой температура понижается:

+20 – 2,52 = +17,48 (2 балла)

+17,48 °С (1 балл)
Относительная влажностьПовысится, так как снизится температура воздуха, понизится «максимальная влажность»…

О = А / М × 100% (4 балла)

Скорость ветраПовысится, так как исчезнут «барьеры» (3 балла)

Максимум за таблицу – 26 баллов, за всё задание – 50 баллов.

Максимум за всю работу – 200 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: