Олимпиадные задания с решениями

География 8 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Практическая часть

Часть 1

Содержание ↑

  1. Объектом изучения какой науки являются горные и покровные ледники?
    • а) гидрологии
    • б) геоморфологии
    • в) криолитологии
    • г) гляциологии
  1. Выберите территорию, где в полдень предметы могут отбрасывать тень на юг.
    • а) Крымский полуостров
    • б) полуостров Юкатан
    • в) полуостров Лабрадор
    • г) Балканский полуостров
  1. Выберите вариант, где правильно указаны исследователи третьего по площади материка Земли.
    • а) Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Г. Барт, М. Парк
    • б) Ф. Орельяна, А. Гумбольт, Д. Писсаро, А. Веспуччи
    • в) Э. Кортес, Д. Кабот, Р. Ла Саль, Ж. Картье
    • г) Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Бэрд, Д. Росс
  1. Каким способом будут показаны природные зоны на одноимённой карте?
    • а) качественным фоном
    • б) линейным знаком
    • в) изолинией
    • г) внемасштабным знаком
  1. Назовите самый северный из указанных ниже объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в России.
    • а) девственные леса Коми
    • б) Убсунурская котловина
    • в) природный парк Ленские столбы
    • г) вулканы Камчатки
  1. Выберите верное утверждение о Москве.
    • а) Москва расположена в бассейне Атлантического океана.
    • б) Средние температуры января в Москве ниже, чем в Санкт-Петербурге.
    • в) Москва расположена в зоне действия муссонов.
    • г) Климат Москвы – умеренный континентальный.
  1. Выберите пару животных, которые могут встретиться в естественной среде обитания.
    • а) бурундук и тигр
    • б) гризли и панда
    • в) гепард и броненосец
    • г) утконос и жираф
  1. Выберите верное утверждение.
    • а) В зонах расхождения литосферных плит формируются островные дуги.
    • б) Глубоководные желоба образуются там, где одна литосферная плита «подныривает» под другую.
    • в) Срединно-океанические хребты – это результат столкновения двух литосферных плит.
    • г) Материковая отмель (шельф) имеет земную кору океанического типа.
  1. Выберите верное утверждение.
    • а) Атмосферное давление зависит только от высоты местности.
    • б) Чем больше угол падения солнечных лучей, тем температура воздуха будет ниже.
    • в) Постоянные ветры, которые дуют от тропиков в сторону экватора, называются муссонами.
    • г) Минимальная температура воздуха в течение суток, как правило, наблюдается на рассвете.
  1. Ледники – это
    • а) замёрзшая вода рек, озёр и морей
    • б) лёд, формирующийся в Северном Ледовитом океане
    • в) скопление на суше пресного льда, образованного из снега
    • г) лёд, который образуется при замерзании воды в земной коре
  1. Выберите верное утверждение об особенностях природы и географического положения Африки.
    • а) Африка располагается в трёх полушариях.
    • б) Максимальная среднегодовая температура воздуха на планете зафиксирована в местечке Далол (Эфиопия).
    • в) Север и юг материка располагаются в умеренном климатическом поясе.
    • г) В рельефе материка преобладают равнины с высотами до 500 метров.
  1. Выберите верное утверждение об особенностях природы и географического положения самого маленького материка Земли.
    • а) Материк омывается водами трёх океанов.
    • б) Крайняя южная точка материка располагается ближе к экватору, чем у Африки.
    • в) Самая «широкая» часть материка лежит в тропическом поясе.
    • г) Бóльшую часть материка занимает природная зона саванн и редколесий.
  1. Выберите верное утверждение об особенностях природы и географического положения материка, открытого в 1820 году.
    • а) Все крайние точки материка имеют восточную долготу.
    • б) Омывается всеми океанами Земли.
    • в) Северное побережье располагается в субтропическом климате.
    • г) Это самый высокий материк.
  1. Выберите вариант, где правильно указаны реки третьего по величине материка Земли.
    • а) Нил, Конго, Лимпопо, Оранжевая
    • б) Миссури, Огайо, Магдалена, Сан-Франциску
    • в) Колумбия, Рио-Гранде, Колорадо, Юкон
    • г) Ганг, Дунай, Хуанхэ, Лена
  1. Выберите ошибочное утверждение об особенностях природы и географического положения материка, где население самой крупной страны говорит на португальском языке.
    • а) Материк расположен только в южном и в западном полушариях.
    • б) Большую часть материка занимает субэкваториальный климат.
    • в) На материке протекает самая длинная река мира.
    • г) Здесь располагается самый крупный речной остров в мире – Маражо.
  1. Выберите вариант, где правильно указаны географические объекты материка, на котором мы живём.
    • а) полуостров Лабрадор, Енисей, озеро Виктория, вулкан Котопахи
    • б) полуостров Вальдес, Янцзы, озеро Иссык-Куль, Уральские горы
    • в) полуостров Ямал, озеро Лох-Несс, гора Мак-Кинли, Пиренеи
    • г) полуостров Ютландия, Брахмапутра, плоскогорье Декан, озеро Венерн
  1. Выберите названия эндемиков Северной Америки.
    • а) барибал и карибу
    • б) утконос и вомбат
    • в) капибара и шиншилла
    • г) кулан и сайгак
  1. Выберите вариант, где правильно указаны заповедники и национальные парки второго по величине материка Земли.
    • а) Лос-Гласьярес, Уаскаран, Канайма, Серраду
    • б) Редвуд, Грейт-Смоуки-Маунтинс, Эверглейдс, Тикаль
    • в) Вирунга, Салонга, Серенгети, Нгоронгоро
    • г) Дурмитор, Плитвицкие озёра, Беловежская Пуща, Сундарбан
  1. Выберите неверное утверждение о географическом положении России.
    • а) Все крайние точки России имеют северную широту и восточную долготу.
    • б) Россию омывают 12 морей трёх океанов Земли.
    • в) 3/4 территории страны располагается в Азии.
    • г) Россия – лидер по количеству пограничных стран.
  1. Выберите территорию с наиболее древним возрастом земной коры из предложенных вариантов.
    • а) Верхоянский хребет
    • б) Уральские горы
    • в) Восточный Саян
    • г) Кавказские горы

За каждый правильный ответ – 2 балла. Максимум – 40 баллов.

Часть 2

Задание 1

Содержание ↑

(максимум 30 баллов)

Определите ошибку в логических рядах географических объектов мира.

Объясните причину выбора ошибки, приведите один собственный пример для продолжения логического ряда. Учтите, что все географические объекты, должны характеризовать особенности географии мира.

Ответы занесите в таблицу.

  1. Лена – Волга – Печора – Маккензи – Колыма
  2. Байкал – Иссык-Куль – Ладожское озеро – Венерн – Виктория
  3. Нигер – Сенегал – Парагвай – Конго – Камерун
  4. кембрий – триас – пермь – ордовик – девон
  5. перевязка – сайгак – суслик – рысь – сурок

Ответы и критерии оценивания

Внимание: допускаются иные варианты ответов, не рассматриваемые в данной таблице, но имеющие верное обоснование!

Если ответ в третьей колонке (причина ошибки), по мнению жюри, дан неполный, выставляется 1 балл.

Номер ряда Ошибка в логическом ряду (2 балла за верный ответ) Причина ошибки (2 балла за верный ответ) Ваш вариант для продолжения логического ряда (2 балла за верный ответ)
1 Волга Волга относится к бассейну внутреннего стока, все остальные реки – к бассейну Северного Ледовитого океана любая река бассейна Северного Ледовитого океана
Маккензи Маккензи – река Северной Америки, все остальные – реки Евразии любая река Евразии
2 Иссык-Куль Иссык-Куль является бессточным озером, все остальные – сточные любое сточное озеро
Виктория Виктория – озеро Африки, все остальные – озёра Евразии любое озеро Евразии
3 Камерун Камерун является вулканом, все остальные объекты – реки Уругвай
Парагвай Все остальные государства расположены в Африке, а Парагвай – в Южной Америке любое африканское государство
4 триас Триас – период мезозойской эры, а остальные – периоды палеозойской эры силур, карбон (каменноугольный)
5 рысь Остальные животные степные, а рысь живёт в тайге, смешанных лесах, широколиственных лесах любое животное степи: дрофа, тушканчик, степной орёл и др.

 

Задание 2

Содержание ↑

(максимум 30 баллов)

С помощью карт атласа определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в таблицу в любом падеже и числе.

География как наука зародилась в Древней _(1)_. В то время учёные сделали много для развития географических идей. Так, _(2)_ доказал шарообразность Земли, а _(3)_ вычислил длину экватора и размеры Земного шара. _(3)_ также впервые использовал слово «география».

В России к XII в. жители города _(4)_ освоили весь Европейский Север нашей страны и даже перешагнули за _(5)_ горы. Русские поселенцы побережья Белого моря (их еще называют_(6)_) ходили на своих судах-кочах к архипелагу Грумант, в наше время он называется _(7)_ и принадлежит королевству _(8)_. В то время там жили викинги. Ещё в IX–X вв. викинги достигли крупнейшего острова Земли – _(9)_ и восточного побережья материка _(10)_.

Особое место среди путешественников Средневековья занимает арабский землепроходец _(11)_, живший в XIV в. _(11)_ объехал и исследовал все страны исламского мира. Значительный вклад в географию внесли купцы – венецианец _(12)_ (1254–1324 гг.), посетивший Китай, и тверичанин _(13)_, который в середине _(14)_ века совершил путешествие в Индию.

В 1492 г. под руководством _(15)_ были организованы экспедиции для поиска морского пути в Индию. До конца своих дней _(15)_так и не узнал, что открыл новый континент. Это стало известно позже в результате экспедиции, в которой участвовал _(16)_.

Первым кругосветное плавание возглавил _(17)_, но лишь одно судно _(18)_ («Победа») в 1522 году вернулось в его родную страну_(19)_. Первое русское кругосветное плавание в 1803–1806 гг. на кораблях _(20)_ и «Нева» совершили _(21)_ и _(22)_.

На парусных кораблях _(23)_ и «Мирный» русские мореплаватели_(24)_ и _(25)_ открыли шестой континент – _(26)_.

Учёных всего мира манили к себе экстремальные точки земного шара. В 1909 г. точку с широтой _(27)_ покорил американец Роберт Пири. А в 1953 г. новозеландец _(28)_ и шерп Норгеи Тенсинг покорили _(29)_ – высочайшую точку Земли с высотой _(30)_ метров. Водружение на вершину флага ООН стало посвящением своей победы всем людям планеты.

Ответы и критерии оценивания

Каждый верный ответ – 1 балл

Ответы Ответы
1 Греция 16 Америго Веспуччи
2 Аристотель 17 Фернан Магеллан
3 Эратосфен Киренский 18 Виктория
4 Новгород / Великий Новгород 19 Испания
5 Уральские 20 Надежда
6 поморы 21 И.Ф. Крузенштерн
7 Шпицберген 22 Ю.Ф. Лисянский

Порядок не имеет значения

8 Норвегия 23 Восток
9 Гренландия 24 Ф.Ф. Беллинсгаузен
10 Северная Америка 25 М.П. Лазарев

Порядок не имеет значения

11 Абу Абдаллах Ибн Баттута 26 Антарктида
12 Марко Поло 27 90° с. ш.
13 Афанасий Никитин 28 Эдмунд Хиллари
14 XV 29 Джомолунгма/Эверест/Сагарматха
15 Христофор Колумб 30 8848

 

Задание 3

Содержание ↑

(максимум 30 баллов)

Пользуясь картами в атласах, определите тектоническую структуру и её название по описанию в тексте. Ответьте на дополнительные вопросы.

Этот устойчивый участок земной коры, один из крупнейших на планете, расположен в северной части наибольшего по площади континента Земли, в пределах границ самой большой по площади страны в мире. С запада граница тектонической структуры проводится по самой полноводной реке страны, за которой лежит более молодая устойчивая тектоническая структура. На востоке рассматриваемая тектоническая структура ограничена низовьями самой длинной реки, полностью протекающей в пределах этой страны, и горными хребтами в области складчатости, происходившей в «эру средней жизни». На юге тектоническая структура граничит с областью древней складчатости и южной оконечностью самого глубокого озера мира. В строении тектонической структуры выделяются два «этажа», включающие горные породы разного возраста. «Нижний этаж» выступает на поверхность в двух частях тектонической структуры. Также здесь широко распространены вышедшие на поверхность изверженные породы, которые застыли подобно ступеням лестницы. Для их названия применяется специальный геологический термин.

В рельефе тектоническая структура представлена крупным плоскогорьем. На северо-западе тектонической структуры возвышается плато – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Тектоническая структура богата полезными ископаемыми. В пределах тектонической структуры есть так называемые «трубки взрыва», с которыми связаны месторождения полезного ископаемого, являющегося самым твёрдым минералом. Помимо технических целей его используют в ювелирной промышленности. С выходами изверженных пород связаны металлические полезные ископаемые, из которых получают металлы с химическими символами Cu и Ni, добываемые в районе самого северного города с населением более 100 тыс. человек.

Ответы и критерии оценивания

Определите Ответы
1) Тектоническую структуру и её название А Тектоническая структура платформа – 1 балл
Б Название Сибирская – 2 балла
2) Континент, страну А Континент Евразия – 1 балл
Б Страна Россия – 1 балл
3) Полноводную реку, «молодую» тектоническую структуру, длинную реку, горные хребты (2 примера) А Полноводная река Енисей – 1 балл
Б «Молодая» тектоническая структура Западно-Сибирская платформа/плита – 1 балл
В Длинная река Лена – 1 балл
Г Хребет 1 Возможные ответы: Верхоянский, Сетте Дабан, Джугджур – 2 балла
Хребет 2
4) Название складчатости «эры средней жизни», название древней складчатости А Складчатость эры «средней жизни» мезозойская – 1 балл
Б Древняя складчатость байкальская – 1 балл
5) Озеро и его глубину А Озеро Байкал – 1 балл
Б Глубина 1637 / 1642 м – 1 балл
6) Название «этажей» тектонической структуры и возраст их горных пород (названия эонов) А Нижний этаж фундамент – 1 балл
Б Возраст пород нижнего этажа криптозой – 1 балл
В Верхний этаж осадочный чехол – 1 балл
Г Возраст пород верхнего этажа фанерозой – 1 балл
7) Как называют место, где «нижний этаж» выходит на поверхность, и их названия в пределах тектонической структуры А Место выходов  «нижнего этажа» щит – 1 балл
Б Названия 1 Алданский – 1 балл, Анабарский – 1 балл порядок не имеет значения
В Название 2
8) Как называют выходы изверженных пород А Название выхода пород траппы – 1 балл
9) Название плоскогорья и плато А Плоскогорье Среднесибирское – 1 балл
Б Плато Путорана – 1 балл
10) Ценное неметаллическое полезное ископаемое и его вид в классификации минералов и горных пород по происхождению А Полезное ископаемое алмазы – 1 балл
Б Происхождение метаморфическое – 1 балл
11) Металлические полезные ископаемые, северный город и его географические координаты А Полезные ископаемые медно-никелевые руды – 1 балл
Б Город Норильск – 1 балл
В Географические координаты 69° с. ш. 88° в. д. – 2 балла (погрешность ±2 градуса)

 

Задание 4

Содержание ↑

(максимум 30 баллов)

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Обычно кочевничество связывают с тремя признаками. Во-первых, экстенсивное скотоводство у кочевников является главным видом хозяйственной деятельности. Во-вторых, периодически совершаются перекочёвки большей части населения и скота. В-третьих, у кочевников формируется особая материальная культура и мировоззрение.

На сегодняшний день несколько десятков миллионов человек в мире ведёт кочевой образ жизни. Расцвет кочевничества пришёлся на период с середины I тыс. до н. э. до середины II тыс. н. э. В то время на просторах континентов, прежде всего Евразии, неоднократно возникали и гасли «кочевые империи».

В Старом Свете можно говорить о шести больших районах, где распространено кочевничество: степи Евразии, полупустыни Ближнего Востока, пустыни Сахары и Аравии, саванны Восточной Африки, высокогорные ландшафты Внутренней Азии, тундры и лесотундры Евразии. В каждом из них свои природные условия, которые формируют особый быт и культуру кочевнических сообществ.

Определите по характерному набору домашних животных, о каких районах Старого Света идёт речь. Распределите по районам кочевой культуры народы из предложенного списка: юкагиры, курды, масаи, монголы, ненцы, тибетцы, туареги, уйгуры, чукчи. Многие из них и сегодня являются кочевниками. В последнюю колонку для каждого из народов также впишите в скобках по одному государству, где они проживают.

Ответы и критерии оценивания

Если ученик неверно вписал ответ в колонку А (районы кочевой культуры), необходимо всё равно проверять последний столбец и оценивать примеры народов и государств.

Наиболее важные животные Прочие животные А. Районы кочевой культуры (по 2 балла) Б. Народы (государства) (по 1 баллу за народ, по 1 баллу за государство)
1 овца, коза осёл, лошадь, верблюд Полупустыни Ближнего Востока курды (Иран, Ирак, Сирия, Турция – один из примеров)
2 северный олень нет Тундры и лесотундры Евразии юкагиры (Россия), ненцы (Россия), чукчи (Россия)
3 лошадь крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд Степи Евразии монголы (Монголия или Китай), уйгуры (Китай или Казахстан)
4 як овца, коза Высокогорные ландшафты Внутренней Азии тибетцы (Китай)
5 верблюд овца, коза, лошадь Пустыни Сахары и Аравии туареги (Мали, Алжир,

Нигер, Ливия – один из примеров)

6 крупный рогатый скот овца, коза Саванны Восточной Африки масаи (Кения или Танзания)

 

Практическая часть

(максимум 40 баллов)

Содержание ↑

Для выполнения заданий практической части используйте цветную карту.

 

Карта в полном размере →

Задания

  1. Определите численный и именованный масштаб карты, используя линии километровой сетки. На бланке работы обязательно приведите расчёт!
  2. Определите высоту сечения рельефа, максимальную и минимальную высоты, указанные на карте.
  3. Определите азимут и рассчитайте расстояние по прямой от точки с максимальной высотой до точки с минимальной высотой. На бланке работы обязательно приведите расчёт расстояния.
  4. Определите, какие объекты и явления обозначены условными знаками № 1–
  5. Определите, в каком направлении протекает главная река территории? Как вы это определили?
  6. Определите, какое сооружение самое высокое на этой территории?

Ответы и критерии оценивания

1 А Численный масштаб 1:25 000 2 балла
Б Именованный масштаб В 1 см – 250 метров 2 балла
В Расчёт 4 см – 1км (1000 м), 1 см – Х. Следовательно, Х = 1 см х 1000 м : 4 см, Х = 250 м 4 балла
2 А Высота сечения рельефа 5 метров 3 балла
Б Максимальная высота 206,3 метра 2 балла
В Минимальная высота 106,1 метров 2 балла
3 А Азимут 329° ± 2° 3 балла
Б Расстояние 3800 м ± 25 м 2 балла
В Расчёт 15,2 см × 250 м = 3800 м ± 25 м 2 балла
4 А Условный знак № 1 вырубка 1 балл
Б Условный знак № 2 насыпь 1 балл
В Условный знак № 3 овраг 1 балл
Г Условный знак № 4 плотина или дамба 1 балл
Д Условный знак № 5 кирпичный завод 1 балл
Е Условный знак № 6 песчаный карьер 1 балл
Ж Условный знак № 7 кустарник 1 балл
З Условный знак № 8 родник 1 балл
И Условный знак № 9 колодец 1 балл
К Условный знак № 10 болото 1 балл
5 А Направление течения реки с ЮГА на СЕВЕР 2 балла
Б Объяснение выбора на юге урез воды – 108,6, а на севере – 106,1 3 балла
6 А Самое высокое сооружение церковь в деревне Каверино либо труба кирпичного завода 3 балла

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: