Олимпиадные задания с решениями

География 8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке. Найдите географический объект, который является «белой вороной» (отличается от других в группе), и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).

  1. Гхор, Каттара, Долина Смерти, полуостров Вальдес, озеро Эйр
  2. Гавайские острова, Соломоновы острова, Канарские острова, Японские острова, Филиппинские острова
  3. бандикут, намбат, коала, ехидна, кенгуру
  4. Серенгети, Салонга, Вирунга, Игуасу, Этоша
  5. Каспийское море, Мёртвое море, озеро Рудольф, озеро Чад, озеро Эйр
Объединяющий признак всех объектов  в цепочке«Белая ворона»Объяснение  «белой вороны»Продолжение логического ряда без «белой вороны»
1
2
3
4
5

Ответы

Объединяющий признак всех объектов  в цепочке«Белая ворона»Объяснение  «белой вороны»Продолжение логического ряда без «белой вороны»
1Впадины / территории с отметками высот ниже уровня моряКаттараВсе – самые низкие точки на материках, а Каттара – нетВпадина Афар, озеро Ассаль
2Вулканические острова (просто «острова» не засчи-тывать) / острова, где есть действую-щие вулканыКанарские островаВсе – острова Тихого океана, а Канарские – АтлантическогоКурильские, Алеутские и др., которые не противоречат смыслу
3Эндемики Австралииехидна ВВсе – сумчатые животные, а ехидна – яйцекладущеевомбат, пос-сумы, кускус, валлаби, тас-манский дьявол, сумчатый волк, куница, тушканчик
4Особо охраняемыеприродные территории/ национальные паркиИгуасу ВВсе – нац. парки в Африке, а  Игуасу – в Южной АмерикеЛюбой нац. парк Африки. (атлас 7 класс, карта «Всемирное наследие ЮНЕСКО»)
5Бессточные озёра (просто «озёра» –  1 балл)Чад ВВсе озёра солёные, а Чад – пресноеЛюбое солёное озеро мира: Аральское, Урмия, Ван, Большое Солёное озеро, Эльтон, Баскунчак…

Внимание! Если ученик предлагает своё решение задачи и оно не противоречит условиям задания, то баллы следует выставлять.

Максимум за задание – 50 баллов.

Задание 2

С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и  понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.

__(1)__ – одна из двух частей света, расположенных на одном континенте. Проведение границы между частями света вызывает много споров в научной среде, тем не менее известно, что восточная граница __(1)__ проходит по __(2)__ горам, а крайняя западная точка – мыс __(3)__ – находится на  __(4)__ полуострове, её долгота –  __(5)__° з. д. Крайняя северная точка – мыс __(6)__ – лежит на широте 71° с. ш. Таким образом, __(1)__ лежит в __(7)__ полушариях Земли. Часть света омывается водами __(8)__-х океанов, береговая линия сильно изрезана, имеется много островов и полуостровов. Самый большой остров – __(9)__, а полуостров – __(10)__. На юге  __(1)__ омывается межматериковым морем, что отразилось в его названии – __(11)__.

Природные условия части света очень разнообразны. На древних и молодых  __(12)__ сформировались равнины, самая большая из которых носит название  __(13)__. В  __(14)__ областях различного возраста представлен горный рельеф. Материковая часть __(1)__ лежит в __(15)__ климатических поясах. Большое влияние на климат оказывает тёплое течение  __(16)__, которое образно называют «печкой  __(1)__». Но при движении на __(17)__ от __(18)__ океана его влияние ослабевает.

Здесь находятся самая большая и самая маленькая по  __(19)__ территории страны мира. Граница с соседней частью света, расположенной на этом же материке, проходит по территории и акватории таких стран, как __(20)__,  __(21)__ и  __(22)__. Также к  __(1)__ относят островное государство __(23)__, где проходит граница __(24)__ плит почти в самом центре  __(18)__ океана. А королевству  __(25)__ принадлежит самый большой остров планеты, расположенный в совсем другой части света.

ОтветОтвет
114
215
316
417
518
619
720
821
922
1023
1124
1225
13

Ответы

Ответ

Ответ

1 Европа14 складчатость
2 Уральские / Урал15 3
3 Рока16 Гольфстрим
4 Пиренейский17 восток
5 9 ± 218 Атлантический
6 Нордкин19 площадь / размер
7 320 Россия
8 221 Казахстан
9 Великобритания22 Турция
10 Скандинавский23 Исландия
11 Средиземное24 литосферные
12 платформа / плита25 Дания
13 Восточно-Европейская

За каждый верный ответ – 2 балла. Если по мнению жюри ответ неполный – 1 балл. Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.

Максимум за задание – 50 баллов.

Задание 3

Эта группа островов площадью немногим более 200 тысяч км2 была открыта в конце XV века во время первой и второй экспедиций знаменитого мореплавателя. Два самых крупных  острова были открыты во время  первой экспедиции, а два других во время второй. Острова входят в состав региона (субрегиона), название которого образовалось из-за одного из самых серьёзных заблуждений в эпоху Великих географических открытий.

Первоначально, после их открытия, острова принадлежали одной из европейских стран, однако уже в XVII веке они стали ареной борьбы между крупнейшими европейскими державами. В этой борьбе активно участвовали пираты, чья главная резиденция сначала располагалась на небольшом острове к северу от острова Б, а затем резиденцией стал крупнейший город острова В. В 1692 году этот город был практически до основания разрушен стихийным бедствием. В результате ряда вооружённых конфликтов часть территорий островов сменила свой статус, а часть осталась под контролем страны-открывателя.

Дальнейшее изменение политической карты произошло в начале XIX века, когда часть колоний получила независимость. В самом конце XIX века страна-открыватель потеряла свои последние колонии на островах, их захватил новый мировой лидер.

Напишите:

  • название группы островов;
  • мореплавателя, который открыл острова;
  • название региона (субрегиона), в состав которого входят острова;
  • названия двух пиратских резиденций в регионе.
1
2
3
4

Заполните пустые колонки таблицы. (Страны-метрополии – те государства, которым принадлежали острова в прошлом.)

Наз-вание островаПло-щадь, тыс км2Название острова, данное перво-открывателемСтраны-метро-полииСовремен-ные государ-стваКруп-нейшийгород
А111
Б76
В11Сантьяго
Г9Сан-Хуан-Баутиста

Ответы

1Большие Антильские острова (4 балла)
2Христофор Колумб (3 балла)
3Вест-Индия (3 балла)
4Тортуга, Порт-Ройал (по 2 балла)

 

Наз-вание островаПло-щадь, тыс км2Название острова, данное перво-открывателемСтраны-метро-полииСовремен-ные государ-ства

Круп-нейшийгород

АКуба111ИспанияКубаГавана
БГаити76Испания, ФранцияГаити, Доминикан-ская респуб-ликаСанто-Доминго
ВЯмайка11СантьягоИспания,Велико-британияЯмайка ККингстон
ГПуэрто-Рико9Сан-Хуан-БаутистаИспания, СШАСан-Хуан

За название острова – 3 балла, за страны-метрополии и название острова – по 1 баллу, за современные государства и крупнейшие города – по 2 балла, итого за таблицу – 36 баллов.

Внимание! В некоторых ячейках нужно написать 2 ответа, каждый из них оценивается.

Максимум за задание – 50 баллов.

Задание 4

Ребята из Москвы приехали в Аризону для изучения природы Гранд-Каньона. Вместе со своими американскими друзьями они произвели измерения температуры, атмосферного давления и относительной влажности воздуха на смотровой площадке и на спуске в каньон. Но когда они сверили результаты, то обнаружили, что их данные не совпадают. Ребята начали обвинять друг друга в фальсификации результатов, но их учителя быстро объяснили, почему такое произошло.

Перед Вами сводные результаты измерений. Определите, какие из них принадлежат российским школьникам, а какие американским. Заполните недостающие ячейки таблицы.

Страна

ЗначенияЕдиницы измеренияПоказания приборов на смотровой площадкеЗначения

Единицы измерения

+30температура воздуха+86
570атмосферное давление759,9
40относительная влажность воздуха40
спустились на 1000показания приборов на склоне Гранд-Каньонаспустились на 1093,6
+40температура воздуха +104
665,2атмосферное давление886,6
25относительная влажность25

Объясните различия в показателях у школьников из разных стран; как и почему изменились атмосферное давление и температура воздуха (приведите расчёты); почему показатели относительной влажности не отличаются.

Различия в показаниях приборов образовались____________________________

Атмосферное давление_______________________________________________

Температура воздуха _________________________________________________

Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что

Рассчитайте, какую температуру покажет прибор у американских школьников в Москве, если прибор у российских школьников показывает +10.

Определение температуры на американском приборе.________________________________________________________

Ответы

 Страна 
ЗначенияЕдиницы измеренияПоказания приборов на смотровой площадкеЗначенияЕдиницы измерения
+30°С (1 балл)температура воздуха+86°F (1 балл)
570мм рт. ст (1 балл)атмосферное давление759,9ГПа/мбр (1 балл)
40% (1 балл)относительная влажность воздуха40% (1 балл)
спустились на 1000м (2 балла)показания приборов на склоне Гранд-Каньонаспустились на 1093,6ярд (2 балла)
+40°С (1 балл)температура воздуха +104°F (1 балл)
665,2мм рт. ст (1 балл)атмосферное давление886,6ГПа/мбр (1 балл)
25% (1 балл)относительная влажность25% (1 балл)

Различия в показаниях приборов образовались так как в странах используют разные единицы измерения: в России метрическую, а в США – имперскую (4 балла).

Атмосферное давление с высотой изменяется: 10,5 м = 1 мм рт. ст  (2  балла), 1000 : 10,5 ≈ 95,2 мм рт. ст. – на столько изменилось давление при спуске на 1000 м  (2 балла).  Т.к. школьники спускались в каньон, давление возрастало: 570 + 95,2 = 665,2 (2 балла).

Температура воздуха

Так как воздух сухой (относительная влажность равна 40 %), изменяться будет по  1° на 100 м  (2  балла).   1000 м : 100 м × 1° = 10°  –  на такую величину изменится температура при спуске на 1000 м  (2  балла).   Так как школьники спускались, температура повысится: +30° + 10° = +40° (2 балла).

Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что прибор измеряет её в относительных показателях (2 балла).

Определение температуры на американском приборе

  1. Определим, чему соответствует 10 °С на американской шкале: 104 – 86 = 18 °F (3 балла).
  2. Следовательно, 1 °С = 1,8 F (18 : 10 = 1,8) (3 балла).
  3. 20 × 1,8 = 36 °F; так мы узнали, на сколько °F понизится температура воздуха при достижении отметки +10 °С (3 балла).
  4. Итоговый расчёт: 86 °F – 36 °F = +50 °F (3 балла).

Максимум за задание – 50 баллов.

 Максимум за всю работу – 200 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: