Задание 1
Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке. Найдите географический объект, который является «белой вороной» (отличается от других в группе), и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру географического объекта, который будет верным для каждой цепочки).
- Гхор, Каттара, Долина Смерти, полуостров Вальдес, озеро Эйр
- Гавайские острова, Соломоновы острова, Канарские острова, Японские острова, Филиппинские острова
- бандикут, намбат, коала, ехидна, кенгуру
- Серенгети, Салонга, Вирунга, Игуасу, Этоша
- Каспийское море, Мёртвое море, озеро Рудольф, озеро Чад, озеро Эйр
№ | Объединяющий признак всех объектов в цепочке | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | Продолжение логического ряда без «белой вороны» |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Ответы
№ | Объединяющий признак всех объектов в цепочке | «Белая ворона» | Объяснение «белой вороны» | Продолжение логического ряда без «белой вороны» |
1 | Впадины / территории с отметками высот ниже уровня моря | Каттара | Все – самые низкие точки на материках, а Каттара – нет | Впадина Афар, озеро Ассаль |
2 | Вулканические острова (просто «острова» не засчи-тывать) / острова, где есть действую-щие вулканы | Канарские острова | Все – острова Тихого океана, а Канарские – Атлантического | Курильские, Алеутские и др., которые не противоречат смыслу |
3 | Эндемики Австралии | ехидна В | Все – сумчатые животные, а ехидна – яйцекладущее | вомбат, пос-сумы, кускус, валлаби, тас-манский дьявол, сумчатый волк, куница, тушканчик |
4 | Особо охраняемыеприродные территории/ национальные парки | Игуасу В | Все – нац. парки в Африке, а Игуасу – в Южной Америке | Любой нац. парк Африки. (атлас 7 класс, карта «Всемирное наследие ЮНЕСКО») |
5 | Бессточные озёра (просто «озёра» – 1 балл) | Чад В | Все озёра солёные, а Чад – пресное | Любое солёное озеро мира: Аральское, Урмия, Ван, Большое Солёное озеро, Эльтон, Баскунчак… |
Внимание! Если ученик предлагает своё решение задачи и оно не противоречит условиям задания, то баллы следует выставлять.
Максимум за задание – 50 баллов.
Задание 2
С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные пропуски в тексте. Это могут быть географические понятия, названия, числа. Названия и понятия могут состоять из двух слов, могут быть существительными или прилагательными. Ответы занесите в бланк ответов в любом падеже и числе.
__(1)__ – одна из двух частей света, расположенных на одном континенте. Проведение границы между частями света вызывает много споров в научной среде, тем не менее известно, что восточная граница __(1)__ проходит по __(2)__ горам, а крайняя западная точка – мыс __(3)__ – находится на __(4)__ полуострове, её долгота – __(5)__° з. д. Крайняя северная точка – мыс __(6)__ – лежит на широте 71° с. ш. Таким образом, __(1)__ лежит в __(7)__ полушариях Земли. Часть света омывается водами __(8)__-х океанов, береговая линия сильно изрезана, имеется много островов и полуостровов. Самый большой остров – __(9)__, а полуостров – __(10)__. На юге __(1)__ омывается межматериковым морем, что отразилось в его названии – __(11)__.
Природные условия части света очень разнообразны. На древних и молодых __(12)__ сформировались равнины, самая большая из которых носит название __(13)__. В __(14)__ областях различного возраста представлен горный рельеф. Материковая часть __(1)__ лежит в __(15)__ климатических поясах. Большое влияние на климат оказывает тёплое течение __(16)__, которое образно называют «печкой __(1)__». Но при движении на __(17)__ от __(18)__ океана его влияние ослабевает.
Здесь находятся самая большая и самая маленькая по __(19)__ территории страны мира. Граница с соседней частью света, расположенной на этом же материке, проходит по территории и акватории таких стран, как __(20)__, __(21)__ и __(22)__. Также к __(1)__ относят островное государство __(23)__, где проходит граница __(24)__ плит почти в самом центре __(18)__ океана. А королевству __(25)__ принадлежит самый большой остров планеты, расположенный в совсем другой части света.
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | 14 | ||
2 | 15 | ||
3 | 16 | ||
4 | 17 | ||
5 | 18 | ||
6 | 19 | ||
7 | 20 | ||
8 | 21 | ||
9 | 22 | ||
10 | 23 | ||
11 | 24 | ||
12 | 25 | ||
13 |
Ответы
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | Европа | 14 | складчатость |
2 | Уральские / Урал | 15 | 3 |
3 | Рока | 16 | Гольфстрим |
4 | Пиренейский | 17 | восток |
5 | 9 ± 2 | 18 | Атлантический |
6 | Нордкин | 19 | площадь / размер |
7 | 3 | 20 | Россия |
8 | 2 | 21 | Казахстан |
9 | Великобритания | 22 | Турция |
10 | Скандинавский | 23 | Исландия |
11 | Средиземное | 24 | литосферные |
12 | платформа / плита | 25 | Дания |
13 | Восточно-Европейская |
За каждый верный ответ – 2 балла. Если по мнению жюри ответ неполный – 1 балл. Ответы могут быть даны в любом падеже и в любом числе.
Максимум за задание – 50 баллов.
Задание 3
Эта группа островов площадью немногим более 200 тысяч км2 была открыта в конце XV века во время первой и второй экспедиций знаменитого мореплавателя. Два самых крупных острова были открыты во время первой экспедиции, а два других во время второй. Острова входят в состав региона (субрегиона), название которого образовалось из-за одного из самых серьёзных заблуждений в эпоху Великих географических открытий.
Первоначально, после их открытия, острова принадлежали одной из европейских стран, однако уже в XVII веке они стали ареной борьбы между крупнейшими европейскими державами. В этой борьбе активно участвовали пираты, чья главная резиденция сначала располагалась на небольшом острове к северу от острова Б, а затем резиденцией стал крупнейший город острова В. В 1692 году этот город был практически до основания разрушен стихийным бедствием. В результате ряда вооружённых конфликтов часть территорий островов сменила свой статус, а часть осталась под контролем страны-открывателя.
Дальнейшее изменение политической карты произошло в начале XIX века, когда часть колоний получила независимость. В самом конце XIX века страна-открыватель потеряла свои последние колонии на островах, их захватил новый мировой лидер.
Напишите:
- название группы островов;
- мореплавателя, который открыл острова;
- название региона (субрегиона), в состав которого входят острова;
- названия двух пиратских резиденций в регионе.
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
Заполните пустые колонки таблицы. (Страны-метрополии – те государства, которым принадлежали острова в прошлом.)
Наз-вание острова | Пло-щадь, тыс км2 | Название острова, данное перво-открывателем | Страны-метро-полии | Современ-ные государ-ства | Круп-нейшийгород | |
А | 111 | — | ||||
Б | 76 | |||||
В | 11 | Сантьяго | ||||
Г | 9 | Сан-Хуан-Баутиста |
Ответы
1 | Большие Антильские острова (4 балла) |
2 | Христофор Колумб (3 балла) |
3 | Вест-Индия (3 балла) |
4 | Тортуга, Порт-Ройал (по 2 балла) |
Наз-вание острова | Пло-щадь, тыс км2 | Название острова, данное перво-открывателем | Страны-метро-полии | Современ-ные государ-ства | Круп-нейшийгород | |
А | Куба | 111 | — | Испания | Куба | Гавана |
Б | Гаити | 76 | Испания, Франция | Гаити, Доминикан-ская респуб-лика | Санто-Доминго | |
В | Ямайка | 11 | Сантьяго | Испания,Велико-британия | Ямайка К | Кингстон |
Г | Пуэрто-Рико | 9 | Сан-Хуан-Баутиста | Испания, США | – | Сан-Хуан |
За название острова – 3 балла, за страны-метрополии и название острова – по 1 баллу, за современные государства и крупнейшие города – по 2 балла, итого за таблицу – 36 баллов.
Внимание! В некоторых ячейках нужно написать 2 ответа, каждый из них оценивается.
Максимум за задание – 50 баллов.
Задание 4
Ребята из Москвы приехали в Аризону для изучения природы Гранд-Каньона. Вместе со своими американскими друзьями они произвели измерения температуры, атмосферного давления и относительной влажности воздуха на смотровой площадке и на спуске в каньон. Но когда они сверили результаты, то обнаружили, что их данные не совпадают. Ребята начали обвинять друг друга в фальсификации результатов, но их учителя быстро объяснили, почему такое произошло.
Перед Вами сводные результаты измерений. Определите, какие из них принадлежат российским школьникам, а какие американским. Заполните недостающие ячейки таблицы.
Страна | ||||
Значения | Единицы измерения | Показания приборов на смотровой площадке | Значения | Единицы измерения |
+30 | температура воздуха | +86 | ||
570 | атмосферное давление | 759,9 | ||
40 | относительная влажность воздуха | 40 | ||
спустились на 1000 | показания приборов на склоне Гранд-Каньона | спустились на 1093,6 | ||
+40 | температура воздуха +104 | |||
665,2 | атмосферное давление | 886,6 | ||
25 | относительная влажность | 25 |
Объясните различия в показателях у школьников из разных стран; как и почему изменились атмосферное давление и температура воздуха (приведите расчёты); почему показатели относительной влажности не отличаются.
Различия в показаниях приборов образовались____________________________
Атмосферное давление_______________________________________________
Температура воздуха _________________________________________________
Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что
Рассчитайте, какую температуру покажет прибор у американских школьников в Москве, если прибор у российских школьников показывает +10.
Определение температуры на американском приборе.________________________________________________________
Ответы
Страна | ||||
Значения | Единицы измерения | Показания приборов на смотровой площадке | Значения | Единицы измерения |
+30 | °С (1 балл) | температура воздуха | +86 | °F (1 балл) |
570 | мм рт. ст (1 балл) | атмосферное давление | 759,9 | ГПа/мбр (1 балл) |
40 | % (1 балл) | относительная влажность воздуха | 40 | % (1 балл) |
спустились на 1000 | м (2 балла) | показания приборов на склоне Гранд-Каньона | спустились на 1093,6 | ярд (2 балла) |
+40 | °С (1 балл) | температура воздуха +104 | °F (1 балл) | |
665,2 | мм рт. ст (1 балл) | атмосферное давление | 886,6 | ГПа/мбр (1 балл) |
25 | % (1 балл) | относительная влажность | 25 | % (1 балл) |
Различия в показаниях приборов образовались так как в странах используют разные единицы измерения: в России метрическую, а в США – имперскую (4 балла).
Атмосферное давление с высотой изменяется: 10,5 м = 1 мм рт. ст (2 балла), 1000 : 10,5 ≈ 95,2 мм рт. ст. – на столько изменилось давление при спуске на 1000 м (2 балла). Т.к. школьники спускались в каньон, давление возрастало: 570 + 95,2 = 665,2 (2 балла).
Температура воздуха
Так как воздух сухой (относительная влажность равна 40 %), изменяться будет по 1° на 100 м (2 балла). 1000 м : 100 м × 1° = 10° – на такую величину изменится температура при спуске на 1000 м (2 балла). Так как школьники спускались, температура повысится: +30° + 10° = +40° (2 балла).
Относительная влажность не отличалась у ребят из разных стран, потому что прибор измеряет её в относительных показателях (2 балла).
Определение температуры на американском приборе
- Определим, чему соответствует 10 °С на американской шкале: 104 – 86 = 18 °F (3 балла).
- Следовательно, 1 °С = 1,8 F (18 : 10 = 1,8) (3 балла).
- 20 × 1,8 = 36 °F; так мы узнали, на сколько °F понизится температура воздуха при достижении отметки +10 °С (3 балла).
- Итоговый расчёт: 86 °F – 36 °F = +50 °F (3 балла).
Максимум за задание – 50 баллов.
Максимум за всю работу – 200 баллов.