Задача 1 «Гаснущие свечки»
В прибор, изображённый на рисунке, поместили небольшие кусочки кристаллического вещества Х белого цвета и налили жидкость Y. После того как открыли кран, жидкость Y опустилась из воронки в нижнюю часть прибора и пришла в соприкосновение с веществом X, началась реакция, сопровождающаяся выделением бесцветного газа Z. Газ Z по газоотводной трубке поступал в стакан, на дне которого были установлены зажжённые свечи различной высоты (см. рис. 1.1).
По мере заполнения стакана газом Z свечи гасли.
- Какой газ получали в приборе, изображённом на рисунке? Как называется этот прибор?
- Что могут представлять собой вещества X и Y? Напишите уравнение возможной реакции между X и Y с образованием Z.
- Почему свечи начали гаснуть? В каком порядке они гасли? Почему? Находит ли это свойство газа Z какое-либо применение?
- Если газ Z пропускать в известковую воду, то сначала наблюдается помутнение, обусловленное выпадением осадка белого цвета. Однако дальнейшее пропускание Z приводит к полному растворению первоначально выпавшего осадка. Объясните данное явление, проиллюстрируйте свой ответ соответствующими уравнениями реакций.
- Если в сосуд, заполненный газом Z, внести горящий магний, то металл будет продолжать гореть. Какие вещества образуются? Составьте уравнение данной реакции.
- Известны вещества, которые реагируют с газом Z, при этом выделяется кислород. Приведите два примера таких веществ и соответствующие уравнения реакций.
Ответ:
- Получали углекислый газ (газ Z) в аппарате Киппа.
2 балла
- Вещество X – нерастворимый карбонат, например карбонат кальция, в лабораторной практике часто используют кусочки мрамора. Y – кислота, образующая растворимые соли кальция, например соляная. Возможный вариант взаимодействия:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑
1 балл
- Свечи гаснут, т. к. углекислый газ не поддерживает горение (0,5 балла). Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому первой погаснет самая маленькая свеча, а за ней постепенно более высокие свечи по мере заполнения стакана CO2. (1 балл) Это свойство углекислого газа используется в работе углекислотных огнетушителей. (0,5 балла)
2 балла
- При пропускании углекислого газа в известковую воду наблюдается образование осадка карбоната кальция:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O
При избытке CO2 осадок растворяется, т.к. образуется растворимая кислая соль:
CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
2 балла
- При горении магния в углекислом газе образуются оксид магния и сажа:
2Mg + CO2 = 2MgO + C
1 балл
- Углекислый газ реагирует с пероксидами и надпероксидами:
- 2Na2O2 + 2CO2 = 2Na2CO3 + O2↑
- 4KO2 + 2CO2 = 2K2CO3 + 3O2↑
2 балла
Всего 10 баллов.
Задача 2 «Состав глауберовой соли»
Навеску частично выветрившейся глауберовой соли (кристаллогидрата сульфата натрия) массой 28,6 г растворили в воде и прибавили избыток раствора хлорида бария. Образовалось 23,3 г осадка. Определите формулу исходной соли.
Ответ:
Глауберова соль – Na2SO4·10H2O | 1 балл |
Формула частично выветрившейся глауберовой соли Na2SO4·хH2O | 1 балл |
По условию образовалось ν(BaSO4)=23,3/233=0,1 моль | 2 балла |
Согласно уравнению реакции Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl | 1 балл |
в растворе находится 0,1 моль Na2SO4 , то есть 14,2 г. | 1 балл |
Тогда в навеске соли массой 28,6 г m(H2O) = 28,6 – 14,2=14,4 г | 1 балл |
ν(H2O)=14,4/18=0,8 моль. | 1 балл |
Значит формула исходного кристаллогидрата: Na2SO4·8H2O | 2 балла |
Всего | 10 баллов |
Задача 3 «Анализ наследства»
Юный химик Вася решил исследовать некий сплав, доставшийся ему в наследство от бабушки. Для начала Вася попытался растворить сплав в соляной кислоте, однако обнаружил, что при этом никакого растворения не происходит. Тогда он попробовал растворить его в горячей концентрированной азотной кислоте. При этом сплав разрушился, раствор окрасился в голубой цвет, однако на дне остался окрашенный осадок, который не растворялся даже при длительном нагревании в азотной кислоте. Вася отфильтровал осадок и высушил его. Поместив порошок в тигель и нагрев его до плавления, а потом охладив, Вася сразу понял, какое вещество было нерастворимым осадком.
- Из каких двух металлов состоит сплав, который исследовал Вася?
- Как растворить осадок, образующийся при нагревании сплава в азотной кислоте? Приведите уравнение реакции.
- Как выделить второй компонент сплава из голубого раствора полученного после реакции с азотной кислотой? Приведите необходимые уравнения реакций.
Ответ:
- Медь (по цвету раствора) и золото (нерастворимость в азотной кислоте и характерный вид компактного металла) по 2 балла
- Растворение в царской водке 1 балл
Уравнение реакции:
Au + HNO3(конц.) + 4HCl(конц.) = H[AuCl4] + NO + 2H2O 4 балла
(Подходят также варианты с соляной кислотой и хлором, селеновой кислотой, смесью азотной и плавиковой кислот и т.д. – оценивать полным баллом.)
- Любой разумный метод, например:
Fe + Cu(NO3)2 = Cu + Fe(NO3)2 1 балл
Всего 10 баллов.
Задача 4 «Изомерные реагенты и продукты»
Два изомерных углеводорода А и В содержат по 90,57 % углерода (по массе).
При окислении горячим подкисленным раствором перманганата калия A и B окисляются в вещества C и D, которые также являются изомерами, причём вещество С активно используется в производстве полимеров. Вещество С достаточно устойчиво при нагревании, а нагревание вещества D приводит к образованию вещества E, которое также можно получить окислением углеводорода F (массовая доля углерода 93,75%) кислородом на оксиде ванадия(V).
- Установите формулы веществ А–F и напишите уравнения всех упомянутых реакций.
- Какой полимер получают на основе вещества С? Где он применяется?
Ответ:
Из массовой доли углерода находим брутто-формулу А и В:
ν(C) : ν(H) = (90,57/12) : (9,43/1) = 4 : 5,
C4H5. Нечётного числа атомов водорода в углеводородах не бывает, поэтому молекулярная формула А и В – С8Н10. Это могут быть этилбензол или диметил-бензолы (ксилолы). Изомерные продукты окисления могут образоваться только из ксилолов.
Вещество C – продукт окисления А – используется в производстве полимеров, наиболее вероятно, что это терефталевая кислота, тогда А – 1,4-диметилбензол (пара-ксилол).
Вещество D – продукт окисления B – при нагревании отщепляет воду, наиболее вероятно, что это – фталевая кислота, которая при нагревании превращается в циклический ангидрид, тогда B – 1,2-диметилбензол (орто-ксилол).
Брутто-формула углеводорода F:
ν(C) : ν(H) = (93,75/12) : (6,25/1) = 5 : 4,
C5H4, однако в реакциях окисления не происходит увеличения количества атомов углерода, следовательно, F содержит минимум 8 атомов углерода.
Удваивая индексы получаем, что F – С10Н8, нафталин.
Уравнения реакций:
f4.1
f4.2
f4.3
f4.4
Полимер – полиэтилентерефталат (ПЭТ) – применяется, например, для производства пластиковых бутылок.
Система оценивания:
Вывод брутто-формул А и В | 1 балл |
Формулы А – F | по 0,5 балла (итого 3 балла) |
Уравнения реакций | по 1 баллу (по 0,5 за схемы) – итого 4 балла |
Название полимера | 1 балл |
Любая разумная область применения полимера | 1 балл |
Всего | 10 баллов |
Задача 5 «Изомерные реагенты, но разные продукты»
Два изомерных углеводорода А и B при присоединении брома образуют 1,2,3,4 – тетрабромбутан и 1,1,2,2 – тетрабромбутан соответственно. Углеводород А при жёстком окислении деструктурируется до углекислого газа. Углеводород B в тех же условиях даёт пропановую кислоту и углекислый газ.
- Определите строение изомеров А и B.
- Приведите уравнения реакций бромирования изомеров А и B.
- Приведите уравнения реакций жёсткого окисления изомеров А и B. Объясните, почему в условиях жёсткого окисления изомер А деструктурируется до углекислого газа.
- Предложите качественные реакции, с помощью которых можно отличить изомеры А и B.
Ответ:
1. Изомер А: H2C = CH – CH = CH2 бутадиен–1,3
Изомер B: НС ≡ С – CH2 – CH3 бутин-1
2. Бромирование изомеров А и B
А: H2C = CH – CH = CH2 + 2Br2 → CH2Br – CHBr – CHBr – CH2Br
1,2,3,4 – тетрабромбутан
B: НС ≡ С – CH2 – CH3 + 2Br2 → CHBr2 – CBr2 – CH2 – CH3
1,1,2,2 – тетрабромбутан
3. Жёсткое окисление изомеров А и B можно осуществить, используя в качестве окислителя подкисленный раствор перманганата калия или хромовую смесь (K2Cr2O7 ∙H2SO4).
А: 5H2C = CH – CH = CH2 + 22KMnO4 + 33H2SO4 → 20CO2 + 11K2SO4 + 22MnSO4 + 48H2O
При энергичном окислении на промежуточной стадии реакции окисления бутадиена-1,3 образуются углекислый газ и щавелевая кислота. Эта дикарбоновая кислота проявляет восстановительные свойства и окисляется в оксид углеродаIV. (Эта реакция используется в аналитической химии для установления точной концентрации перманганата калия.)
H2C = CH – CH = CH2 Выделение кислорода
НООС – СООН НСООН Выделение кислорода CO2 + H2OB: 5НС ≡ С – CH2 – CH3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 → 5CO2 + 5CH3 – CH2–COOH + 4K2SO4 + 8MnSO4 + 12H2O
4. Реакции для идентификации изомеров А и B. При взаимодействии терминальных алкинов с аммиачным раствором оксида серебра или хлорида
меди(I) легко образуются ацетилениды серебра или меди, которые выпадают из раствора в осадок.
НС ≡ С – CH2 – CH3 + [Ag(NH3)2]OH → AgС ≡ С – CH2 – CH3 ↓ + 2NH3 + H2O
или
НС ≡ С – CH2 – CH3 + [Cu(NH3)2]Cl → CuС ≡ С – CH2 – CH3 ↓ + NH4Cl + NH3
Изомер А подобных реакций не даёт.
Система оценивания:
Структурные формулы изомеров А и B. | 2 балла |
Уравнения реакций бромирования изомеров А и B. | 2 балла |
Уравнения реакций окислительной деструкции изомеров А и B с объяснением особенности реакции окисления изомера А. | 4 балла |
Способ идентификации изомеров А и B. | 2 балла |
Всего | 10 баллов |
Задача 6 «Качественный анализ»
В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы фенола, ацетата натрия, глюкозы и ацетамида (амида уксусной кислоты). Определите содержимое каждой пробирки, выбрав для анализа подходящие реактивы.
Для решения задачи составьте таблицу результатов мысленного эксперимента, в которой будут указаны визуальные признаки происходящих реакций.
Схема таблицы:
Органические соединения | ||||
Реактивы | Фенол | Ацетат натрия | Глюкоза | Ацетамид |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Приведите уравнения реакций, используемых для идентификации указанных в задаче органических соединений.
Ответ:
Органические соединения | ||||
Реактивы | Фенол | Ацетат натрия | Глюкоза | Ацетамид |
FeCl3(раствор) | Раствор окрашивается в фиол. цвет | — | — | — |
NaOH(раствор)+нагревание | — | — | — | Характерный запах аммиака |
Свежеосаждённый Cu(OH)2 | — | — | Растворение осадка и образование ярко-синего раствора (без нагревания). При нагревании образуется красный осадок | — |
C2H5OH, несколько капель конц. H2SO4 | — | Характерный запах сложных эфиров | — | — |
Возможно использование других реактивов.
Для образования фенолов можно использовать реакцию с бромной водой или раствором хлорида железа(III).
C6H5OH + 3Br2(водн. р-р) → C6H2Br3OH↓ белый осадок + 3HBr
Раствор фенола + раствор FeCl3 → фиолетовое окрашивание раствора.
Ацетамид можно определить по выделению аммиака при нагревании пробы вещества с раствором щёлочи.
CH3CONH2 + KOH → CH3COOK + NH3↑
Глюкозу легко обнаружить по появлению ярко-синего окрашивания при взаимодействии со щелочным раствором гидроксида меди(II) без нагревания.
Глюкоза в этом случае проявляет свойства многоатомного спирта. Цвет раствора обусловлен образованием комплексного соединения меди. При нагревании синего раствора образуется красный осадок оксида меди(I).
HOCH2(CHOH)4CHО + 2Cu(OH)2
HOCH2(CHOH)4COOH + Cu2O + 2H2OГлюкозу (как восстанавливающий углевод) можно обнаружить также с помощью реакции «серебряного зеркала).
HOCH2(CHOH)4 – COH + 2[Ag(NH3)2]OH → HOCH2(CHOH)4 – CONH4 + 2Ag + 3NH3 + H2O
Ацетат натрия можно идентифицировать методом исключения, т. к. он не реагирует ни с одним из перечисленных реактивов. Однако доказать, что мы имеем дело с солью карбоновой кислоты, можно с помощью пробы на образование сложных эфиров: к раствору соли добавляют небольшое количество спирта (например, этанола) и несколько капель концентрированной серной кислоты и слегка нагревают. Если смесь вылить в воду, то на поверхности появятся капли сложного эфира с характерным запахом.
CH3COONa + C2H5OH + H2SO4 → CH3COOC2H5 этилацетат + NaHSO4 + H2O
Система оценивания:
Оформление таблицы результатов мысленного эксперимента с указанием визуальных признаков происходящих реакций. | 2 балла |
Идентификация: фенола | 2 балла |
ацетата натрия | 2 балла |
глюкозы | 2 балла |
ацетамида | 2 балла |
Всего | 10 баллов |
набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не
учитывается.