Задание 1. (10 баллов) «Ионные реакции»
Завершите приведённые ниже сокращённые ионные уравнения реакций с коэффициентами. Все неизвестные частицы обозначены многоточиями.
- … + 2… → Cu(OH)2↓
- … + 2OH– + … → BaSO3↓ + …
- Pb2+ + … → … + 2H+
- H+ + … → CO2↑ + …
- 3H+ + … → Al3+ + 3…
Для каждого сокращённого ионного уравнения приведите по одному уравнению в молекулярной форме.
Решение
- Cu2+ + 2OH– → Cu(OH)2↓ ; CuCl2 + 2KOH → Cu(OH)2↓ + 2KCl
- Ba2+ + 2OH– + SO2 → BaSO3↓ + H2O; Ba(OH)2 + SO2 → BaSO3↓ + H2O
- Pb2+ + H2S → PbS↓ + 2H+ ; Pb(NO3)2 + H2S → PbS↓ + 2HNO3
- H+ + HCO3– → CO2↑ + H2O ; HCl + NaHCO3 → NaCl + CO2↑ + H2O
- 3H+ + Al(OH)3 → Al3+ + 3H2O ; 3HCl + Al(OH)3 → AlCl3 + 3H2O
Критерий оценивания
Каждое уравнение (сокращённое ионное или молекулярное) – по 1 баллу.
Всего за задачу – 10 баллов.
Задание 2. (10 баллов) «Взаимодействие растворов»
При смешении равных масс растворов хлорида бария и карбоната натрия образовалось 13,79 г осадка Х и раствор вещества Y. Определите неизвестные вещества и запишите уравнение реакции. Найдите массу вещества Y и его массовую долю в конечном растворе, если известно, что при добавлении к нему серной кислоты никаких изменений не наблюдается, а массовая доля карбоната натрия в исходном растворе в 1,7 раза больше массовой доли вещества Y в конечном растворе.
Решение
При взаимодействии растворов хлорида бария и карбоната натрия протекает реакция:
BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl.
X – BaCO3, Y – NaCl.
Так как фильтрат не реагирует с серной кислотой, он не содержит ни избытка карбонат-ионов, ни избытка ионов бария. Это означает, что оба вещества прореагировали полностью. Проведём расчёт по уравнению реакции:
n(BaCO3) = 13,79 / 197 = 0,07 моль,
n(Na2CO3) = 0,07 моль, m(Na2CO3) = 0,07∙106 = 7,42 г,
n(NaCl) = 0,14 моль, m(NaCl) = 0,14∙58,5 = 8,19 г.
Пусть масса каждого из двух смешанных растворов равна x г, тогда масса конечного раствора равна (2x – 13,79) г (осадок BaCO3 не входит в состав раствора). Массовая доля карбоната натрия в исходном растворе:
ω1 = 7,42 / x,
а массовая доля хлорида натрия (вещества Y) в конечном растворе:
ω2 = 8,19 / (2x – 13,79).
По условию задачи, ω1 = 1,7ω2,
7,42 / x = 1,7∙8,19 / (2x – 13,79),
x = 111,6 г,
ω2 = 8,19 / (2∙111,6 – 13,79) = 0,039, или 3,9 %.
Ответ: m(NaCl) = 8,19 г, ω(NaCl) = 3,9 %.
Критерии оценивания
- Определение веществ X и Y – 2 балла (по 1 баллу за каждое вещество)
- Уравнение реакции – 2 балла.
- Вывод о том, что вещества прореагировали полностью – 1 балл.
- Расчёт по уравнению реакции и определение массы солей натрия – 2 балла
- Составление уравнения для массы растворов – 1 балл.
- Массовая доля NaCl – 2 балла.
- Всего за задачу – 10 баллов.
Задание 3. (10 баллов) «Электроны химических связей»
Приведите по одному примеру молекул, у которых в образовании ковалентных химических связей участвуют:
- а) все электроны молекулы;
- б) больше половины электронов молекулы;
- в) ровно одна треть от общего числа электронов молекулы.
Ответы обоснуйте. Для каждой молекулы опишите электронную конфигурацию атома с наибольшим порядковым номером.
Решение
а) Только в одном элементе, способном к образованию химических связей, нет внутренних электронов – это водород H. В молекуле H2 оба электрона (т. е., все электроны молекулы) участвуют в образовании связи H–H.
Других таких молекул нет.
Электронная конфигурация атома водорода: 1s1
б) Чем больше в молекуле атомов водорода, тем большая доля электронов от их общего числа в молекуле участвует в ковалентных связях. Кроме водорода имеет смысл рассматривать только элементы 2-го периода, так как у них относительно немного внутренних электронов. Перечислим летучие водородные соединения неметаллов 2-го периода (за исключением бора) с указанием числа электронов:
CH4 – всего 10 электронов, 4 химические связи, образованные 8 электронами.
8/10 > 1/2, подходит.
NH3 – всего 10 электронов, 3 химические связи, образованные 6 электронами.
6/10 > 1/2, подходит.
H2O – всего 10 электронов, 2 химические связи, образованные 4 электронами.
4/10 < 1/2, не подходит.
HF – всего 10 электронов, 1 химическая связь, образованная 2 электронами.
2/10 < 1/2, не подходит.
Таким образом, возможные правильные ответы – CH4 или NH3.
Электронные конфигурации центральных атомов: C – 1s2 2s2 2p2, N – 1s2 2s2 2p3
(принимается также распределение по энергетическим уровням: 2 – 4 для углерода и 2 – 5 для азота).
в) Число электронов, участвующих в образовании ковалентных связей, чётное. Тогда общее число электронов в молекуле должно быть кратным 6: 6, 12, 18 и т. д. Молекул с 6 электронами нет (BeH2 имеет немолекулярное строение). 12 электронов имеет неустойчивая молекула C2, связь в которой – двойная. Формально, C2 – правильный ответ. 18 электронов и 3 ковалентные связи – в молекуле PH3, которая и является основным правильным ответом.
Электронная конфигурация атома P: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3 (или 2 8 5).
Ответ:
- а) H2;
- б) CH4 или NH3;
- в) PH3.
Критерии оценивания:
- а) 3 балла – из них 2 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).
- б) 3 балла – из них 2 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).
- в) 4 балла – из них 3 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).
- Всего за задачу – 10 баллов.
Задание 4. (10 баллов) «Цветные реакции»
Бирюзовый осадок X массой 7,74 г, выделившийся при добавлении небольшого количества раствора гидроксида натрия к водному раствору сульфата меди(II), при прокаливании образует 4,80 г чёрного порошка Y, который при нагревании в токе водорода изменяет окраску, превращаясь в розово-красный порошок Z массой 3,84 г.
- Определите вещества X, Y, Z и назовите иx. Ответ подтвердите расчётами.
- Приведите уравнения всеx описанныx выше реакций.
- Запишите уравнения реакций X с серной кислотой и с гидроксидом калия.
Решение
- Розово-красный порошок Z, образовавшийся при восстановлении водородом, – это простое вещество медь.
n(Cu) = 3,84/64 = 0,06 моль.
Вещество Y представляет собой оксид меди. Если предположить, что в формульной единице оксида содержится один атом меди, то
n(Y) = n(Cu) = 0,06 моль,
тогда M(Y) = 4,8/0,06 = 80 г/моль, что соответствует оксиду меди CuO.
Используя такое же предположение, рассчитаем молярную массу X. Она равна 7,74/0,06 = 129 г/моль, что не соответствует молярной массе гидроксида меди.
Тогда разумно предположить, что X представляет собой основную соль. Если в формульной единице X содержится два атома меди, то
М(X) = 7,74/0,03 = 258 г/моль,что соответствует формуле Cu2(OH)2SO4.
Итак, X – Cu2(OH)2SO4, сульфат дигидроксидимеди(II), или основный сульфат меди(II), или сульфат гидроксомеди. Принимается любое из этиx названий.
Y – CuO, оксид меди(II).
Z – Cu, медь.
- 2CuSO4 + 2NaOH = Cu2(OH)2SO4↓ + Na2SO4
2Cu2(OH)2SO4 = 4CuO + 2SO2 + O2 + 2H2O
CuO + H2 = Cu + H2O
- Cu2(OH)2SO4 + H2SO4 = 2CuSO4 + 2H2O
Cu2(OH)2SO4 + 2KOH = 2Cu(OH)2↓ + K2SO4.
Критерии оценивания
- Формула Х – 1,5 балла, название X – 0,5 балла, формулы Y и Z – по 1 баллу, названия Y и Z – по 0,5 балла.
Всего – 5 баллов.
- За каждое уравнение – по 1 баллу (по 0,5 балла, если не уравнено), всего – 3 балла.
- За каждое уравнение – по 1 баллу (по 0,5 балла, если не уравнено), всего – 2 балла.
Всего за задачу – 10 баллов.
Задание 5 (10 баллов) «Анализ жидкости»
В две колбы с тёплой водой поместили по 13,5 г бесцветной кислородсодержащей жидкости, состоящей из трёх элементов. Через некоторое время, когда реакция закончилась, растворы подвергли анализу. Полученные растворы имели кислую реакцию. В первую колбу прилили избыток раствора хлорида бария, при этом выделилось 23,3 г белого кристаллического осадка. Во вторую колбу добавили избыток раствора нитрата серебра. Масса выпавшего творожистого осадка составила 28,7 г.
Определите формулу неизвестной жидкости. Запишите уравнения протекающих химических реакций.
Решение и критерии оценивания
Из условия задачи можно предположить, что в результате взаимодействия неизвестной жидкости с водой образовались серная и соляная кислоты. Белый кристаллический осадок – сульфат бария. Белый творожистый осадок – хлорид серебра. Поэтому исходное вещество состояло из трёх элементов – серы, хлора и кислорода.
(2 балла)
Количество вещества серы в составе сульфата бария:
n(S) = n(BaSO4) = 23,3 г / 233 г/моль = 0,1 моль
(1 балл)
Количество вещества хлора в составе хлорида серебра:
n(Cl) = n(AgCl) = 28,7 г /143,5 г/моль = 0,2 моль
(1 балл)
Количество вещества кислорода в составе неизвестной жидкости:
m(O) = 13,5 – (m(S) + m(Cl)) = 13,5 – (0,1∙32 + 0,2∙35,5) = 3,2 г
n(O) = 3,2/16 =0,2 моль
(2 балла)
Отношение чисел атомов в соединении:
n(S) : n(Cl) : n(O) = 0,1 : 0,2 : 0,2 = 1 : 2 : 2
Формула соединения SCl2O2 или SO2Cl2.
(1 балл)
Уравнение реакции взаимодействия вещества с водой:
SO2Cl2 + 2H2O = H2SO4 + 2HCl
(3 балла)
Всего за задачу – 10 баллов.
Задание 6. (10 баллов) «Школьный эксперимент»
В школьной лаборатории собрали прибор, как это показано на рисунке 6.1.
В колбу 1 поместили небольшие кусочки сульфида железа(II) и прилили соляную кислоту. Выделяющийся газ пропустили через склянку 2, заполненную безводным хлоридом кальция. В колбе 6 к порошку сульфита натрия прилили концентрированную серную кислоту. Выделяющийся газ пропускали через склянку 7 с концентрированной серной кислотой. Оба газа поступали в колбу-реактор 3, направление движения газов показано на рисунке стрелками.
Избыток газов поступал по газоотводной трубке 8 в поглотительную склянку 9.
Когда колба-реактор 3 была заполнена смесью газов, никаких изменений не наблюдалось. Однако после того, как открыли зажим 5 и прилили небольшое количество воды из воронки 4, в колбе 3 началась реакция. Пространство в этой колбе заполнилось дымом, а через некоторое время на её стенках образовался плотный налёт жёлтого цвета.
- Какие газы получали в колбах 1 и 6? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- С какой целью выделяющиеся газы пропускали через склянки 2 и 7? Допустимо ли склянку 2 тоже заполнить концентрированной серной кислотой? Ответ поясните.
- Какая реакция протекала в колбе 3 после того, как туда была добавлена вода? Какое вещество осело на стенках колбы? Напишите соответствующее уравнение.
- Какие вещества можно использовать для заполнения поглотительной склянки 9? Приведите два примера таких веществ и обоснуйте свой ответ.
Решение и критерии оценивания
- В колбе 1 получали сероводород:
FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑
2 балла
В колбе 6 получали сернистый газ:
Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2↑ + H2O
2 балла
- Проходя через склянки 2 и 6, газы осушались, т. е. освобождались от водяных паров.
1 балл
Склянку 2 нельзя заполнять концентрированной серной кислотой, т. к. Выделяющийся сероводород будет окисляться.
1 балл
- В колбе-реакторе 3 в присутствии воды протекает реакция между сероводородом и сернистым газом:
2H2S + SO2 = 3S↓ + 2H2O
На стенках колбы образуется налёт элементарной серы.
2 балла
- Склянка 9 необходима для поглощения избытка сероводорода и сернистого газа. Оба вещества проявляют кислотные свойства, поэтому для их поглощения следует использовать сильные основания, например, раствор гидроксида натрия. Также H2S и SO2 проявляют выраженные восстановительные свойства, поэтому для их поглощения можно использовать сильные окислители, например, раствор дихромата калия.
По 1 баллу за каждый правильный вариант.
Всего за задачу – 10 баллов.
Максимальное количество баллов за работу – 50.
Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного обоснования, не засчитывается.
В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается.