Задача 1. «Полезная соль»
Нерастворимая в воде соль X входит в состав множества полезных веществ – белых красок, огнеупорных материалов, жидкостей для бурения скважин, контрастных веществ для рентгенографии. Она состоит из трёх элементов, один из которых – сера. При прокаливании с избытком угля X превращается в растворимую соль Y, которая состоит всего из двух элементов в равных количествах. Массы элементов в Y отличаются в 4,28 раза.
- Определите формулы солей X и Y.
- Напишите уравнения реакций X → Y и Y → X.
- Предложите три способа получения X из веществ, принадлежащих к разных классам соединений.
Решение
1. При прокаливании с углём соль X теряет кислород, остаются сера и элемент-металл в равном соотношении, т.е. Y – сульфид двухвалентного металла, MeS.
Из соотношения масс находим:
M(Me) = 32∙4,28 = 137 г/моль – это барий. Y – BaS, X – BaSO4.
4 балла (по 2 балла за каждую соль).
Ответ X – BaSO3 также считается правильным.
2. X → Y. BaSO4 + 4C = BaS + 4CO
1,5 балла
(принимаются также уравнение BaSO4 + 2C = BaS + 2CO2 и аналогичные уравнения с BaSO3),
Y → X. BaS + H2SO4 = BaSO4 + H2S↑
1,5 балла
3. BaO + H2SO4 = BaSO4 + H2O
Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HCl
(принимаются также любые разумные реакции образования BaSO3)
Каждое уравнение – по 1 баллу, максимум – 3 балла.
Всего – 10 баллов
Задача 2. «Неполные уравнения реакций»
Ниже приведены уравнения химических реакций, в которых пропущены некоторые вещества и коэффициенты. Заполните все пропуски.
- … + Br2 = S + 2…
- 2NaCl + 2… = …NaOH + … + Cl2
- … + 5O2 = 3CO2 + …H2O
- Pb3O4 + 4… = … + 2Pb(NO3)2 + …H2O
- …NaHCO3 = Na2CO3 + … + H2O
Решение
- H2S + Br2 = S + 2HBr или Na2S + Br2 = S + 2NaBr
- 2NaCl + 2H2O = 2NaOH + H2 + Cl2
- C3H8 + 5O2 = 3CO2 + 4H2O
- Pb3O4 + 4HNO3 = PbO2 + 2Pb(NO3)2 + 2H2O
- 2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O
За каждое правильное уравнение – по 2 балла.
Всего – 10 баллов
Задача 3. «Опыты со стружкой»
Кальциевую стружку массой 4,0 г прокалили на воздухе, а затем бросили в воду. При растворении стружки в воде выделилось 560 мл газа (н. у.), который практически не растворяется в воде.
- Запишите уравнения реакций.
- Определите, на сколько граммов возросла масса стружки при прокаливании.
- Рассчитайте состав прокалённой стружки в массовых процентах.
Решение
1. При прокаливании кальциевой стружки происходит реакция: 2Ca + O2 = 2CaO
(Условие о том, что газ практически не растворяется в воде, исключает реакцию кальция с азотом, которая может привести к нитриду кальция, гидролизующемуся с образованием NH3.)
Так как кальций плавится при высокой температуре, а продукт реакции также тугоплавкий, окисление металла вначале происходит лишь с поверхности.
Прокалённая стружка представляет собой металл, снаружи покрытый слоем оксида. При помещении в воду и металл, и оксид реагируют с ней:
- CaO + H2O = Ca(OH)2;
- Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2.
2. Количество вещества металла, не вступившего в реакцию с кислородом, равно количеству вещества выделившегося газа (водорода): n(Ca) = n(H2) = 0,56/22,4 = 0,025 моль.
Всего в исходной стружке n(Ca) = 4/40 = 0,1 моль.
Таким образом, в реакцию с кислородом вступило 0,1 – 0,025 = 0,075 моль кальция, что составляет m(Ca) = 0,075∙40 = 3 г.
Увеличение массы стружки связано с присоединением кислорода. Масса кислорода, вступившего в реакцию с кальцием, равна m(O2) = 32∙0,0375 = 1,2 г.
Итак, масса стружки после прокаливания возросла на 1,2 г.
3. Прокалённая стружка состоит из кальция (0,025 моль) массой 1 г и оксида кальция (0,075 моль) массой 4,2 г. Состав в массовых процентах: Ca – 19,2%; CaO – 80,8%.
Система оценивания:
1. За каждое уравнение реакции по 1 баллу | 3 балла |
2. За расчёт количества вещества водорода | 1 балл |
За правильный ответ | 3 балла |
3. За правильный ответ | 3 балла |
Всего | 10 баллов |
Задача 4. «Неизвестная соль»
Неизвестная соль образована двумя ионами с электронной конфигурацией аргона. Известно, что при внесении её в водный раствор нитрата серебра выпадает осадок, при действии на неё соляной кислотой выделяется газ, а водный раствор карбоната натрия не вызывает никаких изменений.
- Назовите соль. Запишите электронную конфигурацию ионов, входящих в состав соли.
- Запишите уравнения описанных реакций в молекулярном и сокращённом ионном виде.
- Предложите два способа получения этой соли. Запишите уравнения реакций.
Решение
1. Ионы с конфигурацией инертного газа аргона 1s22s22p63s23p6 – это катионы начала четвёртого периода (например, K+, Ca2+) и анионы конца третьего периода (например, S2–, Cl–). Описанным в задаче условиям удовлетворяет только сульфид калия K2S.
2. Уравнения реакций:
- K2S + 2AgNO3 = Ag2S↓ + 2KNO3
- 2Ag+ + S2– = Ag2S↓
- K2S + 2HCl = 2KCl + H2S↑
- 2H+ + S2– = H2S↑
3. Соль можно получить разными способами, например, взаимодействием простых веществ, взаимодействием гидроксида калия с сероводородом:
- 2K + S = K2S;
- 2KOH + H2S = K2S + 2H2O.
Система оценивания:
1. За электронную конфигурацию ионов | 1 балл |
За название соли | 1 балл |
2. По 1 баллу за каждое молекулярное и ионное уравнение реакции | 4 балла |
3. По 2 балла за каждый способ получения | 4 балла |
Всего | 10 баллов |
Задача 5. «Неизвестный металл»
В кабинет химии принесли кусочек серебристо-белого неизвестного металла.
Учитель поручил сделать анализ металла одному из учеников. Ученик составил
план исследования. Когда атмосферное давление стало равно 760 мм рт. ст., ученик охладил установку до 0°С и приступил к анализу металла.
Взяв точную навеску металла – 1,00 г, он растворил его в соляной кислоте. При этом выделился водород объёмом 2,49 л. Этого стало достаточно для идентификации металла.
- На основе экспериментальных данных определите металл. Напишите уравнение реакции.
- Почему важно учитывать в данном исследовании атмосферное давление и температуру?
- Какими дополнительными реакциями можно подтвердить идентификацию металла?
Решение
1. Определён металл бериллий и записано уравнение реакции
5 баллов
Один из возможных способов решения:
Определено количество выделившегося водорода
f5.1
Металл реагирует с соляной кислотой согласно уравнению:
Ме + xНСl = MeClx + 1/2 xH2
f5.2
где: m — масса навески металла, x — валентность металла, n — количество вещества водорода. Из всех возможных вариантов подбора по валентности подходит бериллий. М = 9,09 г/моль
Be + 2HCl = BeCl2 + H2
2. Объяснена зависимость объёма газа от давления и температуры
2 балла
3. Гидроксид бериллия обладает амфотерными свойствами. Приведено уравнение реакции получения гидроксида бериллия и реакции Be(OH)2 с кислотой и щёлочью
3 балла
- BeCl2 + 2NaOH = Be(OH)2↓ + 2NaCl
- Be(OH)2 + 2HCl = BeCl2 + 2H2O
- Be(OH)2+ 2NaOH = Na2[Be(OH)4]
или
- Be(OH)2 + 2NaOH = Na2BeO2 + 2H2O
Учащийся может предлагать разные способы идентификации бериллия, доказывать отличие бериллия от алюминия в данной задаче не требуется.
Всего – 10 баллов
Задача 6. «Газ, не поддерживающий горение»
В прибор, изображённый на рисунке 1, поместили гранулы вещества Х и налили жидкость Y. После того как открыли кран, жидкость Y опустилась из воронки в нижнюю часть прибора и пришла в соприкосновение с веществом X, началась реакция, сопровождающаяся выделением бесцветного газа Z. Газ Z собрали в колбу способом вытеснения воздуха (см. рис. 6.1).
В колбу, заполненную газом Z, внесли горящую свечу (см. рис. 6.2), при этом свеча погасла. Однако, когда свечу вынесли из колбы, она снова загорелась.
- Какой газ получали в приборе, изображённом на рисунке 1? Как называется этот прибор?
- Что могут представлять собой вещества X и Y? Напишите уравнение возможной реакции между X и Y с образованием Z.
- Объясните опыт со свечой. Почему свеча гасла, когда её вносили в колбу, и снова разгоралась, когда её выносили из колбы? Как долго можно продолжать этот опыт?
- Согласно правилам техники безопасности перед проведением опыта со свечой необходимо проверить газ Z «на чистоту». Что это значит? Как это осуществить? Что может произойти, если пренебречь этим правилом безопасности? Ответ поясните.
Решение
1. Получали водород (газ Z) в аппарате Киппа.
2 балла
2. Вещество X – активный металл, например цинк; Y – кислота, например соляная или разбавленная серная. Возможный вариант взаимодействия:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
2 балла
3. Свеча гаснет в колбе, заполненной водородом, т. к. этот газ не поддерживает горение. Однако при внесении зажжённой свечи в колбу водород загорается у отверстия колбы. Водород горит бесцветным пламенем, поэтому его практически не видно. Когда свечу выносят из колбы, горящий водород воспламеняет фитиль, свеча снова вспыхивает.
Данный опыт можно продолжать (вносить свечу в колбу и выносить её) до тех пор, пока водород спокойно горит в колбе. Постепенно, по мере выгорания водорода, фронт горения будет подниматься выше по колбе. Горение будет всё более нестабильным из-за «подмешивания» кислорода воздуха.
3 балла
4. Проверка водорода «на чистоту» — это экспериментальная проверка отсутствия примесей газов, образующих с ним «гремучие смеси», таких как кислород, воздух, хлор. Для проверки водорода на чистоту его собирают в пробирку, перевёрнутую вверх дном, и подносят к пламени спиртовки. Чистый водород загорается с лёгким звуком «п». «Грязный» водород взрывается с громким хлопком или свистом.
Если в колбу для данного опыта собрать «грязный» водород, то при внесении горящей свечи гремучая смесь взорвётся.
3 балла
Всего – 10 баллов
набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не
учитывается.