Задание 1 «Конструктивизм и деконструктивизм»
А) Перед Вами 12 памятников архитектуры XX–XXI вв. Часть из них относится к конструктивизму – магистральному направлению в архитектурном движении 20-х годов XX века, а остальные принадлежат к эпохе деконструктивизма, завершающей XX век и открывающей новое столетие. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (конструктивизм или деконструктивизм) он относится.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Всего за часть А – максимум 12 баллов.
Б) Сформулируйте, какие черты характерны как для памятников эпохи конструктивизма, так и для архитектурных сооружений деконструктивизма. Определите основные принципы, которые характерны только для эпохи деконструктивизма.
Критерии оценки рассуждения
Логика и связность рассуждения | 3 балла |
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы | 3 балла |
Корректное использование понятийного аппарата и терминов | 2 балла |
Всего за часть Б – максимум 8 баллов.
Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.
Задание 2. «Сказка сказок»
«Сказка сказок» – мультипликационный фильм, который снял в 1979 году режиссёр Юрий Норштейн по сценарию, написанному самим режиссёром и писательницей Людмилой Петрушевской. Главный герой фильма – Волчок – персонаж детской колыбельной – «Баю-баюшки баю, не ложися на краю.
Придёт серенький волчок и ухватит за бочок». В фильме Волчок – не просто персонаж фольклорной песни. Он наделён способностью наблюдать жизнь в разные времена и проникать в разные пространства.
Вот что пишет Юрий Норштейн о фильме: «На Сказке для меня преобразилось понятие времени. Его течение в мультипликации и так более сгущено, чем в игровом кино. Складывая фразу из крошечных кадриков-движений, необходимо быть экономным, как в поэзии. А Сказка… состояла из нескольких слоёв – драматургических линий, которые мне хотелось свести к общей теме.
К теме, которая развивается вообще вне времени»1
Небольшой фрагмент фильма и сценарная заявка авторов – станут материалом для осмысления в этом задании.
Прочтите сценарную заявку Ю.Б. Норштейна и Л.С. Петрушевской и посмотрите эпизод из мультфильма.
- Какие темы и мотивы сценарной заявки легли в основу эпизода?
- Какое воплощение они получили на экране?
- Как Вы можете описать изобразительный язык, который выбирает художник для передачи пространства, движения, характеристики персонажей? Какую роль в этом эпизоде играют музыка и звук?
- Какие архетипические образы выбирает Норштейн в этом эпизоде и как он их интерпретирует?
Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (170–190 слов2 ) на тему «Отражение сценарного замысла в одном эпизоде фильма «Сказка сказок».
1 (Сказка сказок. Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова. М., 2005. Стр. 43)
2 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.
Л. Петрушевская, Ю. Норштейн «Сказка сказок» (заявка)
Это должен быть фильм о памяти.
Помните, какой длины были дни в детстве?
Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день.
Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего.
То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба – не дружба, радости, не узнаваемые как радости – от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, – это пережидание судьбы пусть нас минует.
Не об этом фильм.
Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причём не обязательно поэт появится на экране, может появиться его стихотворение – такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета:
Стоим над водой – солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Вода прохладная,
Чинара высокая,
Солнце светит,
Кошка дремлет,
Я стихи сочиняю.
Слава Богу, живём!
Блеск воды бьёт нам в лица –
Солнцу, кошке, чинаре, мне
И нашей судьбе.
И должна появиться на экране кошка, любвеобильное, памятливое существо, и одинокий башмак-разнопарка, найденный детьми в мусоре – кто бы мог его там поставить, новый, с целой подмёткой башмак? И тот пень берёзовый, который, как у Твардовского говорится, весной «зальётся пеной розовой», и все окрестные бабочки, жуки и худые перезимовавшие пчелы слетятся на пир. Пойдёт дождь, напитает землю, наполнит ботинок, пень, вымоет булыжную мостовую, и в конце улицы встанет и будет долго стоять вечерняя заря…
Бельё на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей; дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший так с войны… Наш сосед в одном ботинке…
Всё это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку, раздвигающийся, расширяющийся, а в конце сведённый к одному простому звуку: «Живём».
Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье – это каждый мирный день. Каждый день.
Эпизод из мультфильма
Критерии оценивания письменного рассуждения
Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.
При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:
А. Интерпретация и понимание
Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:
- сравнивать разнородные тексты;
- видеть глубокие смыслы;
- делать тонкие наблюдения для их выявления;
- привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.
Шкала оценок: 0–9–17–25.
Всего по критерию А максимум 25 баллов.
В. Создание текста
В работе присутствует:
- постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
- композиционная стройность, логичность повествования;
- стилистическая однородность.
Шкала оценок: 0–3–7–10.
Всего по критерию В максимум 10 баллов.
С. Грамотность
В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.
Шкала оценок: 0–2–3–5.
Всего по критерию С максимум 5 баллов.
Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.
Пояснение к шкале оценок
С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Максимум за работу 60 баллов.