Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 11 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1 «Конструктивизм и деконструктивизм»

А) Перед Вами 12 памятников архитектуры XX–XXI вв. Часть из них относится к конструктивизму – магистральному направлению в архитектурном движении  20-х годов XX века, а остальные принадлежат к эпохе деконструктивизма, завершающей XX век и открывающей новое столетие. Подпишите под каждым  изображением памятника, к какой из двух эпох (конструктивизм или  деконструктивизм) он относится.

Рисунок 1. (деконструктивизм)

Рисунок 2. (конструктивизм)

Рисунок 3. (конструктивизм)

Рисунок 4. (деконструктивизм)

Рисунок 5. (конструктивизм)

Рисунок 6. (деконструктивизм)

Рисунок 7. (конструктивизм)

Рисунок 8. (деконструктивизм)

Рисунок 9. (деконструктивизм)

Рисунок 10. (деконструктивизм)

Рисунок 11. (конструктивизм)

Рисунок 12. (конструктивизм)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 12 баллов.

Б)  Сформулируйте,  какие  черты  характерны  как  для  памятников  эпохи конструктивизма,  так  и  для  архитектурных  сооружений  деконструктивизма. Определите  основные  принципы,  которые  характерны  только  для  эпохи деконструктивизма.

Критерии оценки рассуждения

 

Логика и связность рассуждения3 балла
Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы3 балла
Корректное использование понятийного аппарата и терминов2 балла

Всего за часть Б – максимум 8 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2.  «Сказка сказок»

«Сказка  сказок» –  мультипликационный  фильм,  который  снял  в 1979  году режиссёр Юрий  Норштейн  по  сценарию,  написанному  самим  режиссёром  и писательницей  Людмилой Петрушевской.  Главный  герой  фильма –  Волчок – персонаж  детской  колыбельной – «Баю-баюшки  баю,  не  ложися  на  краю.

Придёт  серенький  волчок и  ухватит  за бочок». В фильме Волчок – не просто персонаж  фольклорной  песни.  Он  наделён  способностью  наблюдать  жизнь  в разные времена и проникать в разные пространства.

Вот что пишет Юрий Норштейн о фильме: «На Сказке для меня преобразилось понятие  времени.  Его  течение  в  мультипликации  и  так  более  сгущено,  чем  в  игровом  кино.  Складывая  фразу  из  крошечных  кадриков-движений, необходимо быть экономным, как в поэзии. А Сказка… состояла из нескольких слоёв – драматургических линий, которые мне хотелось  свести к общей  теме.

К теме, которая развивается вообще вне времени»1

Небольшой фрагмент фильма и сценарная заявка авторов – станут материалом для осмысления в этом задании.

Прочтите  сценарную  заявку  Ю.Б.  Норштейна  и  Л.С.  Петрушевской  и посмотрите эпизод из мультфильма.

  • Какие темы и мотивы сценарной заявки легли в основу эпизода?
  • Какое воплощение они получили на экране?
  • Как Вы  можете  описать  изобразительный  язык,  который  выбирает художник  для  передачи  пространства,  движения,  характеристики персонажей? Какую роль в этом эпизоде играют музыка и звук?
  • Какие архетипические образы выбирает Норштейн в этом эпизоде и как он их интерпретирует?

Опираясь  на  эти  вопросы  и  свои  наблюдения,  напишите  небольшое рассуждение (170–190 слов2 ) на тему «Отражение сценарного замысла в одном эпизоде фильма «Сказка сказок».

1 (Сказка сказок. Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова. М., 2005. Стр. 43)

2 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

Л. Петрушевская, Ю. Норштейн «Сказка сказок» (заявка)

Задание ↑

Это должен быть фильм о памяти.

Помните, какой длины были дни в детстве?

Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день.

Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего.

То  вечное  откладывание  жизни  на  завтра,  которое  постигает  многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба – не дружба, радости, не узнаваемые как радости –  от  солнца,  снега,  ветра,  гуляния,  от  вымытой  гладкой  тарелки,  от собак, кошек, – это пережидание судьбы пусть нас минует.

Не об этом фильм.

Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причём не обязательно поэт  появится  на  экране,  может  появиться  его  стихотворение –  такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета:

Стоим над водой – солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Вода прохладная,
Чинара высокая,
Солнце светит,
Кошка дремлет,
Я стихи сочиняю.
Слава Богу, живём!
Блеск воды бьёт нам в лица –
Солнцу, кошке, чинаре, мне
И нашей судьбе.

И  должна  появиться  на  экране  кошка,  любвеобильное,  памятливое существо,  и  одинокий  башмак-разнопарка,  найденный  детьми  в мусоре –  кто бы  мог  его  там  поставить,  новый,  с  целой  подмёткой  башмак?  И  тот  пень берёзовый,  который,  как  у  Твардовского  говорится,  весной «зальётся  пеной розовой»,  и  все  окрестные  бабочки,  жуки  и  худые  перезимовавшие  пчелы слетятся  на  пир.  Пойдёт  дождь,  напитает  землю,  наполнит  ботинок,  пень, вымоет  булыжную  мостовую,  и  в  конце  улицы  встанет  и  будет  долго  стоять вечерняя заря…

Бельё на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей;  дяденька  на  деревяшке  с  одной  ногой,  наш  сосед,  пришедший  так  с войны… Наш сосед в одном ботинке…

Всё это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку,  раздвигающийся,  расширяющийся,  а  в  конце  сведённый  к одному простому звуку: «Живём».

Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье – это каждый мирный день. Каждый день.

Эпизод из мультфильма

Задание ↑

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии  оценивания  письменного  рассуждения  выстроены  таким образом,  чтобы  в  работах  участников  максимально  высоко  ценилось  умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа  демонстрирует  способность  участника  последовательно  и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора  на  анализируемое  произведение (цитаты,  описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание:  Сплошная  проверка  работы  по  привычным  школьным критериям  грамотности  с  полным  подсчётом  ошибок  не  предусмотрена.  При наличии  в  работе  языковых,  речевых  и  грамматических  ошибок,  серьёзно затрудняющих  чтение  и  понимание  текста (в  среднем  более  пяти  грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С  целью  снижения  субъективности  при  оценивании  работ  предлагается ориентироваться  на  ту  шкалу  оценок,  которая  прилагается  к  каждому критерию.  Она  соотносится  с  привычной  для  российского  учителя  четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по  каждому  критерию (ученик  должен  видеть,  сколько  баллов  по  каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе  показа  работ  и  апелляции  сфокусироваться  на  обсуждении  реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: