Олимпиадные задания с решениями

Искусство (МХК) 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Задание 1

А) Перед Вами 10 изображений надгробий, часть из которых была создана в эпоху античности, а остальные – в эпоху классицизма в России, когда мастера во  многом  ориентировались  на  античные  образцы.  Подпишите  под  каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (античность или классицизм) он относится.

Рисунок 1 (античность)

Рисунок 2 (классицизм)

Рисунок 3 (классицизм)

Рисунок 4 (античность)

Рисунок 5 (классицизм)

Рисунок 6 (античность)

Рисунок 7 (классицизм)

Рисунок 8 (античность)

Рисунок 9 (античность)

Рисунок 10 (классицизм)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 10 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты объединяют памятники русского классицизма и античности. Определите, что характерно только для надгробий классицизма.

Критерии оценки рассуждения

  1. Логика и связность рассуждения  4 балла
  2. Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы  4 балла
  3. Корректное использование понятийного аппарата и терминов  2 балла

Всего за часть Б – максимум 10 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов. 

Задание 2 «Гораций».

Перед  Вами  фрагмент  текста  трагедии  Пьера  Корнеля «Гораций» (1639)  и картина Жака-Луи Давида «Клятва братьев Горациев» (1784).

В  основе  сюжета  обоих  произведений  лежит  рассказ  римского  историка Тита Ливия о раннем периоде римской истории. Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга  ‒  братьями  Куриациями.  При  этом  Сабина,  жена  одного  из братьев  Горациев,  родилась  в  Альбе,  а  Камилла,  младшая  сестра  братьев Горациев,  была  помолвлена  с  одним  из  братьев  Куриациев.  В  результате жестокого  и  долгого  поединка  хитростью  победил  младший  брат  из  рода Горациев, и так Рим окончательно возвысился над Альба-Лонгой, а постепенно и над всеми остальными италийскими городами.

Сравните,  как  изображён  один  и  тот  же  сюжет  в  тексте  Корнеля  и  на картине Давида.

Обратите внимание на то, как каждый из авторов показывает героев, их облик, действия,  настроение  и  характер.  Какие  эмоции  владеют  ими  и  как  они переданы в тексте и на картине?

На  какие  детали  обращают  внимание  читателя/зрителя  авторы? Как  выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте трагедии и на картине?

Опираясь  на  эти  вопросы  и  свои  наблюдения,  напишите  небольшое рассуждение (100‒120 слов1) на тему «История братьев Горациев у Корнеля и на картине Давида».

1Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ «ГОРАЦИЙ»

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

(перевод Н. Рыковой)

Гораций, Сабина, Куриаций, Камилла

Куриаций
О боги, для чего Сабина с ним? Увы!
Невесте помогать сестру прислали вы,
Чтоб жалобы её мой дух поколебали
И победить она могла в своей печали?

Сабина
Нет, брат мой, у тебя не стану на пути ‒
Хочу тебя обнять, сказав тебе «прости».
Ты ‒ крови доблестной, и верь в неё спокойно;
Ты не свершишь того, что храбрых недостойно.
Когда бы дрогнуть мог теперь один из вас, ‒
Я от супруга бы, от брата отреклась.
Но мужа славного, но брата дорогого
Лишь об одном просить и умолять готова:
Хочу я, чтоб не стал преступным этот бой,
Чтоб эта честь была и чистой и святой,
Чтобы её пятнать не смело преступленье,
И вы врагами стать могли без сожаленья.
Лишь я виновница священных ваших уз.
Когда исчезну я, исчезнет ваш союз.
Как повелела честь, прервётся связь меж вами.
И, чтобы ненависть вас сделала врагами,
Пусть горький мой конец сегодня всё решит:
Того желает Рим, и Альба так велит.
Один меня убьёт, другой, возжаждав мести,
Во гневе праведном придёт на подвиг чести,
И меч поднимет он, оправданный вполне
Иль местью за сестру, иль скорбью о жене.
Но что я говорю! И так вы слишком правы: ‒
Не должно замутнять высокой вашей славы.
Всю душу отдали вы родине своей.
Чем крепче ваша связь, тем с нею вы щедрей.
На алтаре страны заклать вам должно брата,
Не медлите, завет осуществляйте свято:
Сперва в его сестру вонзите острый меч,
Сперва его жену заставьте мёртвой лечь, ‒
Начните же с меня, когда своей отчизне
Столь дорогие мне вы отдаете жизни.
В бою назначенном тебе противник ‒ Рим,
Ты ‒ Альбе смертный враг, а я обоим им!
Иль вы желаете, бездушны и суровы,
Чтоб я увидела, как тот венок лавровый,
Что принесёт герой сестре или жене,
Дымится кровию, родной и близкой мне?
Как должное воздать и жертве и герою,
Быть нежною женой и любящей сестрою,
Живому радуясь, над умершим тужить?
Решенье лишь одно: нельзя Сабине жить.
Я смерть должна принять, чтоб не изведать муки:
Сама себя убью, коль слабы ваши руки,
Жестокие сердца! Что удержало вас?
Я своего добьюсь потом, коль не сейчас.
Едва сойдётесь вы с подъятыми мечами,
Возжаждав гибели, я брошусь между вами.
Чтоб одного из вас упала голова,
Сабину поразить придётся вам сперва.

Гораций
Жена!

Куриаций
Сестра!

Камилла
Смелей! Они должны смягчиться!

Сабина
Как! Вы вздыхаете? Бледнеют ваши лица?
Что испугало вас? И это ‒ храбрецы,
Враждебных городов отважные бойцы?

Гораций
Что я свершил, жена? Какие оскорбленья
Заставили тебя искать такого мщенья?
Чем провинился я! Кто право дал тебе
Мой дух испытывать в мучительной борьбе?
Ты удивить его и восхитить сумела;
Но дай мне завершить моё святое дело.
Ты мужа превзошла; но, если он любим
Женою доблестной, не торжествуй над ним.
Уйди, я не хочу победы слишком спорной,
Что защищаюсь я ‒ и то уже позорно.
Позволь мне умереть, как повелела честь.

Сабина
Не бойся, у тебя теперь защитник есть.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций, Сабина, Камилла

Старый Гораций
Как, дети? Чувства здесь возобладали властно,
И время подле жён вы тратите напрасно?
Готовясь кровь пролить, слезами смущены?
Нет, жён рыдающих оставить вы должны.
Вас жалобы смягчат и, нежностью лукавой
Лишивши мужества, толкнут на путь неправый.
Лишь бегство победит противников таких.

Сабина
Тебе они верны: не бойся же за них,
Как ни страдали здесь Камилла и Сабина,
Ты можешь чести ждать от зятя и от сына;
И если ропот наш отважных мог смягчить,
Сумеешь, верно, ты в них доблесть укрепить.
Не будем проливать напрасных слёз, Камилла,
Пред этой твёрдостью ничтожна наша сила ‒
Лишь в безнадёжности покой мы обретём.
Сражайтесь, хищники! От скорби мы умрём.

ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций

Гораций
Отец, не уступай неистовству такому
И жён, молю тебя, не выпускай из дому.
Слезами, воплями их горькая любовь
Да не смущает нас, когда польётся кровь.
Так наша связь тесна, что можно без сомненья
В постыдном сговоре нам бросить обвиненье;
Но дорого бы честь избранья обошлась,
Когда бы в низости подозревали нас.

Старый Гораций
Всё сделаю, мой сын. Ступайте к братьям, дети,
И знайте: есть у вас один лишь долг на свете.

Куриаций
Как я с тобой прощусь и что могу сказать…

Старый Гораций
Не надо чувств моих отцовских пробуждать!
Мне не хватает слов тебе внушить отвагу.
Я в помыслах нетвёрд, и ощущаю влагу
На старческих глазах, и сам рыдать готов.
Боец! Исполни долг и жди суда богов.

Жак-Луи Давид «Клятва братьев Горациев» (1784)

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии  оценивания  письменного  рассуждения  выстроены  таким образом,  чтобы  в  работах  участников  максимально  высоко  ценилось  умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа  демонстрирует  способность  участника  последовательно  и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная  опора  на  анализируемое  произведение (цитаты,  описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание:  Сплошная  проверка  работы  по  привычным  школьным критериям  грамотности  с  полным  подсчётом  ошибок  не  предусмотрена.  При наличии  в  работе  языковых,  речевых  и  грамматических  ошибок,  серьёзно затрудняющих  чтение  и  понимание  текста (в  среднем  более  пяти  грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С  целью  снижения  субъективности  при  оценивании  работ  предлагается ориентироваться  на  ту  шкалу  оценок,  которая  прилагается  к  каждому критерию.  Она  соотносится  с  привычной  для  российского  учителя  четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить ‒ они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по  каждому  критерию (ученик  должен  видеть,  сколько  баллов  по  каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе  показа  работ  и  апелляции  сфокусироваться  на  обсуждении  реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

Рекомендуем ознакомиться: