Олимпиадные задания с решениями

История 9 класс, муниципальный этап (2 этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Задание 1
  2. Задание 2
  3. Задание 3
  4. Задание 4
  5. Задание 5
  6. Задание 6
  7. Задание 7
  8. Задание 8
  9. Задание 9
  10. Задание 10
  11. Задание 11
  12. Задание 12
  13. Задание 13
  14. Задание 14
  15. Задание 15
  16. Задание 16
  17. Задание 17
  18. Задание 18

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ.

Задание 1

Содержание ↑

Какой австрийский дипломат посетил Россию в XVI в. и написал «Записки о Московии»?

  1. П. Новокомский
  2. С. Герберштейн
  3. М. Поло
  4. Дж. Флетчер

Задание 2

Содержание ↑

В каком году произошли описанные ниже события?

«Когда 28 апреля десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название «хованщина».

  1. 1676 год
  2. 1682 год
  3. 1684 год
  4. 1689 год

 

Задание 3

Содержание ↑

  1. Какой город был основан в XII веке?
  2. Тверь
  3. Воронеж
  4. Дербент
  5. Тобольск

Ответ:

123
231

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Задание 4

Содержание ↑

Укажите имена исторических деятелей, которые были современниками Екатерины I.

  1. Платон Александрович Зубов
  2. Фёдор Матвеевич Апраксин
  3. Лаврентий Ларентьевич Блюментрост
  4. Павел Дмитриевич Киселёв
  5. Пётр Христианович Витгенштейн
  6. Павел Иванович Ягужинский

 

Задание 5

Содержание ↑

Какие из указанных терминов имеют отношение к иконописи?

  1. капитель
  2. смальта
  3. левкас
  4. канон
  5. зернь
  6. нимб

 

Задание 6

Содержание ↑

Какие из названий имеют отношение к названиям гвардейских полков?

  1. Преображенский
  2. Бутырский
  3. Семёновский
  4. Коломенский
  5. Измайловский
  6. Царскосельский

Ответ:

456
236346135

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

Задание 7

Содержание ↑

В приведённом ниже перечне представлены события из истории отношений Руси с Монгольской империей и Золотой Ордой. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы век (римскими цифрами), а в нижнюю – порядковые номера событий, произошедших в соответствующем веке.

  1. взятие Киева Батыем
  2. убийство Михаила Черниговского в Орде
  3. поход Едигея на Москву
  4. сражение на реке Пьяне
  5. Куликовская битва
  6. пленение Василия II под Суздалем
  7. «стояние» на Угре
  8. подавление Тверского восстания
  9. поход «Неврюевой рати»

Ответ

ХIII векXIV векХV век
129458367

По 1 баллу за указание века. (Если век указан неправильно, ответ в данном столбце не принимается.) 2 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 9 баллов.

Задание 8

Содержание ↑

В приведённом ниже перечне представлены законодательные акты, принятые при различных императорах России в XVIII–XIX вв. Ответы оформите в виде таблицы, где в верхнюю строку запишите имена императоров, а в нижнюю – порядковые номера законодательных актов, появившихся при соответствующем императоре.

  1. органический статут
  2. манифест о трехдневной барщине
  3. закон об ограничении детского труда
  4. акт о престолонаследии
  5. закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с поме щиками
  6. «Чугунный» цензурный устав
  7. указ, запрещающий дворянам подавать коллективные прошения
  8. закон об обязанных крестьянах
  9. манифест о незыблемости самодержавия

Ответ:

Павел IНиколай IАлександр III
247168359

По 1 баллу за указание имени правителя. (Если имя указано неправильно, ответ в данном столбце не принимается). 2 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 9 баллов.

Задание 9

Содержание ↑

По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

9.1. Ф.М. Ртищев, Никон, Аввакум, Стефан Вонифатьев;

9.2. сражение под Новгородом-Северским, сражение у Добрыничей, сражение у Нижних Котлов, сражение под Клушиным.

Ответ:

9.1. члены кружка ревнителей древнего благочестия;

9.2. сражения периода Смуты.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

Задание 10

Содержание ↑

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Ответы оформите в виде таблицы.

А) основание Троице-Сергиева монастыря

Б) начало правления Дмитрия Донского

В) Грюнвальдская битва

Г) сражение на реке Воже

Д) разорение Золотой Орды Тамерланом

Е) гибель Мамая

Ответ:

123456
АБГЕДВ

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 11

Содержание ↑

Расположите термины в хронологической последовательности возникновения явлений, которые они обозначают. Ответы оформите в виде таблицы.

А) дети боярские

Б) приказная изба

В) ассигнации

Г) вервь

Д) приказ общественного призрения

Е) подушная подать

Ответ:

123456
ГАБЕВД

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

Задание 12

Содержание ↑

Установите соответствие между именами учёных и названиями их трудов. Ответы оформите в виде таблицы, в которую запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧЁНЫЙНАЗВАНИЕ ТРУДА
А) В. О. Ключевский

Б) С. Ф. Платонов

В) С. М. Соловьев

Г) Н. М. Карамзин

Д) М. В. Ломоносов

1) «История государства Российского»

2) «Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского»

3) «Древнерусские жития святых, как исторический источник»

4) «Киевская Русь»

5) «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI–XVII вв.»

6) «История России с древнейших времен»

 

Ответ:

АБВГД
35612

По 1 баллу за каждое верное соответствие. Всего 5 баллов.

Задание 13

Содержание ↑

Установите соответствие между событиями и годами, в которые они произошли. Ответы оформите в виде таблицы, в которую запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЕГОД
А) Гаагская мирная конференция

Б) установление протектората России над Бухарским ханством

В) учреждение Верховной распорядительной комиссии

Г) денежная реформа С. Ю. Витте

Д) учреждение Крестьянского поземельного банка

1) 1897 г.

2) 1882 г.

3) 1868 г.

4) 1895 г.

5) 1880 г.

6) 1899 г.

 

Ответ:

АБВГД
63512

 

По 1 баллу за каждое верное соответствие. Всего 5 баллов

Задание 14

Содержание ↑

Заполните пропуски в тексте. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые слова, имена, даты впишите под соответствующими номерами в помещённую в бланке работы таблицу.

В июне (1 – год) года Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и заняла (2 – собирательное название) княжества. Русская армия, перейдя Дунай, оттеснила турецкие войска от правого берега и осадила крепость (3 – название). На море флотилия под командованием адмирала (4 – фамилия) уничтожила турецкую эскадру в Синопской бухте. Но после этого в войну вступили Англия, Франция и (5 – название государства). Союзным войскам удалось высадиться у (6 – город) и в сентябре 1854 года разбить русские полки у реки (7 – название).

В (8 – месяц) 1854 года началась осада Севастополя. Помимо (4 – фамилия командующего), обороной города руководили адмиралы Корнилов и (9 – фамилия). Важным пунктом обороны Севастополя была господствующая высота – (10 – название). Несмотря на героическую оборону, Севастополь был сдан в (11 – год) году.

Итоги войны были подведены на (12 – название) конгрессе 1856 года.

Россия лишалась устья Дуная и захваченных в ходе войны территорий на Кавказе, включая взятую с большим трудом крепость (13 – название). Кроме того, Черное море объявлялось (14), что означало невозможность иметь на нем военный флот. Однако поражение в войне стимулировало процесс реформирования страны при (15 – император).

Ответ

11853
2Дунайские
3Силистрия
4Нахимова
5Сардиния/Сардинское королевство/Пьемонт
6Евпатории
7Альма
8октябре
9Истомин
10Малахов курган
111855
12Парижском
13Карс
14нейтральным
15Александре Втором

15 верных вставок – 8 баллов.

14 верных вставок – 7 баллов.

12–13 верных вставок – 6 баллов.

10–11 верных вставок – 5 баллов.

8–9 верных вставок – 4 баллов.

6–7 верных вставок – 3 балла.

4–5 верных вставок – 2 балла.

2–3 верные вставки – 1 балл.

1 верная вставка – 0 баллов.

Всего 8 баллов.

Задание 15

Содержание ↑

Внимательно рассмотрите схему и выполните задания, помещённые ниже.

15.1. Напишите название и годы войны, изображенной на схеме.

Ответ: Северная война 1700–1721 гг. (1 балл)

15.2. Укажите цифру, которой на схеме обозначена крепость, попытка взятия которой русской армией вошла в историю как «конфузия».

Ответ: 1 (1 балл)

15.3. Укажите название самого южного сражения из обозначенных на схеме.

Ответ: Полтавское сражение (1 балл)

15.4. Назовите монарха, руководившего войсками, действия которых обозначены на схеме белыми стрелками.

Ответ: Карл XII (1 балл)

15.5. Верны ли представленные ниже утверждения («да» – «нет»)? Ответы внесите в таблицу.

  • А) Союз стран, противостоявших государству, действия войск которого обозначены на схеме белыми стрелками, известен как «Северный аккорд».
  • Б) Битва при Лесной происходила на территории Речи Посполитой.
  • В) Перенос столицы из Москвы в Петербург произошел после завершения войны, события которой обозначены на схеме.
  • Г) Одновременно с войной, события которой обозначены на схеме, в Европе шла война за австрийское наследство.
  • Д) Заштрихованные на схеме области по итогам войны были переданы России.

Ответ:

АБВГД
нетданетнетда

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 10 баллов.

Всего 14 баллов.

Задание 16

Содержание ↑

Соотнесите представленные изображения с характеристиками русских князей, данными великим русским историком и писателем Н.М. Карамзиным, с которыми эти изображения связываются по смыслу. Ответы оформите в виде таблицы, в столбцы которой впишите имена этих князей, буквенное обозначение соответствующего им изображения, порядковый номер фрагмента описания князя и цифровое обозначение события всемирной истории, современником которого он был.

Характеристики русских князей:

1) «Исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнившая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, положили на него яркий отблеск Александра Невского». (Н.М. Карамзин).

2) «Будучи, подобно отцу, ревнителем самодержавия, твёрдым, непреклонным, хотя и менее строгим, он следовал тем же правилам в политике внешней и внутренней; решал важные дела в Совете бояр, учеников и сподвижников Иоанновых: их мнением утверждая собственное; являл скромность в действиях монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для государственного могущества; менее славился воинским счастием, более опасною для врагов хитростию; не унизил России, даже возвеличил оную». (Н.М. Карамзин).

3) «Древняя Россия погребла с ним своё могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское счастие, будучи снова раздробленною на малые области». (Н.М. Карамзин).

4) «… без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, захватывая уделы, расширяя владения московские. … разодрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних».

События всемирной истории:

  1. Начало правления Эдуарда Исповедника в Англии.
  2. Битва при Нанси.

III. Первое кругосветное плавание.

  1. Восстание Уота Тайлера.

Ответ:

Буквенное обозначение изображенияИмяФрагментСобытие
АВасилий III2III
БИван III4II
ВДмитрий Донской1IV
ГЯрослав Мудрый3I

 

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа.

Всего 12 баллов.

Задание 17

Содержание ↑

Перед Вами фрагмент документа, появившегося во второй половине XIX века. Напишите на его основе небольшую работу «Отмена крепостного права глазами современника».

«Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. На два года остается все по-прежнему: и барщина остается, и помещику власть над вами остается, как была. А где барщины не было, а был оброк, там оброк остается, либо какой прежде был, либо еще больше прежнего станет. Это на два года, говорит царь. В два года, говорит царь, землю перепишут да отмежуют. Как не в два года! Пять лет, либо десять лет проволочут это дело. А там что? Да почитай, что то же самое еще на семь лет; только та разница и будет, что такие разные управления устроят, куда, вишь ты, можно жаловаться будет на помещика, если притеснять будет. Знаете вы сами, каково это слово «жалуйся на барина». Оно жаловаться-то и прежде было можно, да много ли толку было от жалоб? Только жалобщиков же и оберут, да разорят, да еще пересекут, а иных, которые смелость имели, еще и в солдаты забреют, либо в Сибирь да в арестантские роты сошлют. Только и проку было от жалоб. Известно дело: коза с волком тягалась, один хвост остался. Так оно было, так оно и будет, покуда волки останутся, значит помещики да чиновники останутся. А как уладить дело, чтобы волков-то не осталось, это дальше все рассказано будет. А теперь покуда не об этом речь, какие новые порядки надо вам завести; покуда об том речь идет, какой порядок вам от царя дан, – что значит, не больно-то хороши для вас нонешние порядки, а что порядки, какие по царскому манифесту да по указам заводятся, все те же самые прежние порядки. Только в словах и выходит разница, что названья переменяются. Прежде крепостными, либо барскими вас звали, а ноне срочно-обязанными вас звать велят; а на деле перемены либо мало, либо вовсе нет. Эти слова-то выдуманы! Срочнообязанные, вишь ты глупость какая! Какой им черт это в умто вложил такие слова! А по-нашему надо сказать: вольный человек, да и все тут. Да чтобы не названием одним, а самым делом был вольный человек. А как бывает в исправду вольный человек, и каким манером вольными людьми можно вам стать, об этом обо всем дальше написано будет»

План работы

  1. Характеристика документа. Назовите год создания документа. Аргументируйте свой ответ. Приведите два аргумента. Для кого он предназначался? Как это можно определить по стилю изложения? Приведите два аргумента.
  2. Какая проблема рассматривается в документе? Какую цель ставит автор при создании данного документа?
  3. Как автор оценивает отмену крепостного права? Какие аргументы приводит автор для обоснования своей точки зрения? Используя текст, приведите три положения.

Ответ:

  1. Прокламация была создана в 1861 г. (1 балл). Аргументы: об отмене крепостного права говорится как о недавнем событии. (2 балла) Упоминается, что через два года произойдет межевании земли между помещиками и крестьянами. (2 балла) Социальный адресат текста, как следует из его названия, – недавно освобождённые помещичьи крестьяне (прежде всего грамотные из их числа) (1 балл). Автор имитирует просторечный язык, использует такие обороты как, «нонешний», «проволочут». (2 балла) Для упрощения используется вопросо-ответная форма, применяемая при изложении основ христианской веры. (2 балла) Всего 10 баллов.
  2. Автор рассматривает проблему несправедливого решения крестьянского вопроса по итогам реформы. Автор ставит целью пропаганду среди крестьян народнических взглядов на отмену крепостного права. (По 2 балла за каждое положение. Всего 4 балла)
  3. Оценка автора: реформа не только не улучшала, но даже ухудшала положение крестьян.

Могут быть приведены следующие положения:

  • автор пишет, что «еще два года», т. е. до 1863 года (окончание составления уставных грамот между помещиком и крестьянами) бывшие уже крепостные остаются в полной власти своих господ, что уже заставляет настороженно относиться к подобной «воле».
  • Юридически возможные, но непризнанные на практике жалобы на помещиков только усугубляют положение, создают иллюзию свободы и полноправной жизни. При этом жалобщиков даже наказывают («Только жалобщиков же и оберут, да разорят, да еще пересекут, а иных, которые смелость имели, еще и в солдаты забреют, либо в Сибирь да в арестантские роты сошлют»)
  • автор демонстрирует неприязнь к термину «срочнообязанные» как явно демонстрирующему отсутствие свободы. Более того, автор заявляет, что не может быть никакой воли, данной царским манифестом («порядки, какие по царскому манифесту да по указам заводятся, все те же самые прежние порядки»). (По 2 балла за ответ на вопрос и каждое положение. Всего 8 баллов)

Всего 22 балла.

Задание 18

Содержание ↑

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

При выборе темы исходите из того, что Вы:

  • ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  • можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  • располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  • владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  • обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник);
  • грамотность использования исторических фактов и терминов;
  • чёткость и доказательность основных положений работы;
  • знание различных точек зрения по избранному вопросу;
  • наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.

Темы:

  • «Византийские походы вызывались, большею частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему они оканчивались обыкновенно торговыми трактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X в.». (В. О. Ключевский)
  • «Порой деятельность Калиты представляется нам в тёмных красках. Он считается главным вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей против татарских насильников. Однако современники по-своему оценивали деятельность Калиты. Они видели в нём прямого продолжателя политики Александра Невского, добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли, ещё не готовой к решительной борьбе…». (М. Н. Тихомиров)
  • «В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и вели асктический образ жизни. В богатых монастырях <…> старцы не жалели усилий на то, чтобы преумножить свои владения. Они вели торговлю, занимались ростовщичеством, а полученные деньги тратили на приобретение недвижимости». (Р. Г. Скрынников)
  • «При назначении сенатором, как, впрочем, и на другие должности, Петр руководствовался не породой, а служебной годностью. Если в XVII в. отпрыск боярина преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счете достигал самого высокого чина, приходя на смену отцу, то при Петре право стать сенатором предоставлялось лицам, обладавшим собственными достоинствами, – заслуги предков во внимание не принимались. У этих людей ценились ум, служебное рвение, образование и т. д.». (Н. И. Павленко)
  • «Секуляризация сознания – характерный процесс второй половины XVII века – сменился в XVIII веке другим процессом – секуляризацией церковного имущества. Екатерина II лишь завершила этот процесс». (Е. В. Анисимов)
  • «В эпоху Александра I выступила группа художников, пытавшихся наполнить русскую живопись более демократическим содержанием. Ее кистью впервые заговорило в области искусства третье сословие. Во главе этой группы стоял «отец русской бытовой живописи» Венецианов». (В. М. Фриче)
  • «Александр II вошёл в историю под именем Царя-Освободителя. Этот человек несомненно обладал широким кругозором и большим личным мужеством. Взойдя на престол и видя неполадки в работе государственной машины, несуразности в экономике и быту, он после нескольких лет колебаний и раздумий сделался сторонником глубоких преобразований. В его правление произошла грандиозная перестройка всей хозяйственной и общественной жизни России». (А. Н. Боханов)

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

Всего за работу 130 баллов.

Содержание ↑

Рекомендуем ознакомиться: