Содержание
Задание 1[30 баллов] «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..»
Прочитайте.
«Ну, […], – ему сказала,
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною
Сколько смыслишь. Да смотри:
По три утренни зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами <…>
- Напишите имя автора и название произведения, откуда взят этот отрывок.
- Вставьте имя персонажа, пропущенное в первой строке.
- Напишите имя персонажа, который говорит эти слова.
- Объясните значение выделенных слов и выражений.
- Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог коня из произведения, откуда взят отрывок, о своём хозяине. Объём – около 100 слов.
Ответы и критерии оценивания
- П.П. Ершов, «Конёк-Горбунок» (1 балл).
- Иван (1 балл).
- (Волшебная) кобылица (1 балл).
- Вершок – мера длины, равная приблизительно 4,5 см (1 балл).
Аршин – мера длины, равная приблизительно 71 см (1 балл). В сказке эти слова могут употребляться как примеры художественного преуменьшения и преувеличения.
- Монолог коня
Занимательность содержания, точность характеристик, наличие/отсутствие фактических ошибок | 0–10 баллов |
Обращение к тексту произведения | 0–5 баллов |
Единство стиля и общая логика текста | 0–5 баллов |
Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) | 0–5 баллов |
Итого | 25 баллов |
Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 150–200 слов.
Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880–1932)
БРОДЯЧИЙ ПЁС
Медленно покачиваясь, я возвращался с моря в свою лесную сторожку, нагруженный, как мул, купальным костюмом, халатом, сеткой с овощами и подобранными у тростников дикими грушами. У колодца я обернулся: сзади меня кто-то вежливо вздохнул, словно хотел сказать: «Обернитесь, пожалуйста».
Из тростниковых джунглей вышла на тропинку тощая долговязая собака из той же незнатной породы, у которой хвост крендельком, а уши варениками. Я остановился, пёс тоже. Он внимательно, опытным глазом бродяги осмотрел мои пожитки, мою выгоревшую на солнце куртку, моё лицо и, когда я снова стал подыматься в гору, решительно пошёл за мной, точно я был его дедушкой, с которым он встретился после многолетней разлуки.
Его решение было нетрудно понять: «Нездешний… Не фермер – фермеры не купаются… Мяса не ест, но пустой желудок можно и супом с хлебом наполнить. Не злой, скорее добрый, стало быть, не прогонит. Из той породы людей, которые каждый год наезжают со всех сторон в Прованс, чтобы валяться на песке у моря и ничего не делать. Вроде бродячих собак…»
Пёс не ошибся, я его не прогнал и у дверей сторожки исполнил первый долг гостеприимства: дал ему в жестянке из-под сардинок холодной колодезной воды. Жестянка была гораздо меньше собачьей жажды, но я терпеливо подливал воду, пока пёс, из вежливости омочив последний раз язык, не взглянул на меня благодарными глазами:
– Спасибо.
Он немного хитрил со мной, но что ж – не схитришь – не поужинаешь… такая уж судьба всех бродяг.
Я сидел в сторожке, он у порога, снаружи. Он, конечно, постарался мне объяснить, как умел, что он совсем не хочет есть, что пошёл он за мной только потому, что я ему понравился. Осторожно, словно невзначай, перенёс он переднюю лапу за порог. Но я очень люблю собак и очень не люблю блох – глаза наши встретились, и он понял, что поужинать и на дворе можно.
Я размочил сухой хлеб в разбавленном водой скисшем молоке (не бежать же мне на соседнюю ферму за сливками!). Пёс съел. Он был очень голоден – впалые бока, чуть-чуть торопливые глотки… Но не чавкал, старался есть медленно, с достоинством, как не всегда едят даже сытые мальчики.
Потом я разогрел рисовый суп с томатами. Блюдо не совсем подходящее, но разве у меня собачья кухмистерская?
Мы честно поделили между собой суп, а на закуску я ему дал бумагу изпод масла, которую он, жмуря глаза от удовольствия, старательно облизал – так облизал, что бумажка совсем прозрачной стала. От вина отказался. Даже обиделся, как, впрочем, собаки всегда обижаются, если человек им что-то несуразное предложит. И в самом деле: предложи вам кто-нибудь после ужина копировальных чернил, разве вы не обиделись бы?
Из виноградника выполз с киркой старичок Сангинетти, хозяин моего жилища, маленький, похожий на хитрую ящерицу, человечек. Посмотрел на лежавшую у порога собаку, почмокал плохо выбритой губой и сказал:
– Ваш пёс? Не ваш? Здесь ни у кого такого нет – уж я знаю… Не люблю ни кошек, ни собак! Кошки – воровки, собаки кусаются. Вот вы её накормили, а она вам за это, хи-хи, брюки порвёт…
Вздор какой! Какая собака обидит человека, который её накормил и у своего порога приветил?
Псу тоже не понравился сухой, похожий на шорох выцветших листьев кукурузы, голос старичка. Он толкнул меня носом в колени, вильнул дважды хвостом (ужин был неважный, особенно вилять не стоило) и, презрительно обогнув старого клеветника, исчез за холмом в кустах можжевельника. Сыт, вечер тихий и тёплый – а что завтра будет, об этом только люди думают…
(1926)
- Что можно сказать о рассказчике? Обоснуйте свои умозаключения, обратившись к тексту.
- Как рассказчик относится к природе?
- Как показан в рассказе пёс? С помощью каких художественных приёмов?
- Зачем в рассказе нужен образ «старичка Сангинетти»?
- Какие художественные детали (в первую очередь портретные) вам запомнились? Почему?
- Как вы понимаете смысл финала (последнее предложение) рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 150–200 слов.
Майя Ивановна Борисова (1932–1996)
ПЕСЕНКА ВЕСЕННЕГО СОЛНЫШКА
Встану рано-рано я, не спеша
Разбужу румяного малыша.
Приласкаю сонного –
Ничего особенного –
Буду я, солнышко, нянюшкой.
Станет небо розовым над тобой,
Станет лужа каждая голубой.
Буду раскрашивать,
Ничего страшного –
Буду я, солнышко, маляром.
Закоптились за зиму облака,
Надо бы в Неве их прополоскать.
Потружусь за стиркою,
Ничего стыдного –
Буду я, солнышко, прачкою.
Посмотри на улицу – там светло.
Выходи на улицу – там тепло.
Рано, поздно ли –
Вы и сами поняли:
Это я, весеннее солнышко!
(1973)
- Почему стихотворение называется «Песенка…»?
- Обращено ли стихотворение к кому-нибудь? Если да, к кому?
- Чем напоминает это стихотворение народные песни и чем отличается от них?
- Обратите внимание на рифмы. Что в них необычного?
- Как устроены строфы в стихотворении?
- Зачем нужны повторы?
Критерии оценивания
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | 15 |
Общая логика текста и композиция работы. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | 10 |
Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | 5 |
Максимальный балл | 40 |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70.